Центр организационно-методической и издательско-просветительской деятельности
В октябре - декабре 2024 года в ЦОМиИПД вышли новые издания:

Надежина М. А., Репецкая Е. В. Стем-стена как инструмент развития дошкольников: практическое пособие / М. А. Надежина, Е. В. Репецкая. – Электрон. текстовые дан. (2,30 Mb). – Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. – (Федеральные государственные образовательные стандарты).
В настоящем практическом пособии представлено обобщение опыта работы дошкольного учреждения Ярославской области по использованию оборудования СТЕМ-стены, которая является универсальным образовательным средством для всестороннего развития детей как с особыми образовательными потребностями, так и с нормой развития.
Дошкольное образование невозможно без сопровождения специалистов, которые работают в тесном взаимодействии со всеми педагогами ДОУ, обеспечивая его системность и целостность. В данном пособии обобщён опыт совместной деятельности в течение пяти лет с детьми дошкольного возраста, включая дошкольников с ОВЗ.
Методическое пособие разработано и будет полезно для педагогов и специалистов детских садов, которые используют в своей практике данное оборудование и реализуют развивающее обучение дошкольников. В пособии раскрыты пути и модели интеграции разных видов деятельности, описаны основные направления и сферы, которые можно развивать с помощью оборудования СТЕМ-стены. Пособие также содержит варианты игр и упражнений с разным уровнем сложности на развитие речи и навыков коммуникации, мелкой и крупной моторики, сенсорики, математических способностей, мышления и саморегуляции у дошкольников.
Текст

Страхова Н. В.
Изучение истории в основной и средней школе: региональный компонент: учебно-методическое пособие / Н. В. Страхова. — Электрон. текстовые дан. (1,93 Мb). — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. — (Федеральные государственные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-6051231-4-9
Учебно-методическое пособие посвящено вопросам изучения регионального компонента на уроках истории в ООО и СОО. Особое внимание уделяется принципам и подходам к отбору регионального материала, методам и приёмам организации урока истории с использованием регионального содержания, ресурсам региональных музеев и архивов и их адаптации к потребностям школы. Показаны преимущества включения данных ярославской истории в содержание урока истории России.
Учебно-методическое пособие написано с привлечением мате-риалов, полученных в процессе реализации регионального проекта «”История для будущего”: повышение качества исторического образования в условиях смешанного обучения в общеобразовательных организациях Ярославской области», сотрудничества с ГАЯО и ярославскими музеями. Пособие предназначено для учителей истории.
Фрагмент текста

Пунктуационная грамотность обучающихся: от теории к практике: учебно-методическое пособие / сост. Н. В. Киселева. — Электрон. текстовые дан. (3,54 Mb) — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
Учебно-методическое пособие составлено с учетом проблем, выявленных в ходе анализа результатов всероссийских проверочных работ и государственной итоговой аттестации по русскому языку. Ос-новное внимание уделено пунктуационной грамотности обучающих-ся. В пособии представлены основные виды заданий по обучению пунктуации, предлагаются варианты пунктуационного анализа. Все теоретические сведения подкреплены практическими материалами, в том числе конспектами уроков.
Пособие предназначено для учителей и преподавателей русского языка образовательных организаций, а также оно будет интересно методистам.

Реализация физического воспитания учащихся Ярославской об-ласти в рамках детско-юношеского спорта : методические реко-мендации / сост. А. П. Щербак. – Электрон. текстовые дан. (1,65 Mb). – Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО — 2024. (Физическая культура и спорт).
Основой методических рекомендаций являются нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней в сфере обра-зования, а также в области физической культуры и спорта. Особый акцент сделан на порядке осуществления деятельности школьных спортивных клубов с учетом накопленного многолетнего опыт Яро-славской области. Рассмотрены вопросы сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций с организациями дополнительного образования и физкультурно-спортивными организациями по физиче-скому воспитанию обучающихся.
Настоящие рекомендации адресованы администрации и педаго-гам общеобразовательных организаций для развития, прежде всего, школьного спорта на уровне начального, основного и среднего обще-го образования.
Текст издания

Россия и Узбекистан: история и современность: сборник статей / под науч. ред. докт. ист. наук А. В. Урядовой, канд.ист.наук Н. В. Страховой. — Электрон. текстовые дан. (2,69 Mb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. — Текст : электронный.
ISBN 978-5-6051231-5-6
Данный научно-методический сборник посвящён изучению взаимоотношений России и Узбекистана, их истории и современному состоянию, вопросам образования в этих странах. Рассматриваются различные аспекты взаимодействия двух стран с периода средневековья и до наших дней. В сборнике представлены различные взгляды российских и узбекских авто-ров на исторические процессы взаимодействия двух стран. Составители сборника считают важным такой подход, основанный на научном плюрализме, что не означает, что они разделяют все мнения, представленные в нём.
Текст сборника
В июне-сентябре 2024 г. в ЦОМиИПД вышли новые издания:

Подготовка работника-профессионала: практики среднего профессионального образования: сборник материалов / под общ. ред. В. Ю. Выборнова, Л. С. Смирновой. — Электрон. текстовые дан. (3,24 Mb) — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. — (Ярославская область – пространство профессиональных возможностей)
ISBN 978-5-906776-41-9
ISBN 978-5-6051231-1-8
В сборнике представлены материалы выступлений по практикам системы профессионального образования участников информационно-методических семинаров в рамках работы областных методических объединений Ярославской области: преподавателей дисциплин профессионального цикла, преподавателей общеобразовательных дисциплин, методистов или ответственных за методическую работу в образовательных организациях. Статьи посвящены поиску теоретических оснований и обобщению педагогического опыта реализации актуальных задач среднего профессионального образования.
Издание адресовано руководителям образовательных организаций, методистам, педагогам.

Профилактика межэтнических конфликтов в образовательной организации: учебно-методическое пособие / под ред. И. В. Серафимович, Г. В. Куприяновой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. — 154 с. — (Эффективная школа)
ISBN 978-5-6051231-3-2
Предлагаемое учебно-методическое пособие посвящено вопросам профилактики межэтнических конфликтов в образовательных организациях.
Учебно-методическое пособие состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части пособия рассматриваются виды конфликтных отношений, предпосылки возникновения межэтнических конфликтов, характеризуются приёмы, техники, которые педагоги могут использовать для разрешения конфликтных ситуаций, возникающих на межнациональной почве. В практической части представлены региональные практики по апробации и применению технологий, направленных на гармонизацию межнациональных отношений и профилактике межэтнических конфликтов.
Данное учебно-методическое пособие адресовано педагогическим и руководящим работникам, участвующим в реализации мероприятий по гармонизации межэтнических отношений, студентам педагогических колледжей и педагогических вузов по направлению подготовки – педагогическое образование; психолого-педагогическое образование.

Особенности взаимодействия педагогов с современными родителями и семьей: учебно-методическое пособие / под. ред. Н. Н. Посысоева. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. — 158 c. – (Школа для родителей)
ISBN 978-5-906776-20-4
ISBN 978-5-6051231-2-5
В пособии в систематизированном виде представлены теоретические основы, методологические и этические принципы работы педагогов образовательных организаций с семьей. Рассмотрены ключевые вопросы, связанные с содержанием и организацией практики взаимодействия с родителями, ориентированной на интеграцию воспитательных ресурсов семьи и школы, а также включены практические задания, вопросы для обсуждения, анализ реальных ситуаций, способствующие профессиональной рефлексии. Пособие адресовано слушателям курсов повышения квалификации, переподготовки психолого-педагогического профиля, психологам, педагогам и всем специалистам, осуществляющим психолого-педагогическое сопровождение семьи.

Кашина О. В., Серафимович И. В. Основы организации проектной деятельности обучающихся в дополнительном образовании: учебно-методическое пособие / О. В. Кашина, И. В. Серафимович. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. – 78 с. – (Обновление содержания и технологий дополнительного образования детей)
ISBN 978-5-906776-58-7
ISBN 978-5-6051231-0-1
Учебно-методическое пособие раскрывает исторические, концептуальные, психологические, нормативно-правовые, технологические основы, структурные элементы проектной деятельности и типологию проектов обучающихся в дополнительном образовании. Пособие включает результаты исследований представителей ярославской научной психолого-педагогической школы в вопросах организации и осуществления проектной деятельности обучающихся и примеры практик проектной деятельности обучающихся в дополнительном образовании, разработанные и реализованные в образовательных организациях Ярославской области.
Пособие адресовано педагогическим работникам сферы дополнительного образования в целях совершенствования их профессиональных компетенций, связанных с организацией и реализацией проектной деятельности обучающихся.
С материалами данных пособий можно ознакомиться в информационном центре ГАУ ДПО ЯО ИРО (23-09-57), на сайте ГАУ ДПО ЯО ИРО.
В апреле-мае 2024 г. в ЦОМиИПД вышли новые издания:

Кашапов М. М., Серафимович И. В.
Психология ресурсности мышления: монография / М. М. Кашапов, И. В. Серафимович. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. — 164 с. — (Ярославская область – пространство профессиональных возможностей)
ISBN 978-5-906776-41-9
ISBN 978-5-6048641-2-8
В монографии представлено обоснование авторского подхода к пониманию ресурсности мышления. Проведён теоретических анализ зарубежных и отечественных теорий и концепций, разработанных на основе ресурсного подхода. Описаны и обобщены результаты комплексного исследования ресурсности мышления представителей социономической группы профессий. Отдельно выделены специфические особенности ресурсности педагогического мышления. Особое внимание обращено на осмысление результатов эмпирических исследований, полученных с помощью авторской методики диагностики ресурсности мышления.
Монография предназначена для руководящих и педагогических работников сферы образования, психологов, методистов, а также тех, кто интересуется проблемами творческого профессионального и личностного развития в контексте непрерывного образования.
Лучшие практики дополнительного образования детей Ярославской области: сборник материалов / под ред. Л. А. Жибаревой, О. В. Кашиной. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. — 30 с. — (Обновление содержания и технологий дополнительного образования детей)
ISBN 978-5-906776-58-7
ISBN 978-5-6048641-6-6
В сборник вошли материалы победителей и лауреатов регионального конкурса «Лучшие практики дополнительного образования детей» (2023) в номинациях «Детское наставничество», «Педагогическое наставничество» и «Сетевое наставничество».
Материалы сборника адресованы руководителям, методистам, педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам образовательных учреждений разных типов, а также преподавателям вузов, работникам методических служб.
Текст фрагмента

Лучшие практики цифровой трансформации образовательного процесса: сборник материалов из опыта работы педагогов образовательных организаций, в т.ч. участвующих в реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда». Выпуск 4 / сост. Е. В. Кувакина. – Электрон. текстовые дан. (6,16 Мб). – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. – Текст : электронный.
Сборник предназначен для педагогических работников образовательных организаций. В нём представлены материалы педагогов общеобразовательных и дошкольных организаций Ярославской области, посвящённые вопросам цифровой трансформации образовательной деятельности, как на уровне всей образовательной организации, так и в отдельных практиках педагогов.
Захарова Т. Н., Зятинина Т. Н.
Дидактическая игра: история, теория и образовательная практика: учебно-методическое пособие / Т. Н. Захарова, Т. Н. Зятинина. — Электрон. текстовые дан. (1,17 Mb). – Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. – (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-6048641-7-3
В данном учебно-методическом пособии раскрыты вопросы истории становления и развития идеи обучающей игры в зарубежной и отечественной дошкольной педагогике, теоретические и методические основы применения дидактической игры в образовательном процессе ДОО, а также практические материалы, характеризующие дидактическую игру как педагогическое средство, форму, метод и приём в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Федеральной образовательной программой дошкольного образования.
Пособие адресовано обучающимся по программе повышения квалификации: «Игровые формы и методы в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста», а также региональным тьюторам дошкольного образования, руководителям, педагогам, специалистам ДОО.
Текст фрагмента
Полный текст издания доступен для зарегистрированных пользователей (логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)

Стратегические приоритеты развития образования: взаимодействие науки и практики: материалы межрегиональной научно-практической конференции / под науч. ред. И. В. Серафимович, Г. В. Куприяновой. — Электрон. текстовые дан. (4,4 Mb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. — Текст : электронный.
ISBN 978-5-6048641-5-9
В данном сборнике представлены материалы межрегиональной научно-практической конференции «Стратегические приоритеты развития образования: взаимодействие науки и практики», прошедшей 28–29 ноября 2023 года. Организатором конференции является министерство образования Ярославской области, оператором – ГАУ ДПО Ярославской области «Институт развития образования».
В сборнике представлены статьи участников конференции, в которых анализируются стратегические приоритеты развития образования в контексте взаимодействия науки и практики. Особое внимание уделено актуальным обновлениям в системе дошкольного и дополнительного образования детей, инклюзии, переходу на обновленные ФГОС и формированию функциональной грамотности, перспективам развития среднего профессионального образования, непрерывному педагогическому образованию и воспитанию.
В материалах сборника представлены результаты теоретических и практических исследований представителей образовательного сообщества Ярославской, Московской, Костромской, Смоленской, Орловской, Новосибирской, Омской, Белгородской, Нижегородской, Волгоградской, Вологодской областей, Краснодарского, Пермского, Забайкальского, Красноярского краев, Республики Саха (Якутия), Удмуртской республики, г. Санкт-Петербург, г. Петропавловск – Камчатский и других регионов России. Материалы сборника представляют интерес для руководителей и специалистов органов управления образованием, руководителей и педагогов образовательных организаций, преподавателей высшего и дополнительного профессионального образования, всех заинтересованных лиц.
Текст издания
Захарова Т. Н., Надежина М. А. Организация детского развития: новый педагог и новые контексты: учебно-методическое пособие / Т. Н. Захарова, М. А. Надежина. — Электрон. текстовые дан. (1,63 Mb). – Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. – (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-6048641-8-0
Система дошкольного образования сегодня как никогда призвана быть гибкой, отвечающей социальным запросам, ситуациям постоянных изменений в обществе. Перед педагогами стоит задача пересмотра содержания работы, поиска новых путей развития дошкольника в условиях внедрения целей и задач ФГОС ДО и ФОП ДО.
Обновление содержания образования требует и обновления профессиональных компетенций. Сегодня актуален педагог, способный реализовать педагогическую деятельность посредством творческого её освоения, ориентированный на поиск информации для совершенствования практики, применения достижений науки и инновационного педагогического опыта. Новые стратегии развития профессионализма педагогов ‒ актуальная проблема системы повышения квалификации.
Пособие содержит теоретический и практический материал, ориентирующий педагогов на совершенствование коммуникативных, проектировочных компетенций и организацию условий для развития у детей «Навыков 21 века».
УДК 373.2
ББК 74.14
Фрагмент текста
Практики реализации ФГОС дошкольного образования: опыт работы базовых площадок : сборник практических материалов / сост.: Т. Н. Захарова, М. А. Надежина, Т. Н. Зятинина, Н. А. Заводчикова. — Электрон. текстовые дан. (1,77 Mb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. — Текст : электронный. – (Федеральные государственные образовательные стандарты).
В данном сборнике представлен опыт работы дошкольных образовательных организаций Ярославской области – базовых площадок кафедры дошкольного образования ГАУ ДПО ЯО ИРО по направлениям: «Детский сад – цифровая среда»; «Реализация современных программ, ориентированных на ребенка: «ПРО детей»; «Открытия»; «Детский сад – площадка познания и экспериментирования»; «Детский сад – территория диалога» (2019-2022 годы), публикации педагогов, эффективные практики детских садов, подборки полезной литературы, фото- и видеокейсы, авторские сценарии, диагностический инструментарий.
Основная идея сетевого взаимодействия детских садов — совместное обсуждение актуальных вопросов поддержки детской активности в современной среде дошкольных организаций, профессиональная экспертиза материалов проектов педагогическим сообществом, совершенствование педагогического опыта.
Материалы сборника будут полезны руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, разделяющих ценности со-временного дошкольного образования.
Видео и фотоматериалы публикуются с согласия родителей.
УДК 373.2
ББК 74.100
Текст
Контроль качества горячего питания детей в образовательной организации: методические рекомендации / авт.-сост. О. В. Иерусалимцева, О. Ю. Тигина. — Электрон. текстовые дан. (884 Kb) – Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. – (Безопасность жизнедеятельности).
Пособие содержит методические рекомендации по организации контроля качества горячего питания детей с учётом нормативно-правовых требований, практические рекомендации по организации контроля работы пищевого и медицинского блоков, а также требования к обязательной и рекомендованной документации пищеблока. Представлены проект программы производственного контроля и карта контроля работы пищеблока в образовательной организации.
Пособие адресовано руководителям, ответственным за организацию питания в образовательных организациях, поварам и медицинским сёстрам, всем лицам, заинтересованным в организации правильного питания детей и подростков.
Текст издания

ФГОС ДО и ФОП ДО: создание условий для развития субъектности дошкольника: учебно-методическое пособие / Т. Н. Захарова, М. А. Надежина. — Электрон. текстовые дан. (2,45 Mb) — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-6048641-9-7
В последние годы во всем педагогическом сообществе, в психолого-педагогической литературе, на международных конференциях и форумах все чаще обсуждается проблема развития субъектности детей дошкольного возраста. В быстро меняющемся мире субъектность становится ключевым образовательным результатом. Именно она является «стартером» для других умений – для освоения информации об окружающем мире, для математики, для изучения иностранных языков, в целом, для умения учиться. Без субъектности даже высокие предметные результаты становятся неэффективными, мешающими жизненному успеху ‒ во время учебы в школе, в вузе, а также на работе.
Пособие посвящено вопросам организации жизнедеятельности детей в условиях ДОО, в нем обсуждаются педагогические задачи, эффективные практики, связанные с поддержкой и развитием субъектности ребенка. Рассматриваются также и обсуждаются методологические основы и методические концепты организации педагогической работы в данном направлении. В пособие включены кейсы, описывающие педагогические практики, способсвующие более глубокому смысловому освоению материала по теме.
Пособие может представлять интерес для педагогов дошкольных образовательных организаций, студентов педагогических специальностей, участников курсов повышения квалификации по программам повышения квалификации «Дошкольное образование» разной тематики. Фрагмент текста