С 16 ноября по 11 декабря 2020 г. проходило обучение учителей начальных классов Ярославской области по программе повышения квалификации «ФГОС. Изучение русского языка как родного и литературного чтения на родном русском языке». В связи со сложной эпидемиологической обстановкой обучение проводилось в дистанционном формате – на платформе «ЭРА-СКОП». Ведущий преподаватель курсов – Л.А. Гусева, доцент кафедры начального образования ГАУ ДПО ЯО ИРО.
По программе обучающиеся знакомились с нормативно-правовой базой введения в образовательный процесс новых учебных предметов – «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке». Слушатели отмечали, что информация о правовом статусе языков народов России в значительной степени является для них новой.
Несколько заданий были направлены на развитие языковой зоркости учителей начальных классов и внимательное отношение к исторической основе фактов современного русского языка. Например, следовало подумать над вопросом, почему жи и ши пишутся через и. Большинство обучающихся нашли правильный ответ на этот вопрос, но задание определить последовательность действий (алгоритм) при решении этой лингвистической задачки для многих оказалось сложным.
Темы, связанные с проектированием уроков и анализом рабочей программы, с системой оценивания образовательных результатов, с организацией деятельности ученика, – эти темы ориентированы на знакомство обучающихся с двумя учебными предметами: «Родной язык (русский)» и «Литературное чтение на родном языке (русском)».
17 сентября 2020г. наконец была одобрена примерная образовательная программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» для ОО, реализующих программы начального общего образования. Кроме того, издательство «Просвещение» начало выпуск учебных пособий, которые могут быть использованы школами при изучении данного предмета.
В качестве итоговой работы обучающиеся на курсах проектировали уроки по родному русскому языку или по литературному чтению на родном русском языке и размещали в системе ДО презентации своих проектов. Многие из представленных проектов заслуживают публичного обсуждения с целью распространения опыта.