Кафедра инклюзивного образования

Всероссийское совещание «Алгоритмы (протоколы) направления выявленных нуждающихся в оказании ранней психолого-педагогической помощи детей в организации, представляющие услуги ранней помощи в сфере образования, стандарты организации ранней помощи в сфере образования»

21.11.2017 г. делегация специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во главе со старшим методистом кафедры инклюзивного образования Тарасковой О. Л. приняли участие во  Всероссийском совещании «Алгоритмы (протоколы) направления выявленных нуждающихся в оказании ранней психолого-педагогической помощи детей в организации, представляющие услуги ранней помощи в сфере образования, стандарты организации ранней помощи в сфере образования».  Совещание состоялось  на базе Федерального государственного  бюджетного  учреждения  высшего образования «Московский  педагогический государственный университет».

В ходе Совещания состоялся ряд семинаров на темы:  

  • «Алгоритм межведомственного и междисциплинарного взаимодействия по комплексному сопровождению обучающихся после операции кохлеарной имплантации, реализуемому на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
  • «Мониторинг и сопровождение образовательной деятельности в организациях инклюзивного образования».

Сотрудники базовых площадок участвовали в обсуждении  важных и спорных вопросах, касающихся актуальных тем в сфере инклюзивного образования.  По итогам Всероссийской конференции и Всероссийского совещания были обобщены основные направления развития системы ранней помощи детям с ОВЗ: стандартизация требований к службе ранней помощи и определение профессиональных компетенций специалистов; подготовка кадров к работе с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ; развитие и совершенствование организационных форм ранней помощи и др.

Участники отметили: важность включения в учебные планы образовательные программы вузов специальных модулей дисциплин , отражающих теоретическую подготовку (психофизиология детей младенческого и раннего возраста, развивающий уход, содержание абилитационной работы с детьми разных категорий ОВЗ и т.д.), расширение курсов по выбору и организацию практики с детьми младенческого и раннего возраста в учреждениях разного ведомственного подчинения; необходимость развития новых форм помощи и совершенствования содержания сопровождения детей раннего возраста в условиях служб ранней помощи, лекотек, групп кратковременного пребывания и т.д.; целесообразность разработки и утверждения комплекса нормативно-правовых документов, регулирующих организационные формы и содержание работы в службах ранней помощи, компетенции специалистов; необходимость совершенствования контроля качества развивающих и образовательных услуг для раннего возраста.

Участниками было  рекомендовано:

  1. Организация общественного запроса  в Министерство образования и науки РФ по включению в проект Стандарта профессиональной деятельности учителя-логопеда (дефектолога) профессиональных действий и компетенций, связанных с диагностикой и коррекционно-педагогической работой с детьми, имеющими ОВЗ, младенческого и раннего возраста; по уточнению часов в нагрузке учителя-дефектолога и учителя-логопеда, учителя-психолога, отводимых на разработку индивидуального образовательного маршрута и программы, с учетом особенностей детей младенческого и раннего возраста;
    Разработку примерного (типового) положения «О деятельности служб ранней помощи в ДОО и группах компенсирующего и комбинированного вида»;
    Разработку Министерством образования и науки вместе с Минздравом и Минсоцразвития РФ единых критериев учета статистики детей с ОВЗ младенческого и раннего возраста для формирования единой информационной базы и координации вопросов развития системы ранней помощи в РФ;
    Государственную поддержку некоммерческих центров ранней помощи детей с ОВЗ, в том числе, при педагогических вузах;
    Систематическое проведение Всероссийских конференций по вопросам совершенствования системы ранней помощи в РФ и формирования сетевых методических служб;
  2. Организацию органами управления образованием курсов повышения квалификации для специалистов служб ранней помощи (не менее 144 часов), в том числе, на рабочем месте (дистанционных курсов) и профессионального обучения специалистов с учетом мониторинга запросов и потребностей  региона;
    Разработку  методических рекомендаций руководителям ДОО по внедрению подразделения «Служба ранней помощи» в структуру ДОО как отдельной самостоятельной структуры, не заменяющей группы кратковременного пребывания детей с ОВЗ, и определения механизмов ее финансирования и примерных штатных расписаний с учетом возможностей регионов;
  3. Разработку представителями научных организаций и вузов програмно-методических материалов по работе с детьми младенческого и раннего возраста разных категорий, взаимодействию с родителями;
  4. Распространение руководителями ДОО и сетевыми методическими службами эффективных педагогических практик по психолого-педагогическому сопровождению детей в условиях служб ранней помощи и инновационных форм дошкольного образования.