Кафедра общего образования

Естественно-математические дисциплины

Разработки

Перов Н. И., Алексеев А.А., Пешкова А.В., Роменская О.М. Методические рекомендации по организации наблюдений звездного неба в школьном курсе астрономии: лабораторные работы по астрономии для учащихся 10–11 классов : учебно-методическое пособие / под общ. ред. Н. И. Перова. – Ярославль : ГАУК ЯО «Центр имени В. В. Терешковой», ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. – 94 с.

В учебно-методическое пособие, в соответствии с государственными образовательными стандартами, включены вариативные задания к 15 лабораторным работам по астрономии. Кроме типовых заданий, приводятся нетрадиционные, для решения которых необходимо провести оригинальные научные исследования, включая численные эксперименты на персональных компьютерах. Ряд заданий будет интересен преподавателям астрономии, учителям физики при подготовке тем исследовательских проектов, выполнение которых предусмотрено современными образовательными стандартами. Пособие можно использовать в учреждениях основного и дополнительного образования, оно окажет практическую помощь в подготовке учащихся к олимпиадам по астрономии, а также в работе астрономических кружков.
Текст издания

Синицын И. С., Купцов С. Е.
Методические «лайфхаки»: приемы и технологии успешной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по географии: методическое пособие
/ И. С. Синицын, С. Е. Купцов. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. — 82 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-907070-55-4

В методическом пособии раскрываются особенности подготовки к государственным аттестационным процедурам по географии, дается описание приемов и технологий, обеспечивающих эффективность подготовки, и раскрывается дидактический потенциал их применения по отношению к наиболее трудным заданиям.

Пособие предназначено для учителей, методистов, интересующихся вопросами преподавания географии в школе.

Методическое пособие подготовлено в рамках реализации субсидии Ярославской области на финансовое обеспечение ГПРО на 2020 год, мероприятие «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС посредством разработки концепций преподавания учебных предметов (предметных областей), поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений».

 Цамуталина Е. Е. Преподавание технологии в Центрах образова-ния «Точка роста» (2020 – 2021учебный год): методические реко-мендации / Е. Е. Цамуталина. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. — 58 с. — (Федеральные государственные образовательные стандар-ты).
В методических рекомендациях представлены практические матери-алы, которые могут быть полезны учителю для планирования технологиче-ского образования учащихся по предметной области «Технология» в 2020-2021 учебном году в Центрах образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Рассмотрены подходы к внедрению обновленного содержания и современных методов обучения с использованием высоко-технологичного оборудования при реализации Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Рос-сийской Федерации и федерального проекта «Современная школа» Нацио-нального проекта «Образование», даны рекомендации по проектированию рабочих программ с учетом примерных основных образовательных про-грамм основного общего образования, показаны возможности использова-ния сетевой формы для их реализации.
Рекомендации адресованы руководителям Центров «Точка роста», учителям технологии, методистам.
Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей (логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru

Всероссийские проверочные работы. Биология, 10 типовых вариантов. 6 класс: учебное пособие для образовательных организаций [Текст]/ Морсова Светлана Григорьевна. – Москва: «Просвещение», 2019. – 127с. – (Федеральные государственные образовательные стандарты). (Серия: Всероссийские проверочные работы. Типовые варианты).
ISBN 978-5-09-069823-8.
Доступно в интернет-магазине издательства «Просвещение» shop.prosv.ru
Пособие «Всероссийские проверочные работы. Биология, 10 типовых вариантов. 6 класс» предназначено для подготовки шестиклассников к участию во Всероссийской проверочной работе по биологии в 2019 году.
В пособии поставлены 10 типовых вариантов, критерии оценивания и методические рекомендации по выполнению заданий предложенных вариантов ВПР.
Пособие дает представление о структуре Всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности и может быть использовано для диагностики образовательных результатов, а также устранении пробелов в освоении программы по биологии. Выполнение типовых вариантов поможет шестиклассникам подготовиться к Всероссийским проверочным работам.
Пособие адресовано учащимся, учителям и родителям шестиклассников.
Эффективная подготовка с пособием «Всероссийские проверочные работы. Биология, 10 типовых вариантов. 6 класс» гарантирует получение максимального индивидуального результата.
 

Результаты мониторинга по математике в Ярославской области: инструктивно-методическое письмо / сост. С. М. Головлева. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 40 с. — (Эффективная школа).

Инструктивно-методическое письмо содержит информацию об участниках ГИА в форме ЕГЭ по математике в Ярославской области, анализ содержания КИМ ЕГЭ в сравнении с содержанием других аттестационных и исследовательских процедур. На основе анализа подготовлены общие рекомендации по организации процесса преподавания математики

и подготовки к ГИА. Рекомендации сопровождаются перечнем литературы и интернет-ресурсов для подготовки к ГИА, а также перечнем мероприятий ГАУ ДПО ЯО ИРО по методической поддержке подготовки к ГИА по математике.

Инструктивное письмо предназначено для учителей математики, а также студентов педагогических вузов и колледжей

 

 

Обучение учащихся 5-6 классов навыкам решения и составления практико-ориентированных задач с использованием исторического и краеведческого материалов: сборник /В.Н. Колесова – С-ПБ: НП-Принт, 2018.-92 с.: ил.- (На ниве отечественного образования) (Математика)

ISBN 978-5-6040513-5-1

Сборник материалов из опыта работы педагога Ярославской области, учителя высшей квалификационной категории Веры Николаевны Колесовой, представляет собой методический материал для проведения различных уроков, викторин, конкурсов, игр.

В сборник включены разработки уроков, серия практических работ по формированию навыка составления математических задач на основе краеведческого материала. Предложено тематическое планирование по математике для школьников 5-го-6 го классов на основе учебно-методического комплекса Г.В. Дорофеева и И.В. Шарыгина с указанием уроков, на которых можно использовать приемы обучения по составлению задач. В сборник вошли задачи, составленные не только педагогом, но и учащимися.

Сборник будет полезен для учителей математики общеобразовательных школ.

Результаты мониторинга по математике в Ярославской области: инструктивно-методическое письмо / сост. С. М. Головлева. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 40 с. — (Эффективная школа).

Инструктивно-методическое письмо содержит информацию об участниках ГИА в форме ЕГЭ по математике в Ярославской области, анализ содержания КИМ ЕГЭ в сравнении с содержанием других аттестационных и исследовательских процедур. На основе анализа подготовлены общие рекомендации по организации процесса преподавания математики

и подготовки к ГИА. Рекомендации сопровождаются перечнем литературы и интернет-ресурсов для подготовки к ГИА, а также перечнем мероприятий ГАУ ДПО ЯО ИРО по методической поддержке подготовки к ГИА по математике.

Инструктивное письмо предназначено для учителей математики, а также студентов педагогических вузов и колледжей

 

 

К.Е. Безух Подготовка школьников к ЕГЭ по биологии [Текст]: методические рекомендации для учителей и учащихся /К.Е. Безух. – Ярославль: Полиграфия CMYK, 2017. – 77 с.

В пособии приводятся статистические данные успешности выполнения заданий ЕГЭ по биологии 2017 г.в Ярославской области; дается подробный разбор типичных ошибок участников ЕГЭ последних лет; обсуждаются технологии обработки заданий, наиболее часто выдающих ошибки; показаны некоторые алгоритмы оформления экзаменационных заданий.

Также обсуждаются вероятные причины ошибочных ответов учащихся и предлагаются возможные направления совершенствования организации и методики обучения школьников для повышения процента справляемости с заданиями экзаменационной работы.

В качестве практикума предлагается один из вариантов ЕГЭ 2017 г. и подборка тестовых заданий для возможного входного анализа знаний учащихся при разработке программы подготовки к успешной сдаче ЕГЭ в 2018 году.

Организация деятельности профессиональных педагогических сообществ: методические рекомендации / Е. В. Коточигова, Е. В. Кувакина, Г. Д. Редченкова, А. Н. Смирнова, Е. Е. Цамуталина; под ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 76 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)

В методических рекомендациях представлен опыт создания и организации деятельности профессиональных педагогических объединений Ярославской области на региональном уровне. Рассматриваются традиционные виды профессиональных сообществ: региональные методические объединения, ассоциации, интернет-сообщества.

Приводятся примеры новых актуальных форм профессиональных объединений педагогов на уровне образовательной организации – команды обучающихся учителей (КОУЧ), метапредметное объединение (метапредметный совет).

В рекомендациях представлены разнообразные практические материалы, включая нормативные документы, планы работы и методические разработки. Особое внимание уделено разработке инструментария по оценке эффективности работы педагогического сообщества. Рекомендации будут полезны руководителям образовательных организаций, методистам и руководителям профессиональных объединений.

Модернизация содержания и технологий обучения предмету «Биология» : методические рекомендации / сост. Л. Н. Сухорукова, В. А. Смирнова, С. Г. Морсова; под. общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 128 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

ISBN 978-5-906776-43-3

ISBN 978-5-906776-96-9

Методические рекомендации представляют собой обобщение накопленного опыта использования инновационных подходов и технологий обучения, формирования предметных, метапредметных, личностных результатов по учебному предмету «Биология».

Рекомендации адресованы учителям биологии; методистам, курирующим данную предметную область; педагогам дополнительного образования; студентам педагогических вузов по профилю подготовки — биологическое образование — географическое образование.

Модернизация содержания и технологий обучения предмету «Химия»: методические рекомендации / сост. Е. В. Александрова; под. общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 120 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

Методические рекомендации включают в себя обобщение накопленного опыта использования инновационных подходов и технологий обучения, формирования предметных, метапредметных, личностных результатов по учебному предмету «Химия».

Пособие адресовано учителям химии; методистам, курирующим данную предметную область; педагогам дополнительного образования; студентам педагогических вузов по профилям подготовки «Химическое образование» — «Биологическое образование».

Формирование компетенций педагога, необходимых для работы с талантливыми детьми и молодежью средствами дополнительного профессионального образования [Текст]: коллективная монография /под науч.ред. А.В. Золотаревой, Н.П. Анисимовой [Серия: Подготовка кадров для работы с талантливыми детьми и молодежью]. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. – 382с. – (Федеральные государственные образовательные стандарты)

ISBN 978-5-87555-901-3

В монографии представлен анализ состояния и проблем формирования компетенции педагога, необходимых для работы с талантливыми детьми и молодежью. Раскрыты концептуальные основы формирования компетенций педагога, необходимых для работы с талантливыми детьми и молодежью средствами дополнительного профессионального образования: цель, задачи, подходы, принципы, модели. Предложена программа дополнительного профессионального образования для формирования метапредметных компетенций педагога. Описаны инструменты оценки сформированности компетенций и результаты исследования дефицитов профессиональных компетенций педагога, работающего с талантливыми детьми и молодежью. Адресована научным и практическим работникам системы образования, руководителям и специалистам региональной, муниципальной системы образования, образовательных учреждений разных типов, а также научным сотрудникам и преподавателям вузов, ИПК, ИУУ, ИРО, работникам методических служб. УДК 376.545 ББК 74.2024

Региональная ассамблея учителей технологии [Электронный ресурс]: сборник материалов электрон.текстовые дан.– Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. – 1 электрон.опт.диск (CD- ROM). – Загл.с этикетки диска.

В сборнике представлены материалы региональной ассамблеи учителей технологии – собрания педагогического сообщества, направленное на популяризацию технологического образования, профессиональное развитие учителей технологии, поддержку творчески работающих педагогов, распространение передовых практик, совершенствование информационного и научно-методического обеспечения предметной области «Технология». В сборник вошли Положение о региональной выставке, программа мероприятия, тезисы конференции, разработки учителей технологии, представленные в авторской редакции, альбомы фотографий. Сборник предназначен для учителей технологии, методистов муниципальных методических служб, может быть использован в проведении уроков технологии, занятий внеурочной деятельности, в проектной деятельности школьников.

Цамуталина Е.Е. Грани творчества [Электронный ресурс]:сборник материалов региональной выставки мастерства учителей технологии / Е.Е. Цамуталина; под. общ.ред.А.Н. Смирновой, А.В. Репиной. - Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2015. – выпуск 365. - 1 электрон. опт. диск (CD- ROM). – Загл. с этикетки диска.

В сборник включены материалы региональной выставки мастерства учителей технологии «Грани творчества» - интерактивной площадки для презентации достижений, обмена опытом, освоения новых технологий с целью их дальнейшего развития и применения в педагогической практике. В сборник вошли Положение о региональной выставке, программа мероприятия, материалы учителей технологии, представленные в авторской редакции, альбомы фотографий. Сборник предназначен для учителей технологии, методистов муниципальных методических служб, может быть использован в проведении уроков технологии, занятий внеурочной деятельности, в проектной деятельности школьников.

Модернизация содержания и технологий обучения математике : методическое пособие / М. Л. Зуева, С. М. Головлева, М.  П. Кривунь [и др.]; под общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 126 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-67-9

В пособии предложены подходы к разработке методической системы обучения математике в соответствии с новыми требованиями к образовательным результатам Федерального государственного образовательного стандарта, предполагающими пересмотр целевого, содержательного, организационного и проектировочного компонентов этой системы.
Пособие адресовано учителям, преподавателям математики образовательных организаций, заместителям директора, методистам региональных и муниципальных методических служб.

Цамуталина Е. Е.
Модернизация технологий и содержания обучения предметной области «Технология»: методические рекомендации / Е. Е. Цамуталина; под. общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 87 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)

ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-61-7

Методические рекомендации представляют региональный опыт модернизации содержания и технологий обучения по учебному предмету «Технология» в основной школе в соответствии с ФГОС ООО, с учетом ПООП ООО и особенностей экономического развития региона. Определены подходы к формированию предметного содержания, к проектированию учебных программ, предложены модели реализации содержания, раскрыты технологии формирования личностных, метапредметных, предметных результатов в рамках учебного предмета «Технология».
Рекомендации адресованы учителям технологии, руководителям общеобразовательных организаций, методистам.

6. Техническое творчество: практики дополнительного образования детей: методическое пособие / Е. Е. Цамуталина, Т. М. Талова, Л. А. Давыдова [и др.]; под. общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 155 с. — (Обновление содержания и технологий дополнительного образования детей)

ISBN 978-5-906776-58-7
ISBN 978-5-906776-66-2

В данном пособии представлены практики реализации программ, проектов, инновационных технологий дополнительного образования детей технической направленности, разработанных на основе принципов неформального и информального образования.
Пособие адресовано педагогам дополнительного образования, учителям технологии, руководителям учреждений дополнительного образования детей, методистам.

Проектирование педагогических систем [Текст]: учебное пособие /В.В. Юдин, С.Л. Паладьев, С.М. Головлева; под. общ.ред. В.В. Юдина. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017. – 115 с.

ISBN 978-5-00089-202-2

Важной особенностью пособия является опора на технологический подход в проектировании и уровневое представление систем, в основе которого лежат типы реализуемых педагогических процессов. Пособие включает следующие разделы: Основы проектирования, Педагогическая система (понятия, структура, подходы разных авторов к строению и особенностям современных систем), Порядок проектирования педагогических систем, включая образовательную среду как компонент системы и инфраструктуры педагогического процесса. В пособии представлена методика проверки состояния педагогической системы (комплексная методика). Удалено внимание инновациям в образовании и влиянии их на характеристики педагогической системы. Пособие предназначено магистрантам направления «Психолого-педагогическое образование» различных профилей для выполнения проекта по курсу «Проектирование и экспертиза образовательных систем» для магистерской программы.

Роль УМК в достижении результатов ФГОС по предметам естественно-математического цикла: материалы межрегиональной научно-практической конференции 12-13 декабря 2013 г./ составитель С.М. Головлева, Е.А. Козлова, Т.В. Немцева, А.В. Пешкова, Е.Е. Цамуталина, Т.А. Яковлева. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 20214. – 32с.

Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Роль УМК в достижении результатов ФГОС по предметам естественно-математического цикла» посвящены проблемам выбора УМК по предметам ЕМЦ, в том числе по физике. В ситуации обилия возможных УМК учитель испытывает определенные трудности, т.к. при выборе учебника необходимо учитывать возможности материально- технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательной организации, а также запросы всех участников образовательного процесса и утвержденную основную образовательную программу основного общего образования образовательной организации.

Роль УМК в достижении результатов ФГОС по предметам естественно-математического цикла: материалы межрегиональной научно-практической конференции 12-13 декабря 2013 г./ составитель С.М. Головлева, Е.А. Козлова, Т.В. Немцева, А.В. Пешкова, Е.Е. Цамуталина, Т.А. Яковлева. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2014. – 20с.

Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Роль УМК в достижении результатов ФГОС по предметам естественно-математического цикла» посвящены проблемам выбора УМК по предметам ЕМЦ, в том числе по математике. В ситуации обилия возможных УМК учитель испытывает определенные трудности, т.к. при выборе учебника необходимо учитывать возможности материально- технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательной организации, а также запросы всех участников образовательного процесса и утвержденную основную образовательную программу основного общего образования образовательной организации.

  • Немцева Т.В., Яковлева Т.А. «Возможности интерактивной доски на уроках биологии и химии». Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Информатизация образования: опыт и перспективы («ИТО-Иваново-2011) (27.04.2011) «Использование ИД в преподавании химии и биологии».
  • Цамуталина Е.Е. О преподавании учебного предмета «Технология» в2011-2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области [методические рекомендации]. Информ.-методич. сборник материалов ГОУ ЯО ИРО «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2011-2012 уч.году» / Под общ.ред. А.В.Репиной, А.Н.Смирновой//Серия: «Ярославская область: Образовательные ресурсы». Ярославль: Департ.  образ. Яросл.  обл., Яросл. регион. информ.-методич. центр, 2011. Вып. 189. Формат CD.
  • Михайлова О.Ю. Достоинства и недостатки визуального конструирования при передаче абстрактной естественно научной информации. Тез. докл. Сб. матер. научно- практич. конфер. ТвГУ «Менеджмент в образовательном пространстве. Управление качеством образования: Теория и практика». Тверь: ТвГУ, 2009. С.38.