Центр воспитания и социализации

Клуб по гуманной педагогике

25.01.12. прошла первая встреча клуба по гуманной педагогике

«Наше будущее - гуманная педагогика»

На встрече собрались педагоги дополнительного образования детей, психологи, сотрудники ИРО.

Ведущими раскрывались принципы гуманной педагогики, присутствующие познакомились с Манифестом гуманной педагогики, принятом и рекомендованном на самом высоком уровне – на заседании РАО в сентябре 2011г. Представлен обзорный материал по одиннадцати Педагогическим Чтениям по гуманной педагогике, проходящим в МГПУ ежегодно и по лабораториям, Центрам гуманной педагогики России, Украины, Прибалтики.

Каждому участнику клуба была предоставлена электронная папка с материалами встречи и информационными источниками.  

На встрече обсуждался дальнейший формат деятельности клуба, актуальные темы встреч, перспективы личного участия.  Педагоги высказали важность и высокую актуальность идей гуманной педагогики в современном мире и современном образовании.

 


29.02.12. состоялась вторая встреча клуба по гуманной педагогике

«Учитель, вдохнови меня на творчество!»

Вторая встреча объединила педагогических работников из г.Ярославля, Рыбинска, Лучинской СОШ.

На открытии встречи звучала музыка фрагментов произведений Лядова, Шопена, Шуберта в исполнении органистки, композитора, педагога дополнительного образования детей Л.В. Янковской и эссе Ш.А. Амонашвили «Учитель, вдохнови меня на творчество».

После вдохновляющей музыкально-поэтической части присутствующие учителя, педагоги дополнительного образования, психологи и сотрудники ИРО обменялись личным опытом, ответив на вопросы круглого стола: «Что Вас вдохновляет и как сделать занятие, урок вдохновляющим?». Прозвучало множество теплых искренних слов, размышлений.

Педагог дополнительного образования детей анимационного Центра «Перспектива» И.М. Себелева представила свой практический опыт работы по теме гуманной педагогики, связанной с вдохновением учителя и детей «Маленький принц» с разработанным видеороликом, что вошло в копилку педагогического опыта клуба. Каждому участнику клуба была предоставлена электронная папка с материалами встречи и информационными источниками.

Итогом встречи стала рефлексия, каждый участник наметил перспективы своей деятельности в следующих мероприятиях клуба. Педагоги отметили важность гуманизации образования, вдохновения в жизни учителя и обучающихся, родителей и детей.


28 марта 2012г. состоялась очередная встреча клуба по гуманной педагогике.

Встреча объединила педагогов г.Ярославля и г.Рыбинска.

Шалва Александровия Амонашвили – академик, доктор психологических наук, главный вдохновитель направления гуманной педагогики в образовательном пространстве в своей книге «Учитель, вдохнови меня на творчество!» пишет «Мои мысли о вдохновении. Об учительском вдохновении и учительском творчестве. Я живу вдохновением. Я открыт для вдохновения, а вдохновляет меня все. Вдохновляет красота. Вдохновляют дети, учителя….Вдохновляет виноградная кисть на лозе. Вдохновляет память, мечта, воображение. Вдохновляет меня сама жизнь, которую мне хотелось бы сделать лучше…Вдохновляют классики педагогики…».

На встрече участники Клуба обратились к классике гуманной педагогики, отраженной в Антологии гуманной педагогики, изданной под руководством Ш.А. Амонашвили. Антологию представила педагог дополнительного образования И.М. Себелева. Значимое место среди классики педагогики, нашедшей и в современном мире свое продолжение, занимает Монтессори-педагогика и автор Мария Монтессори. Первая часть встречи – «Персона в гуманной педагогике» - была посвящена жизненному пути М. Монтессори и ее принципам (представила доцент КОПиП Л.В. Кочкина).

«Жизненный путь нельзя увидеть, подготовка к жизни проходит невидимо…Подумаем о нашем отношении к детям – мы являемся стимулами, которые должны упражнять зарождающееся чувство морали, осторожно его развивая…» Мария Монтессори

Далее присутствующим предоставилась возможность познакомиться с практикой Монтессори-педагогики. А.С. Пушкина, монтессори-педагог, директор семейного центра представила видеоматериал, раскрывающий сущность метода, поделилась практическим опытом, который по мнению Анны Сергеевны в основе своей имеет работу педагога над собой, любовь к ребенку, веру в его возможности и уважение.

«Каждый имеет право на свой уникальный путь развития»,- Мария Монтессори

Завершилась встреча практическими наработками в группах и последующей рефлексией. Встреча прошла в теплой, дружеской атмосфере созидания и взаимного вдохновения на дальнейший творческий поиск. Приглашаем к сотрудничеству!


18.04.2012 состоялось очередное заседание клуба по гуманной педагогике, на котором рассматривалась тема «Как любить детей». Впервые педагогический труд с таким названием представил всему миру Януш Корчак – великий польский гуманист, педагог, беззаветно преданный детям.

Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы.
Вы поясняете: надо опускаться до их понятий.
Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.
Ошибаетесь.
Ни от того мы устаем, а от того что надо подниматься до их чувств.
Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.
Чтобы не обидеть…
Я. Корчак

Впоследствии тему любви к детям продолжил Василий Александрович Сухомлинский – украинский педагог, внесший огромный сердечный вклад в развитие гуманной педагогики («Сердце отдаю детям»). Эта же тема стала ключевой на юбилейных десятых педагогических чтениях, традиционно проводимых в МГПУ.

Клуб объединил педагогов, психологов г. Ярославля и Ярославского района. Вдохновляющей нотой заседания стало мини-выступление педагога Центра дополнительного образования детей «Россияне» Л.В. Янковской, исполнившей произведения П.И.Чайковского.

Далее участники познакомились с проектами гуманной педагогики по рассматриваемой теме и увидели видеоролик «Письма детей».

Свой практический педагогический опыт в русле гуманной педагогики представила Е.Л. Войнова – педагог школы искусств №1 г.Ярославля, известный в Ярославле художник.

Все участники встречи активно участвовали в небольшом предложенном мастер-классе и сделали трогательную скульптуру. Е.Л. Войнова рассказала о своем опыте общения с детьми в мастерской, открыв бережное внимательное и наполненное любви отношение к детям, а также поиск пути к сердцу каждого ребенка через включение в занятия размышления, проживания добрых чувств, раскрытия в детях сердечности, доброты, сочувствия. Встреча завершилась тепло и радостно, вдохновила на дальнейший совместный творческий поиск.


30.05.2012 состоялось последнее в этом году заседание Клуба гуманной педагогики, которое было посвящено теме «Гуманная педагогика и одаренные дети».

Направление психолого-педагогического сопровождения одаренных детей – приоритетное на кафедре общей педагогики и психологии и интересные педагогические находки в этой области являются очень важными для РСО. Обсуждать сопровождение одаренных детей в отрыве от их творчества, продуктов деятельности сложно. Путь ребенка, одаренного ребенка, вплетен в путь учителя. Ш.А. Амонашвили повторяет «Записывайте истории ….» (истории сопровождения, истории жизни и творчества детей).

На заседании Клуба участники познакомились с творчеством одаренного подростка, создавшего сайт для одаренных детей в разных видах деятельности и объединяющем на своем портале большое количество детей (представила Кочкина Л.В.). 

Практическим опытом работы с одаренными детьми в литературном жанре поделилась педагог высшей квалификационной категории центра «Перспектива» И.М. Себелева. Она рассказала о деятельности Клуба журналистов и представила творчество детей и подростков по проблемам, затрагиваемым гуманность, нравственность, экологию, духовность. Педагог строит свою практику работы на принципах гуманной педагогики и это отметили все присутствующие по характеру и тематике детских сочинений. Нравственная глубина, устремленность к высоким идеалам звучала в каждой работе. 

Участники заседания выразили необходимость в продолжении деятельности Клуба гуманной педагогики в следующем учебном году и отметили, что все  взаимообогатили  друг друга творческими идеями, теплом и верой в насыщение образовательного мира гуманностью и нравственностью.

Приглашаем всех заинтересовавшихся нашим объединением к активному сотрудничеству и сотворчеству в следующем учебном году!

До новых встреч в сентябре 2012г.!



2 октября 2012г. состоялось очередное заседание Клуба по гуманной педагогике. В заседании приняли участие учителя, педагоги дополнительного образования детей, психологи.

В атмосфере творческого единения и настроя на новый учебный год участники Клуба поделились взглядами о дальнейшей деятельности, обсудили предстоящие Двенадцатые Международные Педагогические Чтения «Манифест гуманной педагогики – путь в будущее», которые состоятся в Москве 9-11 января 2013г., поделились творческими находками.

Встреча началась торжественно с гимна гуманной педагогики и продолжилась просмотром видеовыступления академика, доктора психологических наук, профессора Шалвы Александровича Амонашвили, - идейного вдохновителя гуманной педагогики. Несколько раз в видеофрагменте педагог отмечал, что главное – это не сами по себе знания, а отношение к ним ребенка и мы должны способствовать формированию этого отношения. «Дать не облагороженному человеку в руки знания есть то же самое, что дать саблю в руки безумца» (Ш.А. Амонашвили). Идея развития личности, ее духовно-нравственного потенциала прекрасно сочетается с идеями ФГОС второго поколения и более того показывает путь достижения личностных результатов – через гуманную педагогику. Участники встречи поделились своим практическим опытом и размышлениями по поставленной проблеме и связи ее с ФГОС, путях решения.

Вторая часть встречи включала мастер-класс педагога анимационного Центра «Перспектива» Ирины Михайловны Себелевой, руководителя творческого объединения «Юный журналист» и «Проба пера».

.

Свои выступления – эссе подготовили и зачитали две прекрасные участницы объединения В. Покровская (15 лет) и Г. Позднякова (13 лет). И.М. Себелева предложила приемы, способы работы с детьми с признаками одаренность в области литературного творчества, находя вдохновение и идейную наполненность в гуманной педагогике. Это подтверждает тот факт, что все сочинения молодежи наполнены нравственным размышлением и поиском смысла, главных ценностей жизни.

Участники Клуба с интересом приняли участие в диалоге с членами объединения, задали волнующие вопросы руководителю и девушкам.  Юные журналисты отметили, что именно на занятиях в «Перспективе», основанных на принципах гуманной педагогики, они могут поразмышлять над тем, что их волнует в жизни, высказаться и немного по-другому смотреть в дальнейшем на окружающий мир и людей – глубже, бережнее…
В завершении встречи были прочтены нравственные стихи Ярославских поэтов, незаслуженно порой забытых своими земляками.

Следующая встреча участников Клуба состоится в начале ноября.

Мы приглашаем к сотрудничеству всех заинтересовавшихся нашим творческим объединением!


21 ноября 2012 года состоялось очередное заседание Клуба по гуманной педагогике. Мы посвятили его Валерии Гивиевне Ниорадзе, доктору педагогических наук, профессору МГПУ, учителю, супруге Ш.А. Амонашвили, прекрасному светлому человеку, продвигавшему идеи гуманной педагогики и создавшему в ней свое направление – развитие письменноречевой деятельности. Валерия Гивиевна совместно с Шалвой Александровичем проводила семинары и мастер-классы, в т.ч. в Ярославле и Рыбинске в 2011 году, общалась с педагогами и детьми.

Торжественность и сердечность в душах каждого присутствующего вызвала классическая музыка в исполнении участницы Клуба Янковской Л. В.

На заседании Клуба мы вспомнили о творческом жизненном пути В.Г. Ниорадзе, познакомили педагогов с ее системой развития письменноречевой деятельности в начальной школе, изданными материалами многолетней практики работы в школе.

«Выращивание» письменноречевой деятельности ведётся по следующим направлениям: работа над красочностью слова и речи; использование особенностей интонирования речи в письменной форме; постижение нравственной стороны текстов, восприятие красоты и образности художественного слова; обогащение речи, чувств, поступков; воображаемые ситуации и их письменное оформление. Главное в работе учителя с детьми – это полное доверие их возможностям, уверенность в том, что они обязательно справятся с поставленными сложными творческими задачами, дадут правильное толкование нравственным понятиям, выращивание в детях способности выражать свои мысли, переживания, чувства, свой внутренний мир в письменной форме.

На заседании Клуба мы поучаствовали в уроке, отвечающем принципам гуманной педагогики и содержащем основные ее позиции, которые соответствуют и современному основному подходу ФГОС – системно-деятельностному. В творческих парах мы поразмышляли над нравственным текстом и высказали собственные позиции по нескольким смысловым уровням таких учебных занятий, по проблеме активного участия ребенка и развития его личности.

Итоговая рефлексия показала важность включения в деятельность педагога таких способов и приемов работы, а также возможность использования художественных текстов нравственной направленности при проведении  классных часов, родительских собраний, уроков.

Приглашаем всех к участию в Клубе в декабре!