21 ноября 2023 года кафедра дошкольного образования ГАУ ДПО ЯО ИРО организовала и провела Дискуссионную площадку «Педсовет.76» по теме «Педагог цифровой трансформации: создание среды в детском саду для поддержки детского технического творчества и формирования основ инженерного мышления».
Модераторы:
Смирнова Алевтина Николаевна, проректор ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования», г. Ярославль, канд.пед.наук;
Захарова Татьяна Николаевна, заведующий кафедрой дошкольного образования ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования», г. Ярославль, канд.пед.наук, доцент;
Штогрина Елена Павловна, доцент кафедры кафедрой дошкольного образования ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования», г. Ярославль, канд.биол.наук.
Михалёва - Устинская Валерия Александровна, Президент МАПДО СОЮЗ «Дошкольники России», эксперт Национального методического совета по техническому образованию, координатор образовательных проектов РАМС, г. Москва.
В рамках дискуссионной площадки обсуждались следующие проблемные вопросы:
- Приоритеты системы дошкольного образования – развитие интересов детей, любознательности и воображения, поддержка познавательной и творческой активности дошкольников (Ребенок – исследователь и творец).
- Практика совершенствования развивающей предметно-пространственной среды по развитию технического творчества детей дошкольного возраста и формированию основ инженерного мышления. Игровые пособия и оборудование.
- Взаимодействие педагога с дошкольниками в условиях ДОО: формирование детского интереса к техническому творчеству (технологии, педагогические методы, приемы).
- Образовательный потенциал социального окружения в развитии технического творчества детей дошкольного возраста.
В Дискуссионной площадке приняли участие 127 педагогов из г. Ярославля, Рыбинска, муниципальных районов Ярославской области, Москвы, Костромы, Красноярска, Калининграда, Орска, Красноармейска (Московская область), Екатеринбурга.
В фокусе внимания участников были темы, связанные с использованием игрового цифрового оборудования в дошкольных образовательных организациях, в том числе, и в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Большой интерес вызвали материалы выступающих, связанные с представлением деятельности детских Академий изобретательства в ДОО; с описанием работы по применению ассоциативных-синектических технологий в работе с дошкольниками и младшими школьниками (авт. С.А. Новоселов); рассматривались варианты реализации комплексного подхода в организации мероприятий, ориентированных на развитие технического творчества детей; приводились примеры применения идеи интеграции разных видов детской деятельности в условиях индивидуальной и командной работы в проектах.
Важным дискурсом была выделена тема поддержки детской инициативы, идей и предложений. Выступающие отмечали изменения педагогической практики – актуальность роли педагога-исследователя, ориентированного на совместное с ребёнком фиксирование детских целей, действий и результатов в условиях поисковых практик и другое.
Главное, что отмечали участники: цифровое оборудование не самоцель, а средство для развития ребенка, формирования у него основ технического творчества; инициирования его любознательности, познавательной активности; развития мышления; знакомства детей с основами алгоритмики, робототехники, инженерии.
Материалы выступлений
2. Михалёва-Устинская Валерия Александровна (Президент МАПДО СОЮЗ «Дошкольники России», эксперт Национального методического совета по техническому образованию, координатор образовательных проектов РАМС, г. Москва)
Тема: «Раннее инженерное и раннее технологическое образование детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках Национального проекта ТЕХНОПАРК «ОРБИТАЛЬ» https://disk.yandex.ru/i/O0-v6qd9zkbkOQ
3. Филипенко Галина Петровна, учитель-логопед, МДОАУ «Детский сад № 38 «Солнышко» г. Орск Оренбургской области
4. Бреусова Ольга Ивановна, Манукян Наталья Николаевна воспитатели,
Филиал МБДОУ-детского сада комбинированного вида «Надежда» детский сад № 140 г. Екатеринбург
5. Вечернина Ольга Михайловна, старший методист; Корнилова Светлана Александровна, воспитатель МБОУ «Центр образования 2» ДО «Малыш», г. Красноармейск, Московская область.
Тема: «Модернизация образовательной среды ДОУ для развития технического творчества дошкольников»
6. Воробьева Елена Михайловна воспитатель, МДОУ «Детский сад «Рябинка», г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Тема: «Удивительный микромир с «БОБРОВОЙ ЛАБОРАТОРИЕЙ» - как инструмент познавательного развития детей дошкольного возраста» https://disk.yandex.ru/d/3gqtJTW9h61hqg
7. Сахарова Татьяна Николаевна, заведующий; Бредихина Любовь Анатольевнвна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад №23 с. Шурскол», Ростовский муниципальный район Ярославская область
Тема: «Из опыта работы проектно-методической площадки «ТЕХНОПАРК ОРБИТАЛЬ»
8. Конобеева Юлия Игоревна, воспитатель МАДОУ д/с 55, г. Калининград
Тема: «Дошкольник - осознанный участник процесса инженерного проектирования»
9. Волошин Виктор Петрович, педагог-эксперт по техническим дисциплинам, Сеть Образовательных Учреждений «Академия Детства», г. Красноярск
Тема: «Интеграция робототехники и конструирования в образовательную программу через STEAM проекты»
Видеоматериалы Дискуссионной площадки: https://iro.vr.mirapolis.ru/mira/s/dO130k