Региональный проект
«История для будущего»: повышение качества исторического образования в условиях смешанного обучения в общеобразовательных организациях Ярославской области»

Информация о проекте

Цель проекта – создать условия для повышения предметных и цифровых компетентностей учителей истории в условиях смешанного обучения, как следствие – повышение качества исторического образования в общеобразовательной школе.

Руководитель проекта Страхова Н.В.,  к.и.н., доцент КОО ГАУ ДПО ЯО ИРО

Партнеры проекта:

  • Ярославское отделение Российского исторического общества
  • Музей истории города Ярославля
  • Региональное отделение Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания»
  • кафедра гуманитарных дисциплин ЯГТУ

Сроки реализации проекта 2021 – 2023 гг.

Образовательные организации – участники проекта.

в 2022 году к проекту присоединились новые партнеры – МОУ СШ 39 г. Ярославля и кафедра гуманитарных наук ЯГТУ

  • СШ№27 г. Ярославля
  • СШ№72 г. Ярославль
  • СШ№57 г. Ярославля
  • СШ№69 г. Ярославля
  • МОУ "Туношёнская средняя школа имени Героя России Селезнёва А.А." ЯМР

Проектная документация

Вебинары

В рамках реализации регионального проекта «История для будущего»: повышение качества исторического образования в условиях смешанного обучения в общеобразовательных организациях Ярославской области сотрудники кафедры общего образования Н.В. Страхова и Л.А. Харитонова провели серию вебинаров, посвященных подготовке обучающихся к ГИА:

17 мая 2022 года в 14.30
Вебинар «Особенности проверки заданий 2 части КИМ ГИА—11 по истории»
Организатор: кафедра общего образования (гуманитарные дисциплины)
Видеозапись

17 мая 2022 года в 13.30
Вебинар «Актуальные вопросы подготовки к ГИА по истории и обществознанию с учетом усовершенствованных вариантов концепций по истории и обществознанию». В вебинаре  принимали участие 32 человека из различных МР Ярославской области.
Организатор: кафедра общего образования (гуманитарные дисциплины)
Презентация

26 апреля 2022 года в 14:30
Вебинар «Актуальные вопросы подготовки к ГИА по истории и обществознанию с учетом усовершенствованных вариантов концепций по истории и обществознанию»
Организатор: кафедра общего образования (гуманитарные дисциплины)

Подробнее

В вебинаре приняли участие 56 человек из различных МР Ярославской области.

Презентация "КИМ ЕГЭ 2022 по истории"

Презентация "КИМ ЕГЭ 2022 по обществознанию"

17 марта 2022 года в 14.30
Вебинар «Актуальные вопросы изучения современной истории России»
Организатор: кафедра общего образования (гуманитарные дисциплины)

Подробнее

В вебинаре «Актуальные вопросы изучения современной истории России» приняли участие 112 человек, из них Рыбинск-10чел, Первомайский МР-5 чел, Ростов-8 чел, Ростовский МР-2 чел,Ярославль-20 чел, Некоузский МР-6 чел,, Брейтовский МР-4 чел, Борисоглебский МР-4 чел,Угличский МР-6 чел, Тутаевский МР8 чел, Даниловский МР-8 чел, ЯМР-8 чел, Пошехонский МР-4 чел, Некрасовский МР-2 чел, Переславль-8 чел, Гаврилов-Ямский МР-4 чел, Рыбинский МР-5 чел.

Презентация

15 марта 2022 года в 14:30
Вебинар «ГИА по истории и обществознанию: актуальные вопросы подготовки обучающихся.2022»
Организатор: кафедра общего образования (гуманитарные дисциплины)

Подробнее

В вебинаре приняли участие 36 человек из различных МР Ярославской области.

Презентация

27 января 2022 года в 14.30
Вебинар «РМО учителей истории и обществознания»
Организатор: кафедра общего образования (гуманитарные дисциплины) 

Подробнее

В вебинаре приняли участие 112 человек из всех муниципальных районов  Ярославской области.

На вебинаре были  обсуждены вопросы планирования работы на 2022 год , пути взаимодействия учителей истории и обществознания  в период пандемии, мероприятия по предмету для учителей.

Презентация Страховой Н.В., к.и.н., доцента кафедры общего образования ГАУ ДПО ЯО ИРО

21 декабря 2021 года в 14.00
Вебинар «Анализ ВПР по истории и обществознанию»
Организатор: кафедра общего образования (гуманитарные дисциплины) 
Презентация

22 ноября 2021 года с 14.00 до 15.00
Вебинар «КИМ ГИА по истории и обществознанию: основные изменения»
Организатор: кафедра общего образования (гуманитарные дисциплины)
Подробнее

11 октября 2021 года в 13.00
Вебинар «Анализ результатов ГИА по истории и обществознанию»
Организатор: кафедра общего образования (гуманитарные дисциплины)

Подробнее

В вебинаре приняли участие 54 человека из Углича, Пошехонья, Ярославля, Ростова, Переславля-

Залесского, а также из Ростовского, Ярославского, Тутаевского, Мышкинского, Переславского МР. На вебинаре были освещены вопросы результатов ЕГЭ по истории и обществознанию среди ярославских школьников в 2021году.

Презентация Н.В.Страховой, кандидата исторических наук, доцента ГАУ ДПО ЯО ИРО.

27 сентября.2021 года в 13.00
Вебинар «Анализ результатов ВПР– 2021 по истории и обществознанию».

Организатор: кафедра общего образования

Подробнее

Вебинар провели старший преподаваель кафедры общего образования Л.А. Харитонова и доцент кафедры общего образования Н.В. Страхова.

В работе вебинара приняли участие 83 человека из всех муниципальных районов Ярославской области. Педагогов особо интересовали дефициты обучающихся, выявленные в ходе ВПР, и перспективные изменения заданий по истории и обществознанию

Видеозапись размещена в закрытой части портала ИРО, раздел "Информационно-аналитические отчеты и методические материалы по ГИА"

17 мая 2021 года
Вебинар «Актуальные вопросы подготовки к ГИА по истории и обществознанию с учетом усовершенствованных вариантов концепций по истории и обществознанию»
Организатор: кафедра гуманитарных дисциплин

19 апреля 2021 года в 13.00
Вебинар «Актуальные вопросы подготовки к ГИА по истории и обществознанию с учетом усовершенствованных вариантов концепций по истории и обществознанию»
Организатор: кафедра гуманитарных дисциплин
Видеозапись

12 апреля 2021 года в 13.00
Вебинар «Подготовка учащихся к итоговой аттестации по истории»
Организатор: кафедра гуманитарных дисциплин
Видеозапись

Мониторинг

В мае 2022 года проведен мониторинг дефицитов в подготовке учителей-участников проекта на уровне общепользовательских, общепедагогических и предметно-педагогических ИКТ-компетенций. По результатам проведенного опроса, повысили навыки работы со средствами информатизации все учителя, работающие в проекте. Новые участники проекта показали высокий уровень навыков. Все респонденты обладают общепользовательскими компетенциями: поиск материала в интернете, набор и редактирование текстов, заполнение электронных форм и создание презентаций. 100% учителей освоили работу в рамках личных кабинетов на платформе «Сдам ГИА», что говорит о развитии ИКТ-компетенций.  Никто из учителей не называет среди дефицитов дефицит знаний в области компьютерных и информационных технологий как препятствие их эффективной работе. Однако выявленное ранее противоречие между дефицитом знаний и умений и сниженной мотивацией на освоение инновационных направлений ушло, педагоги увидели преимущества работы с образовательными платформами и ЦОР.  

* * *

В мае 2022 года проведен мониторинг дефицитов обучающихся.
При проведении повторного мониторинга выявлены следующие проблемы:

  • Сохраняется неумение организовать самостоятельную работу (нет регулятивных навыков)
  • Неумение выстраивать причинно-следственные связи сохранились
  • По-прежнему недостаточны предметные знания в области истории культуры

Наибольшие затруднения вызвали задания, направленные на выявление:

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах.
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
  • Умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию.
  • Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические выводы, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • Объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Частично усвоены алгоритмы по составлению планов, работе с таблицами

В работе с картой-схемой отработан навык выбора верных суждений.

Перенос ВПР на осень не позволил проверить результаты внутреннего мониторинга (будет выполнено после проведения ВПР). Однако результаты ОГЭ по истории показали качественный рост подготовки обучающихся.

* * *

В ноябре 2021 года проведен повторный мониторинг дефицитов в подготовке учителей-участников проекта на уровне общепользовательских, общепедагогических и предметно-педагогических ИКТ-компетенций. 
По результатам проведенного опроса, повысили навыки работы со средствами информатизации все учителя, работающие в проекте. Все респонденты обладают общепользовательскими компетенциями: поиск материала в интернете, набор и редактирование текстов, заполнение электронных форм и создание презентаций. 80% учителей освоили работу в рамках личных кабинетов на платформе «Сдам ГИА», что говорит о развитии ИКТ-компетенций.  Повысилась мотивация педагогов на освоение возможностей образовательных платформ и ЦОР. При этом часть учителей по-прежнему называет дефицит знаний в области компьютерных и информационных технологий одним из препятствий их эффективной работе. Однако выявленное ранее противоречие между дефицитом знаний и умений и сниженной мотивацией на освоение инновационных направлений ушло, педагоги увидели преимущества работы с образовательными платформами и ЦОР.   

* * *

В октябре 2021 года проведен повторный мониторинг дефицитов обучающихся.
При проведении повторного мониторинга выявлены следующие проблемы:

  1. Сохраняется неумение организовать самостоятельную работу (нет регулятивных навыков)
  2. Частично усвоены алгоритмы по составлению планов, работе с таблицами
  3. В работе с картой-схемой отработан навык выбора верных суждений
  4. Неумение выстраивать причинно-следственные связи сохранились
  5. По-прежнему недостаточны предметные знания в области истории культуры

Наибольшие затруднения вызвали задания, направленные на выявление:

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах.
  • Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
  • Умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию.
  • Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические выводы, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
  • Объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Нового времени.
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Рекомендации на основании полученных результатов и проведенного анализа:

  1. Продолжить формирование умений и навыков определять исторические термины и давать им исчерпывающие, точные определения, актуализировать работу, направленную на усвоение исторических терминов, дат, персоналий.
  2. Акцентировать внимание на работу с историческим тестом, развивать умения выделять главное в тексте, составлять грамотный письменный ответ на вопрос.
  3. Больше времени уделять работе с иллюстративным материалом и историческими картами. Использовать карты-схемы и контурные карты.
  4. Использовать на уроках тестовый материал с повышенным уровнем сложности, ориентированный на развитие умений сопоставлять, обобщать информацию, выявлять причинно-следственные связи.
  5. Включать в работу задания, направленные на формирование письменной монологической речи.

С учетом выявленных дефицитов подготовлены Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по истории в условиях смешанного обучения

* * *

В апреле 2021 года проведен мониторинг дефицитов в подготовке учителей-участников проекта на уровне общепользовательских, общепедагогических и предметно-педагогических ИКТ-компетенций. 
По результатам проведенного опроса, базовые навыки работы со средствами информатизации имеют все учителя, работающие в проекте. Большинство респондентов обладали общепользовательскими компетенциями: поиск материала в интернете, набор и редактирование текстов, заполнение электронных форм и создание презентаций. Отдельные педагоги имеют низкую мотивацию на освоение возможностей образовательных платформ и ЦОР. При этом часть учителей называет дефицит знаний в области компьютерных и информационных технологий одним из препятствий их эффективной работе. Выявляется явное противоречие между дефицитом знаний и умений и сниженной мотивацией на освоение инновационных направлений.  

* * *

В апреле 2021 года проведен мониторинг дефицитов обучающихся.
При проведении мониторинга выявлены следующие дефициты:

  1. Неумение организовать самостоятельную работу (нет регулятивных навыков)
  2. Отсутствие отработанных направленных алгоритмов учебной деятельности
  3. Работа с картой-схемой
  4. Неумение выстраивать причинно-следственные связи
  5. Предметные знания в области истории культуры

 

Курсы повышения квалификации

В феврале - марте 2022 года проведены курсы повышения квалификации «ГИА по истории и обществознанию: актуальные вопросы подготовки обучающихся» для учителей истории и обществознания, 48 часов. Форма обучения – дистанционная (2 группы)

По данным программам прошли обучение 50 учителей истории и обществознания Ярославской области.

* * *

В январе – феврале 2021 года были разработаны и реализованы две программы повышения квалификации:

  • «ГИА по истории и обществознанию: актуальные вопросы подготовки обучающихся»
  • «ОГЭ по истории и обществознанию: содержательные и методические аспекты подготовки обучающихся»

По данным программам прошли обучение 70 учителей истории и обществознания Ярославской области.

* * *

С учетом выявленных дефицитов в рамках мониторинга была разработана и реализуется в мае 2021 года  следующая программа повышения квалификации:

  • «Образовательные платформы и информационные ресурсы для учителей истории и обществознания»

Учебные видеофильмы

В настоящее время идет формирование коллекции учебных видеофильмов

  • История России. XVIII век
    Михаил Юрьевич Диунов, к.и.н., доцент кафедры гуманитарных наук ЯГТУ
    https://www.youtube.com/watch?v=J-OZlZqwhqo
  • Февральская революция 1917 г.
    Сергей Владимирович Холяев, к.и.н., доцент кафедры гуманитарных наук ЯГТУ
    https://www.youtube.com/watch?v=kfHPdqwsFz4
  • Ордынское нашествие на Русь
    Владимир Юрьевич Крутецкий, к.и.н., доцент кафедры гуманитарных наук ЯГТУ
    https://www.youtube.com/watch?v=4mKP6fkssqQ  
  • Великая Отечественная война
    Холяев Сергей Владимирович, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных наук ЯГТУ
    Ссылка для скачивания файлов: https://cloud.mail.ru/public/Mg5M/T88vYtusM

Консультации

2022

В мае проведено 12 консультаций для педагогов по подготовке к ОГЭ по истории.

В ходе реализации проекта проведено 47 консультаций для учителей истории по подготовке к ОГЭ – ЕГЭ по истории при использовании моделей смешанного обучения.

Были выявлены дефициты в заданияи 25 ОГЭ по истории.

Также, педагогом предложены варианты использования обучающих платформ для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по истории.

Даны рекомендации по новым заданиям КИМ ГИА – 11 по истории.

Наибольшие затруднения вызвали задания 17, 18 и 19

2021

В ходе реализации проекта проведено 78 консультаций для учителей истории по подготовке к ОГЭ – ЕГЭ по истории при использовании моделей смешанного обучения.

Были выявлены дефициты в заданиях 23, 24 и 25 ОГЭ по истории.

Также, педагогом предложены варианты использования обучающих платформ для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по истории.

Даны рекомендации по новым заданиям КИМ ГИА – 11 по истории.

Наибольшие затруднения вызвали задания 17, 18 и 19