Издательский центр

Издания ИРО

В июле-октябре 2017 г. в издательском центре вышли новые издания:

Совершенствование компетентности педагогов дошкольного образования. Внутриорганизационные решения. : практ. пособие / Коточигова Е. В. и др.; под ред. Е. В. Коточиговой, Ю. И. Турыгиной. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 66 с. (Развитие кадрового потенциала)

ISBN 978-5-906776-36-5
ISBN 978-5-906776-81-5

В пособии рассматриваются концептуальные и практические аспекты совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, дается анализ международного опыта системы профессиональной поддержки.

Также представлены материалы, отражающие опыт работы детского сада № 232 г. Ярославля по апробации инновационной модели внутриорганизационного развития педагогического персонала.

Материалы могут быть полезны руководителям образовательных учреждений, старшим воспитателям для организации внутрифирменного обучения персонала.

Обновление образовательной деятельности в сфере дошкольного образования: обобщение опыта работы пилотных муниципальных образований по введению ФГОС ДО : сборник практических материалов / под. общ. ред. Е. В Коточиговой, Т. Н. Захаровой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 110 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)

ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-85-3

В данном сборнике представлен опыт работы дошкольных образовательных организаций Ярославской области — базовых площадок по введению ФГОС ДО. В период с 2014 по 2016 годы на базе 22 дошкольных учреждений пяти муниципальных образований области изучались, апробировались и внедрялись современные требования и ориентиры обновления образовательной деятельности в контексте ФГОС ДО.

Представленные эффективные практики раскрывают особенности работы с воспитанниками, педагогами и другими участниками образовательных отношений в условиях ФГОС ДО.

К сборнику прилагаются практические материалы на CD диске, содержащие презентации педагогов, брошюры, сценарии образовательных событий.

Надеемся, что данные материалы обогатят представления о современной практике дошкольного образования и позволят достичь оптимальных результатов в профессиональной деятельности.

Сборник локальных актов, регламентирующих отношения в сфере деятельности учреждения дополнительного профессионального образования : инструктивно-методическое издание / cост. : А. В. Золотарева, А. В. Корнев. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 160 с. — (Дополнительное профессиональное образование)

В сборнике представлен комплект локальных актов, регламентирующих деятельность государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования». В комплект вошли документы, регламентирующих отношения в сфере профессиональной трудовой деятельности сотрудников учреждения, в сфере образовательной, методической и инновационной деятельности, в сфере социальных программ учреждения дополнительного профессионального образования.

Сборник адресован руководителями и специалистами органов управления образованием, руководителям, специалистами и преподавателями учреждений дополнительного профессионального образования, работникам методических служб.

Обучение младших школьников смысловому чтению: учебно-методическое пособие / Н. В. Бородкина, Л. Ю. Сысуева. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 100 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)

ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-82-2

Данное пособие включает в себя программные, учебные, информационные и методические материалы, предназначенные для обучения педагогов начального образования по программе повышения квалификации «Обучение младших школьников смысловому чтению».

Материалы учебно-методического пособия могут быть полезны учителям, специалистам методических служб, заведующим учебной частью образовательных организаций, студентам учреждений высшего профессионального образования, обучающимся педагогическим специальностям.

Бородкина Н. В., Тихомирова О. В.
Учимся формирующему оцениванию : рабочая тетрадь для педагогов / Н. В. Бородкина, О. В. Тихомирова / под общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 60 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

Предлагаемая рабочая тетрадь представляет собой сборник дидактических и методических материалов к учебному пособию «Формирующее оценивание в школе» (авт. Н. В. Бородкина, О. В. Тихомирова) и к одноименной программе повышения квалификации, реализуемой ГАУ ДПО ЯО ИРО. Рабочая тетрадь обеспечивает педагогов необходимыми материалами, пошаговыми инструкциями, тренировочными заданиями, что позволяет повысить качество обучения по программе и сделать процесс изучения материалов пособия практико-ориентированным. Данная рабочая тетрадь может использоваться педагогами, обучающимися на курсах повышения квалификации по программе «Формирующее оценивание в школе», а также самостоятельно, как дополнение к учебному пособию.

У экстремизма нет будущего…: методические рекомендации / сост. Т. Д. Яковлева. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 61 с. — (Социальное воспитание)

Текст издания

Методические рекомендации составлены для классных руководителей образовательных организаций и направлены на создание условий для участия школьников и их родителей в профилактике распространения деструктивного влияния экстремистских и террористических организаций на территории нашей страны.

Методические рекомендации составлены по принципу методического конструктора, то есть в соответствии со спецификой участников мероприятия классный руководитель может выбрать из предложенного то, что позволит наиболее эффективно решать педагогические задачи и будет способствовать формированию у обучающихся нравственного отношения к любым проявлениям экстремизма и терроризма.

Создание условий для развития добровольческой деятельности в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы: методические рекомендации / сост.: Е. А. Горюшина, А. Б. Разумова. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 51 с.

Текст издания

Настоящие методические рекомендации определяют порядок организации добровольческой деятельности, направления и формы реализации; составлены в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере образования и добровольчества.

В данную разработку включены основные понятия, нормативно-правовые документы, механизмы функционирования и ведущие практики организации волонтерской деятельности в Ярославской области.

В приложениях представлены методические материалы, а также опыт ГОУ ДО ЯО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий», МОУ ДО «Ярославский городской Дворец пионеров».

Методические рекомендации предназначены для специалистов образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы.

Предупреждение распространения ВИЧ/СПИД: эффективные практики: методическое пособие / Бугрова О. Е. и др. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 59 с.

Текст издания

Пособие включает в себя лучшие эффективные практики предупреждения распространения ВИЧ/СПИД в образовательных организациях Российской Федерации. Предназначается в помощь педагогам образовательных организаций, воспитателям и методистам, всем, кому не безразлично будущее детей, молодежи и страны в целом.

 

 


В мае-июне 2017 г. в издательском центре вышли новые издания:

Негативные социальные явления в среде несовершеннолетних сельского социума: сборник практических материалов / И. Г. Назарова и др. — Электрон. текстовые дан. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 1 Электрон. опт. диск (CD-ROM). — Загл. с этикетки диска.

Сборник практических материалов разработан в рамках научно-педагогической лаборатории проблем сельской школы. В сборник вошли аналитические материалы научно-педагогической лаборатории проблем сельской школы по вопросам социализации сельских школьников; включены сводная информация о состоянии правонарушений среди и в отношении несовершеннолетних в муниципальных районах Ярославской области, методические рекомендации по организации профилактических мероприятий в образовательных организациях, практические материалы руководителя методического объединения социальных педагогов Тутаевского МР — Махорской И. С.

В сборнике представлены материалы: Тупиной Т. М. (ассистента кафедры общей педагогики и психологии); Морозовой С. В. (заместителя начальника ООД УУП и ПДН УМВД по ЯО); Аникиной Н. Е. (старшего инспектора по особым поручениям ООД УУП и ПДН УМВД по ЯО).

Формирование навыков фасилитации у педагогов образовательной организации: методические рекомендации / сост. М. Ф. Луканина, И. Г. Назарова, Е. С. Боярова. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 32 с. — (Социальное воспитание).

ISBN 978-5-906776-31-0
ISBN 978-5-906776-72-3

В методических рекомендациях представлен тренинг по формированию психолого-социальных компетентностей педагогов-фасилитаторов.

Программа тренинга апробирована в ходе стажировки педагогов «Формирование психолого-социальной компетентности педагогов-фасилитаторов по работе с детьми, имеющими деструктивное поведение».

Тренинг предназначен для педагогов-психологов, разрабатывающих и реализующих программы по повышению психологической компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими трудности в обучении и социальной адаптации.

Отрошко Г. В. Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве: учебно-методическое пособие / Г. В. Отрошко. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017 — 56 с. — (Инклюзивное образование).

Настоящее издание посвящено проблемам оказания логопедической помощи различным категориям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения в общеобразовательной школе вместе с детьми, не имеющими ограниченных возможностей здоровья. В работе изложены практические рекомендации по организации логопедических занятий с детьми с задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения и слуха. Пособие адресовано учителям-логопедам общеобразовательных школ, администрации, другим участниками службы психолого-педагогического сопровождения процесса получения образования ребёнком

Специфика профессиональной деятельности социального педагога в инклюзивном образовательном пространстве: методические рекомендации / сост.: И. Г. Назарова, О. В. Чиркун. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017 — 62 с. — (Инклюзивное образование).

ISBN 978-5-906776-28-0
ISBN 978-5-906776-78-5

В данных методических рекомендациях освещаются основные вопросы социально-педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования с выделением конкретных функциональных обязанностей специалиста. В приложениях к методическим рекомендациям представлен опыт социальных педагогов образовательных организаций Ярославской области Е. Е. Севериной, Е. А. Ивановой, О. Д. Колобковой, И. А. Тарасовой

Щербак А. П.
Технология становления целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере детей дошкольного возраста: методическое пособие / А. П. Щербак. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 44 с. — (Физическая культура и спорт).

ISBN 978-5-906776-75-4
ISBN 978-5-906776-76-1

В пособии описана организация двигательной сферы ребенка в психомоторной, познавательной и эмоционально-ценностной области, отвечающие технологическому подходу к его обучению. В настоящем пособии подробно описана авторская технология «Маленький дом большого здоровья», целью которой является становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере детей дошкольного возраста. Пособие адресовано инструкторам по физической культуре и всем заинтересованным специалистам дошкольного образования.

Щербак А. П.
Основы теории и методики физической культуры: задания к практическим и самостоятельным работам: практикум / А. П. Щербак. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 48 с. — (Физическая культура и спорт)

Предлагаемое издание позволяет изучить теорию и методику физической культуры. Отличие настоящего пособия заключается в решении практических заданий репродуктивного и продуктивного характера, требующих от специалиста как воспроизведения информации по памяти, так и готовности применять имеющиеся знания в стандартных и нестандартных ситуациях. Пособие адресовано специалистам в области физической культуры, работающим во всех типах образовательных организаций.

Со-бытийность образовательной деятельности в детском саду и школе: сборник статей / сост. Н. В. Бородкина, Е. В. Коточигова, Я. С. Соловьев, Л. Ю. Сысуева, О. В. Тихомирова, И. Н. Чижова; под общ. ред. Н. В. Бородкиной — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 140 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-70-9

Данный сборник содержит практические материалы по реализации инновационного проекта «ФГОС: преемственность дошкольного, начального и основного общего образования на основе со-бытийного подхода»: проекты образовательных со-бытий, описание опыта разработки основной образовательной программы, очерки работников ДО и учителей о создании со-бытийности на занятиях и уроках в разных возрастных группах.

Материалы сборника могут быть полезны воспитателям, учителям, специалистам методических служб, заведующим учебной частью образовательных организаций, студентам учреждений высшего профессионального образования, обучающимся педагогическим специальностям.


В марте-апреле 2017 г. в издательском центре вышли новые издания:

Медведева С. А.
Поликультурное образование и воспитание в современных условиях : учебно-методическое пособие. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 36 с. — (Социальное воспитание)

Учебно-методическое пособие освещает следующие вопросы: содержание поликультурного образования и мониторинг состояния межнациональных отношений в Ярославской области; межэтническая напряжённость в обществе: современные подходы к выявлению и профилактике; гармонизация межнациональных отношений и профилактика межэтнических конфликтов; учебные кейсы по межэтническим конфликтам и способы разрешения конфликтов.

Данный материал будет полезен педагогическим работникам и педагогам, обучающимся на курсах повышения квалификации по программе «Профилактика межэтнических конфликтов через гармонизацию межнациональных отношений в поликультурной образовательной среде» в ГАУ ДПО ЯО ИРО.

Коточигова Е. В., Жихарева Ю. Н., Надежина М. А.
Специфика работы педагога дошкольного образования в инклюзивном образовательном пространстве : практическое пособие / Е. В. Коточигова, Ю. Н. Жихарева, М. А. Надежина. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 56 с. — (Инклюзивное образование)

В пособии представлены материалы для организации педагогами дошкольных образовательных учреждений первых шагов сопровождения развития детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного пространства.
Деятельность воспитателей, специалистов образовательного учреждения при построении инклюзивной практики направлена на решение основной задачи — помочь детям успешно адаптироваться в сложном окружающем мире, максимально раскрыть свои возможности, получить необходимую психолого-педагогическую помощь.
Материалами пособия могут воспользоваться руководители дошкольных образовательных организаций, руководители лекотек, консультационных пунктов, психологи, социальные педагоги, специальные педагоги, воспитатели и другие специалисты, обеспечивающие инклюзивную практику в дошкольных образовательных учреждениях.

Специфика работы педагога-психолога в инклюзивном образовательном пространстве: методические рекомендации / сост. Е. С. Боярова, И. Г. Назарова. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 52 с. — (Инклюзивное образование)

В данной работе представлены методические материалы, помогающие организовать психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях.

Включены материалы ведущих специалистов региона, имеющих позитивный опыт работы в инклюзивном образовательном пространстве.

Методические рекомендации предназначены для педагогов-психологов, работающих в сфере инклюзивного образования.

Проектирование адаптированной основной общеобразовательной программы образовательной организации, обучающей детей с ограниченными возможностями здоровья : методические рекомендации / сост. : Г. О. Рощина, Л. В. Жаворонкова, Г. В. Отрошко. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 52 с. — (Инклюзивное образование)

В методических рекомендациях, предлагаемых настоящим изданием, раскрываются особенности адаптированной основной общеобразовательной программы образовательной организации, обучающей детей с ограниченными возможностями здоровья, ее структура, механизм разработки.

Рекомендации предназначены для педагогов, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья и адаптированную основную общеобразовательную программу для детей с умственной отсталостью.

Особенности работы учителя-дефектолога в инклюзивной школе : методические рекомендации / сост. Г. В. Отрошко. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 64 с. — (Инклюзивное образование)

Настоящее издание посвящено особенностям работы учителя-дефектолога в условиях инклюзивного обучения детей в общеобразовательной школе. В нем раскрыты основные направления коррекционной работы, обозначены актуальные для представителей этой профессиональной области нормативные аспекты, отражены некоторые содержательные элементы дефектологической работы.

Пособие адресовано учителям-дефектологам общеобразовательных школ, администрации, другим участниками службы психолого-педагогического сопровождения процесса получения образования ребёнком с ограниченными возможностями здоровья.

В приложениях содержатся материалы, разработанные учителями-дефектологами образовательных организаций Ярославской области Е. А. Кургановой, М. А. Гомоль, учителями О. В. Бучиной, Н. В. Мачулиной.

Посысоев Н. Н.
Взаимодействие образовательной организации с семьей : учебно-методическое пособие / Н. Н. Посысоев. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 132 c. — (Инклюзивное образование)

ISBN 978-5-906776-28-0
ISBN 978-5-906776-52-5

В данном учебно-методическом пособии раскрыты основные направления работы образовательной организации с семьей особого ребенка. Систематизированы подходы к диагностике и коррекции родительских позиций и установок, представлены технологии взаимодействия с семьей, направленные на формирование взаимной ответственности, в рамках совместной деятельности по развитию личности ребенка.

Пособие предназначено для педагогов образовательных организаций, разрабатывающих программу взаимодействия с семьями, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии; специалистам, оказывающим психолого-педагогическую помощь родителям в обеспечении условий, способствующих компенсации дефекта ребенка и актуализации коррекционных ресурсов семьи.

С материалами данных пособий можно ознакомиться в информационном центре ГАУ ДПО ЯО ИРО (32-16-52), а также приобрести в книжном магазине ГАУ ДПО ЯО ИРО (28-06-94).


В январе — феврале 2017 г. в издательском центре вышли новые издания:

1. Тихомирова О. В.
Проектная и исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников: учебное пособие / О. В. Тихомирова, Н. В. Бородкина, Я. С. Соловьев.
Под общ. ред. О. В. Тихомировой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 222 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-54-9

Пособие представляет собой учебные материалы, предназначенные для обучения педагогов дошкольного и начального образования по дополнительной профессиональной образовательной программе «Проектная и исследовательская деятельность как инструмент реализации ФГОС ДО и НОО» (авт. — Коточигова Е. В., Тихомирова О. В., Бородкина Н. В.). В пособии представлены информационно-методические материалы и задания по освоению каждой темы.

Содержание пособия позволяет использовать его как информационный ресурс при написании работ теоретического и прикладного характера. Выполнение предлагаемых заданий и вопросов является средством подготовки к практическим занятиям, семинарам, а так же к непосредственной педагогической деятельности, связанной с организацией проектной и исследовательской деятельности детей. Материалы учебника могут быть полезны студентам учреждений высшего профессионального образования, обучающимся педагогическим специальностям.

2. История адаптивной физической культуры и спорта : учеб. пособие / сост. А. П. Щербак. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 56 с. — (Инклюзивное образование)

Учебное пособие позволяет изучить мировую и отечественную историю становления адаптивной физической культуры и адаптивного спорта. Отличие настоящего пособия заключается в комплексном анализе Паралимпийского и Сурдлимпийского движений, Специальной Олимпиады и зарождающегося кибатлона. Информационные материалы отобраны с официальных международных и всероссийских сайтов. Пособие адресовано специалистам в области физической культуры и спорта, работающим с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

С материалами данных пособий можно ознакомиться в информационном центре ГАУ ДПО ЯО ИРО (32-16-52), а также приобрести в книжном магазине ГАУ ДПО ЯО ИРО (28-06-94).


Архив изданий ИРО (2012-2016)