Ректорат

Разработки, публикации

Серафимович И. В., Отрошко Г. В., Таттыбаева Е. В.
Социально-психологическое сопровождение конкурсного движе-ния как формата непрерывного профессионального образования: практикум
/ И. В. Серафимович, Г. В. Отрошко, Е. В. Таттыбаева. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. — 62 c. – (Развитие кадрового потенциала)
ISBN 978-5-906776-36-5
ISBN 978-5-907070-98-1
Практикум является составляющей частью учебно-методического комплекта, приложением к учебно-методическому по-собию «Конкурсное движение как формат непрерывного профессио-нального образования: социально-психологическое сопровождение». Практикум включает задания на само- и социрефлексию, самооценку, оценку метакогнитивных особенностей личности – знаний о своих знаниях. Основная задача практикума – интеграция практических зада-ний для до- и постконкурсного социально-психологического сопро-вождения потенциальных и актуальных участников конкурсов про-фессионального мастерства, преодоления профессиональных дефици-тов и повышения ресурсных возможностей педагогов.
Текст издания

Серафимович И. В., Бобылева Н. И.
Социально-психологические особенности наставничества как вида деятельности: учебно-методическое пособие
/ И. В. Серафимович, Н. И. Бобылева.— Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. — 162 с. — (Разви-тие кадрового потенциала)
ISBN 978-5-906776-36-5
ISBN 978-5-907070-99-8
Данное учебно-методическое пособие посвящено феномену наставничества, ко-торый в настоящее время получил новый импульс развития. Наставничество становится образовательным трендом современности, действенным механизмом развития кадрового потенциала организации, представляет собой одну из основ корпоративной культуры и может позиционироваться как эффективный инструмент решения задач национального проекта «Образование».
Авторский подход предполагает, что наставничество в системе «взрослый-взрослый» может рассматриваться по своей внутренней структуре и содержанию как ме-тадеятельность, как деятельность со «своей деятельностью» и «деятельностями других».
Уделено особое внимание социально-психологическому и методическому сопро-вождению наставнической деятельности. Пособие включает в себя учебные, информаци-онные и методические материалы, практические рекомендации и психологические зада-ния. Задания направлены на приобретение навыков эффективной неформальной комму-никации, построению делового общения, преодолению потенциальных конфликтов и не-допонимания в наставнической паре, навыков работы в наставнической паре. Описаны способы адресной поддержки взрослых участников образовательных отношений, подня-ты вопросы этики и культуры наставничества.
В данном пособии представлен также разнообразный региональный опыт созда-ния и реализации практик наставничества в разных сферах образования Ярославской об-ласти: в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных организаци-ях, учреждениях дополнительного образования, методических службах.
Содержание учебно-методического пособия может быть полезно как педагогам различного профиля, руководителям образовательных организаций, специалистам муни-ципальных методических служб, педагогам-психологам, так и студентам учреждений высшего и среднего профессионального образования, обучающимся по психолого-педагогическим специальностям.
Текст издания

Смирнова А.Н., Кувакина Е.В. «Система цифровых решений для профессиональной деятельности педагога»

Развитие кадрового потенциала сферы образования: Перезагрузка системы непрерывного педагогического образования :
сборник научных материалов международного форума «Евразийский образовательный диалог» / под науч. ред. А. В. Золотарёвой. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2023. –   307 с. 
ISBN 978-5-00089-652-5
Ссылка на сборник  elibrary: https://elibrary.ru/item.asp?id=54502694

Конкурсное движение как формат непрерывного профессионального образования: социально-психологическое сопровождение: учебно-методическое пособие / И. В. Серафимович и др. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. — 222 с. — (Развитие кадрового потенциала)
ISBN 978-5-906776-36-5
ISBN 978-5-907070-80-6
Предназначение данного пособия – создание социально-психологических условий для повышения уровня профессиональных компетенций педагогов в рамках непрерывного профессионального развития, содействие их личностному и профессиональному росту, развитию профессионального творческого мышления, а также выявление и развитие потенциальных возможностей педагогов и управленческих кадров в целях повышения качества образования.
Освещены вопросы непрерывного профессионального образования, в том числе с позиций акмеологического и андрагогического подходов. Обозначена важность современных организационных и методологических подходов к организации непрерывного профессионального педагогического образования, в частности, к конкурсам профессионального мастерства. Уделено внимание личностным, когнитивным и метакогнитивным особенностям, как предикторам успешного участия в конкурсном движении и условиям развития ресурсности мышления для реализации творческого потенциала.
Пособие включает в себя учебные, информационные и методические материалы, практические рекомендации и психологические задания.
Содержание учебно-методического пособия может быть полезно как педагогам различного профиля, так и потенциальным участникам конкурсов профессионального мастерства, специалистам, осуществляющим психолого-педагогическое и методическое сопровождение конкурсов - руководителям образовательных организаций, специалистам муниципальных методических служб, педагогам-психологам, а также студентам учреждений высшего и среднего профессионального образования, обучающимся по психолого-педагогическим специальностям.

Серафимович И.В., Тихомирова О. В.
Горизонтальное обучение педагогов в профессиональных обучающихся сообществах: учебно-методическое пособие
/ И. В. Серафимович, О. В. Тихомирова.— Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. — 140 с. — (Эффективная школа).

ISBN 978-5-907070-76-9

Предназначение данного пособия – помочь педагогам различного профиля научиться организовывать горизонтальное обучение, чтобы оперативно и гибко реагировать на изменения в образовании, касающиеся требований к профессиональной компетентности педагогов, к содержанию, технологиям общего образования. Пособие предоставляет возможность педагогам сделать определенные шаги к профессиональным обучающимся сообществам как среде горизонтального обучения, в частности проанализировать личностные ресурсы, способствующие работе в формате горизонтального обучения, и дефициты, препятствующие этой работе. Пособие включает в себя учебные, информационные и методические материалы.

Пособие адресовано учителям, специалистам методических служб, заведующим учебной частью образовательных организаций, студентам учреждений высшего и среднего профессионального образования, обучающимся по психолого-педагогическим специальностям.

Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в сельской школе: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием [25-26 марта 2021 года] / под науч. ред. Л.В.Байбородовой. – Ярославль, 2021. – 608 с.

В сборник вошли материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в сельской школ». На конференции обсуждались результаты коллективного исследования, пути решения выявленных проблем, определены концептуальные положения, педагогические средства и механизмы формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды в сельской школе.
Издание адресовано научным сотрудникам, преподавателям системы высшего и среднего профессионального образования, студентам, педагогическим и руководящим работникам образовательных организаций, а также специалистам методических служб.

ISBN 978-5-907070-68-4

Текст издания

Региональная концепция поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: коллективная монография / под науч. руков. и ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — 310 с. — (Эффективная школа).
ISBN 978-5-907070-66-0
В монографии представлены результаты исследования реализации в Ярославской области концепций идентификации и поддержки школ с низкими образовательными результатами и школ, находящихся в сложных социальных условиях, а также концепций тьюторского сопровождения профессионального развития педагогов этой группы школ и концепции поддержки межшкольного партнерства школ-лидеров со школами, нуждающимися в поддержке. В книге описан опыт реализации региональной и муниципальных программ поддержки школ, школьных программ перехода в эффективный режим работы, а также представлена программа мониторинга поддержки школ и показаны результаты, полученные в процессе его реализации на региональном, муниципальном и школьном уровнях.
Монография адресована научным работникам и преподавателям организаций высшего и дополнительного профессионального образования, руководителям муниципальных органов управления образованием, специалистам методических служб, руководителям, заместителям руководителей образовательных организаций, педагогическим работникам, аспирантам, студентам.

Доступное дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие / под ред. А. В. Золотаревой. — Электрон. текстовые дан. (6,51 Mb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — Текст : электронный. — (Обновление содержания и технологий дополнительного образования детей).

ISBN 978-5-906776-58-7
ISBN 978-5-907070-69-1

Настоящее методическое пособие подготовлено в рамках проекта – победителя конкурса Фонда Президентских грантов в 2020 году – «Доступное дополнительное образование для детей с ОВЗ». В пособии раскрыты понятие, сущность, факторы, условия обеспечения доступности дополнительного образования для детей; показаны особенности повышения доступности программ ДОД для детей с ОВЗ; описаны модели повышения доступности программ ДОД для детей с ОВЗ; представлены практики организации доступного ДОД для детей с ОВЗ.

Методическое пособие адресовано педагогическим работникам, реализующим программы дополнительного образования для детей с ОВЗ, а также преподавателям организаций высшего и дополнительного профессионального образования, специалистам методических служб, руководителям образовательных организаций, а также родительской общественности.
Текст издания

Серафимович, И. В. Профессиональное мышление и социально-психологические особенности менеджеров в образовании / И. В. Серафимович, Н. В. Шляхтина, Н. И. Бобылева. – DOI 10.15507/1991-9468.103.025.202102.288-303 // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 2. – С. 288–303 http://edumag.mrsu.ru/content/pdf/21-2.pdf
Видеопрезентация статьи http://edumag.mrsu.ru/index.php/ru/articles/102-21-2/898-10-15507-1991-9468-102-025-202102-7
Информация о РИНЦ   https://elibrary.ru/item.asp?id=46154606 

 

 

Как школе стать эффективной: управление переходом школы в эффективный режим работы: методическое пособие / под ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — 198 с. — (Эффективная школа).

ISBN 978-5-907070-67-7

В методическом пособии представлены подходы, рекомендации, советы по переходу школ, имеющих низкие образовательные результаты и функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в эффективный режим работы. Описаны особенности данных групп школ, предложены структура и алгоритм разработки программы перехода школ в эффективный режим работы, раскрыт комплекс мероприятий, направленных на реализацию программы, а также комплекс критериев и показателей, на основе которых можно осуществить мониторинг эффективности деятельности ШНОР и ШНСУ.

Методическое пособие адресовано преподавателям организаций высшего и дополнительного профессионального образования, руководителям муниципальных органов управления образованием, специалистам методических служб, руководителям, заместителям руководителей образовательных организаций, педагогическим работникам.

Ознакомительный фрагмент

Бобылева Н. И., Шляхтина Н. В., Серафимович И. В. Социально-психологические проблемы профессионального развития субъектов в системе образования// Психология отношения человека к жизнедеятельности: проблемы и перспективы : сб. науч. трудов ; под ред В. А. Зобкова, А. Л. Журавлёва, А. В. Зобкова / Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, Гуманитар. ин-т; Институт психологии Рос. акад.наук. – Владимир – Москва : Изд-во «Шерлок-пресс», 2021. – 244 с.

Развитие профессионального и личностного потенциала педагога-психолога : сборник практических материалов для молодых специалистов / под ред. Е. С. Бояровой, И. В. Серафимович. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. — 130 с. — (Развитие кадрового потенциала).

ISBN 978-5-906776-36-5

ISBN 978-5-907070-47-9

В сборнике представлены программы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду; коррекции и развития познавательных процессов у детей 5-6 лет; развития эмоциональной сферы, личностных качеств, коммуникативных навыков и активизации творческого потенциала одаренных детей; программы создания условий для личностного развития и психологического благополучия подростков, включающего в себя развитие чувства собственного достоинства, преодоления неуверенности и страха.

В сборник вошли программы – победители региональных конкурсов среди образовательных организаций в 2018-2019 гг.: «Программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений», Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде, регионального конкурса-выставки «Психологические ресурсы образования».

Материалы предназначены для педагогов-психологов, воспитателей, методистов дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования, других специалистов сферы образования, культуры, спорта и молодежной политики, студентов психолого-педагогических специальностей.

Текст издания

 

 

2019 год

Формирование метапредметных компетентностей педагога средствами дополнительного профессионального образования : учеб.-метод. пособие / под науч. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 182 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-907070-40-0

В учебно-методическом пособии представлены основные подходы к формированию метапредметных компетентностей педагога в условиях дополнительного профессионального образования. Раскрыты содержание, формы, технологии, условия формирования и оценки компетентностей целеполагания, мотивационной, технологической, методической, информационной, коммуникативной, оценочной.
Адресовано научным работникам и преподавателям организаций высшего и дополнительного профессионального образования, руководителям, заместителям руководителей образовательных организаций, педагогическим работникам, аспирантам, студентам.

Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей (логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)

Серафимович И. В., Беляева О. А. Технология динамического обучения педагогов как основа формирования личностных образовательных результатов обучающихся: учебно-методическое пособие. / И. В. Серафимович, О. А. Беляева. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 132 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)

ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-907070-37-0

Данное учебно-методическое пособие является первой частью комплекта учебных изданий, посвященных актуальным аспектам психолого-педагогического сопровождения процесса формирования личностных образовательных результатов обучающихся.

В пособии представлен анализ социально-психологических методов работы с педагогами, описание технологии стимулирования профессионального взаимодействия, обеспечивающего личностное развитие, расширяющих когнитивную сложность, повышающих уровень профессионального педагогического мышления педагогов.

Детально описаны структура и содержания интерактивных занятий с педагогами (программы воркшопов), направленных на развитие навыков конструктивного общения и повышение профессионализации мышления посредствам развития метакогнитивных составляющих профессионального надситуативного мышления.

Учебно-методическое пособие предназначено руководителям образовательных организаций, руководителям методических служб, педагогам-психологам, социальным педагогам, а также преподавателям и студентам психологических и педагогических факультетов вузов.

Формирование личностных образовательных результатов обучающихся: материалы для организации совместной деятельности и общения участников образовательных отношений: учебно-наглядное пособие / сост.: И. В. Серафимович, О. А. Беляева. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 195 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-907070-38-7

Данное учебно-наглядное пособие является второй частью комплекта учебных изданий, посвященных актуальным аспектам психолого-педагогического сопровождения процесса формирования личностных образовательных результатов обучающихся.

В пособии представлены материалы, состоящие из описания административно-управленческих моделей деятельности в области формирования совокупности образовательных результатов школьников, программ для обучающихся, психодиагностических методик, информационных буклетов, а также таблиц, рисунков и схем. Наличие наглядно-практических материалов позволяет освоить психолого-педагогические приемы и способы формирования личностных результатов обучающихся в областях познания, взаимодействия с окружающими и самоопределения, эффективнее организовать профессиональную деятельность в указанных направлениях.

Учебно-наглядное пособие предназначено руководителям образовательных организаций, руководителям методических служб, педагогам-психологам, социальным педагогам, а также преподавателям и студентам психологических и педагогических факультетов вузов.

2018 год

Метапредметные компетентности педагога : коллективная монография / под науч. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 168 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-907070-21-9

В монографии представлены результаты исследования метапредметных компетентностей педагогов. Описаны подходы к их формированию и оцениванию, представлены паспорта коммуникативной, технологической, мотивационной, методической, информационной и оценочной компетентностей, а также компетентности целеполагания. Показаны инструменты и результаты пилотной апробации тестирования педагогов на предмет оценки уровня сформированности и выявления дефицитов метапредметных компетентностей.

Монография адресована научным работникам и преподавателям организаций высшего и дополнительного профессионального образования, руководителям, заместителям руководителей образовательных организаций, педагогическим работникам, аспирантам, студентам.

Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей (логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)

Инновационные модели развития региональной системы профессионального образования. Инновационные практики развития профессионального образования региона. Часть 3 : методическое пособие / под ред. А. В. Золотарёвой, И. В. Лободы, В. Ю. Выборнова; сост. В. Ю. Выборнов. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 218 с. — (Ярославская область — пространство профессиональных возможностей).

ISBN 978-5-906776-41-9
ISBN 978-5-907070-11-0

Методические разработки выполнены в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы по направлению «Разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации», а также в рамках реализации мероприятий областной целевой программы «”Модернизация профессионального образования в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики Ярославской области” на 2013–2015 годы».

Пособие предназначено для специалистов органов управления образованием, методических органов, профессиональных образовательных организаций.

Бородкина Н. В., Тихомирова О. В. Формирующее оценивание в школе: учебное пособие / Н. В. Бородкина, О. В. Тихомирова; под общ. ред. А. В. Золотаревой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 118 с. — (Федеральные государственный образовательные стандарты).

ISBN 978-5-906776-43-3

ISBN 978-5-907070-02-8

Данное пособие включает в себя программные, учебные, информационные и методические материалы, предназначенные для обучения педагогов начального и основного образования по программам повышения квалификации.

Материалы учебного пособия могут быть полезны учителям, специалистам методических служб, заведующим учебной частью образовательных организаций, студентам учреждений высшего профессионального образования, обучающимся по педагогическим специальностям.

2017 год

Организация деятельности профессиональных педагогических сообществ: методические рекомендации / Е. В. Коточигова, Е. В. Кувакина, Г. Д. Редченкова, А. Н. Смирнова, Е. Е. Цамуталина; под ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 76 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)

В методических рекомендациях представлен опыт создания и организации деятельности профессиональных педагогических объединений Ярославской области на региональном уровне. Рассматриваются традиционные виды профессиональных сообществ: региональные методические объединения, ассоциации, интернет-сообщества.

Приводятся примеры новых актуальных форм профессиональных объединений педагогов на уровне образовательной организации – команды обучающихся учителей (КОУЧ), метапредметное объединение (метапредметный совет).

В рекомендациях представлены разнообразные практические материалы, включая нормативные документы, планы работы и методические разработки. Особое внимание уделено разработке инструментария по оценке эффективности работы педагогического сообщества. Рекомендации будут полезны руководителям образовательных организаций, методистам и руководителям профессиональных объединений.

Сетевое взаимодействие участников региональной сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций Ярославской области : методические рекомендации / Кувакина Е. В., Куприянова Г. В., Редченкова Г. Д., Смирнова А. Н. ; под ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 88 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

ISBN 978-5-906776-43-3

ISBN 978-5-906776-27-3

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Концепцией региональной сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций Ярославской области. Они содержат описание сущности и основных принципов, целей и задач, основных направлений и форм сетевого взаимодействия участников региональной сети ШИБЦ, а также опыта организации сетевого взаимодействия участников региональной сети ШИБЦ.

Методические рекомендации адресованы руководителям, библиотекарям и педагогам образовательных организаций, специалистам органов управления образования муниципальных районов, методистам муниципальных методических служб и направлены на развитие и повышение эффективности сетевого взаимодействия образовательных организаций-участников региональной сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций Ярославской области.

Модернизация содержания и технологий обучения предмету «Биология» : методические рекомендации / сост. Л. Н. Сухорукова, В. А. Смирнова, С. Г. Морсова; под. общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 128 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

ISBN 978-5-906776-43-3

ISBN 978-5-906776-96-9

Методические рекомендации представляют собой обобщение накопленного опыта использования инновационных подходов и технологий обучения, формирования предметных, метапредметных, личностных результатов по учебному предмету «Биология».

Рекомендации адресованы учителям биологии; методистам, курирующим данную предметную область; педагогам дополнительного образования; студентам педагогических вузов по профилю подготовки — биологическое образование — географическое образование.

Модернизация содержания и технологий обучения предмету «Химия»: методические рекомендации / сост. Е. В. Александрова; под. общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 120 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

Методические рекомендации включают в себя обобщение накопленного опыта использования инновационных подходов и технологий обучения, формирования предметных, метапредметных, личностных результатов по учебному предмету «Химия».

Пособие адресовано учителям химии; методистам, курирующим данную предметную область; педагогам дополнительного образования; студентам педагогических вузов по профилям подготовки «Химическое образование» — «Биологическое образование».

Тихомирова О. В., Бородкина Н. В. Использование формирующего оценивания в учебном процессе: методические рекомендации / О. В. Тихомирова, Н. В. Бородкина; под общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 78 с. — (Федеральные государственный образовательные стандарты).

ISBN 978-5-906776-43-3

ISBN 978-5-906776-97-6

Данные методические рекомендации представляют собой информационные и методические материалы, предназначенные для педагогов, реализующих формирующее оценивание в школе.

Материалы методических рекомендаций также могут быть полезны специалистам методических служб, заведующим учебной частью образовательных организаций, студентам учреждений высшего профессионального образования, обучающимся педагогическим специальностям.

Тьюторское сопровождение профессионального развития педагога: учебно-методическое пособие / Н. В. Бородкина, А. В. Золотарева, А. Л. Пикина, О. В. Тихомирова. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 326 с. — (Развитие кадрового потенциала).

ISBN 978-5-906776-36-5

ISBN 978-5-906776-91-4

Данное учебно-методическое пособие включает в себя обобщенный опыт развития профессиональной компетентности педагогов в условиях образовательной организации. В пособии приведено содержание тьюторского сопровождения профессионального развития педагога, дано описание основных этапов разработки индивидуальной программы, представлен диагностический инструментарий, позволяющий отследить процесс развития профессиональной компетентности педагога. Материалы пособия ориентированы на подготовку тьютора профессионального развития педагога и могут служить базой учебного модуля.

Данное учебно-методическое пособие адресовано специалистам, осуществляющим постдипломное образование педагогов: специалистам центров развития образования, методистам, тьюторам, сопровождающим профессиональное развитие педагога, преподавателям учреждений дополнительного профессионального образования.