XIV Международный кинофестиваль семейных и детских фильмов «В кругу семьи»
XIV Международный кинофестиваль семейных и детских фильмов «В кругу семьи» прошёл с 7 по 13 июля в городе Ярославле при поддержке Госкорпорации «Ростех», Министерства культуры Российской Федерации, Правительства Ярославской области и Мэрии г. Ярославля.
В рамках деловой программы кинофестиваля состоялась научно-практическая конференция на тему «Семья и культура в цифровой реальности».
Ведущий - Александр Ковтунец, Президент Общенациональной программы «В кругу семьи», актёр, продюсер
Модератор - Дмитрий Бабич, политолог
Участники:
- Владыка Климент, митрополит Калужский и Боровский;
- Анна Кузнецова, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка;
- Татьяна Черниговская, российский учёный в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания также теории сознания, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ, доктор биологических наук, профессор;
- Василий (Фазиль) Ирзабеков, известный публицист, филолог-языковед, писатель;
- Елена Романичева, кандидат педагогических наук, доцент, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик;
- Андрей Валявский, академик Международной академии МАИСУ, доктор философии, автор книг и методик о детской психологии;
- Евгения Жуковская, главный редактор информационно-просветительского интернет-портала "Приходы", автор книги "Информационные риски и информационная политика Церкви XXI века";
- Виталий Никонович, заместитель председателя Белорусской ассоциации клубов ЮНЕКСО, консультант Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Белоруссия;
- Ольга Азова, кандидат педагогических наук, доцент, директор медицинского центра "Логомед прогноз";
- Ирина Галахина, педагог-психолог;
- Наталья Кочебина, педагог-психолог, мама 8-х детей;
- Юлия Флорова, педагог-психолог.
В круглом столе конференции от Ярославской области приняли участие заведующая кафедрой общей педагогики и психологии И.Г. Назарова; руководитель РИП «Создание муниципальной модели внедрения восстановительных технологий в воспитательную деятельность образовательных организаций», директор Муниципального учреждения «Городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» М.Ф. Луканина; директор центра «Ресурс» И.В.Кузнецова и др.
В содержании круглого стола были предложены тезисы для обсуждения:
- Нахождение детей онлайн в России – одно из самых длинных в мире. 88 % находятся в интернете постоянно (в США – 83 %).
- Уйти от киберреальности нельзя. Ребенок должен находиться в интернете. Но вот вопрос, что ставить во главу угла – контроль или доверие? Стоит ли создавать ребенку отдельную учетную запись на своем компьютере? С какого возраста стоит приобретать ребенку компьютер?
- Психологи предлагают для начала дать ребенку пользоваться вашим компьютером – столько-то часов в день, в такое-то время. А не начнутся ли конфликты – ведь мы сами не согласились бы на такое ограничение?
- В каком возрасте нужно объяснить ребенку, что не все в интернете – правда? За якобы «десятилетним другом», которого он «виртуально встретил» в интернете, может скрываться взрослый человек? Не подорвет ли такая правда очень важный элемент детской психологии – доверие к миру и к людям?
- Интернет – мощное средство распространения культуры: можно смотреть онлайн спектакли, читать всю мировую литературу. Но будет ли ребенку интересно смотреть детские спектакли в интернете с вами? А вам – стоит ли пытаться против своей воли смотреть сериал из жизни американской средней школы? Что делать, если вам этот сериал резко не нравится – нельзя ли антагонизировать ребенка своим отрицательным отношением?
- Интернет-пространство – это часть общего пространства этики. Очевидно, что это важнейшая роль родителей – дать детям понять, что такое хорошо, а что такое плохо. Но существует ли отдельная интернет-этика? И в каком возрасте рассказать о ней ребенку?
- Агрессивность в интернете и вообще в сегодняшнем общении часто воспринимается как козырь, как нечто cool. Как отучить ребенка от любования агрессией и привычкой ей подражать. Сработает ли встречный вопрос: а тебе нравится агрессия в отношении тебя самого? Со стороны одноклассников или, не дай бог, учителя? Почему же ты любуешься этой агрессией в других?
- Одно из главных преимуществ русской классической культуры – она не агрессивна. Между тем недовольный потребитель (гражданин, избиратель, акционер, супруга) – это образ, культивируемый современным обществом. И Россия здесь – давно не исключение. Не стоит ли ребенку предлагать обращение к классической культуре и к церкви как своеобразную альтернативу агрессивной культуре с ее бесконечными скандалами, исками или протестными акциями? Не стоит ли и школу ориентировать в том числе и на это в хорошем смысле консервативное направление, а не только на бесконечные новации?