Гуманитарные дисциплины
Разработки, публикации
Страхова Н. В.
Изучение истории в основной и средней школе: региональный компонент: учебно-методическое пособие / Н. В. Страхова. — Электрон. текстовые дан. (1,93 Мb). — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. — (Федеральные государственные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-6051231-4-9
Учебно-методическое пособие посвящено вопросам изучения регионального компонента на уроках истории в ООО и СОО. Особое внимание уделяется принципам и подходам к отбору регионального материала, методам и приёмам организации урока истории с использованием регионального содержания, ресурсам региональных музеев и архивов и их адаптации к потребностям школы. Показаны преимущества включения данных ярославской истории в содержание урока истории России.
Учебно-методическое пособие написано с привлечением мате-риалов, полученных в процессе реализации регионального проекта «”История для будущего”: повышение качества исторического образования в условиях смешанного обучения в общеобразовательных организациях Ярославской области», сотрудничества с ГАЯО и ярославскими музеями. Пособие предназначено для учителей истории.
Фрагмент текста
Страхова Н. В., Павлова Л. Ю.
Модульный подход в преподавании истории: методические рекомендации / Н. В. Страхова, Л. Ю. Павлова. — Электрон. текстовые дан. (879 Kb). — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. — Текст : электронный — (Федеральные государственные стандарты).
Методические рекомендации адресованы принципам использования модульного подхода при изучении истории с учётом смешанного обучения. В тексте рекомендаций выделяются преимущества модульной организации урока, приводятся примеры разработок урока истории в 6 классе.
Методические рекомендации созданы на материалах, полученных в процессе реализации регионального проекта «История для будущего»: повышение качества исторического образования в условиях смешанного обучения в общеобразовательных организациях Ярославской области и предназначены для учителей истории.
Текст издания
Пополитова О. В., Урывчикова Н. В.
Современные подходы к организации внеурочной деятельности: учебно-методическое пособие / О. В. Пополитова, Н. В. Урывчикова. — Электрон. текстовые дан. (1,28 Mb). – Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-6048641-3-5
В данном учебно-методическом пособии систематизирована информация об организации внеурочной деятельности на разных уровнях образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных образовательных программ, а также с соблюдением Гигиенических нормативов и Санитарно-эпидемиологических требований. Приведены примеры сценариев занятий и мероприятий внеурочной деятельности.
Фрагмент текста
Урывчикова Н. В. Формирующее оценивание при обучении иностранным языкам: методические рекомендации / Н. В. Урывчикова. — Электрон. текстовые дан. (526 Кb). – Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
Методические рекомендации созданы в рамках осуществления регионального проекта «Реализация моделей смешанного обучения в преподавании иностранных языков». В данных рекомендациях представлены подходы к использованию цифровых инструментов и сервисов для формирования и оценивания учебной деятельности обучающихся в процессе реализации смешанного обучения в преподавании иностранных языков. Приведены примеры использования отдельных инструментов.
Урывчикова Наталья Владимировна, старший преподаватель кафедры общего образования государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования».
Подробнее
Литературно-методическое наследие К. Д. Ушинского: учебно-методическое пособие для учителя и учеников / Е. Н. Мартынова, Я. С. Соловьев, М. А. Седова. — Электрон. текстовые дан. (5,68 Mb). – Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. — (Памятные даты).
Пособие посвящено 200-летнему юбилею со дня рождения К. Д. Ушинского, 160-летию выхода в свет «Родного сло-ва» – одной из самых главных учебных книг великого педагога. Представленные в пособии дидактические и методические материалы адаптированы для использования в современной начальной школе, содержат интерактивные задания и предполагают обращение к электронным ресурсам. Материалы пособия могут быть использованы в качестве дополни-тельных как на уроках обучения грамоте для хорошо читающих учеников, так и на внеурочных занятиях по развитию речи первоклассников или в рамках курса «Разговоры о важном» с целью формирования у младших школьников базовых наци-ональных ценностей. Пособие можно использовать для организации семейного (домашнего) чтения.
Текст издания
Киселева Н. В. Курс внеурочной деятельности «Код текста» : учебно-методический комплект / Н. В. Киселева. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. — 18 c. : + CD (123 Mb) – (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-6048641-0-4
Учебно-методический комплект курса внеурочной деятельности «Код текста» предназначен для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования, и включает общую характеристику, место в учебном плане, основные подходы к отбору содержания, основные содержательные линии, тематическое и поурочное планирование.
Приложением к учебно-методическому комплекту служат сценарии занятий, презентации и дополнительный материал.
Текст издания
Текст. Образование. Коммуникация : функциональная грамотность как основа развития российского образования: сборник научных статей по материалам научно-практической конференции с международным участием (г. Ярославль, 5 апреля 2023 г.) / под общ. ред. Н. В. Лукьянчиковой, Е. Н. Мартыновой, Н. В. Страховой. — Электрон. текстовые дан. (3,7 Mb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-6048641-1-1
Издание представляет собой сборник материалов научно-практической конференции с международным участием «Текст. Образование. Коммуникация: функциональная грамотность как основа развития российского образования», которая проводилась в ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» в рамках научно-просветительского марафона, посвященного Году педагога и наставника.
В статьях рассмотрены актуальные проблемы работы с разнообразными текстами, в том числе художественными, на разных уровнях образования (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование), возможности работы над формированием функциональной грамотности.
Материалы представляют интерес для научного сообщества, учителей, студентов вузов, а также широкого круга читателей.
УДК
Содержание
Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках иностранного языка: сборник практических материалов / под ред. Н. В. Урывчиковой. — Электрон. текстовые дан. (3,00 Mb). – Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. — (Федеральные государственные образовательные стандарты). В сборнике представлены примеры заданий на английском и немецком языках для начальной основной и средней школы, со-зданных учителями общеобразовательных организаций и преподава-телями иностранных языков в рамках марафона по разработке зада-ний, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся. Марафон был проведен ГАУ ДПО ЯО «Институт раз-вития образования» с 10 апреля по 12 мая 2023 года.
Текст издания
Страхова Н. В. Рабочая программа курса «История Ярославского края»: сборник рабочих программ / Н. В. Страхова. — Электрон. текстовые дан. (1,11 Мb). — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. — Текст : элек-тронный — (Федеральные государственные стандарты). Рабочие программы учебного курса «История Ярославского края» (для 6-9, 10-11 классов общеобразовательных организаций) включают пояснительные записки, общие характеристики курсов (цели изучения учебного курса «История Ярославского края», место учебного курса «История Ярославского края», содержание, планируе-мые результаты освоения курсов). Рабочие программы учебного курса «История Ярославского края» написаны с учетом требований обнов-ленного ФГОС и предназначены для учителей истории.
Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей (логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru )
Киселева Н. В. Организация деятельности общеобразовательных организаций, имеющих в составе обучающихся детей иностранных граждан и детей с миграционной историей, слабо владеющих русским языком: методические рекомендации для учителей русского языка / Н. В. Киселева. — Электрон. текстовые дан. (1,01 Mb). – Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
В методических рекомендациях раскрываются основные подходы к созданию комфортной языковой образовательной среды для ребенка, слабо владеющего русским языком. Предлагаются варианты организации работы по обучению русскому языку во внеурочное время, описываются возможности дополнительного образования. Чтобы легче было ориентироваться в учебниках, учебных и учебно-методических пособиях, после каждой части пособия предлагается список литературы.
Материалы будут полезны учителям русского языка, руководителям образовательных организаций.
Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей (логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)
Развитие функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций. Финансовая грамотность: методические рекомендации / под общ. ред. Н. В. Страховой. – Электрон. текстовые дан. (2,85 Mb). – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. – Текст: электронный. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
Методические рекомендации посвящены развитию финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных организаций.
Методические рекомендации написаны на материалах, полученных в процессе работы базовой площадки ГАУ ДПО ЯО ИРО (СШ № 39 г. Ярославля) с использованием разработок Регионального конкурса методических разработок учителей общеобразовательных организаций и преподавателей «Основы финансовой грамотности», и предназначены для учителей, классных руководителей.
Текст издания
Киселева Н. В.
Прочитать. Понять. Применить. Всё, или почти всё, о читательской грамотности : методическое пособие / Н. В. Киселева. — Электрон. текстовые дан. (1,23 Mb). – Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-907070-94-3
В методическом пособии содержится описание основных элементов, составляющих читательскую грамотность: ситуаций и целей чтения, видов чтения и текста, типов текстов, читательских умений. Предлагаются способы формирования читательской грамотности обучающихся: учебные ситуации и система вопросов. Даются рекомендации по анализу и самоанализу урока в аспекте формирования читательской грамотности обучающихся.
Предназначено методическое пособие для учителей-предметников.
Текст издания
Рекомендации по повышению качества подготовки обучающихся к ЕГЭ по литературе: методические рекомендации / сост. Н. В. Лукьянчикова. — Электрон. текстовые дан. (467 Кb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. — Текст : электронный. – (Федеральные государственные образовательные стандарты).
В методических рекомендациях представлены статистические данные о результатах ЕГЭ по литературе в Ярославской области, рас-смотрены изменения, внесенные в КИМ по литературе за последние годы, даны советы по организации подготовки обучающихся к ЕГЭ.
Издание представляет интерес для педагогического сообщества, экспертов, учителей, абитуриентов, а также широкого круга читателей.
Текст издания
День единого текста. Часть 2. К 210-летию со дня победы в Отече-ственной войне 1812 года : методическое пособие / сост. Н. В. Киселева. — Электрон. текстовые дан. (1,42 Mb) — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. — (Памятные даты).
В сборнике представлены тексты, посвященные 210-летию со дня победы в Отечественной войне 1812 года, для двух групп учащих-ся: 5-7 и 8-11 классов. К каждому тексту прилагаются технологиче-ские карты уроков русского языка, истории, искусства, родной лите-ратуры, дидактический материал (рабочие листы для учеников), вари-анты диагностических работ.
Практическое пособие предназначено для образовательных ор-ганизаций разного уровня.
Текст издания
Страхова Н. В.
Современный урок: реализация моделей смешанного обучения на уроках истории: методические рекомендации / Н. В. Страхова. – Элек-трон. текстовые дан. (1,45 Mb). – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. – Текст: электронный. — (Федеральные государственные образова-тельные стандарты).
Методические рекомендации посвящены особенностям подготов-ки к ГИА-9 с учетом смешанного обучения. В тексте рекомендаций выделяются преимущества организации урока истории с использовани-ем модели «Ротация», приводятся примеры разработок урока истории в 6 классе.
Методические рекомендации написаны с использованием матери-алов, полученных в процессе реализации регионального проекта «Ис-тория для будущего»: повышение качества исторического образования в условиях смешанного обучения в общеобразовательных организаци-ях Ярославской области», и предназначены для учителей истории.
Текст издания
Урывчикова Н. В. Проектирование «перевернутого урока» иностранного языка: методические рекомендации / Н. В. Урывчикова. – Электрон. текстовые дан. (808 Kb). – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. – Текст: электронный. — (Эффективная школа).
Данные методические рекомендации созданы в рамках выполнения регионального проекта «Реализация моделей смешанного обучения в преподавании иностранных языков». Их основная цель – описать алгоритм проектирования урока по модели смешанного обучения «перевернутый класс», включающий постановку операционализируемой учебной цели, перевод цели в задачи, определение содержания самостоятельной работы обучающихся до урока, выбор форм организации учебной деятельности на уроке.
Текст издания
Киселева Н. В., Лукьянчикова Н. В.
Методические аспекты преподавания творчества Расула Гамзатова в школе: методическое пособие / Н. В. Киселёва, Н. В. Лукьянчикова. – Электрон. текстовые дан. (1,16 Мb). – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. – Текст: электронный. — (Памятные даты).
ISBN 978-5-906776-32-7
ISBN 978-5-907070-91-2
Замечательные стихи Расула Гамзатова одинаково близки как аварцам, читающим произведения на родном языке, так и представителям других народов. Темы патриотизма, любви и уважения к родителям, дружбы, красо-ты родной природы делают творчество Гамзатова нужным и понятным каж-дому читателю, чем и обусловлена актуальность этого издания.
Пособие включает материалы, позволяющие выстроить стратегию ра-боты по изучению творчества Расула Гамзатовича Гамзатова на уроках рус-ского языка и литературы в образовательных организациях разного уровня. Авторы предлагают актуальные формы работы как с лирическими, так и с публицистическими текстами поэта.
Пособие представляет интерес для научного сообщества, учителей, сту-дентов вузов, а также широкого круга читателей.
Текст издания
День единого текста. Часть 1. К 80-летию начала Сталинградской битвы : методическое пособие / сост. Н. В. Киселева. — Электрон. текстовые дан. (4,62 Mb) — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. — (Памятные даты).
В сборнике представлены тексты, посвященные 80-летию начала Сталинградской битвы, для трех групп учащихся: 5-6, 7-8 и 9-11 классов. Предложены тексты «Маршал Победы», «Сталинград и его герои», «Сталинград» (В. Гроссман). К каждому тексту прила-гаются технологические карты уроков русского языка, истории, лите-ратуры, искусства, дидактический материал (рабочие листы для уче-ников), варианты диагностических работ.
Практическое пособие предназначено для учителей-предметников образовательных организаций разного уровня
Текст издания
Поурочные планы по немецкому языку как второму иностранному. Первый год обучения : учебно-методический комплект / Н. В. Урывчикова. — Электрон. текстовые дан. (74,6 Mb). — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. — Текст : электронный — (Федеральные государственные стандарты).
В методических рекомендациях представлены детальные разработки сценариев уроков немецкого языка как второго иностранного по учебнику «Горизонты» для 5 класса (1 год обучения). Структура уроков выстроена в соответствии с деятельностной парадигмой, с принципами когнитивно-коммуникативного, мультисенсорного и индуктивного подходов. Учителю предоставляется возможность использовать в организации учебной деятельности обучающихся разработанные специально для этого курса цифровые образовательные ресурсы.
Сценарии уроков содержат раздаточные материалы и листы самооценки для реализации формирующего оценивания.
В состав УМК входят презентации в формате Power Point, разработанные к каждому уроку.
Публикуется в авторской редакции.
Скачать
День единого текста. Часть 3. К 105-летию Октябрьской революции : методическое пособие / сост. Н. В. Киселева. — Электрон. текстовые дан. (2,51 Mb) — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. — (Памятные даты).
В сборнике представлены тексты, посвященные 105-летию Октябрьской революции, для трех групп учащихся: 5-7, 8-9 и 8-11 классов. Предложены тексты «Крейсер «Аврора»», «Владимир Ильич Ленин», «Отец октября» (Л. Троцкий). К каждому тексту прилагаются технологические карты уроков русского языка, истории, искусства, физики, дидактический материал (рабочие листы для учеников), варианты диагностических работ.
Практическое пособие предназначено для учителей-предметников образовательных организаций разного уровня
Текст издания
Киселева Н. В. Тайна читательской грамотности обучающихся : тетрадь-тренажер для учителя / Н. В. Киселева. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. — 96 c. – (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-907070-85-1
Тетрадь-тренажер раскрывает особенности формирования и развития читательской грамотности обучающихся в школе, начиная с понятия «читательская грамотность» и заканчивая разработками уроков и занятий по внеурочной деятельности.
Тетрадь-тренажер состоит из трех частей. Каждая часть включает теоретическую информацию, представленную в виде практической работы, тестовые задания, задания на соотнесение, классификацию, аргументацию собственного мнения, составление вопросов и заданий к предложенным текстам, т.п. На часть заданий предлагаются ответы в конце каждой части.
Пособие предназначено для учителей-предметников образовательных организаций.
Текст. Образование. Коммуникация : стратегии работы с текстом как основа формирования функциональной грамотности: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Ярославль, 5 апреля 2022 г.) / под общ. ред. Н. В. Лукьянчиковой и Н. В. Страховой. — Электрон. текстовые дан. (2,05 Mb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. — Текст : электронный.
ISBN 978_5_907070_86_8
Издание представляет собой сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Текст. Образование. Коммуникация: стратегии работы с текстом как основа фор-мирования функциональной грамотности», которая проводилась в ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования».
В статьях рассмотрены актуальные проблемы работы с разнообразны-ми текстами, в том числе художественными, на разных уровнях образова-ния (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, среднее профессиональное образование, высшее обра-зование).
Материалы представляют интерес для научного сообщества, учителей, студентов вузов, а также широкого круга читателей.
Текст издания
Киселева Н. В. Тетрадь Победы : практическое пособие / Н. В. Киселева. — Элек-трон. текстовые дан. (2,74 Мb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. — Текст : электронный. – (Памятные даты).
Пособие посвящено событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., менявшим ход войны, порушившим немецкие планы по захвату территорий Советского Союза. Это – оборона Брестской крепости, Смоленское сражение, битва за Москву, Сталинградская и Курская битвы, блокада Ленинграда, День Победы. В каждой части пособия предлагаются разнообразные задания: ответы на вопросы по тексту, решение учебных ситуаций и кроссвордов, анализ произведений искусства, написание сочинений-рассуждений и др.
Предназначено практическое пособие для учителей-предметников.
Текст издания
Киселева Н. В., Страхова Н. В. Методические рекомендации по проведению мероприятий, посвященных празднованию 100-летия со дня рождения А. А. Зиновьева в образовательных организациях / Н. В. Киселева, Н. В. Страхова. — Электрон. текстовые дан. (524 Kb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. — Текст : электронный. – (Федеральные государственные образовательные стандарты).
Текст издания
Гусева Л. А., Мартынова Е. Н., Соловьев Я. С. Изучение родного русского языка в начальной школе : учебно-методическое пособие / Л.А. Гусева, Е.Н. Мартынова, Я.С. Соловьев. — Электрон. текстовые дан. (776 Kb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. — Текст : электронный. – (Федеральные государственные образовательные стандарты).
Цель данного пособия – систематизировать сведения об изучении курса родного русского языка в начальной школе. В пособии кратко освещаются нормативно-правовые документы, определяющие место родного языка в учебном процессе; охарактеризовано учебнометодическое обеспечение уроков по данному предмету; проведено сопоставление двух близких, взаимосвязанных, но все-таки разных учебных предметов, таких как русский язык и родной русский язык; даны рекомендации по использованию научно-популярной и справочной литературы по русскому языку. Существенное место в пособии отведено предметным компетенциям учителей, необходимым для продуктивного преподавания русского языка как родного. Методическое пособие адресовано учителям начальных классов, студентам учреждений высшего и среднего профессионального образования, обучающимся по педагогическим направлениям, связанным с начальным общим образованием. Материалы пособия будут интересны учителям русского языка основной и средней общеобразовательной школы, а также тьюторам по сопровождению учителей начальной школы и русского языка.
Текст издания
Урывчикова Н. В. Организация самостоятельной работы обучающихся по иностранному языку с помощью цифровых технологий : методические рекомендации / Н. В. Урывчикова. — Электрон. текстовые дан. (3,84 Mb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. — Текст : электронный. – (Эффективная школа).
Данные методические рекомендации созданы в рамках реализации регионального проекта «Реализация моделей смешанного обучения в преподавании иностранных языков». Основная цель рекомендаций – сделать краткий обзор популярных цифровых инструментов и привести примеры их использования при организации самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения иностранного языка.
Текст издания
О проведении Дней славянской письменности и культуры в образовательных организациях: практическое пособие / сост.: Н. В. Киселева. — Электрон. текстовые дан. (286 Kb) — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. — (Памятные даты).
В предлагаемом пособии представлены краткие исторические сведения о Днях славянской письменности и культуры, даны методические рекомендации по их проведению в образовательных организациях.
В пособии раскрываются основные понятия, приводятся даты, имена, связанные с Днями славянской письменности и культуры. Для занятий на уроках и для внеурочной деятельности подобраны пословицы, поговорки, фразеологизмы, стихи о русском языке, сведения о памятниках посвященных основателям славянкой письменности. В каждой части даются описания различных форм познавательной деятельности обучающихся.
Пособие предназначено для учителей-предметников образовательных организаций.
Текст издания
Киселева Н. В. Методические аспекты преподавания родного языка (русского): учебно-методическое пособие / Н. В. Киселева. — Электрон. текстовые дан. (706 Kb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. – (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-907070-82-0
Учебно-методическое пособие раскрывает особенности методики преподавания учебного предмета «Родной язык (русский)». Основное внимание уделяется способам работы с информацией, представленным в учебниках «Русский родной язык», и проектированию урока родного языка (русского) на уровне основного общего образования. Также предлагаются варианты содержания родного языка (русского) на уровне среднего общего образования. Все теоретические сведения подкреплены практическими материалами (конспектами уроков, заданиями при работе с информацией и др.).
Пособие предназначено для учителей и преподавателей русского языка образовательных организаций.
Текст издания
Основы финансовой грамотности: сборник работ победителей / сост.: Н. В. Страхова. — Электрон. текстовые дан. (9,1 Мb). — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. — Текст : электронный — (Федеральные государственные стандарты).
Текст издания
Электронный банк материалов по истории при изучении темы «Российская Федерация в 1990-е годы»: методические рекомендации / cост.: Н. В. Страхова, Л. А. Харитонова. — Электрон. текстовые дан. (2,43 Mb). — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
Проведение Дня единого текста в школе: сборник методических материалов / под ред. Н. В. Киселёвой. — Электрон. текстовые дан. (3,51 Мb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. — Текст: элек-тронный. — (Эффективная школа).
ISBN 978-5-907070-79-0
В сборнике представлены тексты, конспекты занятий, дидактический материал (рабочие листы для учеников и учителей), дополнительные тексты, диагностический материал. Все уроки разработаны педагогами МОУ «Левобережная средняя школа города Тутаева» Тутаевского муниципального района Ярославской области.
Сборник предназначен для образовательных организаций разного уровня.
Текст издания
Александр Невский – русский национальный герой: сборник методических разработок уроков, посвященных празднованию 800-летия со дня рождения князя Александра Невского / под ред. О. В. Пополитовой. — Электрон. текстовые дан. (620 Кb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. — Текст : электронный.
Иностранный язык для экзамена или для жизни? (проект «Иностранный для будущего»): методические рекомендации / сост. О. А. Соколова. — Электрон. текстовые дан. (24,3 Мb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — Текст : электронный.— (Федеральные государственные образовательные стандарты).
В данных методических рекомендациях раскрываются вопросы, связанные с современным пониманием роли иностранного языка, которое нашло отражение в образовательных результатах по иностранному языку в ФГОС. Рассмотрены типы мотивации к изучению иностранного языка: внешняя (изучать язык для сдачи экзамена) и внутренняя (изучать язык для жизни: для общения, познания, развития), предложены способы повышения мотивации к изучению иностранного языка и второго иностранного языка в урочной и внеурочной деятельности.
Представлен опыт регионального проекта «Иностранный язык для будущего» по организации образовательного процесса, ориентированного на создание среды для развития коммуникативных и познавательных способностей обучающихся, их самовыражения в урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку. Включены практические разработки учителей-участников региональных профессиональных конкурсов и базовых площадок, реализованных в рамках проекта.
Методические рекомендации предназначены для учителей и преподавателей иностранных языков.
Лукьянчикова Н. В.
ФГОС: изучение предмета «Родная литература (русская)» в ос-новной школе: методическое пособие / Н. В. Лукьянчикова. — Яро-славль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — 58 с. — (Федеральные государ-ственные образовательные стандарты).
Данное пособие предусматривает оказание методической помощи учителям-словесникам в организации работы со школьниками в процессе изучения предмета «Родная литература (русская)». Пособие включает в себя материалы, характеризующие цели, задачи, содержание предмета «Родная литература (русская) в соответствии с Примерной программой по предмету, составленной Н. В. Беляевой, М. А. Аристовой, Ж. Н. Критаровой, перечень учебников, выпущенных издательством «Просвещение». Особое внимание в пособии уделяется региональному компоненту. Раздел включает в себя методические разработки автора, программу, выполненную Ю. В. Ситниковой (учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 28 им. А.А. Суркова г. Рыбинска), разработку занятия О.А. Кругликовой (учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 1 г. Данилова).
Издание адресовано учителям средних общеобразовательных школ, средних профессиональных учебных заведений и тем, кто интересуется литературой родного края.
Поиск смысла жизни: к 100-летию писателя Ф. А. Абрамова: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции / сост. С. А. Томчук. — Электрон. текстовые дан. (2,99 Mb) — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — Текст : электронный — (Памятные даты).
В сборнике публикуются материалы участников всероссийской научно-практической конференции «Поиск смысла жизни: к 100-летию писателя Ф. А. Абрамова», которая проводилась 2 ноября 2020 года.
Сборник предназначен для руководителей образовательных учреждений, методистов, учителей, педагогов дополнительного образования.
Страхова Н. В.
Обновление подходов в преподавании обществознания в современной школе: методические рекомендации / Н. В. Страхова. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. — 64 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-907070-58-5
В основу учебного пособия положен опыт Ярославского региона по модернизации системы школьного обществоведческого образования, который может быть востребован преподавателями при подготовке рабочих программ, организации учебного процесса с учетом «Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы». В пособии рассматриваются организационные и методические вопросы преподавания обществознания, вопросы планирования регионального компонента в курсе обществознания с учетом современных образовательных технологий. Представлен опыт сетевого взаимодействия сопровождения процессов модернизации в школьном обществоведческом образовании. Методические рекомендации предназначены для специалистов органов образования муниципальных районов, школьных учителей обществознания.
Методические рекомендации подготовлены в рамках реализации субсидии Ярославской области на финансовое обеспечение ГПРО на 2020 год, мероприятие «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС посредством разработки концепций преподавания учебных предметов (предметных областей), поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений».
Томчук С. А.
Проектирование системы оценивания образовательных результатов по предметной области «Искусство»: учебное пособие / С. А. Томчук. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. — 78 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-907070-57-8
В пособии представлена система оценивания образовательных результатов по предметной области «Искусство», приведены особенности организации разных видов контроля (текущего, тематического, промежуточного, итогового) на уроках музыки и изобразительного искусства в соответствии с «Концепцией преподавания предметной области «Искусство» и проектом обновленного ФГОС ООО.
Пособие предназначено для студентов, учителей, методистов, для всех интересующихся вопросами преподавания музыки и изобразительного искусства в школе.
Учебное пособие подготовлено в рамках реализации субсидии Ярославской области на финансовое обеспечение ГПРО на 2020 год, мероприятие «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС посредством разработки концепций преподавания учебных предметов (предметных областей), поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений».
Томчук С. А.
Обновление подходов в преподавании искусства в современной школе: учебное пособие / С. А. Томчук. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. — 70 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-907070-56-1
В основу учебного пособия положен опыт Ярославского региона по модернизации системы школьного музыкально-художественного образования, который может быть востребован при подготовке рабочих программ учебных предметов и организации образовательного процесса с учетом «Концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы». Рассматриваются проблемы, перспективы, особенности реализации «Концепции преподавания предметной области «Искусство» и ее основных направлений.
Учебное пособие предназначено специалистам органов образования муниципальных районов, методистам, учителям учебных предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство».
Учебное пособие подготовлено в рамках реализации субсидии Ярославской области на финансовое обеспечение ГПРО на 2020 год, мероприятие «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС посредством разработки концепций преподавания учебных предметов (предметных областей), поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений».
Сорокина И. С., Урывчикова Н. В. Курс внеурочной деятельности «Немецкий язык с Детским онлайн-университетом : 4–6 классы : учебно-методический комплект / И. С. Сорокина, Н. В. Урывчикова. — Электрон. текстовые дан. (208 Mb). — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. — (Федеральные государственные образовательные стандарты). — Текст: электронный.
Учебно-методический комплект предназначен для реализации курса внеурочной деятельности на немецком языке. В него входит рабочая про-грамма курса внеурочной деятельности, методические рекомендации для учителя, включающие сценарии всех занятий курса, раздаточный материал, приложения для интерактивной доски, а также презентации для проведения занятий без интерактивной доски. В 2018-2019 учебном году программа прошла пилотирование на базе 40 школ в 10 субъектах Российской Федерации: Москва, республики Башкортостан, Мордовия, Пермский край, Пензенская, Челябинская, Новосибирская, Новгородская Ярославская, Нижегородская области в рамках проекта Немецкого культурного центра им. Гете и получила положительную оценку учителей немецкого языка, учащихся и их родителей.
Скачать
Урывчикова Н. В. Курс внеурочной деятельности «Немецкий для юных исследователей» 4–5 класс: учебно-методический комплект / Н. В. Урывчикова. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. — (Федеральные государственные образовательные стандарты). — 1 опт. компакт-диск (DVD-ROM). — Систем. требования: процессор Intel Celeron 800 МГц или выше; не менее 1 Гб RAM; Windows XP/7/8/10; дисковод DVD-ROM; Adobe Reader; Архиватор RAR.
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-907070-51-6
Учебно-методический комплект включает в себя рабочую программу курса внеурочной деятельности на немецком языке «Немецкий для юных исследователей», основанного на принципах предметно-языкового интегрированного подхода (CLIL), сценарии занятий курса, включающие раздаточный материал и методические рекомендации для учителя, рабочую тетрадь и дневник достижений для ученика, приложение для интерактивной доски и презентации для проведения занятий без интерактивной доски.
Великая Отечественная война в контексте сохранения исторической памяти: к 75-летию Победы : материалы региональной научно-практической конференции. / сост. Н. В. Страхова, Л. А. Харитонова; отв. за выпуск Н. В. Страхова. — Электрон. текстовые дан. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. — 118 с. — (Памятные даты). В сборнике публикуются материалы участников региональной научно-практической конференции «Великая Отечественная война в контексте сохранения исторической памяти: к 75-летию Победы», которая проводилась ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» 18 мая 2020 года. В сборнике представлены современные теоретико-методологические и методические подходы к изучению событий Великой Отечественной войны, рассмотрено их влияние на ход мировой и российской истории, на судьбы жителей Ярославской области, отражен региональный опыт изучения содержания и методики преподавания истории Великой Отечественной войны в образовательных организациях Ярославской области. Сборник предназначен для руководителей образовательных учре ждений, методистов, учителей.
Уроки Победы: сборник методических разработок, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне / под ред. С. А. Томчук. — Ярославль : ИРО, 2020. — 89 с. — (Памятные даты).
В сборнике представлены методические разработки учителей гуманитарных дисциплин — победителей регионального этапа международного конкурса «Уроки Победы», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Пособие предназначено для учителей, методистов, преподающих гуманитарные дисциплины в основной и старшей школе.
Текст издания
Страхова Н. В., Харитонова Л. А. Развитие универсальных учебных действий обучающихся как основа повышения качества историко-обществоведческого образования: методические рекомендации / Н. В. Страхова, Л. А. Харитонова. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. — 43 с. — (Федеральные государственный образовательные стандарты).
Методические рекомендации направлены на развитие компетентности учителей в области формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках истории и обществознания. В рекомендациях показываются способы формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе. Предлагается конкретизация универсальных учебных действий в соответствии с новыми образовательными стандартами.
Издание предназначено для учителей истории и обществознания.
Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей (логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)
Успешные практики организации внеурочной деятельности по русскому языку. 5–9 классы: методические рекомендации / сост. Н. В. Киселева. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. — 68 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
Методические рекомендации состоят из двух частей.
В первой части освещены особенности основных направлений внеурочной деятельности по русскому языку: общекультурного, общеинтеллектуального и духовно-нравственного.
Во второй части дано описание проектирования рабочей программы по русскому языку. Примеры программ приводятся в приложениях.
Методические рекомендации предназначены для учителей русского языка.
Томчук С. А. Проектирование системы оценивания образовательных результатов учебного предмета «Музыка» в соответствии с требованиями ФГОС ООО: учебное пособие / С. А. Томчук. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. — 66 c. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
В пособии представлена система оценивания образовательных результатов по учебному предмету «Музыка», раскрываются особенности организации разных видов контроля (текущего, тематического, промежуточного, итогового) на уроках музыки.
Пособие предназначено для студентов, учителей, методистов, интересующихся вопросами преподавания музыки в школе.
Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей (логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru )
Страхова Н. В. , Харитонова Л. А. Подготовка обучающихся к выполнению отдельных заданий 2 части КИМ ЕГЭ по истории и обществознанию: методические рекомендации / Н. В. Страхова, Л. А. Харитонова — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020 — 29 c. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
Данные методические рекомендации направлены на формирование компетентности учителей в области подготовки обучающихся к ГИА в форме ЕГЭ по истории и обществознанию. Рекомендации основаны на статистических данных ЕГЭ по истории и обществознанию за 2017– 2019 гг. Выявлены компоненты затруднений, ежегодно повторяющихся у обучающихся, содержательного и деятельностного аспектов. Предложены алгоритмы подготовки обучающихся по данным заданиям.
Сборник предназначен для учителей, методистов, интересующихся вопросами подготовки к ГИА.
Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей (логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru )
Преподавание основ финансовой грамотности на уроках истории и обществознания: сборник методических материалов / сост. Н. В. Страхова, Л. А. Харитонова. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. — 67 c. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)
В данном сборнике представлены материалы победителей и участников регионального конкурса методических разработок по преподаванию основ финансовой грамотности на уроках истории и обществознания. Предлагаемые материалы обеспечивают развитие компетенций управления финансовыми инструментами, способности принимать обоснованные решения по использованию финансовых средств для обеспечения финансовой безопасности.
Сборник предназначен для студентов, учителей, методистов, интересующихся вопросами преподавания финансовой грамотности.
Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей
(логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)
Литературные образовательные экскурсии. Некрасовские места Ярославского края : сборник методических материалов / сост.С. А. Томчук. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 40 c. —(Памятные даты).
В данном сборнике представлены материалы победителей и участников регионального конкурса методических разработок «Литературные образовательные экскурсии: Некрасовские места Ярославского края», посвященного подготовке к 200-летию со дня рождения русского поэта Н.А.Некрасова. Данные материалы способствуют достижению личностных результатов школьников, приобщению их к национальной культуре, ознакомлению с культурными особенностями страны и своей малой родины на примере творчества великого русского поэта Н.А.Некрасова.
Пособие предназначено для студентов, учителей, методистов, интересующихся вопросами преподавания краеведения в школе.
Урывчикова Н. В.
Программы курсов внеурочной деятельности на немецком языке как втором иностранном: программно-методическое издание / Н. В. Урывчикова. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 86 с. — (Федеральные государственный образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-907070-27-1
В программно-методическом издании приведены общие рекомендации по проектированию курсов внеурочной деятельности на иностранном языке и по написанию рабочих программ таких курсов. Во второй части пособия приведены примеры программ внеурочной деятельности на немецком языке, прошедших апробацию в школах Ярославской области и в других регионах Российской Федерации в 2017–2018 годах, и получивших положительную оценку учителей, участвовавших в пилотировании, а также учащихся и их родителей.
Издание адресовано учителям, преподающим немецкий язык как второй иностранный.
Урывчикова, Н. В. Разработка рабочих программ по немецкому языку как второму иностранному : методические рекомендации / Н. В. Урывчикова — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019 — 128 с. (Федеральные государственные образовательные стандарты).
В методических рекомендациях представлены структура рабочих программ в соответствии с ФГОС основного общего образования и особенности написания рабочих программ по немецкому языку как второму иностранному при разных моделях преподавания второго иностранного языка в образовательных организациях Ярославской области.
В качестве приложений даны примеры рабочих программ по УМК «Горизонты» на уровне основного общего образования.
Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей
(логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)
Томчук С. А., Киселева Н. В. Школьное краеведение как средство формирования гражданской идентичности учащихся: методическое пособие / С. А. Томчук, Н. В. Киселева. — Ярославль : ИРО, 2019. — 66 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
В методическом пособии представлена система формирования гражданской идентичности школьников в урочной и внеурочной деятельности на основе содержания краеведческой направленности гуманитарных дисциплин и результаты их апробация в школах Ярославской области, которые вошли в региональную инновационную площадку по данной теме. В пособии раскрываются возможности краеведческого содержания гуманитарных предметов для достижения личностных результатов школьников, приобщения их к национальной культуре, ознакомления с историко-культурными особенностями страны и своей малой Родины, представлены программы интегрированных предметов «Краеведение» и «Мой Ярославский край».
Пособие предназначено для студентов, учителей, методистов, интересующихся вопросами преподавания краеведения в школе.
Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей
(логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)
Харитонова Л. А., Страхова Н. В.
Преподавание регионального компонента при изучении истории и обществознания: учебное пособие / Л. А. Харитонова, Н. В. Страхова. — Электрон. текстовые дан. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 55 с. — (Федеральные государственный образовательные стандарты)
В концепциях нового УМК по истории России, Концепции преподавания обществознания в РФ краеведческий материал рассматривается как обязательный элемент историко-обществоведческого школьного образования на уроке и во внеурочной деятельности. Изучение региональной и локальной истории способствует формированию целостной исторической и социальной картины мира обучающегося, пониманию роли и места его родного края в системе общественных отношений и событиях российской истории. В учебном пособии представлен методический конструктор, показывающий принципы включения регионального и локального содержания политической, экономической, социокультурной сферы в преподавание учебных предметов «История» и «Обществознание» в 6 классе. Пособие предназначено школьным учителям и преподавателям СПО, преподающим историю и обществознание.
Урывчикова Н. В.
Оценивание образовательных результатов по иностранному языку: методические рекомендации / Н. В. Урывчикова. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 70 с. — (Федеральные государственный образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-907070-19-6
В методических рекомендациях представлены подходы к оцениванию образовательных результатов по иностранному языку в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, описаны функции и механизмы оценивания на разных этапах развития речевых умений и формирования языковых навыков. На примерах проиллюстрирована реализация основных принципов формирующего оценивания в организации учебной деятельности обучающихся по иностранному языку.
В качестве приложений даны примеры использования инструментов формирующего оценивания в процессе обучения иностранному языку.
Томчук С. А. Региональный компонент школьного музыкального образования как средство формирования гражданской идентичности учащихся: методическое пособие / С. А. Томчук. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 83 с. (Федеральные государственные образовательные стандарты).
В методическом пособии раскрываются подходы к формированию гражданской идентичности ярославских школьников посредством реализации регионального компонента по учебному предмету «Музыка» в основной школе; раскрыты особенности освоения музыкального краеведения как музыкально-исторической дисциплины, представлены основные содержательные линии музыкальной культуры Ярославского края, такие как культурные традиции, народное творчество, духовная музыка, традиции колокольного искусства, знаменитые музыканты и лучшие коллективы, современная культурная жизнь. Представлен методический конструктор проектирования регионального и программного материала по предмету «Музыка», который помогает обучающимся ученикам осмыслить музыкальные события и явления в контексте отечественной и мировой культур, значение отечественного и регионального искусства.
Пособие предназначено для студентов, учителей, методистов, интересующихся вопросами преподавания музыки в школе.
Урывчикова Н. В.
Обучение немецкому языку как второму иностранному после английского: методические рекомендации / Н. В. Урывчикова. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 110 с. — (Федеральные государственный образовательные стандарты)
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-907070-12-7
В методических рекомендациях представлены психолингвистические, возрастные особенности изучения второго иностранного языка, а также дидактико-методические принципы обучения немецкому языку как второму иностранному после английского. На практических примерах проиллюстрирована возможность реализации описанных принципов и учет особенностей в организации учебной деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.
Отдельно рассмотрен ряд аспектов организации внеурочной деятельности на немецком языке.
В качестве примеров в приложениях даны рабочая программа по немецкому языку как второму иностранному, сценарий урока по УМК «Горизонты» для 5 класса, программа курса внеурочной деятельности и сценарий внеурочного занятия на немецком языке.
Киселева Н. В.
Смысловое чтение. День единого текста: подходы к разработке, организации и проведению : учебно-методическое пособие / Н. В. Киселева. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 65 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-907070-07-3
Учебно-методическое пособие состоит из двух частей. В первой части освещены теоретические вопросы, связанные с формированием читательской грамотности. Рассмотрены основные понятия, описаны уровни читательской грамотности, виды чтения и типы текста, особенности международных исследований читательской грамотности.
Во второй части, практической — дано пошаговое описание подготовки и проведения Дня единого текста.
Учебно-методическое пособие предназначено для учителей-предметников, администрации образовательных организаций разного уровня.
Преподавание истории в СПО: трудные вопросы:сборник практических работ/ сост. И.В.Задорожная, Н.В.Страхова. —Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. —95с.—(Ярославская область —пространство профессиональных возможностей).
В сборнике представлены материалы, разработанные преподавателями истории профессиональных образовательных организаций Ярославской области. Статьи посвящены изучению двадцати трудных вопросов Отечественной истории, выделенных в Концепции историко-культурного стандарта, идостижению планируемых предметных результатов.Издание адресовано преподавателям истории организаций среднего профессионального образования и специалистам, интересующимся разными подходами к изучению трудных вопросов Отечественной истории.
Страхова Н. В. Организация работы по развитию правовой грамотности в школах Ярославской области : методические рекомендации / Н. В. Страхова — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 32 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
В данных методических рекомендациях представлены основные принципы включения материалов, направленных на развитие правовой грамотности обучающихся образовательных организаций, в образовательную деятельность. Предлагаются основные принципы и подходы к формированию и развитию правовой грамотности обучающихся. Методические рекомендации могут использоваться при проведении уроков права и обществознания, классных часов, внеурочных мероприятий.
Предназначены для учителей обществознания, классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе.
Страхова Н. В. Развитие правовой грамотности участников образовательного процесса во внеурочной деятельности: методические рекомендации / Н. В. Страхова — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 32 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
В данных методических рекомендациях представлены основы развития правовой грамотности участников образовательного процесса. Изложены принципы и подходы к формированию и развитию правовой грамотности во внеурочной деятельности. В «Приложениях» размещены анкеты, направленные на выявление уровня правовой грамотности обучающихся и педагогов. Методические рекомендации могут использоваться при проведении классных часов, внеурочных мероприятий.
Методические рекомендации предназначены для учителей обществознания, классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе.
Харитонова Л. А., Страхова Н. В. Преподавание регионального компонента при изучении истории и обществознания: учебное пособие / Л. А. Харитонова, Н. В. Страхова. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 38 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
В концепциях нового УМК по истории России, Концепции преподавания обществознания в РФ краеведческий материал рассматривается как обязательный элемент историкообществоведческого школьного образования на уроке и во внеурочной деятельности. Изучение региональной и локальной истории в аспектах экономической, политической, социальной и духовной жизни способствует формированию целостной исторической и социальной картины мира обучающегося, пониманию роли и места его родного края в системе общественных отношений и событиях российской истории. В учебном пособии представлен методический конструктор, показывающий принципы включения регионального и локального содержания политической, экономической, социокультурной сферы в преподавание учебных предметов «История» и «Обществознание» в 6 классе. Методическое пособие предназначено школьным учителям и преподавателям СПО, преподающим историю и обществознание.
Текст пособия
Томчук С. А. ФГОС ООО: современный урок музыки: учебное пособие / С. А. Томчук; — Электрон. текстовые дан. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
В данном учебном пособии представлены современные подходы к проектированию урока музыки с позиций требований ФГОС как целостной методической системы (цели, содержание, технологии обучения) с позиций личностно-ориентированного и деятельностного обучения.
Учебное пособие предназначено для учителей музыки, студентов педагогических вузов и колледжей, может использоваться при проектировании и проведении уроков музыки в школе.
Урывчикова Н. В. Подготовка образовательных организаций к введению второго иностранного языка: вопросы и ответы : методические рекомендации / Н. В. Урывчикова. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 66 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-94-5
В методических рекомендациях представлены подробные ответы на основные вопросы, возникающие у руководителей образовательных организаций и учителей иностранного языка при введении предмета «Второй иностранный язык» на уровне основного общего образования, приведён возможный алгоритм действий, необходимых для подготовки школы к введению второго иностранного языка. В качестве приложений даны примеры рабочей программы по второму иностранному языку и сценария информационного мероприятия для родителей.
Результаты мониторинга по русскому языку в Ярославской области : инструктивно-методическое письмо / Киселева Н. В. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 32 с. — (Эффективная школа).
В инструктивно-методическом письме «Результаты мониторинга по русскому языку в Ярославской области» основное внимание уделено тем заданиям, которые вызвали наибольшие затруднения у выпускников в 2017 году. Каждое задание имеет комментарии: объясняется причина неудачи, приводятся возможные решения проблемы.
Пособие предназначено для учителей русского языка и заместителей директоров по учебной работе.
Киселева Н. В. Проектирование системы оценивания образовательных результатов по русскому языку : методические рекомендации / Н. В. Киселева. — Ярославль : Издательский центр ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 62 с. — (Эффективная школа).
ISBN 978-5-906776-93-8
Методические рекомендации раскрывают особенности построения системы оценивания образовательных результатов по русскому языку. В первой главе приводится общая характеристика современной системы оценивания, кратко излагаются особенности системы оценки личностных, метапредметных и предметных результатов. Вторая глава посвящена оценочной деятельности учителя русского языка, которая включает в себя не только использование уже готовых видов оценочных шкал и инструментов, но и самостоятельную разработку критерием оценки образовательных результатов, организацию рефлексивной деятельности учащихся с критериями и правилами оценочной деятельности. В главе приводятся нормы оценки знаний и умений учащихся по русскому языку (словарных и контрольных диктантов, изложений и сочинений, устных монологических высказываний), алгоритмы разработки учебных ситуаций и проверочных работ в соответствии с современными требованиями к системе оценки.
Методические рекомендации предназначены для учителей русского языка, а также студентов педагогических вузов и колледжей.
Киселева Н. В.Организация работы с иллюстративным материалом на уроках гуманитарного и эстетического цикла : учебно-методическое пособие / Н. В. Киселева. — — Электрон. текстовые дан. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 81 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)
Учебно-методическое пособие посвящено организации работы с иллюстративным материалом. Включает в себя характеристику педагогической технологии «Образ и мысль», а также технологии образно-поэтического осмысления художественного произведения, основная задача которых развивать способности детей к глубокому личностному восприятию художественных ценностей с помощью системы связей с искусством. Кроме того, предлагаются различные модели анализа произведений: искусствоведческие, культурологические. В каждой главе даются практические советы по работе с иллюстративным материалом и литера-тура, которая поможет учителю в освоении специальных методов и приемов организации работы с иллюстрациями.
Учебно-методическое пособие предназначено для всех учителей образовательных организаций, но в первую очередь для учителей русского языка, литературы, искусства, ОРКСЭ, а также студентов педагогических вузов и колледжей.
Страхова Н. В., Харитонова Л. А. ФГОС ООО: современный урок истории и обществознания : учебное пособие / Н. В. Страхова, Л. А. Харитонова. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 166 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-87-7
В данном учебном пособии представлены принципы и подходы к модернизации школьного историко-обществоведческого образования в период с 1990-х годов до настоящего времени, выделены основные этапы реформирования преподавания истории и обществознания, показана эволюция требований общества к учителям-предметникам.
Кроме того, в пособии обобщен опыт конструирования современного урока истории и обществознания в соответствии с требованиями ФГОС, даны разработки уроков истории и обществознания.
Учебное пособие предназначено для учителей истории и обществознания, может использоваться при проектировании и проведении уроков истории и обществознания в школе.
Текст пособия
Учебно-методическое пособие "Литературные экскурсии" (под.ред. М.А.Соловьевой)
В учебно-методическом пособии освещаются вопросы гражданского, патриотического воспитания в условиях современной образовательной организации. Краеведение, в частности литературное, рассматривается как аспект гражданского, патриотического, духовно - нравственного воспитания . Учебная и образовательная экскурсии представлены здесь как актуальные современные технологии изучения родного края на уроках и во внеурочное время в условиях современной образовательной организации. В пособии содержатся практические материалы учебных и образовательных экскурсий по литературе с привлечением краеведческих сведений , поэтому интересные, на наш взгляд, практики будут полезны специалистам не только сферы образования, но и сферы культуры и туризма
Текст пособия
Страхова Н. В., Корсун Ю. И. Формирование и развитие антитеррористического мировоззрения обучающихся общеобразовательных организаций в рамках учебных предметов «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Обществознание» : методические рекомендации / Н. В. Страхова, Ю. И. Корсун — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 55 с.
В издании предлагаются основные принципы и подходы к формированию и развитию антитеррористического мировоззрения. Кроме того, представлены методические рекомендации, характеризующие основные принципы включения материалов анти-террористического содержания в рабочую программу учителя по учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Обществознание». Методические рекомендации могут быть использованы при проведении уроков по основам без-опасности жизнедеятельности, уроков обществознания и права, а также классных часов, внеурочных мероприятий. Пособие предназначено для учителей ОБЖ, обществознания, классных руководите-лей, заместителей директоров по воспитательной работе.
Текст пособия