11-12 декабря 2019 года в Москве состоялся международный методический семинар «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся».
Организаторами семинара выступили Министерство просвещения РФ, Институт стратегии развития образования и Организация экономического сотрудничества и развития (OECP). Участниками семинара стали представители институтов развития образования различных регионов РФ, а также команды руководящих и педагогических работников образовательных организаций.
Ярославский Институт развития образования на семинаре представляли Сасарина Екатерина Евгеньевна, старший преподаватель кафедры общей педагогики и психологии, и Сальникова Юлия Николаевна, доцент центра образовательного менеджмента, к.п.н.
Обращаясь к участникам семинара, министр просвещения РФ Васильева О.Ю. отметила: «Функциональная грамотность – это, прежде всего, способность применять все полученные в процессе учебы и жизни знания для решения повседневных задач, успешно функционировать в обществе… Формирование функциональной грамотности является сейчас для нас важным и сложнодостижимым».
Руководитель Директора по вопросам образования OECP, куратор Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA, Андреас Шляйхер в видео-обращении подчеркнул, что «…учащиеся не будут готовы к непрерывному образованию, пока не увидят такой амбиции в своих педагогах, стремящихся преодолеть границы своих познаний и оспорить устоявшиеся истины».
Программа семинара включала участие в 4 сессиях:
- Развитие навыков решения проблем: основное внимание уделено методам и приемам обучения, которые позволяют ученику выявлять проблему и находить пути ее решения.
- Критерии формирующего оценивания: погружение в основы разработки системы критериев для формирующего оценивания, которые относятся как к процессу, так и к результатам обучения.
- Обучение в сотрудничестве: продемонстрированы учебные стратегии, которые позволяют успешно применять обучение в сотрудничестве и создавать личностно-ориентированную образовательную среду.
- Развитие креативности: доказано, что развитие креативности является одной из наиболее сложных педагогических задач, в том числе и потому, что учителя работают в рамках определенной учебной программы; использование обучающих стратегий позволяет решать данную задачу на любом содержательном материале, способствуя развитию одного из навыков 21 века.
С участниками семинара на каждой сессии в качестве модераторов работала команда международных экспертов из Сингапура и команда педагогов из России.
Семинар прошел с использованием элементов сингапурского метода обучения: продуктивно, энергично, вдохновляюще!