Центр информационных технологий

Психологическая грамотность педагога-библиотекаря

Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия / Отв. ред. Н.Л. Карпова, редкол. : Н.С. Лейтес, О.Л. Кабачек, И.И. Тихомирова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2014. – 272 с. – ISBN 978-5-91540-111-1. – Текст : непосредственный.

Коллективная монография, посвященная 150-летию основоположника «библиологической психологии» Н.А. Рубаткина, представлены статьи о различных сторонах деятельности самого Н.А. Рубаткина, а также о психологических аспектах творчества А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина (ч.1); раскрывающие основы и принципы библиопедагогической работы с книгой на уроке и в школьной библиотеке, в центре внимания которой находится читатель ученик (ч. 2); статьи по проблемам библиотерапии и материалы из опыта внеклассной работы и логопсихотерапевтических групп с «книгой врачующей» (ч. 3).

Библиопсихология и библиотерапия  / Ред. Н.С. Лейтес,  Н.Л. Карпова, О.Л. Кабачек. – М.: Школьная библиотека, 2005. – 480 с. – ISBN 5-902300-33-9. – Текст : непосредственный.

В книге объединены работы психологов, педагогов, библиотечных работников и логопсихотерапевтов, работающих с проблемой речевого общения. Книга состоит из трех частей. Первая часть, посвященная психологии читательского восприятия, знакомит с современными работами по библиопсихологии. В приложении к этой части дается статья классика отечественной психологии Б.М. Теплова, где речь идет о психологии восприятия искусства, в том числе и литературных произведений.

Вторая часть посвящена библиотерапевтическому аспекту в работе библиотек. Статьи специалистов по библиотечному делу и детскому чтению позволяют получить конкретные представления о проблемах, связанных с применением на практике положений библиопсихологии.

В третьей части речь идет об одной конкретной сфере применения библиотерапии, а именно – при лечении людей, страдающих нарушениями речевого общения (логоневроз в форме заикания). Данная часть книги знакомит со способами реабилитации их личности и речи.

Библиотерапия: задачи, подходы, методики: Сб. статей / сост. О.Л. Кабачек. – М., БМЦ, 2001. – 128 с.: илл. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Приложение к ж. «Школьная библиотека»). – Текст : непосредственный.

Сборник содержит основы теории современной библиотерапии, а также доклады участников Международного семинара по библиотерапии (1999 г.).

Езова С.А. Профессиональное общение: новые нюансы и аспекты: научно-практическое пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2012.-96с. – ISBN 978-5-8167-0046-7. – Текст: непосредственный.

Издание посвящено различным аспектам библиотечного общения и профессиональной этики. Оно поможет ликвидировать «болевые точки» в реализации коммуникативной функции библиотек. Включает разделы о теории библиотечного общения, его видах, коммуникативной среде, принципах взаимоотношений библиотекаря и читателя.

Иванова Г.А. Тихомирова И.И.  Психология чтения школьников / Г.А. Иванова, И.И Тихомирова. – М.: РШБА, 2016. – 328 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Приложение к ж. «Школьная библиотека»: Серия 1 Вып. 4). – ISBN 978-5-91540-135-7. – Текст : непосредственный.

В пособии рассматриваются такие вопросы, как сущность и мотивы чтения, психологические аспекты восприятия школьником художественного и научно-познавательного текста, чтение как творческий процесс, влияние когнитивных технологий на мыслительную деятельность школьника, психологические методы изучения читателя, библиотекарь как психолог чтения.

Кабачек О.Л. Волшебный мир библиотеки (что ждут от библиотеки дети, и что она может им предложить) / О.Л. Кабачек. – М.: РШБА, 2014. – 200 с. – (Приложение к ж. «Школьная библиотека». Серия «В помощь педагогу-библиотекарю»). – ISBN 978-5-91540-116-6. – Текст : непосредственный.


Автор книги – Оксана Леонидовна Кабачек, кандидат психологических наук, ведущий чтения.
В книге описываются результаты экспериментальных исследований восприятия библиотеки и библиотекаря с детьми двадцать лет назад и в наши дни. По рисункам детей автор книги реконструировал модель детской библиотеки. Описаны размышления библиотекарей и родителей о том, ка же создать ту «волшебную атмосферу», о которой мечтают дети.
Книга содержит словарик библиотечных форм работы с детьми, составленный по материалам библиотечных изданий.

Комисарова Л.Д. Социально-психологические технологии в работе современной публичной библиотеки : Методическое пособие. – М.: Издательство Либерея, 2003. – 150 с. – ISBN 5-85129-162-1. – Текст : непосредственный.

Методическое пособие для публичных (ЦБС), юношеских и детских библиотек. Подробно рассматриваются роль социально-психологических технологий в современном информационно-культурном пространстве библиотеки. Представлен опыт работы конкретной ЦБС. Приложение содержит методические разработки в помощь практикам: сценарии психологических тренингов, тексты рекламных буклетов, материалы для бесед с детьми и родителями

Психология общения: Школа академика А.А. Бодалева : Коллективная монография / Ред. Н.Л. Карпова, В.А. Лабунская, Т.И. Пашукова. – М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА),2017. – 448 с. : ил. – ISBN 978-5-9908635-6-9. – Текст : непосредственный.

В данной коллективной монографии, посвященной памяти академика Алексея Александровича Бодалева – одного из основателей отечественных исследований по психологии общения, -представлены работы самого А.А. Бодалева из энциклопедического словаря «Психология общения», вышедшего под его редакцией в 2011 и 2015 г.; статьи его учеников, последователей и коллег, продолжающих развитие его идей, воспоминания об А.А. Бодалеве и интервью с ним, обзоры конференций.  Материалы будут интересны всем, кто занимается проблемами психологии общения.

Романичева Е.С. От «тихой радости чтения» - к восторгу сочинительства / Е.С. Романичева, Г.В. Пранцова. – М.: Библиомир, 2016. – 232 с. – ISBN 978-5-904567-02-6. – Текст : непосредственный.

Книга посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме приобщения подростков  к чтению, которое является основой формирования культурного, духовного и интеллектуального потенциала общества. Предлагаются разнообразные способы расширения поля читательских ориентаций подростков, развития их личности читательской активности. Описываются эффективные технологии и стратегии приобщения юных читателей к книгам, отличающимся по своей направленности, содержанию, способам представления и освоения, а также разнообразные речевые ситуации, творческие задания и упражнения, призванные помочь юным читателям овладеть различными типами словесного творчества.

Рубакин Николай Александрович: Хрестоматия / авт.-сост. В.А. Бородина, С.М. Бородин. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2014. – 424 с.: ил. + 16 с. вкл. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Серия 2 вып. 1-2). – ISBN 978-5-91540-106-7. – Текст : непосредственный.

Хрестоматия отражает материалы о жизни и деятельности Н.А. Рубакина, его вкладе в мировое читателеведение, самообразование, просвещение библиопсихологию.

Сайкс Д.А. Школьные библиотеки, дружественные мозгу / Д.А. Сайкс; науч. ред. В.В. Зверевич; пер. В.В. Зверевич. – М.: РШБА, 2014. – 152 с. – (Серия «В помощь педагогу библиотекарю» вып. 7). – ISBN 978-5-91540-107-4. – Текст : непосредственный.

В данной книге дается портрет ученика XXI Века, представлена концепция современной школьной библиотеки как когнитивно-ориентированного центра, рассмотрены профессиональные требования, предъявляемые к педагогу-библиотекарю.

Чтение XXI век : Коллективная монография / Науч. ред.-сост. В.Я Аскарова. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2015. – 472 с. – ISBN 978-5-91515-065-2. – Текст: непосредственный.

В коллективной монографии представлены научные публикации, посвященные различным аспектам чтения в современной социокультурной ситуации. Делается акцент на том новом, что привнес XXI век: зарождение в области науки о чтении новых взглядов, методологических подходов. Рассматриваются новые технологии, трансформации практик чтения и методики повышения его качества в изменившихся коммуникационных условиях. Предпринимается попытка выявить причинно-следственные связи изменений, происходящих в сфере чтения, системе деятельности по его организации, поддержке и развитию.

Читаем вместе с мамой. Дайджест лучших конкурсных работ по теме «Читающая мама- читающая страна» / Сост. И.И. Тихомирова. – М.: РШБА, 2016. – 232 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Приложение к ж. «Школьная библиотека». Серия 1 вып.5.). – ISBN 978-5-9908635-2-1. – Текст : непосредственный.

В дайджесте представлены разные подходы к пониманию роли школьной библиотеки в развитии читательской культуры матерей, их осведомленности и ориентации в области художественной литературы, формирования навыков совместного с ребенком чтения вслух, способности увлечь его книгой и поразмышлять о ней с учетом индивидуального развития ребенка и его интересов. Разделы сформированы составителем по тематическому принципу и включают в себя 16 лучших конкурсных работ (фрагменты), выполненных в номинации «Методист семейного чтения», «Исследователь» и «Педагог». Данный материал поможет педагогу-библиотекарю в теоретическом и практическом плане, кроме содержательной новизны читатель найдет множество интересных высказываний великих людей о роли книги и чтения в жизни детей и взрослых

­­Чтение детей и взрослых: Развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики: сб. ст. междунар. Науч.- практ. конф. /ред.- сост. : Т.И. Полякова, В.В. Рудник. – СПб.: СПб. АППО, 2020. – 204 с. – ISBN 978-5-7434-0836-8. – Текст : непосредственный.

В сборнике опубликованы статьи научно-практических конференций 2019-2020 годов. Рассматриваются интересные педагогические и библиотечные проекты, программы способствующие приобщению к чтению детей и взрослых