Кафедра гуманитарных дисциплин

Разработки, публикации

Учебно-методическое пособие "Организация работы с иллюстративным материалом на уроках гуманитарного и эстетического цикла"
(автор: Н.В.Киселева)
Текст пособия

Страхова Н. В., Харитонова Л. А. ФГОС ООО: современный урок истории и обществознания : учебное пособие / Н. В. Страхова, Л. А. Харитонова. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 166 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-87-7
В данном учебном пособии представлены принципы и подходы к модернизации школьного историко-обществоведческого образования в период с 1990-х годов до настоящего времени, выделены основные этапы реформирования преподавания истории и обществознания, показана эволюция требований общества к учителям-предметникам.
Кроме того, в пособии обобщен опыт конструирования современного урока истории и обществознания в соответствии с требованиями ФГОС, даны разработки уроков истории и обществознания.
Учебное пособие предназначено для учителей истории и обществознания, может использоваться при проектировании и проведении уроков истории и обществознания в школе.
Текст пособия

 

Учебно-методическое пособие "Литературные экскурсии" (под.ред. М.А.Соловьевой)  

В учебно-методическом пособии освещаются вопросы гражданского, патриотического воспитания в условиях современной образовательной организации. Краеведение, в частности литературное, рассматривается как аспект гражданского, патриотического, духовно - нравственного воспитания . Учебная и образовательная экскурсии представлены здесь как актуальные современные технологии изучения родного края на уроках и во внеурочное время в условиях современной образовательной организации. В пособии содержатся практические материалы учебных и образовательных экскурсий по литературе с привлечением краеведческих сведений , поэтому интересные, на наш взгляд, практики будут полезны специалистам не только сферы образования, но и сферы культуры и туризма  
Текст пособия

 

Харитонова Л. А., Страхова Н. В. Преподавание регионального компонента при изучении истории и обществознания: учебное пособие / Л. А. Харитонова, Н. В. Страхова. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 38 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

В концепциях нового УМК по истории России, Концепции преподавания обществознания в РФ краеведческий материал рассматривается как обязательный элемент историкообществоведческого школьного образования на уроке и во внеурочной деятельности. Изучение региональной и локальной истории в аспектах экономической, политической, социальной и духовной жизни способствует формированию целостной исторической и социальной картины мира обучающегося, пониманию роли и места его родного края в системе общественных отношений и событиях российской истории. В учебном пособии представлен методический конструктор, показывающий принципы включения регионального и локального содержания политической, экономической, социокультурной сферы в преподавание учебных предметов «История» и «Обществознание» в 6 классе. Методическое пособие предназначено школьным учителям и преподавателям СПО, преподающим историю и обществознание.
Текст пособия

 

Страхова Н. В., Корсун Ю. И. Формирование и развитие антитеррористического мировоззрения обучающихся общеобразовательных организаций в рамках учебных предметов «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Обществознание» : методические рекомендации / Н. В. Страхова, Ю. И. Корсун — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 55 с.

В издании предлагаются основные принципы и подходы к формированию и развитию антитеррористического мировоззрения. Кроме того, представлены методические рекомендации, характеризующие основные принципы включения материалов анти-террористического содержания в рабочую программу учителя по учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Обществознание». Методические рекомендации могут быть использованы при проведении уроков по основам без-опасности жизнедеятельности, уроков обществознания и права, а также классных часов, внеурочных мероприятий. Пособие предназначено для учителей ОБЖ, обществознания, классных руководите-лей, заместителей директоров по воспитательной работе.
Текст пособия