Клуб по гуманной педагогике
Интегратор: Кочкина Любовь Вадимовна,
кандидат психологических наук,
доцент кафедры общей педагогики и психологии ГОАУ ЯО Институт развития
«Гуманную Педагогику может творить только гуманной души человек.
Ее нельзя творить одним лишь интеллектом, интеллект нужно пропустить через
доброе сердце, чтобы получилась добрая и радостная педагогика»
Ш.А. Амонашвили.
Идеи гуманной педагогики служат целям духовно-нравственного становления детей, воспитания благородного, великодушного человека. Принципы гуманной педагогики существуют в противовес распространенному авторитарному педагогическому мышлению, заложены в классической педагогической мысли Ш.А. Амонашвили, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Я. Корчака, С.Соловейчика и др. и раскрывают идеи вдохновения, сердечности, добра, красоты, великодушия, духовности образовательного пространства.
Осенью 2011 года в ИРО для педагогических работников прошел авторский мастер-класс «Основы гуманно-личностного подхода в образовании» выдающегося ученого, педагога-новатора, академика РАО, доктора психологических наук, профессора МГПУ Шалвы Александровича Амонашвили. Ш.А. Амонашвили является создателем направления гуманной педагогики и вдохновителем педагогических объединений в городах России и др. стран.
Клуб гуманной педагогики возник из творческого коллектива единомышленников, которые воплощают идеи гуманной педагогики в своей практике, и реализуется через призму приоритетных направлений деятельности КОПиП: профилактика правонарушений среди несовершеннолетних и психолого-педагогическое сопровождение развития личности обучающегося (одаренных детей).
Цель: создание образовательной среды для педагогов РСО на основе принципов гуманно-личностного подхода, накопление и трансляция педагогического опыта реализации гуманной педагогики в практической деятельности.
Задачи:
- Познакомить педагогов с принципами гуманной педагогики, практическим опытом реализации гуманно-личностного подхода в РФ, в Украине, Прибалтике и др.; актуализировать классику педагогической мысли, педагогики сотрудничества и сотворчества.
- Проектирование уроков, занятий по гуманной педагогике как универсальному средству развития личности ребенка и ранней профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;
- Проектирование уроков, занятий по гуманной педагогике, направленных на поддержку одаренных детей
- Проводить педагогические мастерские по разработке уроков, занятий, проектов по гуманной педагогике.
- Создать копилку педагогического опыта по гуманной педагогике.
- Обобщить информационные, методические, аудио и видеоматериалы по темам встреч клуба.
- Приглашать с мастер-классами педагогов, воплощающих в жизнь систему гуманной педагогики.
- Проводить семинары, круглые столы по тематике гуманно-личностного подхода.
К участию в деятельности клуба каждую последнюю среду месяца в 16.00 приглашаются учителя, педагоги дополнительного образования детей, психологи, родители – все неравнодушные к детству и насыщению своего внутреннего мира и образования гуманностью.
21 мая 2013 года состоялось заключительное в этом учебном году заседание Клуба по гуманной педагогике. Мы общались, подводили итоги нашей сердечной работы за год.
- В течение учебного года участники Клуба обменивались разработками занятий, творческих заданий, видеофрагментами и др. ресурсами, позволяющими проводить гуманные уроки.
- На курсах переподготовки социальный педагог-психолог семейного профиля подготовлено уже три диплома на темы гуманной педагогики.
- Семь участников Клуба посетили Международные чтения по гуманной педагогике в г. Москва. Акция «Уроки доброты», которая проводится с 2011 года ежегодно в марте в русле гуманной педагогики, в этом году была проведена и нашими членами Клуба.
- Уроки доброты прошли в ЦДОД «Перспектива». Урок доброты для учеников 1 класса был проведен И.М. Себелевой. Это открытое мероприятие посетили члены кафедры, студенты ЯГПУ и педагоги СОШ №13. Урок не оставил равнодушным ни детей, ни присутствующих взрослых и поразил своей глубиной, нравственным смыслом и любовью к детям.
- Уроки доброты разрабатываются Школе дистанционного обучения, в СОШ №13 и др. учреждениях города.
- В рамках Клуба проведены мастер-классы педагогами Кракшиной Т. В., Себелевой И.М.
Благодарим всех педагогов, поддерживающих и воплощающих в жизнь идеи гуманной педагогики. Желаем всем нам творческих успехов и новых открытий на ниве гуманной педагогики!
Приглашаем участвовать в работе Клуба по гуманной педагогике с сентября 2013 года!
* * *
23 апреля 2013г. состоялось очередное заседание Клуба по гуманной педагогике. Встреча была вдохновлена прошедшими в марте в МГПУ Международными педагогическими чтениями «Манифест гуманной педагогики – путь в будущее».
И.М. Себелева, педагог ЦДОД «Перспектива» выступила с сообщением «Духовный гуманизм – стержневое понятие гуманной педагогики». Мы не только размышляли все вместе, но и сделали маленькие творческие работы на тему «Духовный гуманизм». «Понятия Духовность и Гуманность переплетаются друг с другом как смысл и путь, как содержание и форма. Вместе они образуют смысл гуманной педагогики: гуманная педагогика есть теория и творческая практика становления личности растущего человека через систему содержания и средств, разрабатываемых на основе понятия духовного гуманизма» (Манифест гуманной педагогики, 2011).
Л.В. Янковская, педагог ЦДТ «Россияне», член Союза композиторов, музыкант рассказала о «Роли музыки в педагогическом процессе, построенном на принципах гуманной педагогики». Сообщение о музыке перемежалось живым звуком, музыкальными иллюстрациями к тексту, что создало творческую, вдохновенную атмосферу. Вся встреча была посвящена проработке идей Манифеста гуманной педагогики в соприкосновении с темами, поднятыми на Чтениях.
* * *
27 февраля 2013 года состоялось очередное заседание Клуба по гуманной педагогике, посвященное Международной акции «Уроки доброты». В заседании Клуба приняли участие учителя, педагоги дополнительного образования детей, педагоги-психологи, сотрудники ИРО.
Встреча началась торжественно с гимна гуманной педагогики. В рубрике «Великие классики педагогической мысли» мы прикоснулись к жизненному пути и творческому наследию К.Д. Ушинского. Свое выступление «Знакомый незнакомый Ушинский» представила О.Е. Хабарова, руководитель Центра мониторинговых исследований ИРО. После содержательного выступления, отражающего авторскую позицию, участникам Клуба представилась возможность получить СD с электронной версией первоисточника педагогических трудов К.Д. Ушинского, подготовленных Центром мониторинговых исследований.
Следующая рубрика Клуба была посвящена «Созвездию уроков доброты». Три года назад сотни учителей в самых разных уголках России, Украины, Беларуси, Латвии, Эстонии, Литвы впервые одновременно провели Уроки Доброты. Это был своеобразный дар сердца Шалве Александровичу Амонашвили в его Юбилей. С этого времени проведение Уроков доброты в первые дни весны стало традицией у приверженцев гуманной педагогики. Мы посмотрели видеоролик о проведении Уроков доброты, познакомились со сборником «Добро творящий творит Жизнь». В ходе заседания Клуба появилось предложения внести на сайт в раздел Клуба календарь событий гуманной педагогики и совместными творческими усилиями наполнять его.
В рубрике «Наш опыт» выступила Т.В. Кракшина, учитель технологии и музыки Лучинской СОШ, с приемами работы, которые могут использоваться на Уроках доброты. Все вместе мы попробовали технику квиллинга и оценили широкие возможности ее применения в педагогической практике.
Конечно, самый лучший урок тот, где торжествуют не слова о доброте, а чувства и добрые дела. В этом году Уроки Доброты, как и Международные чтения по гуманной педагогике, предлагается посвятить памяти Валерии Гивиевны Ниорадзе, назвав их «Уроками Доброты и Любви».
Мы предлагаем всем педагогам, у которых эта идея нашла сердечный отклик провести их 4 марта или в течение марта 2013 года по теме, предложенной Международным центром гуманной педагогики «Как проявлять мощь сердца». Ведущая идея: «Чтобы делать добро, надо им обладать» Аристотель.
Лейтмотивом урока пусть нам послужат слова Шалвы Александровича Амонашвили:
«Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его -Твори добро. Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его -Твори добро. Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - Твори добро. Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом -Твори добро. Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения, Ибо никто не властен над твоим добром…»
Приглашаем к сотрудничеству! Сотворим добро вместе!
С удовольствием ответим на все ваши вопросы, окажем помощь в подготовке и проведении Уроков Доброты. Тел. 48-60-23