Службы медиации
Школа — это сложное многоуровневое сообщество, где все участники учебного процесса (дети, педагоги, родители) задействованы во множестве взаимоотношений, которые при этом не всегда носят добровольных характер. Поэтому важно понимать и учитывать, что конфликты неизбежны, так как являются составляющей человеческих взаимоотношений.
Традиционно конфликт определялся как негативное противостояние, мешающее нормальному взаимодействию, но современное понимание конфликта позволяет рассматривать его с точки зрения конструктивного феномена, что позволяет нам говорить о процессе медиации.
- Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях
- Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях
- Методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий в воспитательную деятельность образовательных организаций
В рамках реализации проекта были разработаны методические рекомендации, которые будут полезны практикующим медиаторам, руководителям, специалистам образовательных организаций, сотрудникам сферы образования в области работы с конфликтами и перевода школ в режим эффективной работы:
- Лучшие восстановительные и медиативные практики в деятельности служб медиации (примирения) в Ярославской области : практическое пособие / сост. : И. Г. Назарова, О. В. Чиркун. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020 — 60 с. — (Служба медиации).
Практическое пособие предназначено для педагогических работников образовательных организаций всех форм собственности, любых организационно-правовых форм, уровней образования. - Назарова И. Г., Чиркун О. В. Медиация как инструмент перехода школ в эффективный режим работы: методические рекомендации / И. Г. Назарова, О. В. Чиркун. — 2-е издание, перераб. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019 — 95 с. — (Эффективная школа)
ISBN 978-5-906776-90-7
В данных методических рекомендациях на основе опыта создания в Ярославской области институтом развития образования служб медиации и школьных служб примирения раскрывается процесс создания этих служб в образовательных организациях, находящихся в сложных социальных контекстах. Рассматривается медиация как инструмент перехода школ в эффективный режим работы, а также применение восстановительных практик для включения детей, родителей, педагогов в процессы внутренних изменений в школах, а также приведены все необходимые для этой работы документы и материалы.
В сборник вошли лучшие восстановительные и медиативные практики в деятельности служб медиации (примирения) в Ярославской области, прошедшие экспертизу конкурсной комиссией (жюри) в рамках Фестиваля детских служб медиации (примирения). Материалы ориентированы на решение практических задач с применением медиативных практик и восстановительных программ.
В целях оказания помощи в урегулировании споров, разногласий и конфликтных ситуаций в образовательных организациях на базе федерального государственного бюджетного учреждения «Центр защиты прав и интересов детей» организована горячая линия.
Письмо Минпросвещения России от 26.09.2022 № 07-6511 О горячей линии по медиации и примирению
Методическое объединение медиаторов (координаторов) в рамках реализации проекта «Развитие служб медиации в образовательных организациях Ярославской области».