Программа формирования универсальных учебных действий у глухих обучающихся
(вариант 1.2.)
Программа формирования универсальных учебных действий у глухих обучающихся (вариант 1.2. ) на ступени начального общего образования должна содержать:
- описание ценностных ориентиров образования глухих обучающихся на уровне начального общего образования;
- связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
- характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;
- типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
- описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования определяется на этапе завершения обучения в начальной школе.
Программа формирования общеучебных умений у глухих учащихся младших классов предполагает интеграцию и координацию в работе над выделенными умениями.
Учитывается, что многие общеучебные умения на начальной стадии формирования выступают в качестве специальных, имеющих ярко выраженную научно – предметную основу (чтение, письмо, некоторые грамматические, математические умения), в дальнейшем, на более поздней стадии обучения, выступают и воспринимаются как общие по широте сферы их применения, и по принадлежности их к уровню образованности, развития, считающемуся в данный период образовательной нормой..
При формировании общеучебных умений на разных уроках реализуются принципы, методы, приемы, формы предметно-практического обучения, принципы коммуникативной системы обучения языку.
Учебно-организационные умения:
| Учебно-информационные умения:
| ||
Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности. | Осмысленно, правильно, бегло читать вслух рассказ (от 60- 70 до 140-160 слов), сказки, стихотворения, статьи, четко отображающие события. | Оперировать признаками предметов: выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. | |
Определять последовательность действий при выполнении учебной задачи. | Относить прямую речь к говорящему с помощью вопросов учителя: «Кто это сказал?» и т. п. | Узнавать содержание закрытой картинки с помощью вопросов, передавать ее содержание в рисунках и написать рассказ по картинке. | Владеть логическими действиями классификации, сопоставления на основании умений анализа, выделение главного, сравнения; умением элементарного эмпирического обобщения. |
Выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для учебных занятий в школе и дома. | Учиться правильно пользоваться учебником. | По письменному и устному описанию предмета узнавать его, зарисовывать и описывать; описывать два одинаковых предмета, отличающихся по каким-либо признакам, и сравнивать их. | Уметь определять знакомое понятие через род и видовое отличие. |
Правильно пользоваться учебными принадлежностями. | Под руководством учителя работать над текстом учебника, обращаться к оглавлению, вопросам, образцам. | Составлять рассказ (10-12 предложений) по серии картинок или одной картине, по инсценировке; придумать заглавие к нему (с помощью учителя). | Понимать смысл и правильно употреблять логические связки «и», «или», «не». |
Соблюдать правильную осанку за рабочим местом. | Отвечать на вопросы учителя: «О ком говорится?», «О чем говорится?». | Составлять рассказ в рисунках с изложением содержания предшествующих или последующих событий кар- тины, придумывать название рассказа и описать рисунки (с помощью учите- ля 10-12 предложений). | Понимать смысл и правильно употреблять логические слова (кванторы) «все», «некоторые». |
Овладевать приемами самоконтроля. | Давать оценку прочитанному. | Сообщать товарищу, учителю об интересных событиях, произошедших на перемене, до уроков, после уроков. | Оперировать признаками предметов: выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. |
Учиться правильно оценивать свое отношение к учебной работе. | Уметь при чтении вслух самостоятельно делать паузу за запятой, при наличии тире. | Уметь написать письмо родителям, брату, сестре с сообщением о своей учебе, об интересных событиях, о своей жизни. Понимать и выполнять поручения, уметь выразить просьбу. желание, побуждение. | Владеть логическими действиями классификации, сопоставления на основании умений анализа, выделение главного, сравнения; умением элементарного эмпирического обобщения. |
Помогать учителю в проведении учебных занятий: готовить доску, раздавать учебные материалы. | Уметь делать смысловые паузы при отсутствии знаков препинания, пользуясь указаниями учителя. | Уметь обратиться к товарищу или другому лицу по заданию учителя, а также по собственному желанию. | Уметь определять знакомое понятие через род и видовое отличие. |
Уметь самостоятельно готовить рабочее место в школе и дома. | Соблюдать при чтении словесное и логическое ударения (после разбора текста учителем), соблюдать орфоэпические правила (в знакомых словах самостоятельно, в новых – по над- строчным знакам). | Уметь задавать вопросы и отвечать на них | Понимать смысл и правильно употреблять логические связки «и», «или», «не». |
Соблюдать правильную осанку за рабочим столом. | Читать индивидуально и хором; сопряженно с учителем, самостоятельно. | Уметь одной фразой сообщить о работе. | Понимать смысл и правильно употреблять логические слова (кванторы) «все», «некоторые». |
Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности. | Пользоваться различными видами чтения: сплошное, вслух, выборочное, по ролям, про себя. | Уметь задавать вопросы познавательного характера. | Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений и на этой основе находить сходство или отличие. |
Выполнять советы учителя по оказанию помощи товарищам в учебной работе по совместному выполнению учебных заданий. | Пользоваться оглавлением книги для нахождения нужного рассказа. | Уметь участвовать в диалоге на основе слухозрительного восприятия устной речи. Осваивать основные виды письменных работ: списывание, сочинение рассказа. Соблюдать при письме знаки препинания (точку, запятую, вопросительный и восклицательный знаки). | Самостоятельно или с помощью учителя определять, объяснять понятия. |
Проверять работу по образцу, по результату. | Определять основное содержание текста с помощью вопроса: «О чем говорится в рассказе?» | Писать заглавную букву после точки и в собственных именах. | Уметь разделять целое на элементы, выделяя основные компоненты в предмете; выделять главное в тексте, а так- же смысловые части текста по заданию учителя и самостоятельно. |
Оценивать свою учебную деятельность в сравнении с деятельностью одноклассников по заданному алгоритму. | Подбирать в тексте материал для рассказа о людях, о природе, о животных. | Делить слова на слоги. | Сравнивать факты, явления, процессы по наличию или отсутствию признака; по признаку сходства или различия. |
Помогать учителю в подготовке оборудования к уроку, обеспечении товарищей раздаточными материалами. | Составлять рассказ о герое, о природе. | Соблюдать правила в простейших случаях переноса слов. | Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные понятия, самостоятельно или с помощью учителя подводить их под общее родовое или видовое понятие, уметь привести пример. |
Привычно готовить рабочее место для занятий и труда. | Различать сказку рассказа, стихотворение. | Понимать и выполнять поручения, уметь выразить просьбу, желание, побуждение, отношение. | Уметь выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений и на этой основе находить сходство или отличие. |
Самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда. | Уметь делить текст на законченные смысловые части. | Уметь обратиться к товарищу или другому лицу по заданию учителя, а также по собственному желанию. | Самостоятельно или с помощью учите- ля определить, объяснить понятия через практический или наглядный показ предмета, явления. |
Выполнять режим дня. | Находить в тексте образные выражения, необходимые для характеристики событий, природы, людей, и употреблять их в своей речи. | Уметь задавать вопросы познавательного характера. | Владеть логическими действиями классификации; сопоставления; сравнивая и классифицируя знакомые однотипные понятия самостоятельно или с помощью учителя подводить их под общее родовое или видовое понятие. |
| Пересказывать товарищу содержание прочитанного рассказа, понимать рассказанное товарищем, задавать товарищу вопросы по тексту, записать то, о чем рассказал товарищ, проверить правильность записи, пользуясь текстом. | Уметь участвовать в диалоге: с помощью последовательно заданных вопросов узнавать, что делал товарищ во время каникул; выяснять содержание закрытой картинки; рассказывать о своих занятиях, о любимом занятии. | Уметь привести пример, изобразить общее понятие в рисунке. |
| Подбирать из рассказов или статей материал о людях, природе, животных. | Вести дневники с описанием целого дня, интересных событий, новостей в школе, интернате. | Разделять целое на элементы, видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. |
| Читать статьи из детской газеты, журнала, понять содержание, обращаясь за пояснениями к учителю, товарищу. | Составлять план рассказа и писать изложение по плану (в связи с прочитанными рассказами). | Наметить последовательность своих действий. |
| Пересказывать прочитанное с изменением лица и времени. | Оформлять тетради и письменные работы в соответствии с принятыми нормами. | Понимать смысл и правильно употреблять логические связки «и», «или», «не», слова кванторы «все», «некоторые»; делать простейшие умозаключения. |
| Определять с помощью учителя смысл целого или крупных частей прочитанного произведения. | Владеть навыками по основным видам письменных работ. | Уметь оперировать признаками предметов: выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. |
| Выбирать из текста произведения наиболее интересные и значимые отрывки для последующего анализа и объяснения. | Уметь рассказывать по плану об экскурсии, используя записи и зарисовки, сделанные до экскурсии и во время нее. | Уметь определить, объяснить значение понятия через практический или наглядный показ предмета, явления. |
| Коллективно составлять план произведения. | Делать записи в дневнике об интересных событиях, школьных новостях. | Владеть логическими действиями классификации; сопоставления; сравнивая и класси- фицируя знакомые однотипные понятия подводить их под общее родовое или видовое понятие; уметь расшифровать данное родовое понятие, привести пример, изобразить общее понятие в рисунке. |
| Объединять несколько произведений, принадлежащих одному автору, с указанием их тематики. | Расспрашивать учителя и товарища о праздниках, описывать их или рассказывать о них товарищу. | Уметь разделять целое на элементы, видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. |
| Объединять произведения разных авторов на одну тему. | С помощью вопросов узнавать содержание серии закрытых картин. | Определять предмет мысли, отвечая на вопрос: «О ком (о чем) говориться? Что говориться об этом?». |
| Определять жанр произведения (рассказ, басня, стихотворение, сказка). | Составлять устно или письменно описание предметов, природы, внешности человека, пользуясь собственными наблюдениями или книгой как справочным материалом. | Отвечать на вопрос: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» в различных учебных ситуациях. |
| Записывать краткие сведения об авторе произведения и о его эпохе и накопление новых данных. | Владеть основными видами письменных работ: списывание, изложение по плану (в связи с прочитанными рассказами), сочинение рассказа, письмо товарищу, заметки в стенную газету. | Планировать последовательность своих действий, понимать смысл и правильно употреблять логические связки «и», «или», «не», слова кванторы «все», «некоторые»; делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. |
| Находить начало и конец произведения по оглавлению, ссылки на автора, сведения о его жизни и творчестве. | Понимать и выполнять поручения, уметь выразить просьбу, желание, побуждение, отношение. |
|
| Уметь бережно обращаться с книгой, правильно пользоваться книжными закладками. | Уметь обратиться к товарищу или другому лицу по заданию учителя, а также по собственному желанию. |
|
| Бережно обращаться с книгой. | Уметь задавать вопросы познавательного характера. |
|
| Иметь общее представление о расстановке книг в библиотеке. | Уметь участвовать в диалоге. |
|
| Усвоить правила обращения с книгой. | Уметь начать, продолжить, закончить беседу или изменить ее тему. |
|
| Читать по собственному желанию доступные литературные произведения, проявлять интерес к чтению. | Уметь выразить согласие, несогласие с высказыванием собеседника. |
|
|
| Уметь ответить на вопрос кратко или развернуто с учетом ситуации или всего контекста диалога. |
|
|
| Уметь выразить оценку, отношение к сказанному собеседником (внятность, грамотность, полнота, доказательность, точность вопроса,, ответа, сообщения). |
|
|
| Уметь выразить понимание или непонимание в ходе беседы. |
|
|
| Уметь выражать в речи смысловые отношения, используя простые и сложные предложения. |
|
|
| Уметь объединять последовательно описываемые события в связное синтаксическое целое, используя различные связи. |
|
|
| Уметь написать изложение проработанного с учителем текста, используя по выбору синонимические замены к отдельным предложениям, распространяя или сокращая объем прочитанного рассказа с сохранением сюжетной линии. |
|
|
| Уметь составлять тексты записок, поздравительных открыток, вести записную книжку. |
|
|
| Уметь описывать события дня (8-10 фраз) и прошедший день. |
|
|
| Узнавать содержание закрытой картинки с помощью вопросов, передавать ее содержание в рисунках и написать рассказ по картинке. |
|
|
| По письменному и устному описанию предмета узнавать его, зарисовывать и описывать; описывать два одинаковых предмета, отличающихся по каким-либо признакам, и сравнивать их. |
|
|
| Составлять рассказ (10-12 предложений) по серии картинок или одной картине, по инсценировке; придумать заглавие к нему (с помощью учителя). |
|
|
| Составлять рассказ в рисунках с изложением содержания предшествующих или последующих событий кар- тины, придумывать название рассказа и описать рисунки (с помощью учите- ля 10-12 предложений). |
|
|
| Сообщать товарищу, учителю об интересных событиях, произошедших на перемене, до уроков, после уроков. |
|
|
| Уметь написать письмо родителям, брату, сестре с сообщением о своей учебе, об интересных событиях, о своей жизни. Понимать и выполнять поручения, уметь выразить просьбу. желание, побуждение. |
|
|
| Уметь обратиться к товарищу или другому лицу по заданию учителя, а также по собственному желанию. |
|
|
| Уметь задавать вопросы и отвечать на них |
|
|
| Уметь одной фразой сообщить о работе. |
|
|
| Уметь задавать вопросы познавательного характера. |
|
|
| Уметь участвовать в диалоге на основе слухозрительного восприятия устной речи. Осваивать основные виды письменных работ: списывание, сочинение рассказа. Соблюдать при письме знаки препинания (точку, запятую, вопросительный и восклицательный знаки). |
|
|
| Писать заглавную букву после точки и в собственных именах. |
|
|
| Делить слова на слоги. |
|
|
| Соблюдать правила в простейших случаях переноса слов. |
|
|
| Понимать и выполнять поручения, уметь выразить просьбу, желание, побуждение, отношение. |
|
|
| Уметь обратиться к товарищу или другому лицу по заданию учителя, а также по собственному желанию. |
|
|
| Уметь задавать вопросы познавательного характера. |
|
|
| Уметь участвовать в диалоге: с помощью последовательно заданных вопросов узнавать, что делал товарищ во время каникул; выяснять содержание закрытой картинки; рассказывать о своих занятиях, о любимом занятии. |
|
|
| Вести дневники с описанием целого дня, интересных событий, новостей в школе, интернате. |
|
|
| Составлять план рассказа и писать из- ложение по плану (в связи с прочитанными рассказами). |
|
|
| Оформлять тетради и письменные работы в соответствии с принятыми нормами. |
|
|
| Владеть навыками по основным видам письменных работ. |
|
|
| Уметь рассказывать по плану об экскурсии, используя записи и зарисовки, сделанные до экскурсии и во время нее. |
|
|
| Делать записи в дневнике об интересных событиях, школьных новостях. |
|
|
| Расспрашивать учителя и товарища о праздниках, описывать их или рассказывать о них товарищу. |
|
|
| С помощью вопросов узнавать содержание серии закрытых картин. |
|
|
| Составлять устно или письменно описание предметов, природы, внешности человека, пользуясь собственными наблюдениями или книгой как справочным материалом. |
|
|
| Владеть основными видами письменных работ: списывание, изложение по плану (в связи с прочитанными рассказами), сочинение рассказа, письмо товарищу, заметки в стенную газету. |
|
|
| Понимать и выполнять поручения, уметь выразить просьбу, желание, побуждение, отношение. |
|
|
| Уметь обратиться к товарищу или другому лицу по заданию учителя, а также по собственному желанию. |
|
|
| Уметь задавать вопросы познавательного характера. |
|
|
| Уметь участвовать в диалоге. |
|
|
| Уметь начать, продолжить, закончить беседу или изменить ее тему. |
|
|
| Уметь выразить согласие, несогласие с высказыванием собеседника. |
|
|
| Уметь ответить на вопрос кратко или развернуто с учетом ситуации или всего контекста диалога. |
|
|
| Уметь выразить оценку, отношение к сказанному собеседником (внятность, грамотность, полнота, доказательность, точность вопроса,, ответа, сообщения). |
|
|
| Уметь выразить понимание или непонимание в ходе беседы. |
|
|
| Уметь выражать в речи смысловые отношения, используя простые и сложные предложения. |
|
|
| Уметь объединять последовательно описываемые события в связное синтаксическое целое, ис- пользуя различные связи. |
|
|
| Уметь написать изложение проработанного с учителем текста, используя по выбору синонимические замены к отдельным предложениям, распространяя или сокращая объем прочитанного рассказа с сохранением сюжетной линии. |
|
|
| Уметь составлять тексты записок, поздравительных открыток, вести записную книжку. |
|