Апробация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения (начальная школа) и материалов, обеспечивающих нормативное и инструментальное сопровождение их введения в Ярославской области

В соответствии с Договором между Российской академией образования и Институтом развития образования от 30 сентября 2008 года № 18 по организации и проведению апробации федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (начальная школа) и материалов, обеспечивающих нормативное и инструментальное сопровождение их введения, в октябре - ноябре 2008 года в Ярославской области была проведена работа по их оценке и проверке возможности использования в образовательной деятельности.

Организация апробации материалов ФГОС второго поколения (начальное образование) проводилась в соответствии с региональной программой апробации по четырем направлениям:

Для организации работ на базе Государственного образовательного учреждения Ярославской области «Институт развития образования» был создан региональный Центр апробации федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (начальная школа).

Разработана организационная структура центра, определены его функции и кадровый состав.

Центром разработана программа апробации и пакет организационно-методических материалов. Программа апробации материалов ФГОС второго поколения включала 3 этапа:

Подготовительный: отбор апробационных площадок, обучение руководителей и педагогических работников; создание системы сопровождения экспертов.

Основной: апробация материалов разработчиков ФГОС второго поколения; организационно-методическое и информационное сопровождение апробации; менеджмент качества процесса апробации.

Заключительный: сбор, анализ документов; выводы по экспертизе материалов; создание рекомендаций по доработке и совершенствованию материалов стандартов, оформление отчета по проекту.

Апробация материалов стандартов второго поколения проводилась на апробационных площадках трех уровней: региональном, муниципальном и институтоциональном.

Для подготовки педагогических работников к проведению апробации были организованы обучающие семинары и курсы повышения квалификации, которые, с одной стороны, были направлены на принятие педагогической общественностью идей, заложенных в стандартах второго поколения, а с другой, – на формирование готовности педагогов к работе в новых условиях на основе понимания новой миссии образования. Проведены совещания-семинары «Особенности организации апробации ФГОС в начальной школе»; разработан и реализуется модуль в курсах повышения квалификации учителей начальных классов «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения»; проведены КПК «Особенности организации учебно-воспитательного процесса при переходе на государственный стандарт общего образования второго поколения». Специалистами Центра организованы консультации по вопросам апробации.

В ходе проведенных мероприятий решались следующие задачи:

  • выявление возможностей внедрения в практику материалов ФГОС второго поколения;
  • оценка эффективности разработанных материалов ФГОС второго поколения как механизмов функционирования образовательных стандартов;
  • разработка рекомендаций по доработке и совершенствованию материалов ФГОС;
  • изменение позиции администраторов, руководителей, педагогов на позицию эксперта.

Для информационной поддержки создана страничка по апробации стандартов на сайте Института.

В результате апробации была получена и зафиксирована информация по всем разделам проекта, эксперты оценили предложенные материалы, выявили недостатки и несоответствия, сделали следующие замечания:

  • В требованиях к структуре основной образовательной программы

    • Не соответствует название документа (Базисный учебный план) содержанию (Базисный образовательный план)
    • Не проработаны ограничения в содержания и организации внеучебной деятельности
    • Не нашла отражения идея непрерывности образования в виде преемственности между дошкольным и начальным образованием

  • В требованиях к условиям реализации основной образовательной программы

    • Не проработан минимально-необходимый набор учебного оборудования
    • Не разработаны новые требования к работе учителя начальных классов в связи с увеличением объема деятельности
    • Не предусмотрено введение в штатное расписание общеобразовательных учреждений должности (психолог, логопед, специалист по обслуживанию ТСО, медицинский работник) или увеличить их количество
    • Не созданы система мониторинга качества питания учащихся с учетом возраста и нагрузки
    • Не предусмотрена индивидуализация нагрузки ребенка у учетом его физических возможностей

  • В требованиях к планируемым результатам освоения основной образовательной программы

    • Не созданы скрининговые диагностические программы с использованием технических средств для обработки и анализа информации

В системе оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы

  • Не отработана система оценки достижений планируемых результатов по русскому языку: не приведены в соответствие программные и контролирующие документы
  • Не включены в диагностические материалы следующие компоненты – модели ответов, критерии оценки заданий с развернутым ответом, определение уровня сложности заданий и др.

В процессе апробации были сформулированы существенные замечания, касающихся как самого апробационного материала, так и процедуры реализации стандарта. Замечания и выводы представлены в аналитических справках и рекомендациях по совершенствованию стандартов:

  1. рекомендации по корректировке примерной основной образовательной программы начального общего образования на основе итогов апробации;
  2. рекомендации по корректировке Базисного учебного плана начального общего образования на основе итогов апробации;
  3. рекомендации по совершенствованию Требований к условиям и ресурсному обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования;
  4. рекомендации по совершенствованию системы гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования;
  5. рекомендации по совершенствованию процедуры оценки выполнения Требований стандарта к ресурсному обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования;
  6. рекомендации по корректировке проектов примерных учебных программ для ступени начального общего образования;
  7. рекомендации по совершенствованию планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования по отдельным учебным предметам начального общего образования;
  8. рекомендации по корректировке системы заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий (начальное общее образование), а так же аналитические материалы: «Результаты апробации инструментария и заданий для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования».

Широкое привлечение к обсуждению стандартов нового поколения показало, что педагогическая общественность (как педагоги, так и руководители разных уровней) приняли основные идеи стандартов второго поколения, дали позитивную оценку возможности их внедрения в практику. Вместе с тем стала очевидной и необходимость подготовки педагогических и руководящих кадров для полноценного и качественного введения новых стандартов.

Перспективы развития данного проекта определяются последовательными шагами по введению в регионе ФГОС второго поколения:

  • Переход от апробации к внедрению ФГОС второго поколения в широкую практику начального образования во всех общеобразовательных учреждениях Ярославской области
  • Создание условий для проведения апробации ФГОС второго поколения в основной школе
  • Обеспечение условий для реализации преемственности между начальным и основным образованием на основе ФГОС второго поколения

С целью практического использования и применения полученных результатов Центром разрабатывается Программа введения ФГОС второго поколения в Ярославской области. Основная задача Программы – сопровождение перехода общеобразовательных учреждений области на стандарт второго поколения через создание ряда условий:

  • информационных – ознакомление педагогической общественности с основными тенденциями развития современного образования, ключевыми задачами и новыми результатами образования;
  • научно-методических – обеспечение подготовки педагогических работников к реализации ФГОС второго поколения через освоение идеологии нового стандарта, структуры и содержания основных документов, новой системы требований к оценке итогов образовательной деятельности учащихся, принятие современных педагогических стратегий обучения детей;
  • организационных – создание на муниципальном уровне проблемных групп по сопровождению введения ФГОС второго поколения и ресурсных центров на базе школ – участников апробации.

В результате реализации проекта создаы условия для проведения апробации стандартов второго поколения в основной школе: создана организационная структура, обеспечено научно-методическое сопровождение и получен ценный опыт проведения апробации.