Развитие инклюзивного образования в общеобразовательных организациях

Программа формирования универсальных учебных действий у глухих обучающихся
(вариант 1.2.)

Программа формирования универсальных учебных действий у глухих обучающихся (вариант 1.2. ) на ступени начального общего образования должна содержать:

  • описание ценностных ориентиров образования глухих обучающихся на уровне начального общего образования;
  • связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
  • характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;
  • типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
  • описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования определяется на этапе завершения обучения в начальной школе.

Программа формирования общеучебных умений у глухих учащихся младших классов предполагает интеграцию и координацию в работе над выделенными умениями.

Учитывается, что многие общеучебные умения на начальной стадии формирования выступают в качестве специальных, имеющих ярко выраженную научно – предметную основу (чтение, письмо, некоторые грамматические, математические умения), в дальнейшем, на более поздней стадии обучения, выступают и воспринимаются как общие по широте сферы их применения, и по принадлежности их к уровню образованности, развития, считающемуся в данный период образовательной нормой..

При формировании общеучебных умений на разных уроках реализуются принципы, методы, приемы, формы предметно-практического обучения, принципы коммуникативной системы обучения языку.

Учебно-организационные умения:

 

Учебно-информационные умения:

 

Учебно-коммуникативные умения:

Учебно-интеллектуальные умения:

Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности.

Осмысленно, правильно, бегло читать вслух рассказ (от 60- 70 до 140-160 слов), сказки, стихотворения, статьи, четко отображающие события.

Уметь описывать события дня (8-10 фраз) и прошедший день.

Оперировать признаками предметов: выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений.

Определять последовательность действий при выполнении учебной задачи.

Относить прямую речь к говорящему с помощью вопросов учителя: «Кто это сказал?» и т. п.

Узнавать содержание закрытой картинки с помощью вопросов, передавать ее содержание в рисунках и написать рассказ по картинке.

Владеть логическими действиями классификации, сопоставления на основании умений анализа, выделение главного, сравнения; умением элементарного эмпирического обобщения.

Выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для учебных занятий в школе и дома.

Учиться правильно пользоваться учебником.

 По письменному и устному описанию предмета узнавать его, зарисовывать и описывать; описывать два одинаковых предмета, отличающихся по каким-либо признакам, и сравнивать их.

Уметь определять знакомое понятие через род и видовое отличие.

Правильно пользоваться учебными принадлежностями.

Под руководством учителя работать над текстом учебника, обращаться к оглавлению, вопросам, образцам.

 Составлять рассказ (10-12 предложений) по серии картинок или одной картине, по инсценировке; придумать заглавие к нему (с помощью учителя).

Понимать смысл и правильно употреблять логические связки «и», «или», «не».

Соблюдать правильную осанку за рабочим местом.

Отвечать на вопросы учителя: «О ком говорится?», «О чем говорится?».

 Составлять рассказ в рисунках с изложением содержания предшествующих или последующих событий кар- тины, придумывать название рассказа и описать рисунки (с помощью учите- ля 10-12 предложений).

Понимать смысл и правильно употреблять логические слова (кванторы) «все», «некоторые».

Овладевать приемами самоконтроля.

 Давать оценку прочитанному.

Сообщать товарищу, учителю об интересных событиях, произошедших на перемене, до уроков, после уроков.

Оперировать признаками предметов: выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений.

Учиться правильно оценивать свое отношение к учебной работе.

Уметь при чтении вслух самостоятельно делать паузу за запятой, при наличии тире.

Уметь написать письмо родителям, брату, сестре с сообщением о своей учебе, об интересных событиях, о своей жизни. Понимать и выполнять поручения, уметь выразить просьбу. желание, побуждение.

Владеть логическими действиями классификации, сопоставления на основании умений анализа, выделение главного, сравнения; умением элементарного эмпирического обобщения.

Помогать учителю в проведении учебных занятий: готовить доску, раздавать учебные материалы.

Уметь делать смысловые паузы при отсутствии знаков препинания, пользуясь указаниями учителя.

Уметь обратиться к товарищу или другому лицу по заданию учителя, а также по собственному желанию.

Уметь определять знакомое понятие через род и видовое отличие.

Уметь самостоятельно готовить рабочее место в школе и дома.

Соблюдать при чтении словесное и логическое ударения (после разбора текста учителем), соблюдать орфоэпические правила (в знакомых словах самостоятельно, в новых – по над-  строчным знакам).

Уметь задавать вопросы и отвечать на них

Понимать смысл и правильно употреблять логические связки «и», «или», «не».

Соблюдать правильную осанку за рабочим столом.

Читать индивидуально и хором; сопряженно с учителем, самостоятельно.

Уметь одной фразой сообщить о работе.

Понимать смысл и правильно употреблять логические слова (кванторы) «все», «некоторые».

Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности.

Пользоваться различными видами чтения: сплошное, вслух, выборочное, по ролям, про себя.

Уметь задавать вопросы познавательного характера.

Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений и на этой основе находить сходство или отличие.

Выполнять советы учителя по оказанию помощи товарищам в учебной работе  по совместному выполнению учебных заданий.

Пользоваться оглавлением книги для нахождения нужного рассказа.

Уметь участвовать в диалоге на основе слухозрительного восприятия устной речи. Осваивать основные виды письменных работ: списывание, сочинение рассказа. Соблюдать при письме знаки препинания (точку, запятую, вопросительный и восклицательный знаки).

Самостоятельно или с помощью учителя определять, объяснять понятия.

Проверять работу по образцу, по результату.

Определять основное содержание текста с помощью вопроса: «О чем говорится в рассказе?»

Писать заглавную букву после точки и в собственных именах.

 Уметь разделять целое на элементы, выделяя основные компоненты в предмете; выделять главное в тексте, а так- же смысловые части текста по заданию учителя и самостоятельно.

Оценивать свою учебную деятельность в сравнении с деятельностью одноклассников по заданному алгоритму.

Подбирать в тексте материал для рассказа о людях, о природе, о животных.

Делить слова на слоги.

Сравнивать факты, явления, процессы по наличию или отсутствию признака; по признаку сходства или различия.

Помогать учителю в подготовке оборудования к уроку, обеспечении товарищей раздаточными материалами.

Составлять рассказ о герое, о природе.

Соблюдать правила в простейших случаях переноса слов.

Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные понятия, самостоятельно или с помощью учителя подводить их под общее родовое или видовое понятие, уметь привести пример.

Привычно готовить рабочее место для занятий и труда.

Различать сказку рассказа, стихотворение.

Понимать и выполнять поручения, уметь выразить просьбу, желание, побуждение, отношение.

Уметь выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений и на этой основе находить сходство или отличие.

Самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда.

Уметь делить текст на законченные смысловые части.

Уметь обратиться к товарищу или другому лицу по заданию учителя, а также по собственному желанию.

Самостоятельно или с помощью учите- ля определить, объяснить понятия через практический или наглядный показ предмета, явления.

Выполнять режим дня.

Находить в тексте образные выражения, необходимые для характеристики событий, природы, людей, и употреблять их в своей речи.

Уметь задавать вопросы познавательного характера.

Владеть логическими действиями классификации; сопоставления; сравнивая и классифицируя знакомые однотипные понятия самостоятельно или с помощью учителя подводить их под общее родовое или  видовое понятие.

 

Пересказывать товарищу содержание прочитанного рассказа, понимать рассказанное товарищем, задавать товарищу вопросы по тексту, записать то, о чем рассказал товарищ, проверить правильность записи, пользуясь текстом.

Уметь участвовать в диалоге: с помощью последовательно заданных вопросов узнавать, что делал товарищ во время каникул; выяснять содержание закрытой картинки; рассказывать о своих занятиях, о любимом занятии.

Уметь привести пример, изобразить общее понятие в рисунке.

 

Подбирать из рассказов или статей материал о людях, природе, животных.

Вести дневники с описанием целого дня, интересных событий, новостей в школе, интернате.

Разделять целое на элементы, видеть компоненты в целостном изображении, в предмете.

 

Читать статьи из детской газеты, журнала, понять содержание, обращаясь за пояснениями к учителю, товарищу.

Составлять план рассказа и писать изложение по плану (в связи с прочитанными рассказами).

Наметить последовательность своих действий.

 

Пересказывать прочитанное с изменением лица и времени.

Оформлять тетради и письменные работы в соответствии с принятыми нормами.

Понимать смысл и правильно употреблять логические связки «и», «или», «не», слова кванторы «все», «некоторые»; делать простейшие умозаключения.

 

Определять с помощью учителя смысл целого или крупных частей прочитанного произведения.

 Владеть навыками по основным видам письменных работ.

Уметь оперировать признаками предметов: выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений.

 

Выбирать из текста произведения наиболее интересные и значимые отрывки для последующего анализа и объяснения.

Уметь рассказывать по плану об экскурсии, используя записи и зарисовки, сделанные до экскурсии и во время нее.

Уметь определить, объяснить значение понятия через практический или наглядный показ предмета, явления.

 

Коллективно составлять план произведения.

Делать записи в дневнике об интересных событиях, школьных новостях.

Владеть логическими действиями классификации; сопоставления; сравнивая и класси- фицируя знакомые однотипные понятия подводить их под общее родовое или видовое понятие; уметь расшифровать данное родовое понятие, привести пример, изобразить общее понятие в рисунке.

 

Объединять несколько произведений, принадлежащих одному автору, с указанием их тематики.

Расспрашивать учителя и товарища о праздниках, описывать их или рассказывать о них товарищу.

Уметь разделять целое на элементы, видеть компоненты в целостном изображении, в предмете.

 

Объединять произведения разных авторов на одну тему.

С помощью вопросов узнавать содержание серии закрытых картин.

Определять предмет мысли, отвечая на вопрос: «О ком (о чем) говориться? Что говориться об этом?».

 

Определять жанр произведения (рассказ, басня, стихотворение, сказка).

Составлять устно или письменно описание предметов, природы, внешности человека, пользуясь собственными наблюдениями или книгой как справочным материалом.

Отвечать на вопрос: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» в различных учебных ситуациях.

 

Записывать краткие сведения об авторе произведения и о его эпохе и накопление новых данных.

Владеть основными видами письменных работ: списывание, изложение по плану (в связи с прочитанными рассказами), сочинение рассказа, письмо товарищу, заметки в стенную газету.

Планировать последовательность своих действий, понимать смысл и правильно употреблять логические связки «и», «или», «не», слова кванторы «все», «некоторые»; делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки.

 

Находить начало и конец произведения по оглавлению, ссылки на автора, сведения о его жизни и творчестве.

Понимать и выполнять поручения, уметь выразить просьбу, желание, побуждение, отношение.

 

 

Уметь бережно обращаться с книгой, правильно пользоваться книжными закладками.

Уметь обратиться к товарищу или другому лицу по заданию учителя, а также по собственному желанию.

 

 

Бережно обращаться с книгой.

Уметь задавать вопросы познавательного характера.

 

 

Иметь общее представление о расстановке книг в библиотеке.

Уметь участвовать в диалоге.

 

 

Усвоить правила обращения с книгой.

Уметь начать, продолжить, закончить беседу или изменить ее тему.

 

 

Читать по собственному желанию доступные литературные произведения, проявлять интерес к чтению.

Уметь выразить согласие, несогласие с высказыванием собеседника.

 

 

 

Уметь ответить на вопрос кратко или развернуто с учетом ситуации или всего контекста диалога.

 

 

 

Уметь выразить оценку, отношение к сказанному собеседником (внятность, грамотность, полнота, доказательность, точность вопроса,, ответа, сообщения).

 

 

 

Уметь выразить понимание или непонимание в ходе беседы.

 

 

 

Уметь выражать в речи смысловые отношения, используя простые и сложные предложения.

 

 

 

Уметь объединять последовательно описываемые события в связное синтаксическое целое, используя различные связи.

 

 

 

Уметь написать изложение проработанного с учителем текста, используя по выбору синонимические замены к отдельным предложениям, распространяя или сокращая объем прочитанного рассказа с сохранением сюжетной линии.

 

 

 

Уметь составлять тексты записок, поздравительных открыток, вести записную книжку.

 

 

 

Уметь описывать события дня (8-10 фраз) и прошедший день.

 

 

 

Узнавать содержание закрытой картинки с помощью вопросов, передавать ее содержание в рисунках и написать рассказ по картинке.

 

 

 

По письменному и устному описанию предмета узнавать его, зарисовывать и описывать; описывать два одинаковых предмета, отличающихся по каким-либо признакам, и сравнивать их.

 

 

 

 Составлять рассказ (10-12 предложений) по серии картинок или одной картине, по инсценировке; придумать заглавие к нему (с помощью учителя).

 

 

 

Составлять рассказ в рисунках с изложением содержания предшествующих или последующих событий кар- тины, придумывать название рассказа и описать рисунки (с помощью учите- ля 10-12 предложений).

 

 

 

Сообщать товарищу, учителю об интересных событиях, произошедших на перемене, до уроков, после уроков.

 

 

 

Уметь написать письмо родителям, брату, сестре с сообщением о своей учебе, об интересных событиях, о своей жизни. Понимать и выполнять поручения, уметь выразить просьбу. желание, побуждение.

 

 

 

Уметь обратиться к товарищу или другому лицу по заданию учителя, а также по собственному желанию.

 

 

 

Уметь задавать вопросы и отвечать на них

 

 

 

Уметь одной фразой сообщить о работе.

 

 

 

Уметь задавать вопросы познавательного характера.

 

 

 

Уметь участвовать в диалоге на основе слухозрительного восприятия устной речи. Осваивать основные виды письменных работ: списывание, сочинение рассказа. Соблюдать при письме знаки препинания (точку, запятую, вопросительный и восклицательный знаки).

 

 

 

Писать заглавную букву после точки и в собственных именах.

 

 

 

Делить слова на слоги.

 

 

 

Соблюдать правила в простейших случаях переноса слов.

 

 

 

Понимать и выполнять поручения, уметь выразить просьбу, желание, побуждение, отношение.

 

 

 

Уметь обратиться к товарищу или другому лицу по заданию учителя, а также по собственному желанию.

 

 

 

Уметь задавать вопросы познавательного характера.

 

 

 

Уметь участвовать в диалоге: с помощью последовательно заданных вопросов узнавать, что делал товарищ во время каникул; выяснять содержание закрытой картинки; рассказывать о своих занятиях, о любимом занятии.

 

 

 

Вести дневники с описанием целого дня, интересных событий, новостей в школе, интернате.

 

 

 

Составлять план рассказа и писать из- ложение по плану (в связи с прочитанными рассказами).

 

 

 

Оформлять тетради и письменные работы в соответствии с принятыми нормами.

 

 

 

Владеть навыками по основным видам письменных работ.

 

 

 

Уметь рассказывать по плану об экскурсии, используя записи и зарисовки, сделанные до экскурсии и во время нее.

 

 

 

Делать записи в дневнике об интересных событиях, школьных новостях.

 

 

 

Расспрашивать учителя и товарища о праздниках, описывать их или рассказывать о них товарищу.

 

 

 

С помощью вопросов узнавать содержание серии закрытых картин.

 

 

 

Составлять устно или письменно описание предметов, природы, внешности человека, пользуясь собственными наблюдениями или книгой как справочным материалом.

 

 

 

Владеть основными видами письменных работ: списывание, изложение по плану (в связи с прочитанными рассказами), сочинение рассказа, письмо товарищу, заметки в стенную газету.

 

 

 

Понимать и выполнять поручения, уметь выразить просьбу, желание, побуждение, отношение.

 

 

 

Уметь обратиться к товарищу или другому лицу по заданию учителя, а также по собственному желанию.

 

 

 

Уметь задавать вопросы познавательного характера.

 

 

 

Уметь участвовать в диалоге.

 

 

 

Уметь начать, продолжить, закончить беседу или изменить ее тему.

 

 

 

Уметь выразить согласие, несогласие с высказыванием собеседника.

 

 

 

Уметь ответить на вопрос кратко или развернуто с учетом ситуации или всего контекста диалога.

 

 

 

Уметь выразить оценку, отношение к сказанному собеседником (внятность, грамотность, полнота, доказательность, точность вопроса,, ответа, сообщения).

 

 

 

Уметь выразить понимание или непонимание в ходе беседы.

 

 

 

Уметь выражать в речи смысловые отношения, используя простые и сложные предложения.

 

 

 

Уметь объединять последовательно описываемые события в связное синтаксическое целое, ис- пользуя различные связи.

 

 

 

Уметь написать изложение проработанного с учителем текста, используя по выбору синонимические замены к отдельным предложениям, распространяя или сокращая объем прочитанного рассказа с сохранением сюжетной линии.

 

 

 

Уметь составлять тексты записок, поздравительных открыток, вести записную книжку.