Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием
«Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды
в сельской школе»
25 марта 2021 года начала работу Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в сельской школе».
СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ КОНФЕРЕНЦИИ
Приказ ГАУ ДПО ЯО ИРО от 01.03.2021 №01-03/33 О проведении Всероссийской научно-практической конференции , посвященной вопросам развития сельских школ
Пост-релиз "Подведены итоги. Намечены планы дальнейшего сотрудничества"
Это двадцать шестая по счету конференция, посвященная проблемам развития образования сельской школы. Организаторами конференции являются Департамент образования Ярославской области, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского», ГАУ ДПО Ярославской области «Институт развития образования», Научный центр Российской академии образования на базе ЯГПУ, Межрегиональная научная лаборатория «Педагогика сельской школы».
В организационный комитет, который возглавляет Груздев Михаил Вадимович, доктор педагогических наук, ректор ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» входят Астафьева Светлана Викторовна, первый заместитель департамента образования Ярославской области, Золотарёва Ангелина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, ректор ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» представители научного сообщества из Башкирии, Кыргызстана, Иваново, Перми, Красноярска, Кирова, Нижнего Новгорода.
ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» традиционно является соорганизатором этого важного образовательного события. Профессорско-преподавательский состав участвует в подготовке и проведении секций и проблемных групп конференции, сопровождает участие сельских школ и детских садов.
Сегодня состоялось пленарное заседание, на котором выступил Посысоев Н.Н., кандидат психологических наук, профессор ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» с темой «Формирование психологической комфортности и безопасности образовательной среды как условие личностного и профессионального роста субъектов образовательных отношений». Работали семь секций, на которых состоялось обсуждение проблем формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды в сельской школе. На секциях выступили более ста участников – ученых и практиков, неравнодушных к проблемам развития образования на селе.
Коротко об итогах работы первого дня конференции
Первый день работы конференции Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в сельской школе» был насыщенным: обсуждение темы проходило на семи секциях. Представители научного сообщества и практики представляли опыт, результаты исследований. Работу секций организовывали руководители – представители ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, Научный центр Российской академии образования на базе ЯГПУ Межрегиональная научная лаборатория «Педагогика сельской школы», ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования». Координаторами являлись сотрудники нашего института. Выступления в основном касались тематики формирования комфортных отношений в педагогическом коллективе ОО, современных практик управления. Были представлены интересные формы работы по проблемным моментам, рассмотрены вопросы поддержания отношений с родителями и их роли в психологической комфортности обучающихся и формированию безопасной среды в ОО.
Секция «Особенности, проблемы и факторы развития психологически комфортной и безопасной среды» (координатор - Зайцева Наталья Владимировна, старший методист Центра образовательного менеджмента ГАУ ДПО ЯО ИРО) собрала 34 представителя из 5 регионов (Вологодская обл., Кировская обл.,), Томская обл., Ярославская обл., республика Карелия). На секции выступили 11 участников.
На секции «Формирование комфортных отношений между субъектами образовательного процесса» (координаторы - Серафимович Ирина Владимировна, к.п.н., проректор по организационно-методической деятельности и Сальникова Юлия Николаевна, к.п.н., доцент Центра образовательного менеджмента ГАУ ДПО ЯО ИРО) работали 30 человек из 7 регионов (Ярославская область, Томская, республика Карелия, Нижегородоская область, Новгородская область, Вологодская область, республика Башкортостан), выступили 19 участников.
Проблемы, обсуждаемые на секции «Психолого-педагогические механизмы и средства развития психологически комфортной и безопасной среды» (координатор Перфилов Владимир Павлович, старший преподаватель кафедры физическ ой культуры и безопасности жизнедеятельности) привлекли внимание 21 чел. из 5 регионов (Ярославская, Кировская, Пермская, Вологодская, Ивановская области)
Проблемы особенностей формирования психологической ко мфортности и безопасности в условиях цифровизации сельской школы были в центре внимания секции №3, работу которой координировала Буданова Дарья Станиславовна, главный специалист отдела сопровождения учебного процесса. На секции выступили 11человек из соседних регионов - Ивановская обл., Ярославская обл., Кировская обл.
Психолого-педагогические условия развития психологически комфортной и безопасной среды были в центре внимания секции №5 (координатор Чиркун Ольга Владимировна, зав.кафедрой общей педагогики и психологии ГАУ ДПО ЯО ИРО). Здесь выступили 18 практиков из образовательных организаций. сотрудничающих с ИРО, а так же гости конференции из 5 регионов (Башкортостан, Пермский край, Вологодская обл., Нижегородская обл., Ярославская обл.)
Формирование личностно-развивающей образовательной среды было в цент ре внимания шестой секции. Координатор Кораблева Альбина Александровна, проректор по проектной деятельности, канд.пед.наук организовала предметный разговор участников проекта, реализуемого при поддержке благотворительного Фонда СБ «Вклад в будущее» на территории Ярославской области. К разговору присоединились 30 представителей из 7 регионов (Дагестан, Татарстан, Карелия, Кировская обл., Кировская обл., Нижегородская обл., Ярославская обл.)
Проблемы управления развитием психологически комфортной и безопасной среды в сельской школе обсуждали на секции №7, координировала которую Пополитова Ольга Витальевна, зав.кафедрой гуманитарных дисциплин, канд.пед.наук. В работу секции включились 20 представителей 5 регионов (Ярославская область, Курганская область, Пермский край, Тамбовская область, Татарстан).
К профессиональному разговору участники конференции вернутся 26 марта, на второй день работы конференции, когда начнут работу проблемные группы.
Итоги второго дня Конференции
26 марта 2021 года состоялся второй день Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в сельской школе». Формат второго дня конференции собрал около ста участников и носил проектировочный характер.
Модераторами проблемных групп выступили представители 5 регионов Российской Федерации: Ярославская область, Кировская область, Нижегородская область, Республика Карелия, Челябинская область и сотрудники ГАУ ДПО ЯО Института развития образования.
Так, над совместным проектированием целевых ориентиров формирования психологически комфортной и безопасной среды с позиций субъектов ОО работали в команде представители центра образовательного менеджмента и кафедры общей педагогики и психологии: Сальникова Юлия Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент Центра образовательного менеджмента, Чиркун Ольга Владимировна, заведующий кафедрой общей педагогики и психологии, Медведева Светлана Александровна, старший преподаватель кафедры общей педагогики и психологии.
Концептуальные идеи, подходы, принципы формирования психологически комфортной и безопасной среды были проанализированы Посысоевым Олегом Николаевичем, кандидатом психологических наук, профессором и Бобылевой Надеждой Игоревной, кандидатом биологических наук, доцентом Центра образовательного менеджмента.
Поиском ресурсов и средств сельского социума для формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды сельской школы занималась Зайцева Наталия Владимировна, старший методист центра образовательного менеджмента вместе с коллегами из Кировской области и республики Карелия.
Проректор по образовательной деятельности ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования», г. Ярославль Уланова Галина Александровна совместно с главным специалистом отдела сопровождения учебного процесса Будановой Дарьей Станиславовной в ходе работы проблемной группы осуществили поиск точек пересечения современных тенденций цифровизация и формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в школе.
Управленческие решения по развитию психологически комфортной и безопасной образовательной среды в ходе мозгового штурма были наработаны в совместной работе Серафимович Ирина Владимировна, кандидатом психологических наук, проректором по организационно- методической деятельности и Пополитовой Ольгой Витальевной, кандидатом педагогических наук, заведующим кафедрой гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования».
Презентация направлений работы проблемных групп экспертам затронула все аспекты системы образования: от систематизации методов и форм по созданию комфортной среды в урочной, внеурочной формах организации образовательного процесса и в дополнительном образовании до готовых административных решений в системе управления образованием и потенциала внешних и внутренних ресурсов сельского социума с учетом тенденций цифровизации.
В завершении второго дня участники конференции отметили значимость объединения усилий и открытого диалога между представителями науки и практики по столь актуальным вопросам формирования психологически комфортной и безопасной среды в сельской школе и выразили пожелания продолжения славной традиции проведения данной конференции!
Подведены итоги. Намечены планы дальнейшего сотрудничества.
25-26 марта 2021 года состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в сельской школе». Это крупное событие в жизни региона и научно-педагогической общественности страны традиционно собирает ученых и практиков, неравнодушных к проблемам развития образования на селе.
Конференция этого года проходила в онлайн-формате и собрала более 200 участников из 12 субъектов Российской Федерации: Вологодской обл., Ярославской обл., Томской обл., Нижегородоской обл., Новгородской обл., Ивановской обл., Курганской обл., Тамбовской обл., Пермского края, республики Карелия, республики Башкортостан, республики Татарстан.
В подготовке и проведении конференции приняли участие двадцать три представителя ИРО – участие в работе организационного комитета, выступления на пленарном заседании и секциях, модерирование секций и руководство работой проблемных групп (ректор Золотарёва Ангелина Викторовна, проректоры: Серафимович Ирина Владимировна, Кораблева Альбина Александровна, Уланова Галина Александровна, руководители структурных подразделений: Шляхтина Наталья Владимировна, Чиркун Ольга Владимировна, Пополитова Ольга Витальевна, профессор Посысоев Олег Николаевич, доценты и преподаватели).
В работе конференции активное участие приняли наши партнеры – образовательные организации Ярославской области, которые участвуют в реализации различных проектов ИРО, являются базовыми и стажировочными площадками института.
В центре внимания участников конференции были итоги большого исследования «Психологическая комфортность образования в сельской школе как педагогический феномен», проведенного межрегиональной научной лабораторией «Педагогика сельской школы».
Результаты теоретико-эмпирического метаанализа представила Коршунова Ольга Витальевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», директор АНО ДПО «Волго-Вятский региональный научно-образовательный центр» (г. Киров). С содокладами выступили ученые и практики из регионов. Второй день конференции был посвящен работе проблемных групп, работавших в формате фокус-групп по сбору идей и уже имеющегося интересного опыта формирования психологически безопасной и комфортной образовательной среды., который возможно, войдет в большую коллективную монографию. По итогам конференции планируется выпуск сборника (РИНЦ), в который войдут выступления на конференции и материалы, представленные к опубликованию, раскрывающие обсуждаемую тему.
При подведении итогов конференции участники отметили, что состоялся профессиональный разговор, который вдохновляет на дальнейшую работу.