Кафедра общего образования

Начальное образование

Разработки

Мартынова Е. Н., Соловьев Я. С. Реализация программы воспитания младших школьников в процессе учебной и внеурочной деятельности в условиях реализации обновленного ФГОС НОО : учебно-методическое пособие / Е. Н. Мартынова, Я. С. Соловьев. — Электрон. текстовые дан. (1,44 Mb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. — Текст : электронный. – (Федеральные государственные образовательные стандарты).

Цель данного пособия – оказание помощи в систематизированном изучении вопросов, связанных с воспитанием младших школьников. В пособии кратко изложены наиболее важные аспекты теории воспитания, дан анализ Концепции духовно-нравственного развития и воспитания как методологической основы разработки обновленного ФГОС НОО, а также Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, разработанной федеральным Институтом изучения семьи, детства и воспитания Российской академии образования (2022). Отсылки к внешним источникам позволят выйти за рамки пособия, а вопросы и задания, в конце каждого параграфа – организовать дальнейшее самостоятельное более углубленное изучение вопросов воспитания.

Немаловажное место в пособии отведено методическим рекомендациям, которые учителя начальных классов смогут использовать при организации учебной и внеурочной деятельности младших школьников.

Учебно-методическое пособие адресовано учителям начальных классов, студентам учреждений высшего и среднего профессионального образования, обучающимся по педагогическим направлениям, связанным с начальным общим образованием.

Текст издания

2021 год

Тихомирова О. В., Бородкина Н. В. Учимся проектировать урок на основе технологии таксономии учебных задач : учебное пособие / О. В. Тихомирова, Н. В. Бородкина. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — 80 с. — (Эффективная школа).

ISBN 978-5-907070-72-1

Данное учебное пособие адресовано учителям, а также специалистам, осуществляющим постдипломное образование педагогов: специалистам центров развития образования, методистам, тьюторам, сопровождающим профессиональное развитие педагога, преподавателям учреждений дополнительного профессионального образования, и включает в себя учебные и дидактические материалы, позволяющие учителю на практике освоить теорию учебных задач чешского ученого

Даны Толлингеровой, спроектировать уроки на основе научно обоснованной технологии таксономии учебных задач и образовательных результатов, определить дидактическую ценность своих уроков и по окончании самообучения по данному пособию обрести уверенность в том, что уроки являются технологически грамотными и «работают» на требуемые современностью образовательные результаты.

 

 

Бородкина Н. В., Тихомирова О. В. Учимся развитию критического мышления : рабочая тетрадь для педагогов / Н. В. Бородкина, О. В. Тихомирова. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — 44 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

ISBN 978-5-906776-43-3

ISBN 978-5-907070-73-8

Данная рабочая тетрадь является комплектом дидактических и методических материалов, позволяющих учителю самостоятельно или в процессе освоения дополнительных профессиональных программ научиться методам развития критического мышления школьников. Рабочая тетрадь обеспечивает педагогов необходимыми материалами, пошаговыми инструкциями, тренировочными заданиями, что позволяет сделать процесс изучения материалов пособия практико-ориентированным. Рабочая тетрадь может использоваться педагогами для организации горизонтального обучения в профессиональных обучающихся сообществах.

 

 

Тихомирова О. В. Организация тьюторского сопровождения профессионального развития педагогов школ с низкими образовательными результатами и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: методическое пособие / О. В. Тихомирова. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — 168 с. — (Эффективная школа).
ISBN 978-5-907070-65-3

Методическое пособие адресовано специалистам, осуществляющим постдипломное образование педагогов: специалистам центров развития образования, методистам, тьюторам, сопровождающим профессиональное развитие педагога, преподавателям учреждений дополнительного профессионального образования, — и включает в себя обобщенный опыт развития профессиональной компетентности педагогов в условиях школ, показывающих стабильно низкие образовательные результаты (ШНОР), и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (ШНСУ). В пособии приведено содержание тьюторского сопровождения профессионального развития учителей в профессиональных обучающихся сообществах.

Материалы методического пособия ориентированы на подготовку тьютора профессионального развития педагога и могут служить базой учебного модуля.

Методическое пособие подготовлено в рамках реализации в 2020–2022 гг. субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации по направлению «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов».

Ознакомительный фрагмент

2020 год

Тихомирова О. В., Бородкина Н. В., Коточигова Е. В., Соловьев Я. С. Образовательная со-бытийность: монография / О. В. Тихомирова, Н. В. Бородкина, Е. В. Коточигова, Я. С. Соловьев; под общ. ред. О. В. Тихомировой. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. — 166 с. + CD — (Эффективная школа)
ISBN 978-5-907070-42-4
В монографии описаны результаты исследования, проводимого Институтом развития образования по проблеме со-бытийности общего образования детей. Анализируются философские и психолого-педагогические основания образовательной со-бытийности, дается характеристика технологиям организации образовательной деятельности на основе со-бытийных встреч, приводятся результаты исследований влияния со-бытийности на развитие профессиональной компетентности педагогов и динамику достижения образовательных результатов детей.
Материалы монографии могут быть полезны педагогам общего образования, специалистам методических служб, специалистам учреждений дополнительного профессионального образования педагогов, студентам учреждений высшего профессионального образования, обучающимся по педагогическим специальностям.

Тихомирова О. В., Сысуева Л. Ю. Педагогическое сопровождение развития одаренных детей в начальной школе: учебно-методическое пособие / О. В. Тихомирова, Л. Ю. Сысуева. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. — 199 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-907070-41-7
В данном пособии представлены программные, учебные, информационные и методические материалы, предназначенные для обучения педагогов начального образования по программе повышения квалификации «Педагогическое сопровождение развития одаренных детей в начальной школе».
Материалы учебно-методического пособия могут быть полезны учителям, специалистам методических служб, заведующим учебной частью образовательных организаций, студентам учреждений высшего профессионального образования, обучающимся педагогическим специальностям.

2018-2019 годы

Бородкина Н. В., Тихомирова О. В. Учимся формирующему оцениванию : рабочая тетрадь для педагогов / Н. В. Бородкина, О. В. Тихомирова / под общ. ред. А. В. Золотаревой. — 2-е издание, стереотипное. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 60 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
Предлагаемая рабочая тетрадь представляет собой сборник дидактических и методических материалов к учебному пособию «Формирующее оценивание в школе» (авт. Н. В. Бородкина, О. В. Тихомирова) и к одноименной программе повышения квалификации, реализуемой ГАУ ДПО ЯО ИРО. Рабочая тетрадь обеспечивает педагогов необходимыми материалами, пошаговыми инструкциями, тренировочными заданиями, что позволяет повысить качество обучения по программе и сделать процесс изучения материалов пособия практико-ориентированным. Данная рабочая тетрадь может использоваться педагогами, обучающимися на курсах повышения квалификации по программе «Формирующее оценивание в школе», а также самостоятельно, как дополнение к учебному пособию.

Гусева Л. А., Сысуева Л. Ю.
Обучение младших школьников с ограниченными возможностями здоровья : учебно-методическое пособие. /
Л. А. Гусева, Л. Ю. Сысуева — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 96 с. — (Инклюзивное образование).

ISBN 978-5-906776-28-0
ISBN 978-5-907070-08-0

В данном пособии представлены программные, учебные, информационные и методические материалы, предназначенные для обучения педагогов начального образования по программе повышения квалификации «Обучение младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном классе».

Материалы учебно-методического пособия могут быть полезны учителям, специалистам методических служб, заведующим учебной частью образовательных организаций, студентам учреждений высшего профессионального образования, обучающимся педагогическим специальностям.

Бородкина Н. В., Тихомирова О. В. Обучение младших школьников смысловому чтению : рабочая тетрадь для педагогов / Н. В. Бородкина, О. В. Тихомирова / под общ. ред. О. В. Тихомировой. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 36 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)

Данная рабочая тетрадь является сборником дидактических и методических материалов к учебному пособию «Обучение младших школьников смысловому чтению» (авт. Н. В. Бородкина, О. В. Тихомирова), а также к одноименной программе повышения квалификации, реализуемой в ГАУ ДПО ИРО г. Ярославля. Рабочая тетрадь обеспечивает педагогов необходимыми материалами, пошаговыми инструкциями, тренировочными заданиями, что позволяет повысить качество обучения по программе и сделать процесс изучения материалов пособия практикоориентированным. Так, данная рабочая тетрадь может использоваться педагогами, обучающимися на курсах повышения квалификации по программе «Обучение младших школьников смысловому чтению», а также самостоятельно, как дополнение к учебному пособию.

 

 

Тихомирова О. В., Бородкина Н. В., Соловьев Я. С. Достижение метапредметных и личностных результатов средствами деятельностного подхода: учебное пособие / О. В. Тихомирова, Н. В. Бородкина, Я. С. Соловьев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 150 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

ISBN 978-5-906776-43-3

ISBN 978-5-907070-00-4

В данном пособии представлены программные, учебные, информационные и методические материалы, предназначенные для обучения педагогов начального образования по программе повышения квалификации «ФГОС НОО: достижение метапредметных и личностных результатов средствами предметных областей».

Материалы учебника могут быть полезны учителям, специалистам методических служб, заведующим учебной частью образовательных организаций, студентам учреждений высшего профессионального образования, обучающимся педагогическим специальностям.

Тихомирова О. В., Бородкина Н. В. Использование формирующего оценивания в учебном процессе: методические рекомендации / О. В. Тихомирова, Н. В. Бородкина; под общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 78 с. — (Федеральные государственный образовательные стандарты).

ISBN 978-5-906776-43-3

ISBN 978-5-906776-97-6

Данные методические рекомендации представляют собой информационные и методические материалы, предназначенные для педагогов, реализующих формирующее оценивание в школе.

Материалы методических рекомендаций также могут быть полезны специалистам методических служб, заведующим учебной частью образовательных организаций, студентам учреждений высшего профессионального образования, обучающимся педагогическим специальностям.

Бородкина Н. В., Тихомирова О. В. Формирующее оценивание в школе: учебное пособие / Н. В. Бородкина, О. В. Тихомирова; под общ. ред. А. В. Золотаревой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 118 с. — (Федеральные государственный образовательные стандарты).

ISBN 978-5-906776-43-3

ISBN 978-5-907070-02-8

Данное пособие включает в себя программные, учебные, информационные и методические материалы, предназначенные для обучения педагогов начального и основного образования по программам повышения квалификации.

Материалы учебного пособия могут быть полезны учителям, специалистам методических служб, заведующим учебной частью образовательных организаций, студентам учреждений высшего профессионального образования, обучающимся по педагогическим специальностям.

2017 год

Тьюторское сопровождение профессионального развития педагога: учебно-методическое пособие / Н. В. Бородкина, А. В. Золотарева, А. Л. Пикина, О. В. Тихомирова. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 326 с. — (Развитие кадрового потенциала).

ISBN 978-5-906776-36-5

ISBN 978-5-906776-91-4

Данное учебно-методическое пособие включает в себя обобщенный опыт развития профессиональной компетентности педагогов в условиях образовательной организации. В пособии приведено содержание тьюторского сопровождения профессионального развития педагога, дано описание основных этапов разработки индивидуальной программы, представлен диагностический инструментарий, позволяющий отследить процесс развития профессиональной компетентности педагога. Материалы пособия ориентированы на подготовку тьютора профессионального развития педагога и могут служить базой учебного модуля.

Данное учебно-методическое пособие адресовано специалистам, осуществляющим постдипломное образование педагогов: специалистам центров развития образования, методистам, тьюторам, сопровождающим профессиональное развитие педагога, преподавателям учреждений дополнительного профессионального образования.

Обучение младших школьников смысловому чтению: учебно-методическое пособие / Н. В. Бородкина, Л. Ю. Сысуева. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 100 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)

ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-82-2

Данное пособие включает в себя программные, учебные, информационные и методические материалы, предназначенные для обучения педагогов начального образования по программе повышения квалификации «Обучение младших школьников смысловому чтению».

Материалы учебно-методического пособия могут быть полезны учителям, специалистам методических служб, заведующим учебной частью образовательных организаций, студентам учреждений высшего профессионального образования, обучающимся педагогическим специальностям.

Тихомирова О. В., Полищук С. М. Педагогические стратегии улучшения качества преподавания в школе. Дневник обучающегося педагога : учебное пособие / О. В. Тихомирова, С. М. Полищук; под общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 52 с. — (Развитие кадрового потенциала).

ISBN 978-5-906776-36-5
ISBN 978-5-906776-88-4

Данное пособие представляет собой дневник обучающегося педагога по программе повышения квалификации «Стратегии и технологии улучшения качества образования» и предназначено для педагогов школ, обучающих детей с рисками школьной неуспешности. Содержит тематический план программы, информационные материалы, задания по освоению каждой темы и осуществлению рефлексии в учебно-профессиональной деятельности. Снабжено навигацией.

Бородкина Н. В., Тихомирова О. В.
Учимся формирующему оцениванию : рабочая тетрадь для педагогов / Н. В. Бородкина, О. В. Тихомирова / под общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 60 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

Предлагаемая рабочая тетрадь представляет собой сборник дидактических и методических материалов к учебному пособию «Формирующее оценивание в школе» (авт. Н. В. Бородкина, О. В. Тихомирова) и к одноименной программе повышения квалификации, реализуемой ГАУ ДПО ЯО ИРО. Рабочая тетрадь обеспечивает педагогов необходимыми материалами, пошаговыми инструкциями, тренировочными заданиями, что позволяет повысить качество обучения по программе и сделать процесс изучения материалов пособия практико-ориентированным. Данная рабочая тетрадь может использоваться педагогами, обучающимися на курсах повышения квалификации по программе «Формирующее оценивание в школе», а также самостоятельно, как дополнение к учебному пособию.

Тихомирова О. В.
Проектная и исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников: учебное пособие / О. В. Тихомирова, Н. В. Бородкина, Я. С. Соловьев.
Под общ. ред. О. В. Тихомировой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 222 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-54-9

Пособие представляет собой учебные материалы, предназначенные для обучения педагогов дошкольного и начального образования по дополнительной профессиональной образовательной программе «Проектная и исследовательская деятельность как инструмент реализации ФГОС ДО и НОО» (авт. — Коточигова Е. В., Тихомирова О. В., Бородкина Н. В.). В пособии представлены информационно-методические материалы и задания по освоению каждой темы.

Содержание пособия позволяет использовать его как информационный ресурс при написании работ теоретического и прикладного характера. Выполнение предлагаемых заданий и вопросов является средством подготовки к практическим занятиям, семинарам, а так же к непосредственной педагогической деятельности, связанной с организацией проектной и исследовательской деятельности детей. Материалы учебника могут быть полезны студентам учреждений высшего профессионального образования, обучающимся педагогическим специальностям.

Со-бытийность образовательной деятельности в детском саду и школе: сборник статей / сост. Н. В. Бородкина, Е. В. Коточигова, Я. С. Соловьев, Л. Ю. Сысуева, О. В. Тихомирова, И. Н. Чижова; под общ. ред. Н. В. Бородкиной — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 140 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-70-9

Данный сборник содержит практические материалы по реализации инновационного проекта «ФГОС: преемственность дошкольного, начального и основного общего образования на основе со-бытийного подхода»: проекты образовательных со-бытий, описание опыта разработки основной образовательной программы, очерки работников ДО и учителей о создании со-бытийности на занятиях и уроках в разных возрастных группах.

Материалы сборника могут быть полезны воспитателям, учителям, специалистам методических служб, заведующим учебной частью образовательных организаций, студентам учреждений высшего профессионального образования, обучающимся педагогическим специальностям.