Физическая культура
Разработки
О. А. Скринник Направления взаимодействия школьного спортивного клуба с участниками образовательных отношений городского микрорайона // Физическая культура в школе. 2024. № 3. С. 44-48.
В статье представлен опыт работы школьного спортивного клуба СОШ № 69 г. Ярославля. Акцент сделан на взаимодействии с учащимися школ, воспитанниками детских садов и их родителями (законными представителями), педагогами (учителями, воспитателями). Представлено социальное партнёрство с образовательными и физкультурно-спортивными организациями, организациями культуры.
Щербак А. П. Опыт реализации Концепции шахматного образования в Ярославской области // Физическая культура в школе. 2024. № 1.
В статье представлен опыт реализации «Концепции развития шахматного образования в Ярославской области на период до 2030 года». Акцент сделан на мотивации всех участников образовательных отношений к занятиям шахматами в рамках школьного спорта. Представлены проблемы, цель, задачи и основные направления реализации шахматного образования на региональном уровне.
Ссылка на журнал
Щербак А. П.
Организация физического развития детей в системе дошкольного образования : методическое пособие. Москва: СФЕРА, 2024. 112 с.
В пособии представлены рекомендации по организации физического развития детей, включая детей с ОВЗ, в дошкольных образовательных организациях и организациях дополнительного образования.
Приложением к пособию является общеразвивающая программа дополнительного образования в области физической культуры и спорта детского сада № 112 г. Ярославля.
Дроздов П.Б., Гришин Ю.А. , Лепёхина Е.В.
Использование киберспорта для развития гибких навыков современного школьника // Физическая культура в школе. 2023. № 6. С. 2-6.
В статье представлен опыт реализации муниципального проекта «Интеллектуальные виды спорта по развитию гибких навыков современного школьника». Акцент сделан на применении киберспорта в образовательном процессе для развития компетенций XXI века современного школьника и начальной профориентации. Представлены формы работы и ожидаемые результаты по преподаванию интеллектуальных видов спорта на основе современной нормативно-правовой документации.
В апреле 2023 г. издательство «Сфера» (г. Москва) выпустило журнал «Инструктор по физкультуре» (№3/2023), темой которого стало «Взаимодействие ДОО с родителями в Ярославской области»
Подробнее
Щербак А. П., Томышева Т. В.
Использование дидактических материалов по учебному предмету «Физическая культура» // Физическая культура в школе. 2023. № 2. С. 15-19.
В статье представлен опыт использования дидактических материалов, активирующих познавательную деятельность учащегося на уроке физической культуры, побуждающих его вовлечься в учебный процесс, воспринимать информацию, думать на заданную тему. Настоящий опыт адресован администрации и педагогам общеобразовательных организаций для реализации рабочих программ и курсов внеурочной деятельности по учебному предмету «Физическая культура» на уровне начального, основного и среднего общего образования.
Щербак А. П. Организация физического развития детей дошкольного возраста в образовательных организациях : методические рекомендации / А. П. Щербак. — Электрон. текстовые дан. (1,03 Mb). – Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, — 2023. (Физическая культура и спорт)
ISBN 978-5-906776-75-4
ISBN 978-5-907070-92-9
Методические рекомендации подготовлены в рамках реализации программы развития детско-юношеского спорта в Ярославской области до 2030 года. В пособии представлены нормативно-правовые акты, регламентирующие физическое развитие детей дошкольного возраста, в том числе, в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлен опыт Ярославской области по знакомству детей с различными видами спорта в рамках дополнительного образования.
Настоящие рекомендации адресованы администрации и педагогам образовательных организаций, отвечающих за работу по физическому развитию детей.
Полный текст
Кибко С. А., Щербак А. П.
Совершенствование компетенций педагогов-наставников для организации волонтёрской деятельности обучающихся и родителей в области физической культуры и спорта // Физическая культура в школе. 2022. № 8.
В статье представлен опыт Ярославской области по реализации модели подготовки педагогов-наставников для организации волонтерской деятельности обучающихся, родителей (законных представителей) в области физической культуры и спорта на основе существующих нормативно-правовых актов. Данная модель разработана на базе волонтерского центра средней школы № 99 г. Ярославля и включает три основных блока: формирующий, образовательно-деятельностный, результативно-аналитический.
Ссылка на журнал
Щербак А.П. Правовые основы физической культуры и спорта в таблицах. Санкт-Петербург: ЛАНЬ, 2022. 136 с.
В пособии раскрывается эволюция нормативных основ сферы физической культуры и спорта в России, а также правовые акты международных спортивных организаций. Особенностью пособия является представление учебных материалов в виде информационных таблиц и схем. Издание предназначено студентам высших учебных учреждений, обучающимся по направлениям «Педагогическое образование» (профиль «Физкультурное образование») и «Физическая культура». Пособие может быть использовано в самостоятельной работе и при дистанционной форме обучения.
Щербак А.П.
Правовое обеспечение профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта. Санкт-Петербург: ЛАНЬ, 2022. 136 с.
В пособии раскрывается история нормативно-правового регулирования сферы физической культуры и спорта в России, а также правовые акты международных спортивных организаций. Особенностью пособия является представление учебных материалов в виде информационных таблиц. Соответствует современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и профессиональным квалификационным требованиям. Издание предназначено для обучающихся по группе специальностей среднего профессионального образования Физическая культура и спорт (учитель физической культуры, педагог по адаптивной физической культуре и спорту, тренер по виду спорта). Пособие может быть использовано в самостоятельной работе и при дистанционной форме обучения.
Щербак А. П.
Рекомендации по освоению учебного предмета «Физическая культура» учащимися специальной медицинской группы // Физическая культура в школе. 2022. № 1. С. 57-62.
В статье представлен опыт Ярославской области по реализации учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся, отнесенных к специальной медицинской группе. Данные разъяснения включают положения по организации образовательного процесса, методических особенностях физического воспитания, контролю занятий физической культурой с обучающимися специальной медицинской группы.
Организация внеурочной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению: сборник материалов / А. П. Щербак, С. В. Кочегарова, Е. Л. Булыгина, А. И. Мухина. — Электрон. текстовые дан. (942 Kb). — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. — (Физическая культура и спорт).
Материалы данного сборника позволяют изучить опыт базовой площадки ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» по направлению «Организация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению в соответствии с ФГОС». В основе сборника — примеры рабочих программ внеурочной деятельности на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования. Представлены также примеры физкультурных мероприятий, реализуемых при сетевом взаимодействии.
Настоящий сборник адресован администрации и педагогам общеобразовательных организаций, реализующим программы курсов.
Щербак А. П.
Разработка и реализация дополнительных программ по физкультуре и спорту для детей дошкольного возраста. – Москва: ТЦ СФЕРА, 2022. – 112 с.
Методические рекомендации позволяют изучить нормативные правовые основы разработки дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта, а также особенности их реализации с детьми дошкольного возраста. В пособии представлены примеры дополнительных общеразвивающих программ (физического воспитания и физкультурно-оздоровительных) педагогов Ярославской области:
- А.С. Зайцева (ст. воспитатель), Т.А. Жукова (инструктор по физической культуре) МДОУ «Детский сад № 112» г. Ярославль;
- Т.Н. Николаева (инструктор по физической культуре) МДОУ детский сад № 5 «Радуга» г. Тутаев;
- Т.Ю. Татевосян (инструктор по физической культуре) МБДОУ детский сад № 1 «Солнышко» р.п. Некрасовское;
- А.Ю. Тихомирова (инструктор по физической культуре) МДОУ «Детский сад № 3 «Лукошко» Тутаевского муниципального района.
Щербак А.П.
Правовые основы физической культуры и спорта: учебно-методическое пособие / А. П. Щербак. — Ярославль: РИО ЯГПУ, 2022. — 103 с.
В пособии раскрывается эволюция нормативных основ сферы физической культуры и спорта в России, а также правовые акты международных спортивных организаций. Особенностью пособия является представление учебных материалов в виде информационных таблиц и схем.
Издание предназначено для студентов и слушателей курсов переподготовки по направлению 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Физкультурное образование»). Пособие может быть использовано в самостоятельной работе и при дистанционной форме обучения.
Ярославская область делится опытом физического воспитания дошкольников.
В декабре 2021 г. издательство «Сфера» (г. Москва) выпустило журнал «Инструктор по физкультуре» (№ 8/2021), темой которого стало «Физическое воспитание дошкольников в Ярославской области».
Щербак А. П., Томышева Т. В. Дидактические материалы по учебному предмету «Физическая культура» : методические рекомендации / А. П. Щербак, Т. В. Томышева. — Электрон. текстовые дан. (7,61 Mb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. — Текст : электронный. – (Физическая культура и спорт).
В основе данных рекомендаций – примеры дидактических материалов, активизирующих познавательную деятельность учащегося на уроках физической культуры, помогающих ему включиться в учебный процесс, и воспринимать предлагаемую информацию на заданную тему. Спецификой пособия является то, что в нем представлены тексты, карты, кроссворды, рисунки, макеты, выполненные непосредственно самими обучающимися МОУ «Средняя школа № 2» г. Ярославля.
Методические рекомендации адресованы администрации и педагогам общеобразовательных организаций для реализации рабочих программ и курсов внеурочной деятельности по учебному предмету «Физическая культура» на уровне начального, основного и среднего общего образования.