Вопрос-ответ

Раздел: Сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения в Ярославской области

На вопросы педагогических работников школ Ярославской области отвечает начальник отдела развития общего и дополнительного образования Департамента образования Ярославской области
Алевтина Валентиновна Репина

1. Как скоординировать работу группы продленного дня и внеурочную деятельность?

Занятия по внеурочной деятельности могут проводиться по субботам (один вариант), либо в течение недели по отдельному расписанию. В должностную инструкцию руководителя группы продлённого может быть включено сопровождение детей на занятия. Расписание работы группы продлённого дня составляется отдельно с учётом перерывов для занятий по внеурочке.

2. Внеурочная деятельность должна проводиться в строго определённое время (например, с 13.00 до 15.00) или нет?

Внеурочная деятельность проводится по утверждённому руководителем учреждения расписанию занятий. Время определяет учреждение по согласованию с родителями, так как детей в первом классе родители встречают и провожают.

3. Обязательно ли посещение ребёнком всех 10 часов внеурочной деятельности? И возможно ли, что он вообще не будет участвовать в ней по семейным обстоятельствам?

Если ребёнок посещает занятия в специализированных учреждениях дополнительного образования детей (музыкальная школа, спортивная школа), то по данным направлениям он может не посещать внеурочные занятия в школе. Составляется индивидуальный маршрут ребёнка с учётом посещения других учреждений и учётом всех направлений, определённых во внеурочной деятельности. В соответствии с требованиями ФГОС родители должны быть ознакомлены с результатами, которые должны быть достигнуты при выходе ребёнка из начальной школы. Данные результаты возможно получить только через организацию урочной и внеурочной деятельности. Отказ может быть по состоянию здоровья ребёнка (например: высокие нагрузки, особый режим питания и др.). Отказ оформляется письменно и мотивируется.

4. Можно ли привлекать специалистов учреждений дополнительного образования к организации внеурочной деятельности учащихся, и на каких условиях?

Специалистов дополнительного образования не только можно, но и необходимо привлекать для организации внеурочной деятельности на договорной основе, либо на условиях совмещения. Оплату производит школа.

5. Все ли 5 направлений внеурочной деятельности должны быть представлены в учебном плане, или достаточно выбрать 1 – 2, но в большем количестве часов?

Все направления внеурочной деятельности должны быть представлены в основой образовательной программе учреждения. Учреждение создаёт условия для развития ребёнка, выбор за участниками образовательного процесса.

6. Можно ли традиционные школьные мероприятия объединять в программы и предлагать их (засчитывать учащимся) в качестве программ внеурочной деятельности?

Традиционные школьные мероприятия относятся к системе воспитательной работы учреждения. Они могут быть, а могут и не быть. Занятия в рамках внеурочной деятельности стоят в расписании учреждения и проведение их для педагогов обязательно. Занятия предполагают не массовый характер, а при организации, разработке учитывают индивидуальные особенности детей, организуются с использованием новых технологий (проектная деятельность, исследовательская и др.).

7. Как решить проблему занятости для всех обучающихся во второй половине дня? (Школьных ресурсов не хватает).

  На договорной основе с учреждениями дополнительного образования детей либо за счёт своих ставок, либо за счёт ставок учреждений дополнительного образования. Возможно привлечение специалистов молодёжных и детских общественных организаций

8. Будет ли дополнительное финансирование внеурочной деятельности?

Финансирование 10 часов внеурочной деятельности определено в нормативе на одного обучающегося. Расчёт норматива производился с учётом 10 часов.

9. Программа «Здоровье» предполагает мониторинг физического развития. Медицинских работников в штате нет. Кто это будет делать?
Смотря, что подразумевается под мониторингом физического развития? Если это соответствие роста и веса возрасту, то эти данные у педиатров (если отсутствуют медицинские работники в школе), группу здоровья определяю также педиатры. Если это выполнение норм на уроках физической культуры, то учителя физической культуры. Должен существовать дневник здоровья обучающегося, куда заносятся сводные данные, но с согласия родителей. Проект разрабатывается. В ведение Паспорт здоровья обучающегося в настоящее время проблематично, так как не решены вопросы со штатными единицами, проблемы межведомственного взаимодействия, защиты персональных данных.
10. Будет ли финансироваться ОУ для организации внеурочной деятельности, если в классе 4 обучающихся?

Будет. Это определено в нормативе.

11. Планируется ли дополнительное выделение средств специально для оснащения кабинетов начальных классов в соответствии с требованиями (для учебных занятий и организации внеурочной деятельности)?

В нормативе на ученика предусмотрены средства на материально – техническое оснащение учебного процесса. Учреждение определяет приоритеты в финансировании.
12. Детализация внеурочной деятельности: 10 часов добровольно или обязательно для каждого ученика; 10 часов обязательно на каждого ученика или для класса в целом; оплата этих часов будет проводиться по новым документам или как оплата за часы ДО?
Финансирование осуществляется класса – комплекта. Оплата часа производится исходя из стоимости часа кружковой работы в учреждении.

13. Обязан ли классный руководитель вести какие-либо кружки?

Не обязан. У него другие обязанности

14. Чем будет заниматься классный руководитель после учебных занятий?

 В должностной инструкции возможно прописать сопровождение обучающихся на занятия.

15. Как можно фиксировать 10 часов внеурочных занятий? Кто этим будет заниматься?
Фиксируют в специальных журналах каждый преподаватель. Контроль может осуществлять директор, зам. директора по воспитательной работе, по учебной работе.

 16. Как планировать и организовывать внеурочную деятельность в сельской школе при условии отсутствия специалистов?
Силами педагогов, библиотечных работников, приезжающих специалистов культуры, учреждений дополнительного образования. Создание разновозрастных групп.
17. Как решать проблемы внеурочной деятельности с детьми, которые приезжают и уезжают на школьных автобусах (т.е. живут достаточно далеко от школы)?

  В первую очередь решить вопрос с питанием детей совместно с родителями и изменить расписание школьного автобуса.