Вопрос-ответ
Раздел: Сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения в Ярославской области
На вопросы педагогических работников школ Ярославской области отвечает начальник отдела развития общего и дополнительного образования Департамента образования Ярославской области
Алевтина Валентиновна Репина
1. Как скоординировать работу группы продленного дня и внеурочную деятельность? |
Занятия по внеурочной деятельности могут проводиться по субботам (один вариант), либо в течение недели по отдельному расписанию. В должностную инструкцию руководителя группы продлённого может быть включено сопровождение детей на занятия. Расписание работы группы продлённого дня составляется отдельно с учётом перерывов для занятий по внеурочке. |
2. Внеурочная деятельность должна проводиться в строго определённое время (например, с 13.00 до 15.00) или нет? |
Внеурочная деятельность проводится по утверждённому руководителем учреждения расписанию занятий. Время определяет учреждение по согласованию с родителями, так как детей в первом классе родители встречают и провожают. |
3. Обязательно ли посещение ребёнком всех 10 часов внеурочной деятельности? И возможно ли, что он вообще не будет участвовать в ней по семейным обстоятельствам? |
Если ребёнок посещает занятия в специализированных учреждениях дополнительного образования детей (музыкальная школа, спортивная школа), то по данным направлениям он может не посещать внеурочные занятия в школе. Составляется индивидуальный маршрут ребёнка с учётом посещения других учреждений и учётом всех направлений, определённых во внеурочной деятельности. В соответствии с требованиями ФГОС родители должны быть ознакомлены с результатами, которые должны быть достигнуты при выходе ребёнка из начальной школы. Данные результаты возможно получить только через организацию урочной и внеурочной деятельности. Отказ может быть по состоянию здоровья ребёнка (например: высокие нагрузки, особый режим питания и др.). Отказ оформляется письменно и мотивируется. |
4. Можно ли привлекать специалистов учреждений дополнительного образования к организации внеурочной деятельности учащихся, и на каких условиях? |
Специалистов дополнительного образования не только можно, но и необходимо привлекать для организации внеурочной деятельности на договорной основе, либо на условиях совмещения. Оплату производит школа. |
5. Все ли 5 направлений внеурочной деятельности должны быть представлены в учебном плане, или достаточно выбрать 1 – 2, но в большем количестве часов? |
Все направления внеурочной деятельности должны быть представлены в основой образовательной программе учреждения. Учреждение создаёт условия для развития ребёнка, выбор за участниками образовательного процесса. |
6. Можно ли традиционные школьные мероприятия объединять в программы и предлагать их (засчитывать учащимся) в качестве программ внеурочной деятельности? |
Традиционные школьные мероприятия относятся к системе воспитательной работы учреждения. Они могут быть, а могут и не быть. Занятия в рамках внеурочной деятельности стоят в расписании учреждения и проведение их для педагогов обязательно. Занятия предполагают не массовый характер, а при организации, разработке учитывают индивидуальные особенности детей, организуются с использованием новых технологий (проектная деятельность, исследовательская и др.). |
7. Как решить проблему занятости для всех обучающихся во второй половине дня? (Школьных ресурсов не хватает). |
На договорной основе с учреждениями дополнительного образования детей либо за счёт своих ставок, либо за счёт ставок учреждений дополнительного образования. Возможно привлечение специалистов молодёжных и детских общественных организаций |
8. Будет ли дополнительное финансирование внеурочной деятельности? |
Финансирование 10 часов внеурочной деятельности определено в нормативе на одного обучающегося. Расчёт норматива производился с учётом 10 часов. |
9. Программа «Здоровье» предполагает мониторинг физического развития. Медицинских работников в штате нет. Кто это будет делать? |
Смотря, что подразумевается под мониторингом физического развития? Если это соответствие роста и веса возрасту, то эти данные у педиатров (если отсутствуют медицинские работники в школе), группу здоровья определяю также педиатры. Если это выполнение норм на уроках физической культуры, то учителя физической культуры. Должен существовать дневник здоровья обучающегося, куда заносятся сводные данные, но с согласия родителей. Проект разрабатывается. В ведение Паспорт здоровья обучающегося в настоящее время проблематично, так как не решены вопросы со штатными единицами, проблемы межведомственного взаимодействия, защиты персональных данных. |
10. Будет ли финансироваться ОУ для организации внеурочной деятельности, если в классе 4 обучающихся? |
Будет. Это определено в нормативе. |
11. Планируется ли дополнительное выделение средств специально для оснащения кабинетов начальных классов в соответствии с требованиями (для учебных занятий и организации внеурочной деятельности)? |
В нормативе на ученика предусмотрены средства на материально – техническое оснащение учебного процесса. Учреждение определяет приоритеты в финансировании. |
12. Детализация внеурочной деятельности: 10 часов добровольно или обязательно для каждого ученика; 10 часов обязательно на каждого ученика или для класса в целом; оплата этих часов будет проводиться по новым документам или как оплата за часы ДО? |
Финансирование осуществляется класса – комплекта. Оплата часа производится исходя из стоимости часа кружковой работы в учреждении. |
13. Обязан ли классный руководитель вести какие-либо кружки? |
Не обязан. У него другие обязанности |
14. Чем будет заниматься классный руководитель после учебных занятий? |
В должностной инструкции возможно прописать сопровождение обучающихся на занятия. |
15. Как можно фиксировать 10 часов внеурочных занятий? Кто этим будет заниматься? |
Фиксируют в специальных журналах каждый преподаватель. Контроль может осуществлять директор, зам. директора по воспитательной работе, по учебной работе. |
16. Как планировать и организовывать внеурочную деятельность в сельской школе при условии отсутствия специалистов? |
Силами педагогов, библиотечных работников, приезжающих специалистов культуры, учреждений дополнительного образования. Создание разновозрастных групп. |
17. Как решать проблемы внеурочной деятельности с детьми, которые приезжают и уезжают на школьных автобусах (т.е. живут достаточно далеко от школы)? |
В первую очередь решить вопрос с питанием детей совместно с родителями и изменить расписание школьного автобуса. |