Дискуссионная площадка «Педсовет76.РФ» по теме
«Основы государственной политики в области воспитания»
25 октября 2021 года в 13.00
«Говоря о воспитании, мы говорим о нашем будущем, о том, куда движется наша система образования. Воспитание – стратегический национальный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях»
Президент России подписал Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» об укреплении воспитания в системе образования, который с 1 сентября 2020 года вступил в силу. «Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению», – говорится в законе.
Базовые, ключевые направления реализации государственной политики в части воспитания диктуют развитие системы воспитания в целом, изменения современного законодательства, изменения воспитательной работы в образовательных организациях по средствам внедрения Рабочих программ воспитания, появления календарного плана воспитательных мероприятий.
В Ярославской области выстроилась эффективная вертикаль организации и реализации воспитания и социализации обучающихся. Рамочную роль выполняет Программа развития воспитания в Ярославской области согласно реализации плана мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в Ярославской области, далее разработаны и реализуются муниципальные программы воспитания или подпрограммы региональной Программы развития воспитания в соответствии с актуальными направлениями воспитания и учетом региональных и муниципальных особенностей (условий) и традиций. На уровне образовательных организаций – ведется активная деятельность по внедрению Рабочих программ воспитаний на разных уровнях образования, где так же отражены ресурсы, традиции, уклад и специфика того или иного учреждения.
Учитывая важность обновления процесса воспитания и сопутствующей инфраструктуры, в рамках дискуссионной площадки обсуждались вопросы преемственности, комплексности, перспектив развития в данной направлении.
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования» (далее – ГАУ ДПО ЯО ИРО): центр социального воспитания, центр развития профессионального образования и кафедра дошкольного образования провели дискуссионную площадку «Педсовет. 76» по теме «Основы государственной политики в области воспитания».
Осуществляя процесс воспитания, педагогические работники и специалисты находятся в постоянном поиске инноваций, методов воспитательного воздействия. Данная встреча специалистов, да и просто неравнодушных людей к вопросу воспитания будущего поколения стала стратегической панелью педагогического взаимодействия в области развития региональной системы воспитания.
Цель дискуссионной площадки: сформировать у педагогического сообщества представление непрерывного обновленного воспитательного процесса на всех уровнях образования.
В рамках дискуссионной площадки обсуждались на трех площадках проблемные вопросы, эффективный опыт и рассматривались перспективы развития системы воспитания в регионе:
- «Обновление подходов к организации воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях»
- «Рабочая программа воспитания: от проекта до внедрения»
- «Воспитаем здорового человека» (в условиях дошкольного образования).
В работе секций принимали участие специалисты (354 человек из 118 точек подключения) органов управления образованием, специалисты институтов развития образования, руководители и педагогические работники образовательных организаций системы дошкольного, общего и профессионального образования не только Ярославской области, но и других регионов, в том числе Владимирской, Ивановской, Липецкой, Костромской, Курганской, Тульской, Самарской областей.
Резолюция
Секции
Обновление подходов к организации воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях
- Алгоритм разработки программы воспитания в ПОО ЯО
Фомичева С.И., заместитель директора ГПОУ ЯО Ярославского колледжа управления и профессиональных технологий - Разработка программы воспитания в условиях многопрофильности образовательной организации
Климова С.В., заместитель директора ГПОУ ЯО Переславского колледжа им. А. Невского - Механизм оценивания достижения результатов программы воспитания
Гусева А.В., заместитель директора ГПОУ ЯО Ростовского педагогического колледжа - Особенности разработки календарно-тематического планирования в условиях многопрофильности образовательной организации
Ефросиничева А.В., руководитель отдела по воспитательной работе ГПОАУ ЯО Ростовского колледжа отраслевых технологий - Планирование организации внеучебной и воспитательной деятельности в рамках предметов (дисциплин) или МДК
Дубровина А.Е., заместитель директора ГПОУ ЯО Ярославского колледжа сервиса и дизайна - Организация воспитательной работы в учебной группе в современных условиях
Обертышева Н.Ф., заместитель директора ГПАОУ ЯО Рыбинского профессионально-педагогического колледжа
Рабочая программа воспитания: от проекта до внедрения
- Опыт разработки и внедрения рабочей программы воспитания Владимировской области
Шумилина Т.О., заведующая кафедрой педагогического менеджмента ГАОУ ДПО ВО ВИРО - Опыт разработки и внедрения рабочей программы воспитания Ивановской области
Афанасьева Е.А., заместитель директора по развитию МБУ «Методический центр в системе образования» - Реализация региональных проектов через вариативные модули рабочей программы воспитания
Потемина М.П., директор МОУ СШ № 13 (г.Ярославль)
Таврова О.А., заместитель директора по УВР МОУ СШ № 13 (г.Ярославль) - Интеграция воспитательных ресурсов РДШ в рабочую программу воспитания
Алексеева Н.С., учителя МОУ СШ № 26 (г. Ярославль) - Вариативность содержания рабочей программы воспитания в школе поликультурной средой
Саматоева С.Л.. директор МОУ СШ № 60 (г.Ярославль)
Баутина Е.Н., заместитель директора по УВР МОУ СШ №60 (г.Ярослаль) - Реализация рабочей программы воспитания в условиях сельской школы (на примере МОУ Ананьинская ОШ, Ярославского МР)
Семейкина Т.А., директор МОУ Ананьинская ОШ ЯМР
Виноградова Е.В., педагог – психолог МОУ Ананьинская ОШ ЯМР - Психолого-педагогическое сопровождение разработки и реализации рабочих программ воспитания
Боярова Е.С., старший преподаватель Центра социального воспитания ГАУ ДПО ЯО ИРО
Юрчак Н.А., педагог – психолого МУ ГЦППМС «Стимул» (Тутаевский МР) - Проектирование рабочей программы воспитания на уровне муниципальной системы образования
Васильева И.Н., методист МОУ «ГЦРО» - Основные векторы развития воспитания в Ярославской области
Чиркун О.В., руководитель Центра социального воспитания ГАУ ДПО ЯО ИРО
Воспитание здорового человека (в условиях дошкольного образования)
- Здоровье ребенка: социальные контексты воспитания
Захарова Т.Н., к.п.н., доцент, заведующий кафедрой дошкольного образования ГАУ ДПО ЯО ИРО, г. Ярославль - Рабочая программа воспитания в ДОО: формальный документ или реальный инструмент?
Зятинина Т.Н., старший преподаватель кафедры дошкольного образования ГАУ ДПО ЯО ИРО, г. Ярославль - Технологии эффективной социализации в нашей практике. Пути реализации ФГОС
Рогачева С.В., заведующая МБДОУ №28, г. Кострома
Одинцова М.С., старший воспитатель МБДОУ №28, г. Кострома - Сохранение социального здоровья дошкольника: «BabySkills» и «Школа бабушек и дедушек»
Константинова В.Г., методист МДОУ №3 «Ивушка», п. Ивняки, Ярославского МР - Формирование softskills у дошкольников. Надо? Когда? Как?
Гизатова И.А., заведующий МБДОУ №5 «Созвездие», г. Шадринск, Курганская область - День отца в детском саду
Китаева Л.П., заведующий МБДОУ детский сад «Тополек», Усманского МР, Липецкая область