Адрес: 150014,
г. Ярославль,
ул. Богдановича, 16
каб. 312
Тел.:(8-4852) 23-09-34
E-mail: kd0.k@yandex.ru
Заведующий кафедрой
Захарова Татьяна Николаевна,
кандидат педагогических наук.
Разработки, публикации преподавателей
Надежина М. А., Репецкая Е. В. Стем-стена как инструмент развития дошкольников: практическое пособие / М. А. Надежина, Е. В. Репецкая. – Электрон. текстовые дан. (2,30 Mb). – Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. – (Федеральные государственные образовательные стандарты).
В настоящем практическом пособии представлено обобщение опыта работы дошкольного учреждения Ярославской области по использованию оборудования СТЕМ-стены, которая является универсальным образовательным средством для всестороннего развития детей как с особыми образовательными потребностями, так и с нормой развития.
Дошкольное образование невозможно без сопровождения специалистов, которые работают в тесном взаимодействии со всеми педагогами ДОУ, обеспечивая его системность и целостность. В данном пособии обобщён опыт совместной деятельности в течение пяти лет с детьми дошкольного возраста, включая дошкольников с ОВЗ.
Методическое пособие разработано и будет полезно для педагогов и специалистов детских садов, которые используют в своей практике данное оборудование и реализуют развивающее обучение дошкольников. В пособии раскрыты пути и модели интеграции разных видов деятельности, описаны основные направления и сферы, которые можно развивать с помощью оборудования СТЕМ-стены. Пособие также содержит варианты игр и упражнений с разным уровнем сложности на развитие речи и навыков коммуникации, мелкой и крупной моторики, сенсорики, математических способностей, мышления и саморегуляции у дошкольников.
Текст
ФГОС ДО и ФОП ДО: создание условий для развития субъектности дошкольника: учебно-методическое пособие / Т. Н. Захарова, М. А. Надежина. — Электрон. текстовые дан. (2,45 Mb) — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-6048641-9-7
В последние годы во всем педагогическом сообществе, в психолого-педагогической литературе, на международных конференциях и форумах все чаще обсуждается проблема развития субъектности детей дошкольного возраста. В быстро меняющемся мире субъектность становится ключевым образовательным результатом. Именно она является «стартером» для других умений – для освоения информации об окружающем мире, для математики, для изучения иностранных языков, в целом, для умения учиться. Без субъектности даже высокие предметные результаты становятся неэффективными, мешающими жизненному успеху ‒ во время учебы в школе, в вузе, а также на работе.
Пособие посвящено вопросам организации жизнедеятельности детей в условиях ДОО, в нем обсуждаются педагогические задачи, эффективные практики, связанные с поддержкой и развитием субъектности ребенка. Рассматриваются также и обсуждаются методологические основы и методические концепты организации педагогической работы в данном направлении. В пособие включены кейсы, описывающие педагогические практики, способсвующие более глубокому смысловому освоению материала по теме.
Пособие может представлять интерес для педагогов дошкольных образовательных организаций, студентов педагогических специальностей, участников курсов повышения квалификации по программам повышения квалификации «Дошкольное образование» разной тематики. Фрагмент текста
Захарова Т. Н., Надежина М. А. Организация детского развития: новый педагог и новые контексты: учебно-методическое пособие / Т. Н. Захарова, М. А. Надежина. — Электрон. текстовые дан. (1,63 Mb). – Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. – (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-6048641-8-0
Система дошкольного образования сегодня как никогда призвана быть гибкой, отвечающей социальным запросам, ситуациям постоянных изменений в обществе. Перед педагогами стоит задача пересмотра содержания работы, поиска новых путей развития дошкольника в условиях внедрения целей и задач ФГОС ДО и ФОП ДО.
Обновление содержания образования требует и обновления профессиональных компетенций. Сегодня актуален педагог, способный реализовать педагогическую деятельность посредством творческого её освоения, ориентированный на поиск информации для совершенствования практики, применения достижений науки и инновационного педагогического опыта. Новые стратегии развития профессионализма педагогов ‒ актуальная проблема системы повышения квалификации.
Пособие содержит теоретический и практический материал, ориентирующий педагогов на совершенствование коммуникативных, проектировочных компетенций и организацию условий для развития у детей «Навыков 21 века».
УДК 373.2
ББК 74.14
Фрагмент текста
Практики реализации ФГОС дошкольного образования: опыт работы базовых площадок : сборник практических материалов / сост.: Т. Н. Захарова, М. А. Надежина, Т. Н. Зятинина, Н. А. Заводчикова. — Электрон. текстовые дан. (1,77 Mb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. — Текст : электронный. – (Федеральные государственные образовательные стандарты).
В данном сборнике представлен опыт работы дошкольных образовательных организаций Ярославской области – базовых площадок кафедры дошкольного образования ГАУ ДПО ЯО ИРО по направлениям: «Детский сад – цифровая среда»; «Реализация современных программ, ориентированных на ребенка: «ПРО детей»; «Открытия»; «Детский сад – площадка познания и экспериментирования»; «Детский сад – территория диалога» (2019-2022 годы), публикации педагогов, эффективные практики детских садов, подборки полезной литературы, фото- и видеокейсы, авторские сценарии, диагностический инструментарий.
Основная идея сетевого взаимодействия детских садов — совместное обсуждение актуальных вопросов поддержки детской активности в современной среде дошкольных организаций, профессиональная экспертиза материалов проектов педагогическим сообществом, совершенствование педагогического опыта.
Материалы сборника будут полезны руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, разделяющих ценности со-временного дошкольного образования.
Видео и фотоматериалы публикуются с согласия родителей.
УДК 373.2
ББК 74.100
Текст
Захарова Т. Н., Зятинина Т. Н.
Дидактическая игра: история, теория и образовательная практика: учебно-методическое пособие / Т. Н. Захарова, Т. Н. Зятинина. — Электрон. текстовые дан. (1,17 Mb). – Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. – (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-6048641-7-3
В данном учебно-методическом пособии раскрыты вопросы истории становления и развития идеи обучающей игры в зарубежной и отечественной дошкольной педагогике, теоретические и методические основы применения дидактической игры в образовательном процессе ДОО, а также практические материалы, характеризующие дидактическую игру как педагогическое средство, форму, метод и приём в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Федеральной образовательной программой дошкольного образования.
Пособие адресовано обучающимся по программе повышения квалификации: «Игровые формы и методы в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста», а также региональным тьюторам дошкольного образования, руководителям, педагогам, специалистам ДОО.
Текст фрагмента
Полный текст издания доступен для зарегистрированных пользователей (логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)
Зятинина Т. Н. Организация работы групп младенческого возраста в детском са-ду: методические рекомендации / Т. Н. Зятинина. – Электрон. тексто-вые дан. (2,3 Mb). – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. – Текст: электронный. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
Рекомендации по организации работы групп младенческого воз-раста в ДОО составлены в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», действующими СанПиН и Фе-деральным государственным образовательным стандартом дошкольно-го образования. Рекомендации адресованы руководителям, старшим воспитателям, воспитателям дошкольных образовательных организа-ций, реализующих деятельность по присмотру и уходу, а также образо-вательную деятельность в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования в группах детей младенческого возраста. Цель рекомендаций – совершенствование организационного и методического обеспечения деятельности групп младенческого воз-раста в ДОО
Подробнее
Дошкольное образование региона: формирование основ технического творчества и робототехники : сборник практических материалов / под общей редакцией Т. Н. Захаровой; сост.: Н. А. Заводчикова, Т. Н. Захарова, Т. Н. Зятинина, Т. Н. Надёжина. — Электрон. текстовые дан. (775 Kb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. — Текст : электронный. – (Федеральные государственные образовательные стандарты).
Сборник содержит практические материалы победителей и участников регионального конкурса 2021 года «С роботом дружу» среди руководителей и педагогических работников образовательных организаций Ярославской области, организуемого кафедрой дошкольного образования ГАУ ДПО ЯО ИРО. Представленные в сборнике материалы проверены практикой дошкольного образования, апробированы на базе образовательных учреждений Ярославской области, показывают возможность включения в дошкольное образование содержания, связанного с областью естественных наук, математики и техники, а также формирования компетенций в области цифровых технологий.
Материалы сборника адресованы педагогам дошкольного образования, специалистам детских центров, студентам педагогических специальностей, родителям.
Текст издания
Умный детский сад.76: сборник материалов / сост.: Е. В. Коточигова. — Электрон. текстовые дан. (30,9 Mb ) — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
Данный сборник содержит практические материалы педагогов – участников проекта «Умный детский сад.76». Материалы сборника будут интересны специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста, педагогам-психологам, родителям. Статьи публикуются в авторской редакции.
Текст издания
Оценка качества дошкольного образования в группах детей раннего возраста : учебное пособие / Т. Н. Захарова , Т. Н. Зятинина. — Электрон. текстовые дан. (775 Kb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. — Текст : электронный. – (Федеральные государственные образовательные стандарты).
В данном учебном пособии представлены различные подходы и инструментарий оценки качества дошкольного образования детей раннего возраста в ДОО в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Пособие адресовано обучающимся по программам повышения квалификации: «Речевое развитие детей раннего возраста», «Познавательное развитие детей в раннем возрасте», «Движение и игра: ранний возраст», «Оценка качества дошкольного образования», а также региональным тьюторам дошкольного образования, руководителям, педагогам, специалистам ДОО.
Пособие является продолжением серии учебных и методических материалов по оценке качества образования в ДОО, соствленных ранее сотрудниками кафедры дошкольнго образования.
Текст издания
Сетевые проекты в дошкольном образовании: региональный опыт: сборник практических материалов / сост.: Г. В. Сергеева, Т. Н. Захарова. — Электрон. текстовые дан. (11,1 Мb). — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — Текст : электронный — (Федеральные государственные стандарты).
В данном сборнике представлен опыт работы дошкольных образовательных организаций Ярославской области — участников сетевых проектов кафедры дошкольного образования ГАУ ДПО ЯО ИРО «Наш цифровой детский сад», «Открылся занавес — и вот…» (2018–2020 годы): описание эффективных практик в детских садах, подборки полезной литературы, фото- и видеокейсы, авторские сценарии, диагностический инструментарий.
Основная идея сетевого взаимодействия детских садов — совместное обсуждение актуальных вопросов поддержки детской активности в современной среде дошкольных организаций, профессиональная экспертиза материалов проектов педагогическим сообществом, совершенствование педагогического опыта.
Материалы сборника будут полезны руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, поддерживающим ценности современного дошкольного образования.
Надежина М. А. Программа для детей раннего возраста «Наука с пеленок»: методическое пособие / М. А. Надежина. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — 64 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
Парциальная программа «Наука с пеленок» - предназначена для детей раннего возраста. Программа является ориентиром для педагога, использующего в своей работе набор пособий международной компании EDX. В ней подробно описаны особенности речевого, моторного и когнитивного развития детей раннего возраста, а также инструменты, которые может применять педагог. В помощь педагогу составлены примерные сценарии занятий, предложены диагностические материалы для оценки уровня развития детей.
Программа содержит также конкретные игры и упражнения с комплектом пособий. Игры указаны с вариантами увеличения сложности, что позволяет использовать их в соответствии с развитием детей.
Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей
(логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)
Дошкольное образование региона: Актуальные практики, совре-менные аспекты: сборник материалов региональных конкурсов 2019 года / сост. Т. Н. Зятинина, Е. В. Коточигова, Г. В. Сергеева. — Электрон. текстовые дан. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. — 49 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
Данный сборник содержит практические материалы победите-лей двух региональных конкурсов 2019 года: «Лучшие практики рабо-ты центров (служб) оказания психолого-педагогической консульта-тивной помощи родителям детей до 3 лет» и «Как хорошо уметь иг-рать. Создание условий для развертывания сюжетно-ролевой игры».
Материалы сборника адресованы педагогам дошкольного обра-зования, студентам педагогических специальностей, родителям.
Текст издания
Тихомирова О. В., Бородкина Н. В., Коточигова Е. В., Соловьев Я. С. Образовательная со-бытийность: монография / О. В. Тихомирова, Н. В. Бородкина, Е. В. Коточигова, Я. С. Соловьев; под общ. ред. О. В. Тихомировой. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. — 166 с. + CD — (Эффективная школа)
ISBN 978-5-907070-42-4
В монографии описаны результаты исследования, проводимого Институтом развития образования по проблеме со-бытийности общего образования детей. Анализируются философские и психолого-педагогические основания образовательной со-бытийности, дается характеристика технологиям организации образовательной деятельности на основе со-бытийных встреч, приводятся результаты исследований влияния со-бытийности на развитие профессиональной компетентности педагогов и динамику достижения образовательных результатов детей.
Материалы монографии могут быть полезны педагогам общего образования, специалистам методических служб, специалистам учреждений дополнительного профессионального образования педагогов, студентам учреждений высшего профессионального образования, обучающимся по педагогическим специальностям.
Ермакова Т. Н., Зятинина Т. Н., Коточигова Е. В. Компетентный малыш. Организация двигательной активности в группах раннего возраста: учеб. пособие / Т. Н. Ермакова, Т. Н. Зятинина, Е. В. Коточигова. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. — 44 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
В пособии раскрываются вопросы организации двигательной активности в группах раннего возраста. Предлагаемые материалы носят практико-ориентированный характер. Материалы могут быть использованы как для проведения курсов повышения квалификации, так и для самостоятельной работы в режиме индивидуальной стажировки или самообразования, а также в качестве методического справочного пособия при проектировании развивающей среды
в группах раннего возраста в дошкольной образовательной организации. Пособие адресовано руководителям дошкольных образовательных организаций, педагогическим работникам, специалистам органов управления образованием.
Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей
(логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)
Обновление образовательной деятельности в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : обобщение опыта работы муниципальных образований по вопросу реализации ФГОС ДО / под общей ред. Е. В. Коточиговой, Т. Н. Захаровой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. — 156 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
В данном сборнике представлен опыт работы дошкольных образовательных организаций Ярославской области по итогам, прошедших в 2017–2018 гг. на базе 9 муниципальных образований области межмуниципальных семинаров, в ходе которых педагоги Ярославского, Рыбинского, Пошехонского, Переславского, Гаврилов-Ямского, Первомайского, Даниловского, Большесельского, Мышкинского, Некоузского, Некрасовского, Любимского, Брейтовского, Ростовского и Борисоглебского муниципальных районов делились с коллегами разнообразными практиками взаимодействия с детьми, родителями воспитанников, педагогами дошкольного образования, демонстрировали изменения в обустройстве развивающей предметно-пространственной среды дошкольных организаций.
Издание адресовано педагогам дошкольных образовательных организаций.
Строим картину мира. Опыт работы дошкольных образовательных организаций: сборник методических материалов / под общ. ред. Е. В. Коточиговой; авт.-сост. : О. А. Жбанникова, Г. В. Сергеева. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 70 c. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-907070-24-0
Данный сборник содержит практические материалы победителей региональных конкурсов 2017 года «Математический калейдоскоп. Проектирование среды, способствующей развитию математических способностей детей дошкольного возраста», «Маленький исследователь. Проектирование среды, способствующей развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста». Представленные в сборнике материалы проверены практикой дошкольного образования, демонстрируют возможности включения в дошкольное образование математического, естественно-научного содержания.
Материалы сборника адресованы педагогам дошкольного образования, специалистам детских центров, родителям.
Выявление и развитие одаренности дошкольников: рабочая тетрадь / сост. Е. В. Коточигова, Ю. Н. Жихарева, М. П. Лепешкова. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 48 с. — (Развитие кадрового потенциала).
ISBN 978-5-906776-36-5
ISBN 978-5-907070-13-4
Данное издание является частью учебно-методического комплекса к ППК «Выявление и развитие одаренности дошкольников» и предназначено для работы с учебным содержанием курса.
Организационная структура учебного материала и содержание, представленное в рабочей тетради, совпадают с учебно-тематическим планом курса, что позволяет быстро ориентироваться при выполнении различных видов учебной деятельности и контрольных заданий.
В рабочей тетради предложены практические задания, выполнение которых поможет обучающимся освоить компетенции, необходимые для организации работы по выявлению и поддержке детей с признаками одаренности.
Рабочая тетрадь предназначена для педагогических работников организаций общего основного, дошкольного и дополнительного образования, реализующих программы дошкольного образования.
2018 год
Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в сельских дошкольных организациях Ярославской области : сборник практических материалов; под общ. ред. Е. В. Коточиговой, О. А. Жбанниковой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 58 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
В данном сборнике представлены практические материалы педагогов 15 дошкольных образовательных учреждений, с 2015 по 2018 гг. работающих в проблемной группе «Дошкольное образование» лаборатории сельской школы под общим руководством профессора Л. В. Байбородовой. В содержании раскрываются эффективные практики реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, апробированные и получившие высокую оценку коллег.
Приложение к сборнику, размещенное на CD, содержит разнообразные практические материалы: конспекты занятий с детьми, дидактические игры и упражнения и другие. Электронные приложения печатаются в авторской редакции.
Материалы сборника адресованы педагогам дошкольного образования, студентам педагогических специальностей, родителям.
Фрагмент издания доступен для зарегистрированных пользователей
(логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)
Коточигова Е. В., Надежина М. А. Оценка качества дошкольного образования : практическое пособие / Е. В. Коточигова, М. А. Надежина. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 52 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-907070-05-9
В пособии раскрывается понятие «оценка качества дошкольного образования», рассматриваются смысловые, нормативные и организационные аспекты проведения оценки качества дошкольного образования.
Предлагаемые материалы носят практико ориентированный характер. Материалы могут быть использованы как для проведения курсов повышения квалификации, так и для самостоятельной работы в режиме индивидуальной стажировки или самообразования, а также в качестве методического справочного пособия при проектировании системы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации.
Пособие адресовано руководителям дошкольных образовательных организаций, педагогическим работникам, специалистам органов управления образованием, может быть использовано представителями общественности, заинтересованными в общественной экспертизе и оценке качества дошкольного образования.
Фрагмент издания доступен для зарегистрированных пользователей
(логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)
Ермакова Т. Н., Коточигова Е. В., Надежина М. А. Игры и игрушки для маленьких математиков: практическое пособие / Т. Н. Ермакова, Е. В. Коточигова, М. А. Надежина. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 44 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-907070-01-1
Основная идея пособия: «учить играя». Игра — это та деятельность, в которой ребенок осваивает элементарные математические представления. В игре дошкольник учится считать, сравнивать, рассуждать, доказывать, изобретать. Игра должна быть интересной и увлекательной, а игрушки — привлекательными и доступными.
В пособии представлены именно такие игры и игрушки для детей дошкольного возраста. Обращаем внимание, что это не просто набор игр, а части единого комплекса формирования математических способностей детей.
Материалы пособия предназначены для воспитателей, психологов, социальных педагогов и других специалистов, реализующих программы дошкольного образования. Книга будет полезна и родителям, которые хотят, чтобы их ребенок развивался, проявлял творчество, был сообразительным, самостоятельным.
Фрагмент издания доступен для зарегистрированных пользователей
(логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)
2017 год
Организация деятельности профессиональных педагогических сообществ: методические рекомендации / Е. В. Коточигова, Е. В. Кувакина, Г. Д. Редченкова, А. Н. Смирнова, Е. Е. Цамуталина; под ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 76 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)
В методических рекомендациях представлен опыт создания и организации деятельности профессиональных педагогических объединений Ярославской области на региональном уровне. Рассматриваются традиционные виды профессиональных сообществ: региональные методические объединения, ассоциации, интернет-сообщества.
Приводятся примеры новых актуальных форм профессиональных объединений педагогов на уровне образовательной организации – команды обучающихся учителей (КОУЧ), метапредметное объединение (метапредметный совет).
В рекомендациях представлены разнообразные практические материалы, включая нормативные документы, планы работы и методические разработки. Особое внимание уделено разработке инструментария по оценке эффективности работы педагогического сообщества. Рекомендации будут полезны руководителям образовательных организаций, методистам и руководителям профессиональных объединений.
Социализация и игра — основные приоритеты современного дошкольного образования: материалы региональных конкурсов 2016 года : / сост. О. А. Жбанникова, Е. В. Коточигова, Г. В. Сергеева. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017 — 81 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)
Данный сборник содержит методические разработки победителей региональных конкурсов 2016 года «Организация игровой деятельности дошкольников» и «Технологии успешной социализации детей дошкольного возраста».
Материалы сборника адресованы педагогам дошкольного образования, студентам педагогических специальностей, родителям.
Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей
(логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)
Совершенствование компетентности педагогов дошкольного образования. Внутриорганизационные решения. : практ. пособие / Коточигова Е. В. и др.; под ред. Е. В. Коточиговой, Ю. И. Турыгиной. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 66 с. (Развитие кадрового потенциала)
ISBN 978-5-906776-36-5
ISBN 978-5-906776-81-5
В пособии рассматриваются концептуальные и практические аспекты совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, дается анализ международного опыта системы профессиональной поддержки.
Также представлены материалы, отражающие опыт работы детского сада № 232 г. Ярославля по апробации инновационной модели внутриорганизационного развития педагогического персонала.
Материалы могут быть полезны руководителям образовательных учреждений, старшим воспитателям для организации внутрифирменного обучения персонала.
Обновление образовательной деятельности в сфере дошкольного образования: обобщение опыта работы пилотных муниципальных образований по введению ФГОС ДО : сборник практических материалов / под. общ. ред. Е. В Коточиговой, Т. Н. Захаровой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 110 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-85-3
В данном сборнике представлен опыт работы дошкольных образовательных организаций Ярославской области — базовых площадок по введению ФГОС ДО. В период с 2014 по 2016 годы на базе 22 дошкольных учреждений пяти муниципальных образований области изучались, апробировались и внедрялись современные требования и ориентиры обновления образовательной деятельности в контексте ФГОС ДО.
Представленные эффективные практики раскрывают особенности работы с воспитанниками, педагогами и другими участниками образовательных отношений в условиях ФГОС ДО.
К сборнику прилагаются практические материалы на CD диске, содержащие презентации педагогов, брошюры, сценарии образовательных событий.
Надеемся, что данные материалы обогатят представления о современной практике дошкольного образования и позволят достичь оптимальных результатов в профессиональной деятельности.
Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей
(логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)
Коточигова Е. В., Жихарева Ю. Н., Надежина М. А.
Специфика работы педагога дошкольного образования в инклюзивном образовательном пространстве : практическое пособие / Е. В. Коточигова, Ю. Н. Жихарева, М. А. Надежина. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 56 с. — (Инклюзивное образование)
В пособии представлены материалы для организации педагогами дошкольных образовательных учреждений первых шагов сопровождения развития детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного пространства.
Деятельность воспитателей, специалистов образовательного учреждения при построении инклюзивной практики направлена на решение основной задачи — помочь детям успешно адаптироваться в сложном окружающем мире, максимально раскрыть свои возможности, получить необходимую психолого-педагогическую помощь.
Материалами пособия могут воспользоваться руководители дошкольных образовательных организаций, руководители лекотек, консультационных пунктов, психологи, социальные педагоги, специальные педагоги, воспитатели и другие специалисты, обеспечивающие инклюзивную практику в дошкольных образовательных учреждениях.
2009 - 2016 год
Сергеева Г. В. Организация самообразовательной деятельности педагога дошкольного образования: методические рекомендации / Г. В. Сергеева. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 56 с. (Развитие кадрового потенциала)
В издании представлены методические рекомендации по организации профессионального самообразования педагога дошкольной образовательной организации. Рекомендации носят практикоориентированный характер и включают материалы для диагностики самообразовательной компетентности педагога; описание способов и приёмов работы с профессиональной информацией; обзор сетевых профессиональных сообществ, интернет-ресурсов и сервисов для педагогического самообразования.
Методические рекомендации адресованы педагогам дошкольных образовательных организаций, студентам педагогических специальностей.
Захарова Т. Н. Формирование этических представлений у дошкольников в игре. Игры-путешествия: практическое пособие / Т. Н. Захарова. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 131 с. (Федеральные государственные образовательные стандарты)
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-26-6
В пособии представлены теоретические аспекты формирования этических представлений у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности, даны практические рекомендации по организации игр-путешествий в разных возрастных группах детского сада. Игровые занятия носят интегрированный характер, четко структурированы, включают разнообразные виды деятельности дошкольников, предусматривают взаимодействие с родителями воспитанников.
Практическое пособие может представлять интерес для педагогов дошкольных образовательных учреждений, воспитателей гувернерских групп, родителей.
Информационно-образовательная среда дошкольной образовательной организации: методические рекомендации / Е.В. Коточигова, О.А. Жбанникова, М.А. Надежина, Г.В. Сергеева. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. – 64 с.: ил.
В сборнике представлены методические рекомендации и справочные материалы по организации информационно-образовательной среды в ДОО. Рекомендации носят практико-ориентированный характер и отражают реальный опыт построения информационно-образовательной среды с использованием информационных технологий в разных направлениях деятельности детского сада (образовательной, методической, информационной).
Пособие адресовано руководителям и педагогам ДОО, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических специальностей, родителям, интересующимся вопросами использования ИКТ в развитии и образовании дошкольников.
Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении «Александр Невский - богатырь Земли Русской: методическое пособие / авт.-сост. Е.В. Коточигова, Т.Н. Захарова, Г.В. Сергеева. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. – 60 с.
В пособии представлены актуальные и значимые в педагогической деятельности материалы, знакомящие детей старшего дошкольного возраста с образом великого князя Александра Невского, его временем, событиями его жизни, его подвигом. Познание доступных для понимания ребенка-дошкольника предметов, явлений, исторических событий обеспечивает формирование достаточно целостного представления о жизни нашего великого земляка, причинах его поступков, позволяет формировать элементарные ценности, интересы, развивать навыки познавательной деятельности.
Пособие содержит рекомендации по организации разнообразных культурных практик (игровых, исследовательских, творческих и др.), непосредственно проектной деятельности в ДОО по данной теме, примеры возможных тем исследовательских проектов, в ходе которых ребенок вместе со взрослым (педагогом, родителями) погружается в ту историческую эпоху, которая позволила сформировать характер защитников Земли Русской.
Материалы пособия предназначены для педагогов, специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста, заинтересованных в организации работы по познавательному развитию и патриотическому воспитанию детей.
Социальное партнерство дошкольной образовательной организации и семьи: требования ФГОС дошкольного образования: методические рекомендации / Е.В. Коточигова и др. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. – 72 с. (Школа для родителей)
В пособии представлены методические рекомендации по организации взаимодействия и сотрудничества ДОО и семьи, выстраиванию партнерских отношений с родителями воспитанников, созданию в дошкольной образовательной организации системы поддержки семьи. В методических рекомендациях освещены как теоретические, так и практические вопросы.
Пособие адресовано педагоги ДОО, родителям и всем тем, кто заинтересован в повышении качества услуг дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации (группе): учебное пособие / Е.В. Коточигова, Т.Н. Захарова, Т.Н. Зятинина, М.А. Надежина, Г.В. Сергеева; под общей ред. Е.В. Коточиговой. – Ярославль: ИРО, 2015. – 64 с.: ил.
Учебное пособие отражает научно-практический взгляд авторов на подходы к построению современной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении (группе дошкольной образовательной организации) в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Пособие адресовано обучающимся по программе повышения квалификации «ФГОС ДО: проектирование развивающей предметно-пространственной среды», региональным тьюторам введения ФГОС ДО, руководителям ДОО, а также педагогам и специалистам детских садов.
ФГОС ДО: организация игровой деятельности детей: хрестоматия / Е.В. Коточигова и др.. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2015. – 80 с.
В материалы хрестоматии включены фрагменты монографий, научных статей, учебных и методических пособий различных отечественных и зарубежных авторов, посвященных кругу вопросов, касающихся психологических, педагогических, методических и технологических аспектов организации игры ребенка дошкольного возраста. Многие из включенных в хрестоматию работ представлены полностью или достаточно объемными отрывками, что продиктовано необходимостью дать целостное представление об отдельных взглядах автора, показать логику его рассуждений, примеры, на которые он опирался, и контекст других работ, из которых он исходил.
В хрестоматию включены как работы авторов, широко цитируемых различными специалистами по вопросам развития игровой деятельности детей, так и новые подходы, отражающие современный взгляд на проблему.
Хрестоматия адресована обучающимся на курсах повышения квалификации «ФГОС ДО: организация игровой деятельности детей», а также может обеспечить методическим материалом сопутствующие курсы, в частности, «ФГОС ДО: проектирование развивающей предметно-пространственной среды».
Программа повышения квалификации «ФГОС ДО: организация игровой деятельности детей»: рабочая тетрадь / Е.В. Коточигова, Т.Н. Захарова, Т.Н. Зятинина, О.А. Жбанникова, М.А. Надежина, Г.В. Сергеева. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2015. – 36 с.
Рабочая тетрадь является частью учебно-методического комплекта к ППК «ФГОС ДО: организация игровой деятельности детей» и предназначена для самостоятельной работы с учебным содержанием курса. Организационная структура учебного материала и содержание, представленное в рабочей тетради, совпадают с учебно-тематическим планом курса, что позволяет быстро ориентироваться при выполнении необходимых видов учебной деятельности и контрольных заданий. В рабочей тетради предложены практические работы, выполнение которых поможет слушателям курса освоить необходимые компетенции, обеспечивающие способность к проектированию и эффективной организации игровой деятельности дошкольников как обязательного элемента профессионального стандарта в условиях реализации ФГОС ДО.
Материал предназначен для педагогических работников организаций общего основного, дошкольного и дополнительного образования, реализующих программы дошкольного образования.
ФГОС дошкольного образования: первые результаты: [Текст]: материалы межрегиональной научно-практической конференции / под. общей. ред. Е.В. Коточиговой – Ярославль: ГОУ ЯО ИРО, 2015. – 72 с.
Сборник адресован педагогам, работающим в системе дошкольного образования. Содержит материалы научно-практической конференции «ФГОС дошкольного образования: первые результаты».
Материалы сборника помогут специалистам региональной системы образования обобщить первые результаты введения ФГОС дошкольного образования, освоить новые компетентности: умение работать с процессами образования и развития, владение способами оформления собственных методик и технологий, умение рефлексировать свою педагогическую деятельность, умение работать с участниками образовательного процесса любого возраста и любого социально-педагогического статуса.
Коточигова, Е.В., Жихарева, Ю.Н. Психолого-педагогическая диагностика детской одаренности [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.В. Коточигова, Ю.Н. Жихарева – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2013. – 56 с.
Сборник адресован педагогам, работающим в системе дошкольного образования.
Пособие знакомит читателя с идеями психолого-педагогической диагностики детской одаренности, ее предметом, задачами, принципами, методами. Центральное место отведено формированию диагностической компетентности педагогов-практиков, что особенно актуально в связи с введением ФГОС ДО. Использование диагностического инструментария, приведенного в пособии, поможет воспитателям и специалистам не только выработать оптимальный подход и систематизировать педагогическую деятельность по реализации личностного потенциала детей с признаками одаренности, но создать благоприятные условия для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
Организация работы групп по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста [Текст]: методические рекомендации / Авторы-составители: Жихарева Ю.Н., Захарова Т.Н., Зятинина Т.Н., Коточигова Е.В., Тихомирова О.В. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2013. – 64 с.
Пособие адресовано индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста. Методические материалы также могут быть полезны руководителям дошкольных образовательных организаций, специалистам методических служб.
Методические рекомендации разработаны во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», с целью развития услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста. и определяют порядок создания таких групп, требования к их функционированию, взаимоотношения между индивидуальным предпринимателем, родителями и муниципалитетом.
Сетевое взаимодействие по освоению и внедрению развивающего образования в практику ДОУ [Текст]: методические рекомендации / Е.В. Коточигова, Т.Н.Захарова, Л.П. Сергеева, Г.В. Сергеева – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2013. – 51 с.
В сборнике раскрываются особенности организации инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях его участия в сетевом сообществе. Представлено теоретическое обоснование организации работы ДОУ по заявленной теме, анализируются концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования «Тропинки» (В.Т. Кудрявцев), описывается практика сетевого взаимодействия педагогов дошкольных учреждений Ярославской области, обобщается опыт работы базовой площадки ГОАУ ЯО ИРО по данной теме.
Методические материалы предназначены для руководителей, воспитателей, специалистов детских садов и учреждений дополнительного образования, организующих инновационную деятельность и находящихся в поиске новых возможностей и ресурсов для расширения информационно-образовательного пространства.
Организация работы консультационного пункта: методические рекомендации / Под ред. О.В. Тихомировой – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2011. – 100 с.
В пособии представлены материалы, освещающие опыт работы консультационных пунктов Ярославского региона.
Особое внимание уделяется вопросам проектирования консультационного пункта, методического обеспечения оказания диагностико-консультационных услуг, организации вариативных форм взаимодействия с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста, не посещающих ДОО. В пособие в качестве приложений включены примерные варианты нормативных документов, регламентирующих деятельность консультационного пункта, ряд диагностических методик, образцы планирования деятельности консультационного пункта, и др.
Материалы адресованы руководителям дошкольных образовательных учреждений, специалистам консультационных пунктов.
Клуб успешной адаптации (для родителей детей раннего возраста в период подготовки к поступлению их в дошкольное образовательное учреждение): методические рекомендации / авт. – сост. Т.Н. Захарова, Т.И. Сурова. – Ярославль, ГОУ ЯО ИРО, 2011. – 60 с.
В сборнике раскрыты особенности организации работы с родителями детей раннего возраста в период подготовки их к поступлению в дошкольное образовательное учреждение, проанализированы характерные проблемы и тревоги родителей, представлен алгоритм деятельности специалистов ДОУ по оказанию помощи и поддержки семьям будущих воспитанников детского сада. В сборник включены практические материалы: тематическое планирование работы с родителями, памятки, сценарии, рекомендации по активизации родителей, и др.
Пособие предназначено педагогам, специалистам детских садов и консультационных пунктов, другим специалистам, работающим с детьми раннего и дошкольного возраста, не посещающими ДОУ, и их родителями.
Коточигова Е.В. Научу учиться. Формирование универсальных учебных действий у учеников начальной школы. Методические рекомендации. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2011. – 68 с.
Пособие посвящено одной из сложных и малоразработанных проблем – формированию у детей младшего дошкольного возраста универсальных учебных действий. В основу формирования универсальных учебных действий у младших школьников положены идеи Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Методические рекомендации адресованы педагогам образовательных учреждений, могут быть полезны для студентов педагогических университетов, родителей.
Жихарева Ю.Н. Скоро в школу. Обеспечим детям равные стартовые возможности при поступлении в школу [Текст]: методические материалы / составители Ю.Н. Жихарева, Т.Н. Захарова, Т.Г. Киселева, Е.В. Коточигова – Ярославль: ИРО, 2010. – 77 с.
В сборник вошли материалы по организации предшкольного образования в условиях консультационного пункта. Пособие адресовано специалистам дошкольных образовательных учреждений и родителям (законным представителям) детей, не посещающих детский сад.
Педагогическое сопровождение развития ребенка, не посещающего ДОУ: методические рекомендации к программе. В 3 частях [Текст] / Сост. О.В.Тихомирова, Е.В. Коточигова – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2010.
В пособии, состоящем из трех частей, представлена «Программа педагогического сопровождения развития ребенка, не посещающего ДОУ» (автор О.В. Тихомирова) и методические рекомендации к ней.
Материалы адресованы педагогам, работающим с «неорганизованными» детьми (воспитателям групп кратковременного пребывания, специалистам консультационных пунктов, педагогам учреждений дополнительного образования), а также домашним воспитателям (гувернерам) и родителям детей раннего и дошкольного возраста, не посещающих ДОУ.
Социальное развитие детей дошкольного возраста: методические рекомендации / Автор-составитель Т.Н. Захарова – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2009. – 88 с.
Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, специалистам консультационных пунктов. Методические рекомендации позволят выстроить работу по социальному развитию детей дошкольного возраста и оказанию психолого-педагогической поддержки детям, имеющим различные отклонения в коммуникативном и эмоциональном развитии.
Сборник содержит примерный алгоритм работы педагога по организации социального развития детей в детском саду, диагностический инструментарий, образцы планирования работы по формированию социальных навыков, практический материал (подборки речевого материала, конспекты занятий, консультации для родителей, варианты организации совместных проектов и развлекательных мероприятий, и т.д.).
Разработки, публикации преподавателей
Коточигова Елена Вадимовна, заведующий кафедрой дошкольного образования ГОАУ ЯО ИРО
Жихарева Юлия Николаевна, доцент кафедры дошкольного образования ГОАУ ЯО ИРО
Захарова Татьяна Николаевна, доцент кафедры дошкольного образования ГОАУ ЯО ИРО
Сергеева Галина Викторовна, старший преподаватель кафедры дошкольного образования ГОАУ ЯО ИРО
Зятинина Татьяна Николаевна, старший преподаватель кафедры дошкольного образования ГОАУ ЯО ИРО