Центр информационных технологий
Психологическая грамотность педагога-библиотекаря
![](fileadmin/_processed_/9/3/csm_2021-pg-01_d8bd63285e.png)
Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия / Отв. ред. Н.Л. Карпова, редкол. : Н.С. Лейтес, О.Л. Кабачек, И.И. Тихомирова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2014. – 272 с. – ISBN 978-5-91540-111-1. – Текст : непосредственный.
Коллективная монография, посвященная 150-летию основоположника «библиологической психологии» Н.А. Рубаткина, представлены статьи о различных сторонах деятельности самого Н.А. Рубаткина, а также о психологических аспектах творчества А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина (ч.1); раскрывающие основы и принципы библиопедагогической работы с книгой на уроке и в школьной библиотеке, в центре внимания которой находится читатель ученик (ч. 2); статьи по проблемам библиотерапии и материалы из опыта внеклассной работы и логопсихотерапевтических групп с «книгой врачующей» (ч. 3).
![](fileadmin/_processed_/5/1/csm_2021-pg-02_bef02ccdbf.png)
Библиопсихология и библиотерапия / Ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карпова, О.Л. Кабачек. – М.: Школьная библиотека, 2005. – 480 с. – ISBN 5-902300-33-9. – Текст : непосредственный.
В книге объединены работы психологов, педагогов, библиотечных работников и логопсихотерапевтов, работающих с проблемой речевого общения. Книга состоит из трех частей. Первая часть, посвященная психологии читательского восприятия, знакомит с современными работами по библиопсихологии. В приложении к этой части дается статья классика отечественной психологии Б.М. Теплова, где речь идет о психологии восприятия искусства, в том числе и литературных произведений.
Вторая часть посвящена библиотерапевтическому аспекту в работе библиотек. Статьи специалистов по библиотечному делу и детскому чтению позволяют получить конкретные представления о проблемах, связанных с применением на практике положений библиопсихологии.
В третьей части речь идет об одной конкретной сфере применения библиотерапии, а именно – при лечении людей, страдающих нарушениями речевого общения (логоневроз в форме заикания). Данная часть книги знакомит со способами реабилитации их личности и речи.
![](fileadmin/_processed_/7/f/csm_2021-pg-03_5c90f52753.png)
Библиотерапия: задачи, подходы, методики: Сб. статей / сост. О.Л. Кабачек. – М., БМЦ, 2001. – 128 с.: илл. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Приложение к ж. «Школьная библиотека»). – Текст : непосредственный.
Сборник содержит основы теории современной библиотерапии, а также доклады участников Международного семинара по библиотерапии (1999 г.).
![](fileadmin/_processed_/5/a/csm_2021-pg-04_e6e1c48bd4.png)
Езова С.А. Профессиональное общение: новые нюансы и аспекты: научно-практическое пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2012.-96с. – ISBN 978-5-8167-0046-7. – Текст: непосредственный.
Издание посвящено различным аспектам библиотечного общения и профессиональной этики. Оно поможет ликвидировать «болевые точки» в реализации коммуникативной функции библиотек. Включает разделы о теории библиотечного общения, его видах, коммуникативной среде, принципах взаимоотношений библиотекаря и читателя.
![](fileadmin/_processed_/4/c/csm_2021-pg-05_6860a73c91.png)
Иванова Г.А. Тихомирова И.И. Психология чтения школьников / Г.А. Иванова, И.И Тихомирова. – М.: РШБА, 2016. – 328 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Приложение к ж. «Школьная библиотека»: Серия 1 Вып. 4). – ISBN 978-5-91540-135-7. – Текст : непосредственный.
В пособии рассматриваются такие вопросы, как сущность и мотивы чтения, психологические аспекты восприятия школьником художественного и научно-познавательного текста, чтение как творческий процесс, влияние когнитивных технологий на мыслительную деятельность школьника, психологические методы изучения читателя, библиотекарь как психолог чтения.
![](fileadmin/_processed_/a/a/csm_2021-pg-06_41912f4950.png)
Кабачек О.Л. Волшебный мир библиотеки (что ждут от библиотеки дети, и что она может им предложить) / О.Л. Кабачек. – М.: РШБА, 2014. – 200 с. – (Приложение к ж. «Школьная библиотека». Серия «В помощь педагогу-библиотекарю»). – ISBN 978-5-91540-116-6. – Текст : непосредственный.
Автор книги – Оксана Леонидовна Кабачек, кандидат психологических наук, ведущий чтения.
В книге описываются результаты экспериментальных исследований восприятия библиотеки и библиотекаря с детьми двадцать лет назад и в наши дни. По рисункам детей автор книги реконструировал модель детской библиотеки. Описаны размышления библиотекарей и родителей о том, ка же создать ту «волшебную атмосферу», о которой мечтают дети.
Книга содержит словарик библиотечных форм работы с детьми, составленный по материалам библиотечных изданий.
![](fileadmin/_processed_/b/8/csm_2021-pg-07_65bc0e1e37.jpg)
Комисарова Л.Д. Социально-психологические технологии в работе современной публичной библиотеки : Методическое пособие. – М.: Издательство Либерея, 2003. – 150 с. – ISBN 5-85129-162-1. – Текст : непосредственный.
Методическое пособие для публичных (ЦБС), юношеских и детских библиотек. Подробно рассматриваются роль социально-психологических технологий в современном информационно-культурном пространстве библиотеки. Представлен опыт работы конкретной ЦБС. Приложение содержит методические разработки в помощь практикам: сценарии психологических тренингов, тексты рекламных буклетов, материалы для бесед с детьми и родителями
![](fileadmin/_processed_/1/3/csm_2021-pg-08_e1edd0ac3d.png)
Психология общения: Школа академика А.А. Бодалева : Коллективная монография / Ред. Н.Л. Карпова, В.А. Лабунская, Т.И. Пашукова. – М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА),2017. – 448 с. : ил. – ISBN 978-5-9908635-6-9. – Текст : непосредственный.
В данной коллективной монографии, посвященной памяти академика Алексея Александровича Бодалева – одного из основателей отечественных исследований по психологии общения, -представлены работы самого А.А. Бодалева из энциклопедического словаря «Психология общения», вышедшего под его редакцией в 2011 и 2015 г.; статьи его учеников, последователей и коллег, продолжающих развитие его идей, воспоминания об А.А. Бодалеве и интервью с ним, обзоры конференций. Материалы будут интересны всем, кто занимается проблемами психологии общения.
![](fileadmin/_processed_/0/2/csm_2021-pg-09_485e2802ed.png)
Романичева Е.С. От «тихой радости чтения» - к восторгу сочинительства / Е.С. Романичева, Г.В. Пранцова. – М.: Библиомир, 2016. – 232 с. – ISBN 978-5-904567-02-6. – Текст : непосредственный.
Книга посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме приобщения подростков к чтению, которое является основой формирования культурного, духовного и интеллектуального потенциала общества. Предлагаются разнообразные способы расширения поля читательских ориентаций подростков, развития их личности читательской активности. Описываются эффективные технологии и стратегии приобщения юных читателей к книгам, отличающимся по своей направленности, содержанию, способам представления и освоения, а также разнообразные речевые ситуации, творческие задания и упражнения, призванные помочь юным читателям овладеть различными типами словесного творчества.
![](fileadmin/_processed_/3/2/csm_2021-pg-10_2afe03c926.png)
Рубакин Николай Александрович: Хрестоматия / авт.-сост. В.А. Бородина, С.М. Бородин. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2014. – 424 с.: ил. + 16 с. вкл. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Серия 2 вып. 1-2). – ISBN 978-5-91540-106-7. – Текст : непосредственный.
Хрестоматия отражает материалы о жизни и деятельности Н.А. Рубакина, его вкладе в мировое читателеведение, самообразование, просвещение библиопсихологию.
![](fileadmin/_processed_/d/c/csm_2021-pg-11_70efbd3d0b.png)
Сайкс Д.А. Школьные библиотеки, дружественные мозгу / Д.А. Сайкс; науч. ред. В.В. Зверевич; пер. В.В. Зверевич. – М.: РШБА, 2014. – 152 с. – (Серия «В помощь педагогу библиотекарю» вып. 7). – ISBN 978-5-91540-107-4. – Текст : непосредственный.
В данной книге дается портрет ученика XXI Века, представлена концепция современной школьной библиотеки как когнитивно-ориентированного центра, рассмотрены профессиональные требования, предъявляемые к педагогу-библиотекарю.
![](fileadmin/_processed_/1/4/csm_2021-pg-12_d445b2d5f4.png)
Чтение XXI век : Коллективная монография / Науч. ред.-сост. В.Я Аскарова. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2015. – 472 с. – ISBN 978-5-91515-065-2. – Текст: непосредственный.
В коллективной монографии представлены научные публикации, посвященные различным аспектам чтения в современной социокультурной ситуации. Делается акцент на том новом, что привнес XXI век: зарождение в области науки о чтении новых взглядов, методологических подходов. Рассматриваются новые технологии, трансформации практик чтения и методики повышения его качества в изменившихся коммуникационных условиях. Предпринимается попытка выявить причинно-следственные связи изменений, происходящих в сфере чтения, системе деятельности по его организации, поддержке и развитию.
![](fileadmin/_processed_/8/c/csm_2021-pg-13_3f20cd40be.png)
Читаем вместе с мамой. Дайджест лучших конкурсных работ по теме «Читающая мама- читающая страна» / Сост. И.И. Тихомирова. – М.: РШБА, 2016. – 232 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Приложение к ж. «Школьная библиотека». Серия 1 вып.5.). – ISBN 978-5-9908635-2-1. – Текст : непосредственный.
В дайджесте представлены разные подходы к пониманию роли школьной библиотеки в развитии читательской культуры матерей, их осведомленности и ориентации в области художественной литературы, формирования навыков совместного с ребенком чтения вслух, способности увлечь его книгой и поразмышлять о ней с учетом индивидуального развития ребенка и его интересов. Разделы сформированы составителем по тематическому принципу и включают в себя 16 лучших конкурсных работ (фрагменты), выполненных в номинации «Методист семейного чтения», «Исследователь» и «Педагог». Данный материал поможет педагогу-библиотекарю в теоретическом и практическом плане, кроме содержательной новизны читатель найдет множество интересных высказываний великих людей о роли книги и чтения в жизни детей и взрослых
![](fileadmin/_processed_/8/1/csm_2021-pg-14_907ba52225.jpg)
Чтение детей и взрослых: Развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики: сб. ст. междунар. Науч.- практ. конф. /ред.- сост. : Т.И. Полякова, В.В. Рудник. – СПб.: СПб. АППО, 2020. – 204 с. – ISBN 978-5-7434-0836-8. – Текст : непосредственный.
В сборнике опубликованы статьи научно-практических конференций 2019-2020 годов. Рассматриваются интересные педагогические и библиотечные проекты, программы способствующие приобщению к чтению детей и взрослых