Ранняя помощь. Первый муниципальный семинар
25 сентября 2019 года согласно плану работы региональной базовой площадки по вопросам раннего вмешательства в МДОУ №4 «Буратино» состоялся муниципальный семинар «Ранняя помощь: от теории к практике». В семинаре приняли участие педагоги МДОУ №3 «Лукошко», №5 «Радуга», №23 «Ромашка», №27 «Цветик-семицветик», №4 «Буратино», методист МУ ДПО «ИОЦ» Тутаевского МР. Всего 36 человек.
Вопросы повестки на семинаре были чрезвычайно серьёзными и касались в первую очередь нормативно-правовых основ раннего вмешательства. Несмотря на теоретические аспекты семинара, организаторы встречи ставили перед собой задачу: выстроить живой диалог с участниками, поэтому семинар был проведен в формате диалога. Выступающие обращались к аудитории с вопросами, вызывая участников семинара на дискуссию. Таким образом, педагоги стали не только активными слушателями, но и активными участниками этой встречи.
О нормативно-правовом обеспечении ранней помощи детям от 1,5 до 3 лет, имеющим ограничения жизнедеятельности, рассказала заведующий МДОУ №4 «Буратино» Э.С. Горбунова. В своём выступлении Эмилия Сергеевна подчеркнула актуальность данной проблемы, которая вызвана разными причинами, в том числе увеличением количества детей раннего возраста с ОВЗ, с генетическими нарушениями, детей-инвалидов, детей группы риска от 0 до 3 лет, а также мировых тенденций в области защиты прав ребёнка. Познакомила с основными документами, регламентирующими организацию ранней помощи детям в Российской Федерации. Эмоциональность и живые примеры заведующего позволили ярче и глубже представить проблематику вопроса.
О.А. Зимина, старший воспитатель МДОУ №4 «Буратино», пригласила педагогов принять участие в деловой игре «Ранняя помощь в терминах и определениях». Основная цель игры - познакомить с основными понятиями, касающимися ранней помощи, обсудить их толкование. Например, что такое ранняя помощь, межведомственное взаимодействие, целевая группа детей, индивидуальная программа ранней помощи и т.д. Предварив игру притчей о строительстве Вавилонской башни, Ольга Александровна мотивировала педагогов разобраться в понятиях, чтобы говорить «на одном языке» и вместе решать поставленные перед педагогическим сообществом задачи. Интересный подбор наглядных материалов, представленный в деловой игре, позволил слушателям легче и прочнее запомнить терминологию, а также понять её суть.
С Концепцией развития ранней помощи в РФ на период до 2020 года как основополагающим документом организации ранней помощи в ДОУ познакомила А.А. Порфирова - учитель-дефектолог МДОУ №4 «Буратино». Альбина Александровна большое внимание уделила услугам, которые должны получить дети, имеющие ограничения жизнедеятельности, а также их семьи. Хорошо структурированный выступающим материал позволил слушателям лучше воспринимать большой объём информации и понять ключевые моменты Концепции.
С обзором федерального и регионального опыта организации ранней помощи выступила О.А. Леонова - учитель-логопед МДОУ №4 «Буратино». Цель обзора: познакомить педагогов с адресами актуального опыта по обсуждаемому вопросу. Оксана Александровна подробно остановилась на трёх учреждениях, которые на современном этапе являются передовыми в вопросах раннего вмешательства. Это АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства», ГБ ДОУ детский сад №41 комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга «Центр интегративного воспитания», ГОУ ЯО «Центр помощи детям».
В конце семинара состоялась презентация учебно-методического пособия «Консультативный пункт ДОО: интерактивные занятия для родителей детей раннего возраста». Авторы пособия - Отрошко Г.В., старший преподаватель кафедры «Инклюзивное образование» ГАУ ДПО ЯО ИРО, и Ю.Б. Головицина, учитель-логопед МДОУ №4 «Буратино». Юлия Борисовна на правах соавтора и представила новое пособие. В пособии содержатся материалы, разработанные базовой площадкой кафедры инклюзивного образования ГАУ ДПО ЯО ИРО, опыт работы консультативного пункта МДОУ №4 «Буратино», предлагаются разработки Головициной Ю.Б. и методические рекомендации по их применению. Юлия Борисовна рассказала об особенностях интерактивного занятия и его структуре. Демонстрируя фрагмент одного из занятий для родителей детей 2-3 лет на тему «Дышите – не дышите, или Речевое дыхание», Юлия Борисовна пригласила педагогов стать участниками инсценировки «На приёме у отоларинголога».
В рефлексивной части семинара педагогам было предложено ответить на вопросы анкеты, цель которой - оценить полученные на семинаре знания, определить степень удовлетворённости содержанием семинара и темы будущих встреч.
Результаты анкетирования показали, что более 70% слушателей семинара правильно ответили на вопросы анкеты, разработанные согласно повестке встречи. Семинар получил положительные отклики: 100% педагогов удовлетворены его содержанием.