Региональный проект «Развитие образцов субъектно-ориентированного педагогического процесса в основной школе в рамках реализации ФГОС»

Актуальность проекта заключается в возможности  зафиксировать основные характеристики образовательного процесса, формирующего человека с личностными качествами, образованностью, отвечающими ФГОС, а также ключевые характеристики окружения как школьного, так и внешкольного, способствующего образованию субъектного уровня.

Субъектно-ориентированный тип педагогического процесса (СОПП) как нетрадиционный для массовой школы потребует изменения механизмов управления школой и новых принципов взаимодействия с внешней средой.

Проект нацелен на  создание целостной системы педагогических, методических и организационно-управленческих средств обеспечения воспитания школьников в соответствии с требованиями ФГОС в образовательном пространстве муниципального района (текст проекта )

Цель проекта: создание целостной системы педагогических, методических и организационно-управленческих средств обеспечения воспитания школьников в соответствии с требованиями ФГОС в образовательном пространстве муниципального района.

Задачи проекта:

  1. Апробировать целостную организацию педагогического процесса (ПП), довести его описание до уровня конкретных технологий и методик.
  2. Уточнить технологию проектирования ПП, отвечающего требованиям ФГОС.
  3. Скорректировать инструментарий оценки соответствия практики требованиям ФГОС.
  4. Уточнить требования к образовательной среде и принципам взаимосвязи её компонентов как внутри школы, так и во внешнем образовательном пространстве.
  5. Уточнить требования к управлению образовательной организацией, способствующему реализации субъектно-ориентированного типа ПП.
  6. Создать методику проектирования образовательной среды, отвечающей запросам ФГОС.
  7. Накопить успешную практику реализации модульных программ курсов повышения квалификации педагогических работников в традиционных структурах.
  8. Уточнить особенности формирования у педагогов компетенций субъектно-ориентированного образования.
  9. Определить подходы к систематизации образовательных ресурсов муниципального района и использованию их для повышения квалификации педагогических кадров.

Нормативное сопровождение проекта

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Приказ департамента образования ЯО от 17.03.2014 № 157/01-03 «О признании образовательных организаций региональными инновационными площадками».
  3. Приказ ДО ЯО от «31» декабря 2013 года №36-нп  «О порядке признания организаций региональными инновационными площадками в системе образования».
  4. Протоколы намерений о сотрудничестве ГОАУ ЯО ИРО с органами управления образованием ТМР, УМР

Срок реализации проекта – 2014 – 2016 гг.

Этапы проекта

    Этап 1. Апробация предложенных решений обеспечения педагогического процесса, корректировка практики образования в соответствии с выработанным пониманием требований ФГОС ; 1 год проекта
    (на примере преподавателей естественно-математического цикла СОШ – участников Проекта)

    Этап 2. Систематизация (оформление целостной системы) опыта реализации педагогического процесса субъектно – ориентированного типа, наработка практики взаимоотношений с инфраструктурными элементами образовательной среды СОШ; - 2-ой год Проекта

    Этап 3. Диссеминация опыта – 3-ий год Проекта

    План реализации проекта 

Результат проекта

  • методические рекомендации по организации педагогического процесса субъектно-ориентированного типа;
  • инструмент оценки образовательной среды школы, организующей субъектно-ориентированный педагогический процесс;
  • инструмент оценки базовых компетенций педагогов, позволяющих реализовывать разные типы педагогического процесса

Основные потребители результатов проекта

  1. Педагоги и педагогические коллективы образовательных организаций
  2. Работники органов управления образованием пилотных  муниципальных районов
  3. Специалисты муниципальных методических служб
  4. Специалисты ГОАУ ЯО ИРО

Организации – соисполнители проекта

  1. Департамент образования МО города Рыбинска;
  2. МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» г. Рыбинска;
  3. МОУ СОШ №32 им. академ. А.А. Ухтомского г. Рыбинска;
  4. МОУ СОШ №1 с углубленным изучением английского языка  г. Рыбинска;
  5. Управление образования г. Углича;
  6. ММЦ г. Углича;
  7. МОУ СОШ № 8 г. Углича;
  8. СОШ №3 г. Углича;
  9. Отрадновская СОШ  Угличского МР;
  10. Управление образования г.Тутаева;
  11. ИОЦ г. Тутаева; 
  12. СОШ №4 г. Тутаева;
  13. СОШ №7 им. Ф.Ф.Ушакова г. Тутаева.
  14. СОШ № 6 г. Рыбинск
  15. МОУ ДОД ЦДЮТЭ г. Рыбинск
  16. Управление образованием Ярославского муниципального района
  17. МУ ПАЦ администрации ЯМР (в качестве методической службы)
  18. МОУ СШ п. Ярославка ЯМР
  19. МОУ Кузнечихинская СОШ ЯМР
  20. Левобережная СШ г. Тутаева (вместо СОШ №5)
  21. МУ ДО "Центр дополнительного образования "Созвездие"

КОНТАКТЫ руководителей  и консультантов Проекта

Мероприятия

  1. Серия семинаров научного руководителя Проекта для В.В. Юдина для участников проекта, в том числе:

    • 3.04.2014 г. - для участников Тутаевского МР (обучающего типа);
    • 10.04.2014 г. - для участников Угличского  МР (мотивирующего типа);
    • 11.04.2014 г - для участников г. Рыбинска (проектного типа);
    • Подробнее

  2. Запускающие совещания в Тутаевском,  Угличском МР и г. Рыбинске 14.03.2014.
    Подробнее
  3. Установочные семинары в Тутаевском,  Угличском МР и г. Рыбинске 3.04 по 11.04 2014 г.
    Подробнее

Отчеты о работе

Фотографии с мероприятий

Материалы (Этап № 1)

  1. Материалы по описанию опыта реализации СОПП отдельного участника и ОУ в целом (июнь 2014 г.).
  2. Рекомендации по реализации ПП субъектно-ориентированного типа (в течение 2014 г.).
  3. Руководство по проектированию образовательной среды, отвечающей требованиям ФГОС (июнь 2014 г.).
  4. Отчетные материалы 1 этапа (декабрь 2014 г.).