Кафедра дошкольного образования

Кафедра дошкольного образования

СПИСОК
научных и учебно-методических трудов
КОТОЧИГОВОЙ ЕЛЕНЫ ВАДИМОВНЫ


п/п

Наименование
работы, ее вид

Форма работы

Выходные данные

Объем
в п.л.

Соавторы

Научные работы

1.

Создание педагогических ситуаций, способствующих личностному и интеллектуальному развитию ребенка (статья)

Печ.

Психология педагогической ситуации /Под ред. М.М. Кашапова. Ярославль: ЯрГУ, 1996. С. 86-92.

0,4

2.

Особенности развития творческого педагогического мышления (статья)

Печ.

Психология педагогического мышления: теория и эксперимент. Сб. статей/ Под ред. М.М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1998. С. 115-117.

0,2

3.

Осознание противоречия как условие развития педагогического мышления (статья)

Печ.

Исследование педагогического мышления. Сб. статей/ Под ред. М.М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1999. С. 73-78.

0,4

¯

4.

Уровневые характеристики профессионального педагогического мышления (тезисы)

Печ.

Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика. Т. 2/ Под ред. В.В. Козлова. Ярославль: ЯрГУ, 2000. С. 68-69.

0,1/
0,05

Киселева Т.Г.

5.

Оценка мышления педагога образовательного учреждения (статья)

Печ.

Ярославский психологический вестник. Вып. 2. М.- Ярославль: Издательство «Российское психологическое общество», 2000. С. 85-88.

0,2

¯

6.

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста (статья)

Печ.

Ярославский психологический вестник. Вып. 4. М.- Ярославль: Издательство «Российское психологическое общество», 2001. С. 40-43.

0,2

¯

7.

Психологические особенности творческого педагогического мышления (автореф. канд. психол. наук)

Печ.

Ярославль: ИРО, 2001. 24 с.

1,39

¯

8.

Творческие аспекты профессионального педагогического мышления (статья)

Печ.

Одаренные дети: теория и прак-тика. Матер. Российской конф. (Москва, 28-30 марта 2001 г.). Доп. вып./ Под ред. В.И. Панова. М.-Ярославль: Психологич. Институт РАО – Яр.ИРО, 2001. С. 182-194.

0,7

¯

9.

Структура педагогической компетентности педагога (статья)

Печ.

Ярославский психологический вестник. Вып. 9. М.-Ярославль: РПО, 2002. С.113-117.

0,4/
0,2

Киселева Т.Г.

10.

Особенности позна-вательных стилей и учебной деятельности (статья)

Печ.

Ярославский психологический вестник. Вып. 9. М.-Ярославль: РПО, 2002. С. 177.

0,1

¯

11.

Творческие аспекты профессионального педагогического мышления (тезисы)

Печ.

Ярославский психологический вестник. Вып. 9. М.-Ярославль: РПО, 2002. С. 178-179.

0,14/
0,07

Киселева Т.Г.

12.

Творчество как наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Творческое мышление (статья)

Печ.

Психология профессионального педагогического мышления /Под ред. М.М. Кашапова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. С. 306-330.

1,5

13.

Познавательные стили в учебной деятельности (тезисы)

Печ.

Развитие профессионального образования в Ярославской области: история и современность: Матер. междунар. конф. «Чтения Ушинского» (4-5 марта 2003 г.), посвящ. 200-летию высшей школы в г.  Ярославле и 95-летию ЯГПУ. Ярославль: ЯГПУ, 2003. С. 264-267.

0,2

14.

Компетентность: по-нятие, виды, основные подходы к диагностике компетентности психолога (статья)

Печ.

Социальный психолог, 2003. Вып.  № 1 (5). С. 39-44.

0,40/
0,15

Киселева Т.Г.
Кашапов М.М

15.

Способность к твор-ческому мышлению как ключевая компе-тентность педагога (тезисы)

Печ.

Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности: Матер. Российск. научно-практ. конференции (8-10 октября 2003 г.)/ Под ред. Н.В. Нижегородцевой. Ярославль: «Аверс Пресс», 2003. С. 211-213.

0,12

16.

Сравнительный анализ теоретических и эмпирических подходов к выделению структуры компетентности психолога образовательного учреждения (тезисы)

Печ.

Матер. Всеросс. научн. конф.,  посвящ. 200-летию Ярослав-ского госуд. университета им. П.Г. Демидова /Отв. за вып. проф. М.М. Кашапов. Ярославль: ЯрГУ, 2003. С. 51-53.

0,2/
0,1

Киселева Т.Г.

17.

Концепция мониторинга образовательного потенциала региона (статья)

Печ.

Ярославский психологический вестник. Вып. 10. М. - Ярославль: РПО, 2003. С. 107-115.

0,6/
0,3

Серафимович И.В.

18.

Особенности структуры компетентности психолога образовательного учреждения (статья)

Печ.

Проблемы совершенствования высшего психологического образования. Сб. научно-методич. трудов/ Под ред. проф. А.В. Карпова. Ярославль: ЯрГУ, 2004. С. 47-50.

0,5/
0,25

Киселева Т.Г.

19.

Мониторинг эксперимента на первой ступени общего образования (проект «Начальная школа XXI века»): опыт, проблемы (статья)

Печ.

Начальная школа XXI века: идеи, поиски, решения. Материалы научно-практ. конф. (28-30 окт. 2003 г.) /Под ред. Л.Е. Журовой. М.: Вентана-Граф, 2004. С. 47-53.

0,6/
0,3

Киселева Т.Г.

20.

Модель конфликтологической компетентности педагога (статья)

Печ.

Ярославский психологический вестник. Выпуск 13. М.- Ярославль: РПО, 2004. С. 114-116.

0,4/
0,2

Киселева Т.Г.

21.

Взаимосвязь развивающего игрового пространства с творческими способностями (статья)

Печ.

Ярославский психологический вестник. Выпуск 13. М.-Ярославль: РПО, 2004. С. 164-167.

0,4

_

22.

Сравнительный анализ теоретических и эмпирических подходов к выделению структуры компетентности пси-холога образовательного учреждения (статья)

Печ.

Актуальные вопросы методической поддержки работников образования Ярославской области: Сборник статей/ Под ред. С.И. Курициной.  Ярославль: ИРО, 2005.  С. 78-81.

0,4

Киселева Т.Г.

23.

Когнитивные особенности гендерных стереотипов в современной социокультурной реальности (статья)

Печ.

Ярославский психологический вестник. Выпуск 15. М.-Ярославль: Издательство «Российское психологическое общество», 2005. С. 40-43.

0,4/
0,2

Назарова Е.Ю.

24.

Творчество в системе ценностей педагога (тезисы)

Печ.

Ярославский психологический вестник. Выпуск 14. М.-Ярославль: Издательство «Российское психологическое общество», 2005. С. 78-79.

0,1

25.

Конфликтологическая компетентность педагога: оценка и самооценка уровня развития компетентности (статья)

Печ.

Системогенез учебной и профессиональной деятельности / Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Ярославль, 2005.
 С. 134-138.

0,5/
0,25

Киселева Т.Г.

26.

Компетентностный подход как основа построения повышения квалификации педагогов дошкольного образования (статья)

Печ.

Теоретические и прикладные аспекты современного дошкольного образования: Материалы международной научно-практической конференции. Ярославль: ЯГПУ, 2006. С. 181-186.

0,6/
0,3

Киселева Т.Г.

 

27.

Компетентностный подход как основа построения программ повышения квалификации работников образования (статья)

Печ.

Ярославский психологический вестник. Выпуск 19. М.-Ярославль: Издательство «Российское психологическое общество», 2006. С. 88-92.

0,5/
0,25

Киселева Т.Г.

 

28.

Соотношение творчества и интеллекта у детей младшего школьного возраста (статья)

Печ.

Ярославский психологический вестник. Выпуск 21. М.-Ярославль: Издательство «Российское психологическое общество», 2007. С. 164-165.

0,1

29.

Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий с ориентацией на профессионально-личностное развитие (статья)

Печ.

Высшая школа на современном этапе: проблемы преподавания, обучения и функционирования рынка труда: материалы международной научно-практи-ческой конференции 14-18 мая 2007 года / Под ред. М.В. Новикова, И.А. Иродовой. Ярославль: ЯГПУ, 2007. С. 252-257.

0,6

30.

К разработке модели профессиональной креативности в структуре компетентности педагога (статья)

Печ.

Ярославский психологический вестник. Выпуск 22.  М.-Ярославль: Издательство «Российское психологическое общество», 2007. С. 161–163.

0,3

31.

Особенности творческого мышления детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье и вне семьи (статья)

Печ.

Проблемы интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Материалы 3-ей Всероссийской научно-практической конференции/ Под общей редакцией канд. фил. наук, доц. Пелих В.М./ Под ред. докт. пед. наук, проф. Тупичкиной Е.А., канд. пед. наук, доц. Филимоновой В.И., канд. псх. наук, доц. Андриенко А.В. Армавир: Редакционно-издательский центр АГПУ, 2007. С. 53–56.

0,4

32.

Исследование удовлетворенности родителей подготовкой детей к школе (тезисы)

Печ.

Вестник ИРО №2 (2) август 2008. С. 27–29.

0,1/
0,03

Жихарева Ю.Н.
Холодаева О.В.

33.

Изучение представлений профессионального сообщества о творческих способностей педагогов (статья)

Печ.

Ярославский психологический вестник. Выпуск 24.  М.-Ярославль: Издательство «Российское психологическое общество», 2008. С. 120–123.

0,3

34.

Игровые технологии с применением ИКТ как средство развития личности ребенка (тезисы)

Печ.

Вестник ИРО №1 (4) май 2009. С. 49–51.

0,1/
0,05

Киселева Т.Г.

35.

Преемственность дошкольного, начального и среднего образования в формировании коммуникативной компетенции (статья)

Печ.

Учитель нашей новой школы. Межрегиональная научно – практическая конференция, 25-25 августа 2010 года. – Ярославль : ГОУ ЯО ИРО, 2010. С. 89–93.

0,3/
0,15

Киселева Т.Г.

36.

Умение учиться: от общеучебных умений – к универсальным учебным действиям (статья)

Печ.

Вестник ИРО №1 (10) 2011. С. 3–11.

0,5

37.

Способы решения проблем творческого и поискового характера как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования (статья)

Печ.

Вестник ИРО №1 (10) 2011. С. 25–35.

0,6/
0,3

Мосолова О.В.

38.

Компетентность в творчестве как метапредметный результат будущего образования (статья)

Печ.

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в учреждениях, расположенных в сельской местности: сборник материалов научно-практической конференции/ под ред. Т.А. Степановой, Л.В. Байбородовой, М.В. Груздева. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ. 2012. С. 372 - 375

0,3

39

Оценка креативной компетентности педагога как проблема современного образования (тезисы)

Печ.

Евразийский образовательный диалог: материалы международного форума. Международный форум: 17-19 апреля 2013 г. – часть 2 – Ярославль : ГОАУ ЯО ИРО, 2013. С. 118-119

0,1

40

Теоретические основы исследования и формирования креативной компетентности

Печ.

Креативное партнерство субъектов образовательного процесса в ДОУ: Материалы научно – практической конференции руководителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений. – Владимир: ВИПКРО, 2013. С.51-53

0,2

41

Социальный заказ на творчество: прожект или реальность?

Печ.

Креативность как ключевая компетентность педагога. Монография / Под ред. проф. М.М. Кашапова, доц. Т.Г. Киселевой, доц. Т.В. Огородовой. Ярославль:

ИПК «Индиго», 2013. С. 40-43

0,3

42

Креативная компетентность в структуре профессиональной деятельности педагога

Печ.

Креативность как ключевая компетентность педагога. Монография / Под ред. проф. М.М. Кашапова, доц. Т.Г. Киселевой, доц. Т.В. Огородовой. Ярославль:

ИПК «Индиго», 2013. С. 58-73

0,93

43

Социальный заказ на творчество: прожект или реальность?

Печ.

Социальная психология в образовательном пространстве. Научные материалы I Международной научно-практической конференции (16-17 октября 2013 г.). – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. С. 191-194

0,2

44

Образовательная среда как условие формирования творческой активности детей дошкольного возраста

Печ.

Дошкольное образование: актуальные проблемы и инновационная практика: Сборник материалов межрегиональной научно – прктической конференции «Современное дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы» г. Иваново, 28 ноября 2013 г. – Иваново: ИРОИО, 2013. С 117-1200.16

0,2

 

Учебно-методические работы

45.

О развитии психологической службы в системе дошкольного воспитания (методическая разработка)

Печ.

Инновационно-экспериментальная деятельность в дошкольных учреждения области. Ярославль: ИПК ПиРРО, 1996. С. 66-68.

0,2

46.

Креативность как составляющая профессионально важных качеств педагога (методические рекомендации)

Печ.

Повышение квалификации педагогических кадров: Матер. межрегион. научно-практ. конф., посв. 60-летию ЯИРО /Под ред. проф. Г.К. Селевко. Ярославль: ЯИРО, 2000. С. 69-73.

0,3

47.

Некоторые подходы к решению проблем преемственности в работе детского сада и начальной школы (методические реко-мендации)

Печ.

Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в аспекте реформирования системы образования. Ярославль: ЯИРО, 2000. С. 12-15.

0,2

48.

Развитие фантазии и креативности детей младшего школьного возраста путем создания загадок (методическая разработка)

Печ.

Формирование и развитие креативности и концептуального мышления дошкольника и младшего школьника средствами искусства и природы. Карачаевск: КГУ, 2001. С. 41-42.

0,1

49.

Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования (методические рекомендации)

Печ.

Преемственность – первый шаг: Методические рекомендации. Ярославль: Отдел образования. Администрации Ярославского муниципального округа, 2003. С. 5-6.

0,1

50.

Нетрадиционные методы образования взрослых (учебно-методическая разработка)

Печ.

Актуальные проблемы совершенствования подготовки специалистов в вузе. Матер. VII Областной научно-методической конфер. /Отв. ред. И.М. Лоханина. Ярославль: ЯрГУ,  2003. С. 238-240.

0,2/
0,1

Киселева Т.Г.

51.

Активизация педагогического мышления как основа реализации здоровьесбергающих технологий в ДОУ и начальной школе (учебно-методич. разработка)

Печ.

Деятельность образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья детей.  Матер. к областной научно-практическ. конфер. Часть 1. Ярославль: ИРО, 2004. С. 37-45.

0,5/
0,2

Киселева Т.Г.
Терещук М.Н.

52.

Компетентность учителя начальной школы (учебно-методическая разработка)

Печ.

Ярославль: ИРО, 2004. 35 с.

2,0/
1,0

Киселева Т.Г.

53.

Сказка как средство коррекции и развития детей, имеющих задержку психического развития (методическое пособие)

Печ.

Ярославль: ИРО, 2004. 31 с.

1,86

54.

Совершенствование коммуникативной компетентности работников образования (методическое пособие)

Печ.

Ярославль: ИРО, 2004. 22 с.

1,3/
0,65

Киселева Т.Г.

55.

Мониторинг эксперимента на первой ступени общего образования (методические указания)

Печ.

Идеи развития и саморазвития личности учащихся в методической работе. Сб. матер./ Под ред. акад.  МАНПО, проф. Г.К. Селевко. Ярославль: ИРО, 2004. С. 99-103.

0,5/
0,25

Киселева Т.Г.

56.

Адаптация детей к школе (учебно-методическая разработка)

Печ.

Совершенствование структуры и содержания начального общего образования Ярославской области (в рамках федерального эксперимента). Сб. матер. /Под ред. д.п.н. М.В. Груздева. Ярославль: ИРО, 2004. С. 33-39.

0,6

57.

Подходы к оценке педагогической компетентности (методические указания)

Печ.

Высшая школа на современном этапе: преподавание и обучение. Матер. междунар. конф. (26-28 мая 2004 г.). Ярославль: ЯГПУ, 2004. С. 139-141.

0,2

58.

Учет индивидуальных особенностей слушателей курсов повышения квалификации как ключевая компетентность преподавателя системы дополнительного профессионального образования (методические указания)

Печ.

Высшая школа на современном этапе: психология преподавания и обучение. Том 2 // Международный сборник статей / Под ред. проф. М.М. Кашапова. М.-Ярославль: Изд-во «Российское психологическое общество», 2005. С. 80-81.

0,1

59.

Зачем ТРИЗ педагогу? (методические рекомендации)

Печ.

ТРИЗ в дошкольном образовании: Методические рекомендации (из опыта работы)/ Сост. Н.В. Кошлева. Ярославль, 2005. С. 4-9.

0,6

60.

Освоение методики «Картинки без запинки» (методические рекомендации)

Печ.

ТРИЗ в дошкольном образовании: Методические рекомендации (из опыта работы)/ Сост. Н.В. Кошлева. Ярославль, 2005. С. 47-53.

0,7

61.

Коммуникативная компетентность педагога: методическое пособие (методические рекомендации)

Печ.

Ярославль: ИРО, 2005. 69 с.

3,72 /
1,86

Киселева Т.Г.

62.

Игровые технологии с применением ИКТ в дошкольном образовании (методические указания)

Печ.

Методические службы Ярославского региона в реализации Программы развития образования Ярославской области: материалы регион. конф., (март 2006)/ Под ред. Г.К. Селевко, С.И. Курициной. Ярославль: ИРО, 2006. С. 82-86.

0,5

Киселева Т.Г.

63.

Возможности ТРИЗ-педагогики в дошкольном образовании (методические материалы

Печ.

Сб. статей/ Под ред. Е.В. Коточиговой. Ярославль: ИРО, 2006.  54 с.

3,20

64.

От года до трех. Родителям о воспитании и развитии малыша: методические материалы (методические материалы)

Печ.

От года до трех. Родителям о воспитании и развитии малыша: методические  материалы/ Сост.: Жихарева Ю.Н., Зайцева Н.В., Захарова Н.В., Киселева Т.Г., Коточигова Е.В., Тихомирова О.В.  Ярославль: ИРО, 2007.  71 с.

4,13/
0,69

Жихарева Ю.Н.
Зайцева Н.В.
Захарова Н.В.
Киселева Т.Г.
Тихомирова О.В.

65

Сопровождение инноваций в дошкольном учреждении (методические указания)

Печ.

Инновационная деятельность дошкольных образовательных учреждений области: сборник методических материалов / Под общей ред. Т.Г. Киселевой – Ярославль, ИРО, 2008. С. 4 – 9.

0,35/
0,18

Киселева Т.Г.

66

ТРИЗ-образование как инновационная образовательная технология (методические разработка)

Печ.

Инновационная деятельность дошкольных образовательных учреждений области: сборник методических материалов / Под общей ред. Т.Г. Киселевой – Ярославль, ИРО, 2008. С. 46 – 50.

0,3

67

Диагностика психического развития ребенка (методические разработка)

Печ.

Развитие ребенка раннего возраста в условиях семейного воспитания (специалистам консультационных пунктов): методические материалы / под ред. Е.В. Коточиговой. – Ярославль: ИРО, 2008. С. 30 – 38.

0,5

68

Материалы для консультирования родителей по теме «Особенности развития познавательных процессов детей раннего возраста» (методические разработка)

Печ.

Педагогическое сопровождение развития ребенка, не посещающего ДОУ: методические рекомендации к программе. Часть 1. [Текст] / Сост. О.В. Тихомирова, Е.В. Коточигова, - Ярославль: ГОУ ЯО ИРО, 2010. С.8-11.

0,2

69

Материалы для консультирования родителей по теме «Особенности развития познавательных процессов детей дошкольного возраста» (методические разработка)

Печ.

Педагогическое сопровождение развития ребенка, не посещающего ДОУ: методические рекомендации к программе. Часть 3. [Текст] / Сост. О.В. Тихомирова, Е.В. Коточигова, - Ярославль: ГОУ ЯО ИРО, 2010. С.4-13.

0,6

70

Скоро в школу. Обеспечим детям равные стартовые возможности при поступлении в школу (методические материалы)

Печ.

Методические материалы / составители: Ю.Н. Жихарева, Т.Н. Захарова, Т.Г. Киселева, Е.В. Коточигова – Ярославль: ИРО, 2010. – 77 с.

4,5/ 1,2

Жихарева Ю.Н.
Захарова Т.Н.
Киселева Т.Г.

71

Научу учиться. Формирование универсальных учебных действий у учеников начальной школы. (методические рекомендации)

Печ.

Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2011. – с. 68

3,9

72

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (методические рекомендации к разработке)

Печ.

Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2011. – с. 59

3,4/
0,8

Бородкина Н.В.
Захарова Т.Н.
Тихомирова О.В.

73

Нормативно-правовое обеспечение введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (методические материалы)

Печ.

Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2011. – 55с.

3,2

74

Методическое обеспечение оказания диагностико-консультационных услуг (методические указания)

Печ.

Организация работы консультационного пункта: методические рекомендации./ под ред. О.В. Тихомирововй. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2011. – С. 20 - 32

0,76/
0,38

Жихарева Ю.Н.

75

Современные проблемы дошкольного образования (вместо предисловия) (методические указания)

Печ.

Реализация Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: опыт, проблемы, перспективы [Текст]:сборник методических материалов / под общей ред. Е.В. Коточиговой – Ярославль, ГОАУ ЯО ИРО, 2012 г. С.5-6

0,1

76

Оценка результатов дошкольного образования (методические рекомендации)

Печ.

Реализация Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: опыт, проблемы, перспективы [Текст]:сборник методических материалов / под общей ред. Е.В. Коточиговой – Ярославль, ГОАУ ЯО ИРО, 2012 г. С. 41-45

0,3

77

Сетевое взаимодействие по освоению и внедрению развивающего образования в практику ДОУ (методические рекомендации)

Печ.

Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2013. – 51с.

3,0/
0,7

Захарова Т.Н.
Сергеева Г.В.
Сергеева Л.П.

78

Психолого-педагогическая диагностика детской одаренности (учебно-методическое пособие)

Печ.

Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2013. – 56 с.

3,3/
1,6

Жихарева Ю.Н.

79

ФГОС НОО: особенности организации учебной деятельности (учебно-методическое пособие)

Печ.

Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2014. – С 67-73

5.35/0,4

Тихомирова О.В.
Бородкина Н.В.