Кафедра инклюзивного образования

Разработки

2021 год

Отрошко Г.В. Обучение поварскому делу учащихся 10-11 классов с интеллектуальными нарушениями : учебно-методическое пособие / Г. В. Отрошко. — Электрон. текстовые дан. (1,44 Mb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — (Инклюзивное образование).
Учебно-методическое пособие предназначено для учителей, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, образовательную область «Технология», предмет «Профильный труд» по направлению «Поварское дело». Пособие может быть интересно учителям, работающим с обучающимися как в школах, использующих адаптированные общеобразовательные программы, так и в инклюзивных школах, в которых обучаются дети с умственной отсталостью. Пособие разработано в рамках сотрудничества с ГОУ ЯО «Ярославская школа-интернат № 9» в ходе осуществления мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», оно может также служить основой для разработки рабочих программ учителем и использоваться при реализации программ повышения квалификации учителей технологии.

Обучение чтению и письму по системе Брайля: / учебно-методическое пособие / Е.И. Басова, А.П. Князева, Г.О. Рощина. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — 21 с. — (Инклюзивное образование).
Издание адресовано руководителям и специалистам учреждений, тифлопедагогам, учителям дефектологам, учителям-логопедам и педагогам-психологам. Материалы пособия будут полезны и родителям (законным представителям), воспитывающим детей с нарушением зрения. Пособие может быть использовано при подготовке специалистов педагогического профиля, а также в программе курсов повышения квалификации.

Методика организации обучающей среды в процессе формирования речевой деятельности кохлеарно имплантированных обучающихся на уровне НОО: методическое пособие / Л. В. Жаворонкова, Л. А. Крылова, И. В. Деваева. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — 56 с. — (Инклюзивное образование).

В методическом пособии описаны концептуальные и методологические основы организации обучающей среды в процессе формирования смыслового чтения кохлеарно имплантированных обучающихся по про-грамме НОО, детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрыты основные термины и понятия, представлены нормативно-правовые доку-менты. В пособии изложены современные принципы и алгоритмы организации обучающей среды в процессе формирования смыслового чтения кохлеарно имплантированных обучающихся по программе НОО, сопровождению в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

Издание адресовано руководителям и специалистам учреждений, сурдопедагогам, учителям-дефектологам, учителям-логопедам и педагогам-психологам. Материалы пособия будут полезны и родителям (законным представителям), воспитывающим кохлеарно имплантированных детей. Пособие может быть использовано при подготовке специалистов педагогического профиля, а также в программе курсов повышения квалификации.

В подготовке пособия приняли участие Жаворонкова Л. В., Крылова Л. А., Деваева И. В., Пирожникова А. О., Дубинина Я. А., Рощина Г. О.

 

 

Музейная коммуникация. Комплексная адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ: методическое пособие / Л. В. Жаворонкова и др. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — 82 с. — (Инклюзивное образование).
ISBN 978-5-906776-28-0
ISBN 978-5-907070-63-9

В пособии представлен опыт развития коммуникативных умений детей с нарушениями слуха в процессе образовательной и досуговой деятельности в рамках реализации комплексной адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ «Музейная коммуникация».

Издание адресовано руководителям и специалистам учреждений, сурдопедагогам, учителям-дефектологам, учителям-логопедам и педагогам-психологам. Материалы пособия будут полезны и родителям (законным представителям), воспитывающим детей с нарушениями слуха. Пособие может быть использовано при подготовке специалистов педагогического профиля, а также в программе курсов повышения квалификации.

Организация обучающей среды в процессе формирования смыслового чтения кохлеарно имплантированных обучающихся: методическое пособие / Л. В. Жаворонкова и др. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — 56 с. — (Инклюзивное образование).
ISBN 978-5-906776-28-0
ISBN 978-5-907070-64-6

В методическом пособии описаны концептуальные и методологические основы организации обучающей среды в процессе формирования смыслового чтения кохлеарно имплантированных обучающихся по программе НОО, детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрыты основные термины и понятия, приведены нормативно-правовые документы. В пособии представлены современные принципы и алгоритмы организации обучающей среды в процессе формирования смыслового чтения кохлеарно имплантированных обучающихся по программе НОО, сопровождению в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

Издание адресовано руководителям и специалистам учреждений, сурдопедагогам, учителям-дефектологам, учителям-логопедам и педагогам-психологам. Материалы пособия будут полезны и родителям (законным представителям), воспитывающим кохлеарно имплантированных детей. Пособие может быть использовано при подготовке специалистов педагогического профиля, а также в программе курсов повышения квалификации.

Игровые практики в логопедической работе: учебно-методическое пособие / Г. В. Отрошко и др. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — 68 с. — (Инклюзивное образование).

ISBN 978-5-906776-28-0
ISBN 978-5-907070-60-8

Данное пособие предназначено для обучающихся по программе профессиональной переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование» по направлению «Логопедия» и учителей-логопедов, обучающихся по ППК «Инклюзивное образование».

Пособие также предназначено для учителей-логопедов, работающих с детьми с нарушениями речи в ДОУ (группе) компенсирующего типа для детей с тяжелыми нарушениями речи, в комбинированных группах, на логопунктах, и школьных учителей-логопедов. Пособие может быть полезно учителям-дефектологам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений коррекционной направленности, широкому кругу специалистов и родителей.

В подготовке пособия приняли участие учителя-логопеды Атоян С. А., Барсукова М. В., Бокарева Н. А., Жукова Е. Ю., Люликова Я. Л., Новикова С. А., Петрова С. Н., Репецкая Е. В., Семенюк И. В.

Организация образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях инклюзии: методические рекомендации / под ред. Н. Н. Посысоева. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — 60 с. — (Инклюзивное образование).

ISBN 978-5-906776-28-0
ISBN 978-5-907070-62-2

Данные методические рекомендации подготовлены педагогами образовательных организаций Ярославской области, работающих в статусе базовых площадок Института развития образования. Представлены методические рекомендации по особенностям организации образовательного процесса детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии. Сборник адресован руководителям и педагогам, специалистам общеобразовательных организаций, занимающимся проблемами инклюзивного образования, а также родителям детей с ограниченными возможностями.

В подготовке рекомендаций приняли участие Н. В. Павлова, О. А. Савастьянова, Н. Е. Галеева, И. А. Вечканова, И. Н. Бутылкина, А. В. Зверева, Н. Н. Посысоев.

2020 год

Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья: материалы всероссийской видеоконференции с между-народным участием в рамках дискуссионной площадки «Педсо-вет76.РФ» – 2020 / под общ. ред. Л. С. Русановой, Г. О. Рощиной. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. — Электрон. текстовые дан. (1,42 Mb) — (Инклюзивное образование). — Текст: электронный
В сборнике содержатся материалы всероссийской видеоконференции по вопросам оказания ранней психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В издании представ-лены статьи по различным проблемам работы с детьми раннего возрас-та: междисциплинарная комплексная оценка состояния здоровья и раз-вития ребенка, обеспечение преемственности между службами ранней помощи и учреждениями здравоохранения и образования; деятельность государственных медицинских организаций по оказанию ранней помощи детям; нейропсихологическая диагностика детей раннего возраста; определение потребностей ребенка и семьи на основе выявленных диа-гностических показателей, разработка индивидуальной программы их коррекции.
Статьи, включенные в сборник, публикуются в авторской редакции и представляют несомненный интерес для специалистов системы образо-вания, студентов, широкого круга читателей, интересующихся пробле-мами оказания ранней помощи детям и их семьям.
Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей (логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)

Русанова Л. С., Рощина Г. О. Индивидуальная карта развития и сопровождения ребенка раннего возраста c ограниченными возможностями здоровья : методическое пособие / Л. С. Русанова, Г. О. Рощина — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. — 80 с. — (Инклюзивное образование).
ISBN 978-5-906776-28-0
ISBN 978-5-907070-45-5
Индивидуальная карта развития предназначена для организации работы специалиста по оказанию комплексной психолого-педагогической
помощи ребенку раннего возраста. В карте описана подробная схема сопровождения ребенка и его семьи, представлены бланки фиксации результатов психолого-педагогической диагностики и профили развития детей раннего возраста. Раскрыты основные направления и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми от рождения до трех лет.
Карта адресована руководителям и специалистам учреждений, консультационных пунктов, оказывающих раннюю помощь детям. Может использоваться учителями-дефектологами, учителями-логопедами и педагогами-психологами, педагогами ДОУ. Материалы ее будут полезны и
родителям, воспитывающим детей раннего возраста. Карта может использоваться также при подготовке специалистов педагогического профиля и в программе курсов повышения квалификации.
Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей (логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)

Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ: эффективные практики : методическое пособие / М. П. Бланк, Н. Г. Демичева, Г. О. Рощина, и др.; сост.: Н. Г. Демичева. Г. О. Рощина. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. — 86 с. — (Инклюзивное образование).
В методическом пособии представлен опыт методического сопровождения педагогов инклюзивных школ в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
В пособии описаны эффективные практики комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие», образовательных и иных организаций Ростовского муниципального района.
Данное пособие дополнено CD, на котором представлены дополнительные общеобразовательные коррекционно-развивающие программы (ДОКРП), материалы, отражающие результативность деятельности по инклюзивному образованию.
Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей (логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)

Отрошко Г. В., Головицина Ю. Б. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с синдромом Дауна в условиях консультативного пункта детского сада: учебно-методическое пособие / Г. В. Отрошко, Ю. Б. Головицина. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020 — 64 с. (Инклюзивное образование).
ISBN 978-5-906776-28-0
ISBN 978-5-907070-43-1
Учебно-методическое пособие предназначено для учителей-логопедов, учителей-дефектологов, обучающихся по программе повышения квалификации «Инклюзивное образование» (вариативный модуль «Консультативный пункт ДОО: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ»).
Данное пособие может заинтересовать педагогов, работающих с детьми раннего возраста в условиях консультативных пунктов ДОУ, а также будет полезно учителям-дефектологам, воспитателям дошкольных образовательных групп коррекционной направленности, широкому кругу специалистов и родителей.

Комплект информационно-методических материалов для обучающихся по программе профессиональной переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование по профилю “Учитель-дефектолог, олигофренопедагог”» Часть 1 : методическое пособие / Г. О. Рощина, Л. С. Русанова — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020 — 45 с. — (Инклюзивное образование).
Данное методическое пособие позволит обучающемуся ориентироваться в программе обучения, самостоятельно готовиться к промежуточной и итоговой аттестации.
Комплект включает также пособие «Дневник стажировки», который поможет систематизировать работу обучающихся по закреплению полученных знаний, умений, навыков на практике в процессе наблюдения, анализа и педагогических проб в инклюзивных образовательных организациях.
Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей (логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)

Дневник стажировки по программе профессиональной переподготовки «Специальное дефектологическое образование по профилю “Учитель-дефектолог, олигофренопедагог”»: дневник стажировки / Г. О. Рощина, Л. С. Русанова — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. — 27 с. — (Инклюзивное образование).
Дневник стажировки является частью учебно-методического комплекта программы профессиональной переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование по профилю “Учитель-дефектолог, олигофренопедагог”».
Пособие может быть использовано для проведения стажировок педагогов инклюзивного образования
Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей (логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)

2019 год

Построение индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ограниченными возможностями здоровья посредством внеурочной деятельности: метод. рекомендации / Г. О. Рощина, Л. В. Жаворонкова, Л. Б. Паутова, и др. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 68 с. — (Инклюзивное образование).

Методические рекомендации содержат описание практик построения индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ограниченными возможностями здоровья посредством внеурочной деятельности.

Методические рекомендации подготовлены в рамках реализации субсидии Ярославской области на финансовое обеспечение ГПРО (ФЦПРО) на 2018–2025 годы, мероприятия «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений».

Предназначены для специалистов сферы образования. Могут быть использованы в практике повышения квалификации педагогов.

Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей (логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)


Создание безбарьерной образовательной среды для детей с ОВЗ: материалы межрегиональной видеоконференции в рамках Декады инклюзивного образования Ярославской области. — 2019: / под общ. ред. Л. С. Русановой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 122 с. — (Инклюзивное образование).

ISBN 978-5-906776-28-0
ISBN 978-5-907070-36-3

В издании представлены статьи по различным проблемам образования детей с ОВЗ. В представленных материалах раскрываются традиционные и инновационные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и школьного возраста с ОВЗ; особенности личностного и познавательного индивидуального развития обучающихся в условиях инклюзивного образования; возможности и перспективы применения дистанционных образовательных технологий в практике обучения, воспитания детей и подростков с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья; аспекты практико-ориентированного содержания обучения и воспитания детей, имеющих ОВЗ; ресурсы дополнительного образования детей.

Статьи, включенные в сборник, представляют интерес для специалистов системы образования, студентов, широкого круга читателей, интересующихся проблемами внедрения непрерывной системы инклюзивного образования, социокультурной реабилитации и психолого-педагогической поддержки людей с особыми образовательными потребностями.

Смирнова В. И., Павлова Н. В., Посысоев Н. Н. Организация системы отслеживания образовательных достижений обучающихся с задержкой психического развития : методические рекомендации / В. И. Смирнова, Н. В. Павлова, Н. Н. Посысоев. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 126 с. + CD — (Инклюзивное образование).

ISBN 978-5-906776-28-0
ISBN 978-5-907070-39-4

Данные методические рекомендации предназначены педагогам и руководителям образовательных организаций для обеспечения качества образования при реализации требований федерального государственного общеобразовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В рекомендациях отражены особенности организации системы оценивания личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся с задержкой психического развития как начальной, так и основной школы.

Представленные материалы разработаны и апробированы в рамках регионального инновационного проекта «Организация системы оценивания образовательных достижений обучающихся с задержкой психического развития в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов», выполненного авторским коллективом специалистов на базе государственного общеобразовательного учреждения Ярославской области «Переславль-Залесская школа-интернат № 4».

К методическим рекомендациям прилагается электронное приложение.

Проектирование адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ : учебно-методическое пособие / Г. О. Рощина, Г. В. Отрошко, Л. В. Жаворонкова. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 81 с. — (Инклюзивное образование).

Учебно-методическое пособие подготовлено в рамках деятельности Регионального ресурсного центра по развитию инклюзивного образования. Данное практическое пособие создано в целях совместной реализации программ повышения квалификации МПГУ, в которой приняли участие преподаватели ГАУ ДПО ЯО ИРО. Предназначено для педагогов, обучающих детей с различными ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной школе. Пособие содержит краткое описание требований ФГОС для детей с ОВЗ по следующим нозологиям: дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра. Пособие может служить руководством при проектировании АООП для детей с ОВЗ в инклюзивной школе.

Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей (логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)

Отрошко Г. В., Головицина Ю. Б.
Консультативный пункт ДОО: интерактивные занятия для родителей детей раннего возраста: учебно-методическое пособие
/ Г. В. Отрошко, Ю. Б. Головицина. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 56 с. — (Инклюзивное образование).

ISBN 978-5-906776-28-0
ISBN 978-5-907070-32-5

Учебно-методическое пособие предназначено для учителей-логопедов, учителей-дефектологов, обучающихся по программе повышения квалификации «Инклюзивное образование» (вариативный модуль «Консультативный пункт ДОО: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ»).

Пособие также может быть полезно педагогам, работающим с детьми раннего возраста в условиях консультативных пунктов ДОО, учителям-дефектологам, воспитателям дошкольных образовательных групп коррекционной направленности, широкому кругу специалистов и родителей.

Отрошко Г. В., Головицина Ю. Б.
Консультативный пункт ДОО: интерактивные занятия для родителей детей раннего возраста: рабочая тетрадь
/ Г. В. Отрошко, Ю. Б. Головицина. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 56 с. — (Инклюзивное образование).

Рабочая тетрадь к учебно-методическому пособию «Консультативный пункт ДОО: интерактивные занятия для родителей детей раннего возраста» является частью УМК к программе повышения квалификации «Инклюзивное образование» (вариативный модуль «Консультативный пункт ДОО: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ»).

Отрошко Г. В.
Организация стажировки обучающихся по профилю «Логопедия»: практическое пособие
/ Г. В. Отрошко. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 36 с. — (Инклюзивное образование).

Данное практическое пособие является частью учебно-методического комплекта и нацелено на регламентацию деятельности обучающихся по дополнительной программе профессиональной переподготовки «Специальное дефектологическое образование» по профилю “Логопедия”» в части прохождения стажировки в образовательных организациях и представления результатов прохождения стажировки. Разработано на основе учебно-тематического плана ДПП ПП «Специальное дефектологическое образование по профилю “Логопедия”», утвержденного Ученым советом ГАУ ДПО ЯО ИРО.

Русанова Л. С., Рощина Г. О., Шипкова Е. Н.
Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков: рабочая тетрадь
/ Л. С. Русанова, Г. О. Рощина, Е. Н. Шипкова. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 40 с. — (Инклюзивное образование).

ISBN 978-5-906776-28-0
ISBN 978-5-907070-33-2

Данная рабочая тетрадь является частью учебно-методического комплекта к дисциплине «Дефектология»
в программах профессиональной переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Учитель-дефектолог, олигофренопедагог», «Олигофренопедагогика».

Рабочая тетрадь может быть полезна для обучения по программам профессиональной подготовки «Сурдопедагогика и «Тифлопедагогика», «Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в образовательной организации».

Визуально-тактильные игры для развития познавательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / Л. С. Русанова, Н. С. Баранцова, Г. О. Рощина и др. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 108 с. — (Инклюзивное образование).

ISBN 978-5-906776-28-0
ISBN 978-5-907070-34-9

Данное учебно-методическое пособие отражает опыт авторов в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

В издании представлена система визуально-тактильных дидактических игр, направленных на развитие у детей внимания, мышления, памяти, восприятия, воображения, речи, а также на формирование у них элементарных математических представлений. Развивающие упражнения даны в игровой форме, так как именно в игре ребенок учится сравнивать, рассуждать, считать, анализировать и доказывать.

Издание адресовано специалистам образовательных организаций, учителям-дефектологам, учителям-логопедам и педагогам-психологам. Материалы пособия будут полезны и родителям, использующим различные пособия для развития у ребенка инициативности, самостоятельности, когнитивных функций. Пособие может быть использовано также при подготовке специалистов педагогического профиля и в программе курсов повышения квалификации.

Психолого-медико-педагогическая помощь детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие / Л. С. Русанова, Г. О. Рощина, Е. Н. Шипкова. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 102 с. — (Инклюзивное образование).

ISBN 978-5-906776-28-0
ISBN 978-5-907070-35-6

В учебно-методическом пособии раскрыты концептуальные и методологические основы оказания ранней помощи детям от рождения до трех лет, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, даны основные термины и понятия, а также представлены нормативно-правовые документы, регламентирующие оказание психолого-медико-педагогической помощи детям раннего возраста. В пособии описаны современные принципы и алгоритмы оказания ранней помощи и сопровождения в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

Издание адресовано руководителям и специалистам учреждений, оказывающих раннюю помощь, служб ранней помощи, консультативных пунктов, специалистам образовательных организаций, учителям-дефектологам, учителям-логопедам и педагогам-психологам. Материалы пособия будут полезны и родителям (законным представителям), воспитывающим детей раннего возраста. Пособие может быть использовано при подготовке специалистов педагогического профиля, а также в программе курсов повышения квалификации

Отрошко Г.В. Организация школьных логопедических занятий с учетом индивидуальных особенностей психики и деятельности обучающихся / «Современные аспекты организации и содержания образования детей с ограниченными возможностями здоровья»: Материалы научнопрактической конференции 30 мая 2019 г. – Липецк: ГАУ ДПО ЛО «ИРО», 2019. - 480с.
Текст

Отрошко Г. В., Посысоев Н. Н. Консультативная деятельность учителя-логопеда в инклюзивной образовательной организации: учебно-методическое пособие / Г. В. Отрошко, Н. Н. Посысоев. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 58 с. — (Инклюзивное образование).
ISBN 978-5-906776-28-0
ISBN 978-5-907070-23-3
Данное пособие предназначено для обучающихся по программе профессиональной переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование» по направлению «Логопедия» и учителей-логопедов, обучающихся по ППК «Инклюзивное образование».
Пособие предназначено также для учителей-логопедов, работающих с детьми с нарушениями речи в ДОУ (группе) компенсирующего типа для детей с тяжелыми нарушениями речи, в комбинированных группах, на логопунктах и школьных учителей-логопедов. Пособие может быть полезно учителям-дефектологам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений коррекционной направленности, широкому кругу специалистов и родителей.

Отрошко Г. В., Посысоев Н. Н. Консультативная деятельность учителя-логопеда в инклюзивной образовательной организации: рабочая тетрадь / Г. В. Отрошко, Н. Н. Посысоев. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 28 с. — (Инклюзивное образование).
Рабочая тетрадь является частью УМК ППК «Инклюзивное образование», УМК к дисциплине «Логопедические практикумы» в программе профессиональной переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование» по направлению «Логопедия» и может быть использована для работы учителями-логопедами, обучающимися по программам повышения квалификации.
Рабочая тетрадь может заинтересовать также учителей-логопедов, работающих с детьми с нарушениями речи в ДОУ (группе) компенсирующего типа для детей с тяжелыми нарушениями речи, в комбинированных группах, на логопунктах и школьных учителей-логопедов. Пособие может быть полезно учителям-дефектологам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений коррекционной направленности, широкому кругу специалистов и родителей.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных организациях: эффективные практики: учебно-методическое пособие / Г. О. Рощина и др.; под общ. ред. Г. О. Рощиной. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 68 с. — (Безопасность жизнедеятельности).

ISBN 978-5-907070-14-1
ISBN 978-5-907070-18-9

Данное пособие посвящено профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся образовательных организаций.

Содержит описание отечественных практик профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, реализуемых в образовательных организациях.

Пособие предназначено для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов, педагогов общего и дополнительного образования, педагогов-психологов, других специалистов сферы образования и культуры. Может быть использовано в практике подготовки и переподготовки педагогических кадров.

2018 год

Н.Н. Посысоев Специфика взаимодействия педагогов сельской школы и семьи особого ребенка в условиях инклюзии / Инновационная деятельность сельских образовательных организаций: результаты и перспективы развития: сборник статей / под ред. Л.В.Байбородовой – Ярославль, 2018.- 308с.
ISBN 978-5-91730-803-6
В статье рассматриваются основные способы работы, способствующие установлению доверительных, психологически безопасных отношений педагогов сельских школ и родителей, воспитывающих особого ребёнка. Описана специфика психолого-педагогического сопровождения семьи по обеспечению её психологического благополучия. Представлена примерная программа сотрудничества с семьёй.

Допрофессиональная и профессиональная подготовка детей с ОВЗ и инвалидностью во внеурочной деятельности: учебно-методическое пособие / Г. О. Рощина, О. В. Глазова, Я. В. Репин и др.; под общ. ред. Г. О. Рощиной. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 84 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-907070-15-8

Пособие содержит описание практик и технологий профориентации и допрофессиональной подготовки детей с ОВЗ и инвалидностью в условиях внеурочной деятельности.

Предназначено для слушателей программы профессиональной переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование» по профилю «учитель-дефектолог, олигофренопедагог» по теме: «Внеурочная деятельность детей с ОВЗ и ментальными нарушениями». Может быть использовано в практике подготовки и переподготовки педагогических кадров по вопросам инклюзивного образования, профессионально  ориентационной работы с выпускниками с ОВЗ, ментальными нарушениями во внеурочной деятельности.

Методические рекомендации для учащихся начальной школы и Консультации для родителей, соответствующие сезонным погодным условиям

Рощина Галина Овсеповна, соавтор методических рекомендаций (справка, подтверждающая соавторство)

Эффективные методы и приемы обучения детей с ОВЗ: материалы Декады инклюзивного образования Ярославской области – 2018: практическое пособие / под общ. ред. профессора Н. В. Новоторцевой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 84 с. — (Инклюзивное образование).
ISBN 978-5-906776-28-0
ISBN 978-5-907070-04-2

Настоящее издание содержит материалы, разработанные педагогами, обучающими детей с ОВЗ, в рамках Декады инклюзивного образования в Ярославской области 2018 года. В представленных материалах раскрываются различные аспекты коррекционной и образовательной работы с детьми, имеющими ментальные нарушения, тяжелые нарушения речи, расстройства аутистического спектра и др.

Материалы сборника могут быть интересны как педагогам общего образования, так и дефектологам, студентам дефектологических факультетов вузов. Пособие может быть использовано в практике подготовки и переподготовки педагогических кадров по вопросам инклюзивного образования

Психолого-педагогические и медицинские условия инклюзивного образования: практическое пособие ; под общ. ред. Г. О. Рощиной. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 90 с. — (Инклюзивное образование).

ISBN 978-5-906776-28-0

ISBN 978-5-907070-03-5

В пособии описаны специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования, даны рекомендации педагогам образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику.

Практическое пособие предназначено для специалистов образовательных учреждений и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей
(логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)

2017 год

Отрошко Г. В. Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве: учебно-методическое пособие / Г. В. Отрошко. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017 — 56 с. — (Инклюзивное образование).

Настоящее издание посвящено проблемам оказания логопедической помощи различным категориям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения в общеобразовательной школе вместе с детьми, не имеющими ограниченных возможностей здоровья. В работе изложены практические рекомендации по организации логопедических занятий с детьми с задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения и слуха. Пособие адресовано учителям-логопедам общеобразовательных школ, администрации, другим участниками службы психолого-педагогического сопровождения процесса получения образования ребёнком

Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей
(логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)

Специфика профессиональной деятельности социального педагога в инклюзивном образовательном пространстве: методические рекомендации / сост.: И. Г. Назарова, О. В. Чиркун. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017 — 62 с. — (Инклюзивное образование).

ISBN 978-5-906776-28-0
ISBN 978-5-906776-78-5

В данных методических рекомендациях освещаются основные вопросы социально-педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования с выделением конкретных функциональных обязанностей специалиста. В приложениях к методическим рекомендациям представлен опыт социальных педагогов образовательных организаций Ярославской области Е. Е. Севериной, Е. А. Ивановой, О. Д. Колобковой, И. А. Тарасовой

Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей
(логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)

Специфика работы педагога-психолога в инклюзивном образовательном пространстве: методические рекомендации / сост. Е. С. Боярова, И. Г. Назарова. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 52 с. — (Инклюзивное образование)

В данной работе представлены методические материалы, помогающие организовать психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях.

Включены материалы ведущих специалистов региона, имеющих позитивный опыт работы в инклюзивном образовательном пространстве.

Методические рекомендации предназначены для педагогов-психологов, работающих в сфере инклюзивного образования.

 

Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей
(логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)

Проектирование адаптированной основной общеобразовательной программы образовательной организации, обучающей детей с ограниченными возможностями здоровья : методические рекомендации / сост. : Г. О. Рощина, Л. В. Жаворонкова, Г. В. Отрошко. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 52 с. — (Инклюзивное образование)

В методических рекомендациях, предлагаемых настоящим изданием, раскрываются особенности адаптированной основной общеобразовательной программы образовательной организации, обучающей детей с ограниченными возможностями здоровья, ее структура, механизм разработки.

Рекомендации предназначены для педагогов, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья и адаптированную основную общеобразовательную программу для детей с умственной отсталостью.

Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей
(логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)

Особенности работы учителя-дефектолога в инклюзивной школе : методические рекомендации / сост. Г. В. Отрошко. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 64 с. — (Инклюзивное образование)

Настоящее издание посвящено особенностям работы учителя-дефектолога в условиях инклюзивного обучения детей в общеобразовательной школе. В нем раскрыты основные направления коррекционной работы, обозначены актуальные для представителей этой профессиональной области нормативные аспекты, отражены некоторые содержательные элементы дефектологической работы.

Пособие адресовано учителям-дефектологам общеобразовательных школ, администрации, другим участниками службы психолого-педагогического сопровождения процесса получения образования ребёнком с ограниченными возможностями здоровья.

В приложениях содержатся материалы, разработанные учителями-дефектологами образовательных организаций Ярославской области Е. А. Кургановой, М. А. Гомоль, учителями О. В. Бучиной, Н. В. Мачулиной.

Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей
(логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)

Посысоев Н. Н.
Взаимодействие образовательной организации с семьей : учебно-методическое пособие / Н. Н. Посысоев. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 132 c. — (Инклюзивное образование)

ISBN 978-5-906776-28-0
ISBN 978-5-906776-52-5

В данном учебно-методическом пособии раскрыты основные направления работы образовательной организации с семьей особого ребенка. Систематизированы подходы к диагностике и коррекции родительских позиций и установок, представлены технологии взаимодействия с семьей, направленные на формирование взаимной ответственности, в рамках совместной деятельности по развитию личности ребенка.

Пособие предназначено для педагогов образовательных организаций, разрабатывающих программу взаимодействия с семьями, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии; специалистам, оказывающим психолого-педагогическую помощь родителям в обеспечении условий, способствующих компенсации дефекта ребенка и актуализации коррекционных ресурсов семьи.

Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей
(логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)

2016 год

История адаптивной физической культуры и спорта : учеб. пособие / сост. А. П. Щербак. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 56 с. — (Инклюзивное образование)

Учебное пособие позволяет изучить мировую и отечественную историю становления адаптивной физической культуры и адаптивного спорта. Отличие настоящего пособия заключается в комплексном анализе Паралимпийского и Сурдлимпийского движений, Специальной Олимпиады и зарождающегося кибатлона. Информационные материалы отобраны с официальных международных и всероссийских сайтов. Пособие адресовано специалистам в области физической культуры и спорта, работающим с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей
(логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)

Обучение и воспитание детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования: методические рекомендации / cост. : Г. В. Омарова, Г. В. Отрошко, Н. Н. Посысоев; под ред. Г. В. Отрошко — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016 — 68 с. — (Инклюзивное образование)

ISBN 978-5-906776-28-0
ISBN 978-5-906776-45-7

В методических рекомендациях, предлагаемых настоящим изданием, раскрываются некоторые вопросы обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы.

В приложениях содержатся практические материалы, которые могут быть интересны широкому кругу читателей: специалистам школьных служб сопровождения детей с ОВЗ, учителям, работающим с такими детьми, администрации школ. В настоящем издании использованы отрывки из дневниковых записей учителя инклюзивного класса школы №72 г. Ярославля Т. Д. Фроловой, иллюстрирующие восприятие педагогом особенностей ребёнка с расстройствами аутистического спектра.


Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании : информационно-методические материалы / Г. О. Рощина, Н. Н. Посысоев, О. Ю. Камакина; сост. :
Е. И. Чешуина, О. В. Иерусалимцева — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 63 с. — (Инклюзивное образование)

В издании представлены методические материалы, помогающие организовать тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях. Информационно-методические материалы рассчитаны на воспитателей, учителей, социальных педагогов, педагогов-психологов и других специалистов, работающих в сфере инклюзивного образования. Данные материалы разработаны в рамках деятельности научно-педагогической лаборатории инклюзивного образования ГАУ ДПО ЯО ИРО.


Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации: сборник правовых и нормативных документов / Н. С. Усанина, М. Г. Криулева, Г. Л. Шомина, Е. В. Сергеева, Т. В. Бугайчук, О.В. Голстян, И. В. Дуплова, С. В. Луканина, Е. Н. Первунинская, М. В. Михайлова, А. Н. Казанцева. — Электрон. текстовые дан. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 1 Электрон. опт. диск (CD-ROM). — Загл. с этикетки диска.

CD «Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации» разработан в связи с введением инклюзивного образования в практику работы дошкольной образовательной организации РСО.

На CD представлен опыт практической работы региональной инновационной площадки «Разработка и внедрение модели организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС дошкольного образования» с целью успешной реализации идей инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях РСО.

Материал CD рекомендован руководителям, заместителям руководителей образовательных организаций, воспитателям, специалистам (учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам, социальным педагогам), а также родителям детей-инвалидов, детей с ОВЗ.

Отрошко Г. В., Курзакова С. Н. Формирование графических навыков у детей с нарушениями интеллекта: методические рекомендации / Г. В. Отрошко, С. Н. Курзакова. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 64 с. (Инклюзивное образование)

Методические рекомендации освещают некоторые вопросы формирования графической составляющей процесса письма у детей с нарушением интеллекта на уроках обучения грамоте, а также на уроках русского языка (письма и развития речи). Приложение содержит практические материалы для использования в обучении детей, которые также могут быть использованы на уроках русского языка в общеобразовательной школе.

Издание адресовано начинающим учителям-дефектологам, олигофренопедагогам, учителям, работающим в инклюзивных классах общеобразовательных школ с детьми с нарушениями интеллекта и с задержкой психического развития, может быть использовано в работе другими заинтересованными участниками образовательного процесса.



Реализуем ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью: нормативно-правовая и методическая база: сборник нормативных документов / Г. О. Рощина, Л. В. Жаворонкова, Г. В. Отрошко, Е. С. Червякова. — Электрон. текстовые дан. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 1 Электрон. опт. диск (CD-ROM). — Загл. с этикетки диска.

Сборник нормативных документов «Реализуем ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью: нормативно-правовая и методическая база» разработан в связи с необходимостью учета нормативных требований и особенностей организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, с введением с 1 сентября 2016 года ФГОС НОО, требований Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015, внедрения инклюзивного образования в РСО.

Сборник нормативных документов «Реализуем ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью: нормативно-правовая и методическая база» включает всю необходимую нормативно-правовую базу (международного, федерального и регионального уровня) и методические рекомендации Министерства образования и науки РФ, тексты стандартов, примерных адаптированных программ для детей с ОВЗ.

Сборник рекомендован руководителям, заместителям руководителей образовательных организаций, классным руководителям, педагогам–психологам и социальным педагогам, а также родителям детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование в терминах и понятиях: словарь-справочник / Г. О. Рощина, Л. В. Жаворонкова, Г. В. Отрошко. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 64 с. (Инклюзивное образование)

ISBN 978-5-906776-28-0

ISBN 978-5-906776-38-9

Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей
(логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)

 

 

 


Организация занятий ЛФК для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: методическое пособие / сост. О. А. Никоркина, Г. О. Рощина, О. Ю. Камакина — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 98 с. (Инклюзивное образование)

ISBN 978-5-906776-28-0

ISBN 978-5-906776-29-7

В пособии предлагается подробная характеристика основных средств лечебной физической культуры (физические, гимнастические, спортивно-прикладные, игровые упражнения).

Методическое пособие рассчитано на специалистов лечебной и адаптивной физической культуры, учителей физической культуры, тренеров, студентов профиля «Физкультурное образование».