Региональный проект «Развитие образцов субъектно-ориентированного педагогического процесса в основной школе в рамках реализации ФГОС»
Актуальность проекта заключается в возможности зафиксировать основные характеристики образовательного процесса, формирующего человека с личностными качествами, образованностью, отвечающими ФГОС, а также ключевые характеристики окружения как школьного, так и внешкольного, способствующего образованию субъектного уровня.
Субъектно-ориентированный тип педагогического процесса (СОПП) как нетрадиционный для массовой школы потребует изменения механизмов управления школой и новых принципов взаимодействия с внешней средой.
Проект нацелен на создание целостной системы педагогических, методических и организационно-управленческих средств обеспечения воспитания школьников в соответствии с требованиями ФГОС в образовательном пространстве муниципального района (текст проекта )
Цель проекта: создание целостной системы педагогических, методических и организационно-управленческих средств обеспечения воспитания школьников в соответствии с требованиями ФГОС в образовательном пространстве муниципального района.
Задачи проекта:
- Апробировать целостную организацию педагогического процесса (ПП), довести его описание до уровня конкретных технологий и методик.
- Уточнить технологию проектирования ПП, отвечающего требованиям ФГОС.
- Скорректировать инструментарий оценки соответствия практики требованиям ФГОС.
- Уточнить требования к образовательной среде и принципам взаимосвязи её компонентов как внутри школы, так и во внешнем образовательном пространстве.
- Уточнить требования к управлению образовательной организацией, способствующему реализации субъектно-ориентированного типа ПП.
- Создать методику проектирования образовательной среды, отвечающей запросам ФГОС.
- Накопить успешную практику реализации модульных программ курсов повышения квалификации педагогических работников в традиционных структурах.
- Уточнить особенности формирования у педагогов компетенций субъектно-ориентированного образования.
- Определить подходы к систематизации образовательных ресурсов муниципального района и использованию их для повышения квалификации педагогических кадров.
Нормативное сопровождение проекта
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
- Приказ департамента образования ЯО от 17.03.2014 № 157/01-03 «О признании образовательных организаций региональными инновационными площадками».
- Приказ ДО ЯО от «31» декабря 2013 года №36-нп «О порядке признания организаций региональными инновационными площадками в системе образования».
- Протоколы намерений о сотрудничестве ГОАУ ЯО ИРО с органами управления образованием ТМР, УМР
Срок реализации проекта – 2014 – 2016 гг.
Этапы проекта
Этап 1. Апробация предложенных решений обеспечения педагогического процесса, корректировка практики образования в соответствии с выработанным пониманием требований ФГОС ; 1 год проекта
(на примере преподавателей естественно-математического цикла СОШ – участников Проекта)
Этап 2. Систематизация (оформление целостной системы) опыта реализации педагогического процесса субъектно – ориентированного типа, наработка практики взаимоотношений с инфраструктурными элементами образовательной среды СОШ; - 2-ой год Проекта
Этап 3. Диссеминация опыта – 3-ий год Проекта
Результат проекта
- методические рекомендации по организации педагогического процесса субъектно-ориентированного типа;
- инструмент оценки образовательной среды школы, организующей субъектно-ориентированный педагогический процесс;
- инструмент оценки базовых компетенций педагогов, позволяющих реализовывать разные типы педагогического процесса
Основные потребители результатов проекта
- Педагоги и педагогические коллективы образовательных организаций
- Работники органов управления образованием пилотных муниципальных районов
- Специалисты муниципальных методических служб
- Специалисты ГОАУ ЯО ИРО
Организации – соисполнители проекта
- Департамент образования МО города Рыбинска;
- МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» г. Рыбинска;
- МОУ СОШ №32 им. академ. А.А. Ухтомского г. Рыбинска;
- МОУ СОШ №1 с углубленным изучением английского языка г. Рыбинска;
- Управление образования г. Углича;
- ММЦ г. Углича;
- МОУ СОШ № 8 г. Углича;
- СОШ №3 г. Углича;
- Отрадновская СОШ Угличского МР;
- Управление образования г.Тутаева;
- ИОЦ г. Тутаева;
- СОШ №4 г. Тутаева;
- СОШ №7 им. Ф.Ф.Ушакова г. Тутаева.
- СОШ № 6 г. Рыбинск
- МОУ ДОД ЦДЮТЭ г. Рыбинск
- Управление образованием Ярославского муниципального района
- МУ ПАЦ администрации ЯМР (в качестве методической службы)
- МОУ СШ п. Ярославка ЯМР
- МОУ Кузнечихинская СОШ ЯМР
- Левобережная СШ г. Тутаева (вместо СОШ №5)
- МУ ДО "Центр дополнительного образования "Созвездие"
Мероприятия
- Серия семинаров научного руководителя Проекта для В.В. Юдина для участников проекта, в том числе:
- 3.04.2014 г. - для участников Тутаевского МР (обучающего типа);
- 10.04.2014 г. - для участников Угличского МР (мотивирующего типа);
- 11.04.2014 г - для участников г. Рыбинска (проектного типа); Подробнее
- Запускающие совещания в Тутаевском, Угличском МР и г. Рыбинске 14.03.2014.
Подробнее - Установочные семинары в Тутаевском, Угличском МР и г. Рыбинске 3.04 по 11.04 2014 г.
Подробнее
Отчеты о работе
Фотографии с мероприятий
Материалы (Этап № 1)
- Материалы по описанию опыта реализации СОПП отдельного участника и ОУ в целом (июнь 2014 г.).
- Рекомендации по реализации ПП субъектно-ориентированного типа (в течение 2014 г.).
- Руководство по проектированию образовательной среды, отвечающей требованиям ФГОС (июнь 2014 г.).
- Отчетные материалы 1 этапа (декабрь 2014 г.).