22-24 марта 2013 года в ГОУ ВПО "Московский городской педагогический университет" прошли Двенадцатые международные педагогические чтения «Манифест гуманной педагогики – путь в будущее».
Из Ярославской области на Чтениях присутствовали 7 педагогов (г.Ярославль, г.Рыбинск). ГОАУ ЯО «Институт развития образования» представляла Л.В. Кочкина, доцент КОПиП, к.пс.н., интегратор Клуба по гуманной педагогике.
22 марта – первый день Чтений. При входе в зал заседаний нас приветствовали школьники Центра образования №1679 (Москва) – той школы, где гуманная педагогика воплощается в жизнь уже на протяжении многих лет.
Педагоги, ежегодно приезжающие на Чтения, создали в своих регионах Лаборатории, Центры и Отделения гуманной педагогики и объединяются вокруг главных принципов гуманной педагогики, что ежедневно воплощают в жизнь в своих школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования; разрабатывают методические материалы, которые каждый год привозят на Чтения и делятся друг с другом.
Традиционно открытие Чтений началось с Гимна гуманной педагогики. Фрагмент церемонии открытия 12 Международных педагогических чтений по гуманной педагогике можно посмотреть, пройдя по следующей ссылке: http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=NH044L1-tfk
Все дни Чтений были посвящены главной цели гуманной педагогики – воспитание благородного человека. Фрагмент выступления академика, доктора психологических наук, профессора МГПУ Ш.А. Амонашвили на церемонии открытия 12 Международных педагогических чтений по гуманной педагогике можно посмотреть, пройдя по ссылке: http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=oNs0fgcZyB4
Всем участникам Чтений в течение трех насыщенных дней предстояло искать ответы на вопросы, поставленные в «Манифесте гуманной педагогики»:
- как расширять своё сознание и учиться мыслить и действовать согласно понятию духовности;
- как личность человека рождается в борьбе с самим собою;
- как взращивать в себе любовь к детям и учиться нести её красиво;
- как приобщиться к источникам педагогической мудрости;
- как постоянно совершенствовать своё педагогическое искусство, наполняя его глубоким содержанием и изяществом исполнения;
- как взращивать в себе понимание, терпение, благородство, великодушие, внутреннюю культуру.
Действительно, учитель, следующий принципам гуманной педагогики, не только воспитывает ребенка, но прежде всего и обязательно воспитывается сам, - «утончается», проникается мудростью, любовью и идеями блага.
Формат Чтений уже давно представляет собой не пассивное присутствие на секциях с докладами, а проведение встреч в форме лабораторий и мастер – классов. Это позволяет каждому педагогу проникнуться, стать деятельным участником темы, привнести свой личный опыт.
В первый день на Чтениях работали лаборатории, выражающие основные идеи «Манифеста Гуманной педагогики»:
1. Лаборатория «Духовный гуманизм», руководители Е. Н.Чернозёмова (Москва), профессор МГПУ, д.ф.н., И.А. Киршин, руководитель студии «Солнечный сад», к.п.н.,(Калининград);
2. Лаборатория «О цели воспитания», руководитель Е. С. Евдокимова (Волгоград), доцент ВСПУ, к.п.н.;
3. Лаборатория «Духовная общность – основа воспитания», руководители И.Стулпинене (Литва, г. Клайпеда), учитель физики; В. Ф. Бак (Украина, г. Артёмовск), учитель биологии,
4. Лаборатория «Родительский дом – начало начал», руководитель К. Ш. Мансурова (Москва), председатель общественного движения «Родительская забота», к.х.н.;
5. Лаборатория «Как победить себя», руководитель Д. Озолс (Латвия,г. Рига), ; М. И. Шишова (Москва), директор ГБОУ СОШ №200
6. Лаборатория «Искусство управления образованием», руководитель Т.Яунземис (Латвия, г. Смилтене), руководитель управления образования;
7. Лаборатория «Чаша педагогической мудрости», лаборатория Валерии Гивиевны Ниорадзе, руководитель В. Г. Александрова (Москва), д.п.н., н.с. МГПУ; Х. З. Султанова (Чеченская республика, г. Грозный), начальник отдела инновационной образовательной политики.
Первый день 12 Международных педагогических чтений по гуманной педагогике завершила вторая общая встреча.
23 марта 2013г.– второй день Чтений открылся мастер-классами. 8 аудиторий были переполнены вдохновением и творчеством, мыслями и переживаниями. Свои мастер-классы представили учителя, работающие по системе гуманной педагогики, студенты университета под руководством своих старших наставников, руководители необычного детского сада «Басти-Бубу». Некоторые названия мастер-классов «Светильники нужно беречь», «Азбука мудрости», «Из праздника детства по радуге Света к вершинам Добра и Любви».
Педагоги увлеченно внимали всему происходящему и получили много практического опыта в области вдохновения детей через искусство, музыку, театральную деятельность, проведения родительских собраний на темы, способствующие улучшению отношений родителей и детей, их взаимопониманию.
А во второй части дня участников Чтений ждал истинный подарок – мастер-класс академика Шалвы Александровича Амонашвили!
На сцене с участием студентов МГПУ в качестве учеников – Шалва Александрович показал приемы работы с детьми, способствующие развитию у детей сердечности, великодушия.
24 марта 2013 г. – завершающий день Чтений, где подводились итоги работы мастер-классов и лабораторий. В этот день знаками «Учитель гуманной педагогики», «Рыцарь гуманной педагогики» и «Образовательное учреждение гуманной педагогики» награждались достойные из достойных.
По решению всего педагогического сообщества, присутствующего на Чтениях была определена тема будущих Тринадцатых Международных Чтений по гуманной педагогике в 2014 году: «Учитель».
Шалва Александрович Амонашвили, руководитель и идейный вдохновитель гуманной педагогики высказал своего рода напутствие: «Пусть наше творческое участие в Чтениях 2014 года начнется уже сейчас. Давайте поставим перед собой цель: совершенствовать себя как человека и учителя настолько, насколько хватит мудрости и насколько мы в состоянии это делать. И будем заниматься этим великим делом каждый день, каждый час и в любых обстоятельствах!»
Подробнее о прошедших Чтениях Вы можете узнать на заседаниях Клуба по гуманной педагогике. Приглашаем всех к деятельному, творческому участию!