Адресная поддержка школ с низкими результатами обучения

 

С 20 сентября по 26 ноября на базе ГАУ ДПО ЯО ИРО состоялись курсы повышения квалификации «Стратегии школьных улучшений», модуль «Школьная модель профилактики и коррекции трудностей в обучении у обучающихся с рисками школьной неуспешности». Обучение прошли 49 представителей управленческих команд школ, показывающих низкие образовательные результаты и работающих в неблагоприятных социальных условиях. Преподаватели – сотрудники ЦРКП Полищук С.М., Алферова А.Б., Никитина Ю.С., Наумова О.Н.

В рамках КПК «Стратегии школьных улучшений» прошла стажировка на базе МОУ «Лучинская средняя школа» Ярославского МР по теме «Организация методической работы в школе на основе деятельности команд обучающихся учителей».

Продуктом курсов стали проекты школьных программ профилактики и коррекции учебной неуспешности. Цель реализации программ – снизить долю обучающихся с проявлениями учебной неуспешности в выделенных классах / в школе в течение одного года через внедрение средств профилактики и коррекции неуспешности, индивидуальных для каждой школы. Среди средств, выбранных слушателями, можно выделить:

  • Смысловое чтение / формирование читательской грамотности,
  • Формирующее оценивание,
  • Уровневая дифференциация образовательного процесса,
  • Психолого-педагогическое сопровождение учащихся группы риска,
  • Наставничество «учитель-ученик», «учитель-учитель», «ученик-ученик»,
  • Разработка и реализация ИОМ для учащихся группы риска и другое.

Заметим, что логика работы над проектом программы профилактики / коррекции учебной неуспешности следует рекомендациям ФИОКО по разработке антирисковых программ по направлению «Высокая доля обучающихся с рисками школьной неуспешности» в рамках федерального проекта адресной поддержки ШНОР 500+. Четыре очных занятия помогли слушателям:

  1. Идентифицировать обучающихся с проявлениями учебной неуспешности
  2. Проанализировать причины учебной неуспешности у этих детей
  3. Выбрать наиболее эффективное средство профилактики/коррекции учебной неуспешности исходя из проведенного анализа
  4. Оформить результаты работы в аналитическую справку
  5. Поставить цель и задачи реализации программы профилактики / коррекции учебной неуспешности
  6. Сформулировать ожидаемые результаты реализации программы
  7. Запланировать мероприятия по достижению цели и задач, продумать показатели реализации каждого мероприятия
  8. Поставить сроки и определить ответственных за реализацию каждого мероприятия и подготовку подтверждающих документов
  9. Оформить результаты работы в проект программы профилактики / коррекции учебной неуспешности, включая дорожную карту реализации программы сроком на один учебный год

Очный формат курсов позволил их провести в активном формате: слушатели решали кейсы, разработанные на основе антирисковых программ школ проекта 500+, строили «дерево целей», обменивались опытом работы с детьми группы риска, проводили взаимоэкспертизу проектов программ профилактики / коррекции учебной неуспешности. Каждый слушатель получил экспертную оценку и рекомендации по доработке программы от преподавателей курса.

25 ноября был организован круглый стол «Я-действие для кардинального изменения», где были подведены итоги курсов повышения квалификации. В формате фокус-группы слушателям предлагалось ответить на вопросы:

  • Можно ли разработанный документ считать программой?
  • Должна ли программа быть «живой»? (да или нет внесению изменений)
  • Можно ли алгоритм наработки программы считать универсальным и переносимым? (ваше мнение о курсах)
  • Каким способом я буду решать поставленные задачи как управленец и учитель?

Ответы на эти вопросы позволили нам оценить эффективность проведенных курсов как значимого события в рамках реализации трека «Профилактика учебной неуспешности в ОО региона».