Функциональная грамотность педагога-библиотекаря
Автоматизация библиотечной и библиографической деятельности. Сборник учебно-методических, дидактических, справочных и учебно-наглядных материалов. – М.: АНО «ГИЦ», 2004. – 252 с. – ISBN 5-901628-22-5. – Текст : непосредственный.
Сборник является комплексным учебно-методическим пособием для организации и проведения курсов повышения квалификации информационно-библиотечных специалистов образовательных учреждений. В содержание сборника входят образовательная программа и учебные модули по основным направлениям автоматизации и систематизации библиотечно-библиографической деятельности. Учебные модули максимально ориентированы на профессиональные потребности информационно-библиотечных специалистов и прошли апробацию в ходе реализации образовательных программ повышения квалификации библиотечных специалистов ОУ в Свердловской и Пермской областях.
Библиография (Научный журнал по библиографоведению и книговедению) № 3(392). – М.: БУК ЧЕМБЭР Интернэшнл, 2014. – 160 с. – Текст : непосредственный.
В журнале представлены статьи, связанные с историей, проблемами, планами и их осуществлением в российской библиографии.
Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам : Материалы в помощь проведению занятий с младшими школьниками, Вып. 1 / Сост. Г.В. Чулкина; гл.ред. Б.Н. Сизов. – М.: Российская Академия образования; ГНПБ им. К.Д. Ушинского, 2002. – 60 с. – Текст : непосредственный.
В брошюре представлена программа «Библиотечно-библиографические и информационные знания младшим школьникам», в приложениях описаны материалы к проведению занятий и список литературы в помощь библиотекарю.
Бородина В.А. Библиотечное обслуживание : Учебно-методическое пособие. – М.: Либерея, 2004. – 168 с. – (Серия «Библиотекарь и время»). – ISBN 5-85129-179-6. – Текст : непосредственный.
Пособие содержит сведения, относящиеся к главному виду деятельности библиотек – обслуживанию читателей. Включенные материалы отражают авторский подход к комплексированию и интерпретации теоретического и практического знания в области библиотечного обслуживания. Материалы пособия представляют образовательный ресурс для различных представителей библиотечной профессии и могут использоваться в системе непрерывного образования (Базового повышения квалификации) и для самообразования.
Обучение младших школьников смысловому чтению: учебно-методическое пособие / Н. В. Бородкина, Л. Ю. Сысуева. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 100 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-82-2
Данное пособие включает в себя программные, учебные, информационные и методические материалы, предназначенные для обучения педагогов начального образования по программе повышения квалификации «Обучение младших школьников смысловому чтению».
Материалы учебно-методического пособия могут быть полезны учителям, специалистам методических служб, заведующим учебной частью образовательных организаций, студентам учреждений высшего профессионального образования, обучающимся педагогическим специальностям.
Галицких Е.О. Чтение с увлечением : мастерские жизнетворчества. – М.: Библиомир, 2016. – 272 с. – ISBN 978-5-99040-308-6. – Текст : непосредственный.
Книга ставит проблему организации читательской деятельности в современном образовательном пространстве и представляет один из путей её решения. Раскрыты теоретические основы и методические возможности мастерских жизнетворчества как технологии, интегрирующей урочную и внеурочную деятельность. В книгу вошли практические наработки, которые методически выстроены так, чтобы организовать вокруг книги и чтения настоящие библиотечные и образовательные события.
Гендина Н.И. Основы информационной культуры школьника : Учебно-методический комплекс для учащихся 1-2-х классов общеобразовательных учебных организаций / Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова. – М.: РШБА, 2014. – 208 с. : + СD. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Приложение к ж. «Школьная библиотека»: Серия 1 Вып. 5). – ISBN 978-5-91540-120-3. – Текст : непосредственный.
Цель данного пособия – содействовать развитию универсальных учебных действий школьников (умение поиска, анализа, преобразования информационной безопасности личности, развитие критического мышления учащихся). Все материалы комплекса адаптированы к возрастным психофизиологическим особенностям младших школьников
Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях : Учебно-методическое пособие / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова. – 2-е издание, перераб. – М.: Школьная библиотека, 2003. – 296с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Приложение к ж. «Школьная библиотека»: Серия 1 Вып. 1-2). – ISBN 5-85129-184-2. – Текст : непосредственный.
В пособии раскрыты факторы становления и развития феномена информационной культуры, изложена концепция формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. Приводится комплекс учебных программ по курсу «Основы информационной культуры», средства диагностики уровня информационной культуры личности. В состав пособия вошли методики подготовки важнейших видов вторичных документов: аннотаций, рефератов, обзоров.
Детская книга : Библиотечные и педагогические практики : материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (Ярославль 16-17 ноября 2020 г.) / отв. ред. и сост. : О.Н. Скибинская, Ю.Б. Туркина. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2021. – 192 с. : ил. – ISBN 978-5-00089-470-5. – Текст: непосредственный.
В сборник включены результаты научных исследований и практической работы представителей вузовской науки, а также сотрудников библиотек. В статьях отражены актуальные библиотечные и педагогические практики, анализ творческих индивидуальностей в отечественной и зарубежной литературе.
Илдаркина Е.В. Мастер-классы для школьных библиотекарей / Е.В. Илдаркина. – М.: Глобус ; Волгоград: Панорама, 2007. – 272 с. – (Школа). – ISBN 978-5-9666-0091-4 (Панорама). – ISBN 978-5-903050-56-7 (Глобус). – Текст : непосредственный.
В пособии собраны разнообразные материалы по инновациям в работе школьной библиотеки, использованию новых жанров библиотечной режиссуры, программно-методическому и учебному обеспечению работы библиотекарей, составлению планов работы, а также сами примерные планы работы школьной библиотеки по разным направлениям.
Ильин М. Черным по белому : рассказы о книгах / М. Ильин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 104 с. – (Кладезь знаний). – ISBN 978-5-00092-437-2. – Текст : непосредственный.
Книга – одно из самых великих изобретений человечества. Её созданию предшествовало немало удивительных открытий.
Каким было первое письмо, как появились буквы и цифры, кто придумал азбуку, из чего раньше делали бумагу и чернила – об этом и много другом расскажет автор юным читателям. Невероятное путешествие во времени поможет им лучше узнать историю, расширить свой кругозор и развить творческое мышление.
Земсков А.И. Электронные библиотеки : Учебник для студентов вузов культуры и искусств и др. высш. уч. заведений / А.И. Земсков, Я.Л. Шрайберг. – М.: Либерея, 2003. – 352 с. – ISBN 5-902300-03-7. – Текст : непосредственный.
Учебник по курсу «Электронные библиотеки» включает в себя учебный план, который рассчитан на два семестра и включает весь спектр учебных форм: от лекций до контрольных, курсовых и дипломных работ.
Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому – книга : Основы информационно-библиографической грамотности : Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 192 с. : ил. – (ФГОС. Внеурочная деятельность). – ISBN 978 –00092-022-0. – Текст: непосредственный.
Учебное пособие знакомит учащихся с историей возникновения и развития книги, рассказывает о появлении письменности и самых известных библиотеках мира. Учебное пособие способствует формированию у учащихся 5-7 классов навыков работы с книгой, пользования библиотекой, поиска и структурирования информации, создания библиографических описаний и отзывов
Кашурникова Т.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Чудо, имя которому – книга» для общеобразовательных организаций. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 88 с. : ил. – (ФГОС. Внеурочная деятельность). – ISBN 978–5-00092-822-6. – Текст : непосредственный.
Методические рекомендации к учебному пособию «Чудо, имя которому – книга. Основы информационно-библиографической грамотности» содержат теоретическое обоснование курса, примерную программу, а также методических комментарий к основным темам курса со списком рекомендуемой литературы по каждой из тем.
Киселева Н. В.
Смысловое чтение. День единого текста: подходы к разработке, организации и проведению : учебно-методическое пособие / Н. В. Киселева. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 65 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-907070-07-3
Учебно-методическое пособие состоит из двух частей. В первой части освещены теоретические вопросы, связанные с формированием читательской грамотности. Рассмотрены основные понятия, описаны уровни читательской грамотности, виды чтения и типы текста, особенности международных исследований читательской грамотности.
Во второй части, практической — дано пошаговое описание подготовки и проведения Дня единого текста.
Учебно-методическое пособие предназначено для учителей-предметников, администрации образовательных организаций разного уровня.
Новое образовательное пространство: выигрывают учащиеся : В помощь педагогу-библиотекарю / Д. Лоэртшер, К. Коклин, С. Цваан, Э. Розенфельд; [ред. В.В. Зверевич; пер. с англ. В.В. Зверевича, Т.О. Зверевич]. – М.: РШБА, 2015. – 304 с. : ил. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Приложение к ж. «Школьная библиотека». Серия 1 вып.6.). – ISBN 978-5-91540-134-0. – Текст : непосредственный.
Книга подготовлена группой известных специалистов в области школьных библиотек из США и Канады. Она отражает тенденции в развитии образовательных пространств нового типа в школах Северной Америки. Авторы рассматривают данные тенденции в свете современных задач школьного образования по формированию нового знания и новых видов грамотности, навыков коллективного творчества, а также существующих технологических возможностей. Даются практические рекомендации школам и школьным библиотечно-информационным специалистам по совершенствованию образовательной среды; приводятся многочисленные примеры. Издание содержит большое количество ссылок на печатные и электронные ресурсы и предполагает коллективную разработку данной тематики в виртуальном пространстве.
Национальная программа поддержки и развития чтения и методические рекомендации по ее реализации: сборник материалов / Сост. Е.И. Кузьмин, А.В. Паршакова. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2009. – 480 с. – ISBN 978-5-94908-878-4. – Текст : непосредственный.
В сборнике представлен текст Национальной программы поддержки и развития чтения, а также методологические и методические материалы, разработанные в помощь инициаторам локальных программ и проектов в сфере поддержки и развития чтения.
Программы повышения квалификации руководителей органов управления образования, образовательных учреждений, профессорско-преподавательского состава, методистов, учителей / Сост. Проф. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/учебник, 2011. – 96 с. – ISBN 978-5-94908-878-4. – Текст : непосредственный.
Настоящее издание включает две программы. Первая программа нацелена на повышение квалификации ППС вузов, учителей начальных классов и воспитателей ДОУ при решении задач обеспечения преемственности предшкольного и начального общего образования в соответствии со стандартами нового поколения. Вторая программа предназначена для повышения квалификации специалистов и руководителей органов управления образования с целью внедрения в практику работы общеобразовательных школ стандартов нового поколения, новых технологий обучения, включая электронные носители информации (УМК «Перспективная начальная школа»).
Простыми словами для сердца и разума. – Ярославль: «Литера» ООО «Гронт», 2018. – 251 с. – Текст : непосредственный.
Книга представляет собой сборник творческих работ школьников – участников литературных объединений «Пегасик» и «Юный журналист» МОБУ СОШ № 2 г. Гаврилов-Яма Ярославской области.
Сетевое взаимодействие участников региональной сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций Ярославской области : методические рекомендации / Кувакина Е. В., Куприянова Г. В., Редченкова Г. Д., Смирнова А. Н. ; под ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 88 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-27-3
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Концепцией региональной сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций Ярославской области. Они содержат описание сущности и основных принципов, целей и задач, основных направлений и форм сетевого взаимодействия участников региональной сети ШИБЦ, а также опыта организации сетевого взаимодействия участников региональной сети ШИБЦ.
Методические рекомендации адресованы руководителям, библиотекарям и педагогам образовательных организаций, специалистам органов управления образования муниципальных районов, методистам муниципальных методических служб и направлены на развитие и повышение эффективности сетевого взаимодействия образовательных организаций-участников региональной сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций Ярославской области.
Создание региональной сети информационно-библиотечных центров общеобразовательных организаций : методические рекомендации / С. В. Карастелина, Н. В. Потехин, А. Н. Смирнова [и др.] ; под общ. ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 85 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты)
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-906776-64-8
В методических рекомендациях рассматриваются вопросы модернизации школьных библиотек Ярославской области, их преобразования в современные информационно-библиотечные центры (ИБЦ) и создания региональной сети школьных ИБЦ, главный принцип деятельности которой — сетевое взаимодей-ствие. Представлен опыт школьных ИБЦ по организации образовательного процесса, реализации сетевых событий. Рассмотрены этапы создания регио-нальной сети школьных ИБЦ, необходимое ресурсное обеспечение: кадровое, научно-методическое, нормативно-правовое, информационное и технико-технологическое. В рекомендациях представлены результаты мониторинга со-стояния школьных библиотек, выявленные дефициты и программа обучения школьных команд.
Методические рекомендации предназначены для специалистов органов образования муниципальных районов, руководителей образовательных организаций, библиотекарей, учителей предметников и методистов муниципальных методических служб.
Справочник библиотекаря / Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2001. – 448 с. – (Серия «Библиотека»). – ISBN 5-93913-021-6. – Текст : непосредственный.
Издание освещает вопросы организации библиотечных фондов и формирования справочно-библиографического аппарата, библиотечно-библиографического обслуживания и профилактики конфликтов, библиотечного маркетинга. Большое внимание уделено библиотечному менеджменту, особенно работе с персоналом и экономике библиотечной деятельности, включая ценообразование на библиотечно-библиографические услуги.
Справочник школьного библиотекаря / авт.- сост. И.Б. Горшкова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 201 с. – ISBN 978-5-7057-3938-7. – Текст : непосредственный.
Пособие предлагает материалы по организации библиотечного дела школы в соответствии с ФГОС, примеры составления отдельных видов проектных документов, планы и анализы работы библиотеки, различные мониторинги, которые при определенной доработке и внесении корректив могут использоваться для создания соответствующих аналогов документации в библиотеках ОУ.
Тихомирова И.И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря : Учебно- методическое пособие для школьных библиотекарей как педагогов / И.И. Тихомирова. – М.: РШБА, 2014. – 464 с. – (Приложение к ж. «Школьная библиотека». Серия «В помощь педагогу-библиотекарю». Вып. 4-6). – Текст : непосредственный.
Учебное пособие раскрывает сущность новой профессии «педагог-библиотекарь», ведет к пониманию ее концептуального наполнения, актуальных задачи функциональных особенностей в практической работе специалистов в области детского чтения в структуре школьного образования. Практико-ориентированный подход делает книгу полезной широким кругам библиотечной общественности и ценной подсказкой родителям по формированию читательской культуры детства.
Тубельская Г.Н. Сто тридцать имен. Библиографический справочник / Г.Н. Тубельская, Ю.Я. Соболевская; под ред. Л.Е. Коршуновой. – М.: РШБА, 2015. – 392 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : Приложение к ж. «Школьная библиотека»: Серия 1 Вып. 5). – 2-е изд. – ISBN 978-591540-127-2. – Текст : непосредственный.
Библиографический справочник о детских писателях России, основным автором которого является Галина Наумовна Тубельская.
Управление библиотекой/медиатекой гимназии : практ. пособие / Под общ. ред. О.Р. Старовойтовой, Т.В. Захарчук ; Фонд поддержки образования (Санкт-Петербург) ; Гимназический союз России. – СПб.: Профессия, 2008. – 288 с. – (Школьная библиотека XXI в.). – ISBN 978-5-93913-174-2. – Текст : непосредственный.
В пособии рассмотрены основные проблемы нормативно-методического обеспечения библиотек/медиатек гимназий, очерчены пути их информатизации, приведены показатели качества деятельности, описаны современные подходы к формированию информационной компетентности учащихся в условиях библиотеки/медиатеки общеобразовательного учреждения.
Шестернева Е.В. Библиографическая запись: упражнения для начинающих : Науч.-метод. практикум / Е.В. Шестернева. – М.: Либерея-Бибинформ, 2013. – 176 с. – ISBN 978-5-8167-0057-3. – Текст : непосредственный.
В практикуме представлено 100 разноплановых упражнений, построенных в соответствии с основополагающими стандартами. Он представляет собой своеобразный задачник, необходимы для подготовки библиографа.
Шрайберг Я.Л. Повышение квалификации библиотечно-информационных работников: современный подход : Учебно-методическое пособие / Я.Л. Шрайберг, А.О. Адамьянц. – М.: Литера, 2011. – 128 с. – ISBN 978-5-91670-047-3. – Текст : непосредственный.
В пособии представлен анализ предоставляемых в России образовательных услуг в области повышения квалификации специалистов библиотечно-информационного профиля, а также уделено значительное внимание ряду важных направлений данной области.
Ястребцева Е.Н. 33 совета по применению в библиотеке Интернета. – М.: Библиомир, 2015. – 224 с. – ISBN 978-5-906638-18-2. – Текст : непосредственный.
В пособии представлены практические рекомендации по многим важным сегодня для библиотек темам, которые показывают формы и приемы работы в Сети, помогут библиотекарями использовать в повседневной деятельности интернет-технологии. Особы акцент сделан на работе школьных библиотек с подростками среднего и старшего школьного возраста.
Ястребцева Е.Н. Медиатека : Как создать в школе медиатеку, - М.: Информатика и образование, 1994. – 48 с. : ил. – ISBN 5-900618-01-3. – Текст : непосредственный.
В брошюре описаны походы по созданию на базе школьной библиотеки качественно нового структурного подразделения – медиатеки. Термин «медиатека» используется, прежде всего, для того, чтобы подчеркнуть новые формы услуг с включением нетрадиционных для библиотеки средств информации, аппаратуры, предоставляемых современной школьной библиотекой. «Медиа» - это не только аппаратные устройства, но и носители информации, которые хранятся и распространяются отдельно от аппаратных устройств, а кроме того, собственно информация.