Кафедра общей педагогики и психологии

Базовая площадка: «Создание условий для психологического благополучия воспитанников детского дома»
(МУ Детский дом «Чайка»)

Спецификой организаций для детей сироти детей, оставшихся без попечения родителей, являются работа с воспитанниками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и имеющими глубокие психологические травмы в связи с семейной депривацией. При этом задача деятельности таких организаций заключается не только в нивелировании детских проблем путем психологической реабилитации, жизнеустройства в кровные или замещающие семьи, но и в обеспечении счастливой, психологически благополучной жизни воспитанников (душевного комфорта). Психологическое благополучие представляет собой слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия. Определяется психологическое благополучие такими параметрами, как

  • самопринятие (осознание и принятие всех сторон своей личности, позитивная оценка себя и всей своей жизни в целом),
  • личностный рост (стремление развиваться, учиться новому, ощущение собственного прогресса);
  • автономия (способность противостоять социальному давлению, независимость в оценках себя и своего поведения, способность к саморегуляции),
  • компетентность в управлении средой (способность добиваться желаемого, умение преодолевать трудности на пути реализации своих целей);
  • позитивные отношения с окружающими (умение устанавливать длительные доверительные отношения, способность к эмпатии, гибкость во взаимоотношениях с окружающими),
  • наличие жизненных целей (переживание осмысленности своей жизни, ценности прошлого, настоящего и будущего).

Значимость создания условий для формирования и развития психологически благополучных личностей заключается, прежде всего, в том, что только счастливый, удовлетворенный собственной жизнью человек, способный к саморазвитию, установлению социальных контактов, постановке и достижению целей, адекватной оценке себя и окружающей действительности может успешно социализироваться в обществе.

Созданы все условия для психологического благополучия воспитанников детского дома:

1.Проживание организовано по принципам семейного воспитания в воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных  по квартирному типу: включают в себя соответствующим образом оборудованные жилые комнаты, санузлы, помещения для отдыха, игр, занятий, бытовые помещения. Всего групп – 3 по 8 человек.

Воспитательные группы формируются преимущественно по принципу совместного проживания и пребывания в группе детей разного возраста и состояния здоровья. Дети, являющиеся членами одной семьи или находящиеся в родственных отношениях,  размещаются в одной группе, если это не противоречит их интересам.

Приемно-карантийное отделение   обеспечивает круглосуточный прием детей в детский дом и в течение одного месяца (при необходимости срок пребывания   в ПКО увеличивается или уменьшается) ребенок адаптируется к условиям  детского дома и проходит медицинское обследование, по результатам которого выдается медицинское заключение  о состоянии его здоровья и составляется индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка.

Для создания благоприятных условий пребывания детей в детском доме, для дальнейшего интеллектуального, эмоционального, духовного, нравственного и физического развития детей используются следующие помещения:

  • учебный класс
  • кабинет учителя-логопеда
  • кабинет дополнительного образования
  • отделение социальной адаптации
  • комната психологической разгрузки
  • актовый зал
  • теннисный зал
  • тренажерный зал
  • спортивные площадки с тренажерами на улице

Для воспитанников в целях создания безопасных, благоприятных условий пребывания оказываются медицинские услуги. Для этого имеется

  • медицинский кабинет с изолятором
  • оздоровительно-восстановительный центр (зал ЛФК, кабинет физиотерапии, массажный кабинет).

2. Оздоровительная работа в МУ детском доме проводится круглогодично. В летний период предусматривается максимальное пребывание воспитанников на открытом воздухе. Для организации двигательной активности используются различные формы занятий с физическими упражнениями и подвижными играми, с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, походы. Организуются выезды детей в загородные оздоровительные лагеря.

3. Созданы условия для общения воспитанников с законными представителями, родственниками, гражданами – кандидатами, с другими значимыми для детей лицами.

Для проведения этой работы в 2017 году отремонтирован и оснащен современным оборудованием блок социальной адаптации, где воспитанники   могут осваивать секреты кулинарии, на практике готовить различные блюда.

4. Созданы условия для организации учебно-воспитательного процесса.

В соответствии с возрастом детей учреждение оборудовано в групповых помещениях, учебных классах, кабинетах дополнительного образования современной мебелью, развивающими играми, игровым и спортивным инвентарем. Имеется лыжная база, туристическое оборудование, коньки, тренажеры, теннисные столы, музыкальными центрами, телевизорами. В краеведческом музее детского дома дети могут познакомиться с развитием ремесел в Ярославской области. Созданы условия для музыкальных занятий: имеется вокально-инструментальная установка, пианино, синтезатор; для прикладного творчества и рукоделия: швейные машины, оборудование для квилинга, бумагопластики, декупажа и др. В учреждении имеется своя библиотека, медиатека. Актовый зал оборудован домашним кинотеатром, экраном, проектором, акустической установкой. Кабинет психологической разгрузки оснащен сухим бассейном, сенсорным оборудованием, тренинговыми пуфами, пузырьковой лампой. Оборудованы кабинеты логопеда, зал для ЛФК, физиотерапии.

На территории детского дома имеется зона для активного отдыха с уличными стационарными тренажерами, воркаут площадка (турники, брусья и пр.), две игровые детские площадки.

5. Для осуществления психолого-педагогического сопровождения воспитанников в детском доме оборудован отдельный кабинет педагога-психолога, в котором имеются рабочая, консультационная и релаксационная зоны.

Приоритетные направления психолого-педагогического сопровождения:

  • адаптация прибывших в детский дом детей
  • психологическая работа по предупреждению отклоняющегося и суицидального поведения воспитанников
  • жизнеустройство воспитанников в кровную или замещающую семью
  • индивидуально- психологическое развитие воспитанников (личностное, когнитивное, эмоциональное)
  • психологическая подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в социуме
  • профориентационная работа.

Для организации квалифицированной помощи воспитанникам создан медико-педагогический консилиум, специалисты которого  своевременно выявляют у воспитанников, имеющиеся трудности в обучении, адаптации, социальном взаимодействии, определяют причины возникших проблем и оказывают комплексную помощь в решении этих проблем.

Адрес ОО: 150052, г. Ярославль, ул. Александра Невского, д. 7 «а»

ФИО руководителя, телефон: Петрова Светлана Андреевна, (4852) 578600

Ссылка на страницу базовой площадки сайта ОО
https://yar1dom.edu.yar.ru/bazovaya_ploshchadka_sozdanie_usloviy_dlya_psihologicheskogo_blagopoluchiya_vospitannikov_detskogo_doma.html

Контактное лицо, телефон, адрес эл. почты
Резчикова Ольга Александровна, Olga.r.00@inbox.ru

План работы на 2018 год

Мероприятия

25 апреля 2018 года
Региональный семинар «Проектирование психологически безопасной среды в детском доме»
Подробнее