Международная научно-практическая конференция
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: ТЕНДЕНЦИИ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ» 26-27 марта 2025года
СЕКЦИЯ 1 «ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕЛЬСКОЙ ТЕРРИТОРИИ»
Дата и время проведения: 26 марта 2025 года, 14.00 – 16.00
Место проведения: ФГБОУ ВО «ЯГПУ им. К. Д. Ушинского», Республиканская, д. 108/1, ауд. 315.
Модератор:
Ефлова Зинаида Борисовна, исполнительный директор Ассоциации сельских школ Республики Карелия, доктор педагогических наук, г. Петрозаводск, Республика Карелия
В работе секции приняли офлайн или онлайн участие более 20 человек – это педагоги и руководители сельских образовательных организаций из разных регионов РФ.
Было получено 12 заявок на очные и 8 на дистанционные выступления. Состоялись 7 очных выступлений, 1 выступление онлайн.
Основные вопросы:
- Инфраструктура образовательного пространства сельской территории в контексте социокультурного и/или экосистемного подходов.
- Содержание функций и субъектность позиции сегментов образовательного пространства сельской территории.
- Роль сельской школы в формировании, организации и обеспечении устойчивости функционирования образовательного пространства сельской территории.
Особый интерес вызвали
Доклады «Реализация модели построения единого методического пространства в образовательном кластере» Бадальшаевой Д.Е., директора КОГОБУ СШ с УИОП №1 г. Котельнича, Кировской области и «Формирование читательской грамотности: организация единого образовательного пространства в сельской школ» Смирновой С.К. учителя МОУ Левобережная школа, Тутаевского МР Ярославской области и Киселевой Н.В., доцента кафедры общего образования ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования», кандидата культурологии из Ярославля – стали наглядной иллюстрацией ресурсоёмкости объединения учёных и педагогических сообществ.
Возможности инновационного развития малокомплектной сельской школы убедительно представил доклад ««Точка роста» как начало познания и преобразования окружающего мира для современного ученика сельской школы» Черепановой Т.В., учителя МОУ Першинская основная школа Тутаевского МР Ярославской области.
Продуманность и системность лонгитюдного педагогического исследования продемонстрировало выступление «Формирование инклюзивной культуры в сельской школе» Смирновой А.М., педагога-психолога МОУ Глебовской ОШ Ярославского МР Ярославской области.
Главные идеи, выводы:
- Избранные подходы формирования образовательного пространства сельской территории валидны задачам, определяемым сельским образовательным организациям государством и местным сообществом.
- Образовательное пространство сельской территории может быть построено на разных идеях и иметь разнообразную структуру, содержание, методы и формы деятельности. Важна системообразующая социальная значимость идеи, социальная полезность деятельности – направленность на интересы сельского ребёнка и сельского сообщества.
- Инициатива и активность сельской образовательной организации, а именно, сельских педагогов, могут стать триггерами (пусковыми механизмами) создания образовательного пространства сельской территории.
По итогам работы секции участники отметили актуальность и практическую значимость её проблематики, высказали личное удовлетворение, обозначили перспективность информации для применения в своей работе.
Все состоявшиеся выступления отличались достаточным или высоким уровнем информативности, полезности и подготовленности докладчиков. Благодарим докладчиков за открытость и диалогичность. Большое спасибо организаторам за предоставленную возможность публикации успешного педагогического опыта.