Бояровой Елене Станиславовне, старшему преподавателю Центра сопровождения воспитательной работы государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования и авторскому коллективу муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №114 г. Рыбинска: была вручена премия Губернатора Ярославской области в сфере образования за комплект методических материалов «Мой хороший – сложный ребенок. Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и их семей».
Комплект методических материалов включает в себя:
1. Методические рекомендации, содержат описание опыта по созданию необходимых условий для сопровождения детей с СДВГ и компенсации их дефекта в дошкольной организации: нормативно-правовых, кадровых, материально-технических, информационно-методических, создание специальной развивающей предметно-пространственной среды.
2. Авторскую психолого-педагогическую коррекционно-развивающую программу «Развитие понятийного мышления и речи у детей с СДВГ старшего дошкольного возраста».
3. Авторскую программу психолого-педагогического сопровождения родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности «Мой хороший – сложный ребёнок».
4. Программу повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью».
Теоретической и методологической основой материалов являются работы известных российских специалистов: Л.С. Выготского, Д.А. Кауфмана, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Фесенко, Б.Р. Ярёменко, Н.Н. Заваденко, Л.А. Ясюковой, О.И. Политика и др.
Материалы апробированы на базе нескольких учреждений области, прошли экспертизу Регионального учебно-методического объединения, вызвали высокий профессиональный интерес и признание:
- Программа «Развитие понятийного мышления и речи у детей с СДВГ старшего дошкольного возраста» – лауреат IX Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы», г. Сочи, 2017 г. Программе присвоен гриф «Рекомендовано Федерацией психологов образования России» для использования в образовательных учреждениях», г. Москва, 2017 г.
- Авторский коллектив педагогов награждён Грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации на IX Всероссийском конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы», г. Сочи, 2017 г.
- Диплом победителя за проект «Воспитание и социализация детей с СДВГ в инклюзивном пространстве дошкольной организации», на межрегиональном этапе Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций, г. Ростов - Великий, 2017 г.
- Диплом первой степени в Региональном конкурсе программ психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений с программой «Мой хороший – сложный ребёнок», г. Ярославль, 2019 г.
Положительный опыт учреждения распространяется и тиражируется на международном, федеральном, региональном и муниципальном уровнях:
- Статья «Опыт создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с СДВГ дошкольного возраста в условиях внедрения инклюзивного образования в детском саду» на II Международную научно-практическую конференции «Социально-педагогическая поддержка лиц с ОВЗ: теория и практика», сборник материалов конференции 2018 г.
- Статья «Опыт создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с СДВГ дошкольного возраста в условиях внедрения инклюзивного образования в детском саду» на Международном форуме Евразийский образовательный диалог, г. Ярославль 2018 г.
- Лучшие практики психолого-педагогического просвещения родителей в Ярославской области: сборник практических материалов/сост. Е. С. Боярова. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 76 с. — (Школа для родителей).
- Мой хороший – сложный ребенок: методические рекомендации/под ред. Е. С. Бояровой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. — 32 с. — (Социальное воспитание).
На базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 114 в 2019 году организована региональная базовая площадка по теме «Психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ». За период с 2017 года по 2023 год на базе Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ярославской области «Института развития образования», на курсах повышения квалификации, семинарах, мастер-классах обучено около 1700 педагогов. Идёт широкая просветительская работа среди родителей посредством работы муниципального Консультационного пункта детского сада №114.
Воспитание особых детей требует наличия у педагогов и родителей особых личностных навыков. Воспитание – это питание, восходящее к развитию личности ребенка, а питать может только грамотный и любящий взрослый.