Центр развития инновационной инфраструктуры

Межрегиональный семинар IV Летняя школа
«Ученик в фокусе»

В период с 28 июня по 30 июня 2017 года в туристическом комплексе  «Mouse Inn» (п. Юхоть, Мышкинский район) Департаментом образования Ярославской области, ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» совместно с Центром социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ (г. Москва) в рамках реализации межрегионального проекта «Разработка апробация и внедрение системы мер по повышению качества работы школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, с различными социальными статусами и затратами ресурсов школы»  и в рамках реализации Федеральной целевой  программы развития образования на 2016-2020 годы по направлению «поддержка школ, работающих в сложных социальных контекстах», в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования (мероприятие 2.2. «Повышение качества образования в школах с низкими образовательными результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов») был организован Межрегиональный семинар IV Летняя школа «Ученик в фокусе» (программа).

Школа объединила более 100 участников из Ярославской, Свердловской, Нижегородской области, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Республики Алтай и Алтайского края.

Во время работы IV Летней школы состоялся межрегиональный семинар-совещание «Региональная модель и программа поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях»

Материалы межрегионального семинара

  1. Реализация проекта по поддержке школ с низкими результатами и школ, функционирующих в сложных социальных условиях,
    Зуева М.Л., проректор ГАУ ДПО ЯО ИРО.
  2. Информационно-библиотечный центр – ресурс развития ОО,
    (+Изменения в позиции библиотекаря образовательной организации)
    Смирнова А.Н, проректор ГАУ ДПО ЯО ИРО.
  3. Дополнительное образование детей,
    Разумова А.Б, заведующий кафедрой дополнительного образования ГАУ ДПО ЯО ИРО.
  4. Cлужба медиации (примирения)- ресурс развития образовательной организации,
    Назарова Инна Григорьевна, заведующий кафедрой общей педагогики и психологии ГАУ ДПО ЯО ИРО.

Еще одно направление работы, реализованное в ходе Школы-это деятельность экспертного семинара «Разработка, апробация и внедрение системы мер по повышению качества работы школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, с различными социальными статусами и затратами ресурсов», на котором разрабатывались модели региональных и муниципальных программ поддержки данной категории школ. Ведущим семинара выступила Бысик Н.В., аналитик Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ, которая познакомила участников из регионов России с базовыми подходами к типологизации школ, требованиями к программам перехода школ в эффективный режим работы.

Материалы экспертного семинара

  1. Государственная политика Российской Федерации и международный опыт в области обеспечения доступности качественного общего образования, сокращения образовательного неравенства.
  2. Система мер по повышению качества работы школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, с различными социальными статусами и затратами ресурсов школы
  3. Модели эффективной школы. Оценка эффективности и самоанализ   работы школы, функционирующей в неблагоприятных социальных условиях.
  4. Типология школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, методика и инструменты определения статуса школ и последующей углубленной диагностики.

В рамках IV Летней школы участникам регионального проекта из школ Ярославской области были предложены разные формы работы: коммуникационные и дискуссионные площадки, педагогические коллаборации, учительские уроки, проектная деятельность. Так, исходя из анализа типичных трудностей, возникающих у учеников, команды школ могли сконцентрироваться на работе по одной из предложенных стратегий: формирующее оценивание, смысловое чтение, образовательная со-бытийность или проблемный диалог. В ходе «учительских уроков», которые вели региональные эксперты – Тихомирова О.В., Сысуева Л.Ю., Исакова С.П., Астафьева А.С., Никитина Ю.С., - участники Школы отвечали на вопросы относительно изучаемых стратегий: Что это такое? Как это делать? На какой результат можно рассчитывать, если делать правильно? Итогом работы школьной команды стали проекты по внедрению выбранной стратегии в своих школах, защита которых состоялась в третий день работы.

Рабочие материалы

  1. Как живут неблагополучные школы и что они могут?,
    Пинская М.А. (видео, презентация).
  2. Идентификация школ с низкими образовательными результатами: опыт Ярославской области (ЯО), Зуева М.Л., Горшков В.Ю. (презентация1, презентация2)
  3. Педагогические стратегии: как внедрить,
    Тихомирова О.В. (презентация1, презентация2)