Кафедра дошкольного образования

Межмуниципальный семинар

«Эффективные практики реализации ФГОС ДО» по направлению «Современные программы, ориентированные на ребёнка» («Реализация программы «Открытия»: от условий к эффективному результату»)

15 декабря 2020 года

Организатор: кафедра дошкольного образования

Межмуниципальный семинар состоялся в дистанционном формате.

Модераторы:

  • Коточигова Елена Вадимовна, доцент, заведующий кафедрой дошкольного образования ГАУ ДПО ЯО Институт развития образования
  • Захарова Татьяна Николаевна, доцент, доцент кафедры дошкольного образования ГАУ ДПО ЯО Институт развития образования

Спикеры:

  • Иванова Татьяна Владимировна, заведующий МДОУ д/с №15 «Теремок»
  • Куранова Наталья Львовна, старший воспитатель МДОУ д/с №15 «Теремок»
  • Ирхина Марина Алексеевна, воспитатель МДОУ д/с №15 «Теремок»
  • Лобзичева Ирина Евгеньевна, воспитатель МДОУ д/с №15 «Теремок»

В вебинаре приняли участие около 70 педагогов-практиков из Ярославля и Рыбинска, Тутаевского, Угличского, Ростовского, Гаврилов-Ямского, Даниловского, Любимского, Большесельского, Борисоглебского, Брейтовского, Пошехонского, Рыбинского, Переславского, Некоузского, Мышкинского муниципальных районов.

Был представлен опыт  команды педагогов МДОУ  д/с №15 г.Углич, являющегося базовым образовательным учреждением кафедры дошкольного образования по направлению «Современные программы, ориентированные на ребёнка» («Реализация программы «Открытия»: от условий к эффективному результату»)

Иванова Татьяна Владимировна (заведующий МДОУ №15 «Теремок») приветствовала  коллег,  познакомила с особенностями функционирования  детского сада, специалистами, реализующими программу «Открытия» под редакцией Е.Г. Юдиной.

Основная идея данной программы – это создание пространства детской инициативы, стимулирующего познавательные процессы, стремление к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы.

Куранова Наталья Львовна (старший воспитатель МДОУ №15 «Теремок»)   рассказала об опыте организации проектной деятельности, как принципиально важном компоненте программы, ориентированной на ребёнка. Представила опыт взаимодействия взрослых и детей общеразвивающей группы  для детей 4-5 лет «Волшебники» в исследовательском проекте «Мой микрорайон».

Марина Алексеевна Ирхина (воспитатель МДОУ №15 «Теремок»)    поделилась опытом реализации информационно-практико-ориентированного проекта в общеразвивающей группе для детей 3-4 лет «Непоседы» «Мой дом – моя безопасность». Для иллюстрации опыта был представлен видеоролик, который продемонстрировал участникам вебинара результаты различных проектов в виде коллекций и мини-музеев, а так же экскурсии, проводимых детьми разного возраста.

Кроме этого, коллеги МДОУ №15 «Теремок» представили опыт работы коллектива дошкольного учреждения по созданию условий для развития познавательной активности, самостоятельности, личностно значимых потребностей и интересов детей в центрах детской активности. Видеоролик демонстрировал, как на практике происходит работа детей в центрах активности, а спланированное групповое пространство и подобранные разнообразные материалы в центрах, помогали детям делать самостоятельный выбор, предоставляли возможность для проявления детской инициативы, способствовали работе в команде. Позиция воспитателя -  поддержать активность ребенка, вовремя добавить материалы, ответить на вопросы.

 

 

Ответы на вопросы участников вебинара

  • Что было сложно, когда начали работать по программе?
     По мнению педагогов нашего детского сада сложности в начале работы по программе возникли как у взрослых, так и у детей. 

    • Со стороны педагогов

      • создание совершенно новой развивающей предметно-пространственной среды,
      • новый подход к образовательной деятельности,
      • новый формат работы с родителями.

    • Сложности возникли и у детей 
      Ребятам не сразу удалось работать именно в «центрах детской активности», детям не хватало самостоятельности и инициативы, постоянно звучали вопросы: «А, что надо делать?», «Как надо делать?». Часто дети забывали отмечать своим значком центр, в котором они планировали работать, меняли центры активности, не доведя работу до конца.

  • Чем отличаются педагоги, работающие по программе «Открытия»?
    Педагоги работающие по данной программе должны быть:

    • инициативными и творческими (т.е. уметь идти на риск и пробовать новое),
    • гибкими, не боящимися вносить корректировки в планировании деятельности с детьми,
    • динамичными (т.е. вовремя предоставлять детям поле деятельности для самостоятельности и активности),
    • умеющими работать не по готовым конспектам, а ситуационно, по запросу ребенка на сегодняшний день, (т.е. открываем «дверь», куда хотят «идти» дети, а не ведем их за собой).

  • Каков итоговый результат проектной деятельности?
    Результат проектной деятельности – это продукт созданный детьми: коллекции, мини-музеи, макеты, а так же транслирование своего опыта работы над темой проекта в виде экскурсии  или интервью (в зависимости от возраста ребенка и уровня его развития) и т.д.

    • На примере проектов «Мой микрорайон» - это созданная предметно-пространственная среда, способствующая расширению и закреплению знаний детей о своем микрорайоне и родном городе (книги, альбом друзей группы, карты, макеты, минимузей «Сувениры из Углича»);
    • «Мой дом – моя безопасность» - это деловая игра, в процесе которой были изготовлены памятки и буклеты «Безопасность дома».