Кафедра дошкольного образования

21 ноября 2023 года кафедра дошкольного образования ГАУ ДПО ЯО ИРО организовала и провела  Дискуссионную площадку «Педсовет.76» по теме «Педагог цифровой трансформации: создание среды в детском саду для поддержки детского технического творчества и формирования основ инженерного мышления».

Модераторы:

Смирнова Алевтина Николаевна, проректор ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования», г. Ярославль, канд.пед.наук;

Захарова Татьяна Николаевна, заведующий кафедрой дошкольного образования  ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования», г. Ярославль, канд.пед.наук, доцент;

Штогрина Елена Павловна, доцент кафедры кафедрой дошкольного образования  ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования», г. Ярославль, канд.биол.наук.

Михалёва - Устинская Валерия Александровна, Президент МАПДО СОЮЗ «Дошкольники России», эксперт Национального методического совета по техническому образованию, координатор образовательных проектов РАМС, г. Москва.

В рамках дискуссионной площадки обсуждались следующие проблемные вопросы:

  • Приоритеты системы дошкольного образования – развитие интересов детей, любознательности и воображения, поддержка познавательной и творческой активности дошкольников (Ребенок – исследователь и творец).
  •  Практика совершенствования развивающей предметно-пространственной среды по развитию технического творчества детей дошкольного возраста и формированию основ инженерного мышления. Игровые пособия и оборудование.
  •  Взаимодействие педагога с дошкольниками в условиях ДОО: формирование детского интереса к техническому творчеству (технологии, педагогические методы, приемы).
  •  Образовательный потенциал социального окружения в развитии технического творчества детей дошкольного возраста.

Программа

В Дискуссионной площадке  приняли участие 127 педагогов из г. Ярославля, Рыбинска, муниципальных районов Ярославской области, Москвы, Костромы, Красноярска, Калининграда, Орска, Красноармейска (Московская область), Екатеринбурга.

В фокусе внимания участников были темы, связанные с использованием игрового цифрового оборудования в дошкольных образовательных организациях, в том числе, и в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Большой интерес вызвали материалы выступающих, связанные с представлением деятельности  детских Академий изобретательства в ДОО; с описанием работы по применению ассоциативных-синектических технологий в работе с дошкольниками и младшими школьниками (авт. С.А. Новоселов); рассматривались варианты  реализации  комплексного подхода в организации мероприятий, ориентированных на развитие  технического творчества детей; приводились примеры применения  идеи интеграции разных видов детской деятельности в условиях индивидуальной и командной работы в проектах.

   Важным дискурсом была выделена тема  поддержки детской инициативы, идей и предложений. Выступающие отмечали  изменения педагогической практики – актуальность роли педагога-исследователя, ориентированного на  совместное с ребёнком фиксирование детских  целей, действий и результатов в условиях поисковых практик и другое.

Главное, что отмечали участники: цифровое оборудование не самоцель, а средство для развития ребенка, формирования у него основ технического творчества; инициирования его любознательности, познавательной активности; развития мышления; знакомства детей с основами алгоритмики, робототехники, инженерии.

Материалы выступлений

1. Заставка Площадки   

2.  Михалёва-Устинская Валерия Александровна (Президент МАПДО СОЮЗ «Дошкольники России», эксперт Национального методического совета по техническому образованию, координатор образовательных проектов РАМС, г. Москва)

Тема: «Раннее инженерное и раннее технологическое образование детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках Национального проекта ТЕХНОПАРК «ОРБИТАЛЬ»  https://disk.yandex.ru/i/O0-v6qd9zkbkOQ

3. Филипенко Галина Петровна, учитель-логопед,  МДОАУ «Детский сад № 38 «Солнышко»            г. Орск Оренбургской области      

Тема: «STEM набор «Робо-мышь» как средство развития речевой и познавательной активности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

4. Бреусова Ольга Ивановна, Манукян Наталья Николаевна        воспитатели,

Филиал МБДОУ-детского сада комбинированного вида «Надежда» детский сад № 140 г. Екатеринбург           

Тема: «Реализация проекта «Детская академия изобретательства» как условие развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

5. Вечернина Ольга Михайловна, старший методист; Корнилова Светлана Александровна, воспитатель  МБОУ «Центр образования 2» ДО «Малыш»,     г. Красноармейск, Московская область.

Тема: «Модернизация образовательной среды ДОУ для развития технического творчества дошкольников»

6. Воробьева Елена Михайловна       воспитатель,  МДОУ «Детский сад «Рябинка», г. Переславль-Залесский, Ярославская область   

Тема: «Удивительный микромир с «БОБРОВОЙ ЛАБОРАТОРИЕЙ» - как инструмент познавательного развития детей дошкольного возраста» https://disk.yandex.ru/d/3gqtJTW9h61hqg

7. Сахарова Татьяна Николаевна, заведующий; Бредихина Любовь Анатольевнвна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад №23 с. Шурскол»,    Ростовский муниципальный район Ярославская область           

Тема: «Из опыта работы проектно-методической площадки «ТЕХНОПАРК ОРБИТАЛЬ»

8. Конобеева Юлия Игоревна, воспитатель МАДОУ д/с 55, г. Калининград

Тема: «Дошкольник - осознанный участник процесса инженерного проектирования»

9. Волошин Виктор Петрович, педагог-эксперт по техническим дисциплинам, Сеть Образовательных Учреждений «Академия Детства», г. Красноярск

Тема: «Интеграция робототехники и конструирования в образовательную программу через STEAM проекты»

Видеоматериалы Дискуссионной площадки: https://iro.vr.mirapolis.ru/mira/s/dO130k