Кафедра педагогики и психологии

ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» начал сотрудничество с Государственным бюджетным общеобразовательным учреждением Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»  (ГБОУ ЦЛП)

7-8 февраля 2017 года состоялся региональный семинар «Организация образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариантом 2 примерной АООП» с участием преподавателей ГБОУ Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения».

Опыт Псковской области, где были созданы классы для детей со сложной структурой дефекта, является очень востребованным в нашем регионе. В семинаре участвовало более 80 педагогов из всех муниципальных районов Ярославской области.

Благодаря работе созданных в Пскове учреждений, дети, ранее считавшиеся необучаемыми, получили возможность регулярно посещать образовательное учреждение. Обучение осуществляется на основе индивидуальных программ и направлено на развитие жизненной компетенции детей, на формирование у них таких навыков, умений, представлений, которые помогут им реализовать их потенциальные возможности, включаясь в жизнь общества.

В Пскове, выпускники ЦЛП, имеющие инвалидность, по достижении ими 18-летнего возраста поступают в Государственное учреждение социального обслуживания «Производственно-интеграционные мастерские». Это уникальное учреждение не только для Псковской области. Оно обеспечивает занятость 130 взрослых людей с тяжелыми нарушениями развития, проживающими в г. Пскове. Их занятость обеспечивается трудом в пяти производственных отделениях: швейное, прачечное, деревообработки, растениеводства и картонажное, а также в трёх непроизводственных: отделение развития и ухода, хозяйственное и тренировочное.

Самым сложным и острым вопросом в действующей системе остается вопрос развития форм проживания людей с тяжелыми нарушениями развития в условиях обычного социального окружения, когда их родители уходят из жизни или не в состоянии обеспечить своим детям надлежащее сопровождение. Для решения проблемы необходимо найти ответы на ряд вопросов, связанных с местом жительства, с предоставлением услуг по сопровождению проживания, с защитой прав и законным представительством людей с тяжелыми нарушениями развития.

Несмотря на сложность, проблема сопровождаемого (поддерживаемого) проживания будет решена, иначе теряется смысл работы на всех предыдущих звеньях системы. Рассматриваются вопросы предоставления услуг по сопровождению проживания людей с тяжелыми нарушениями в условиях квартир обычных жилых домов. В этой связи особую значимость представляет опыт Отделения учебного проживания Центра лечебной педагогики, которое обучает молодых людей с тяжелыми нарушениями развития навыкам самостоятельного проживания в условиях обычной квартиры.

Проведенный семинар вызвал большой интерес у участников, которые выражают БЛАГОДАРНОСТЬ педагогам Сухаревой Оксане Юрьевне – заместителю директора по УВР, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Псковской области, разработчик ФГОС и АООП; Рудаковой Елене Анатольевне – методисту, учителю высшей квалификационной категории ГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Псковской области, разработчик ФГОС и АООП за высокий профессионализм и качество предоставляемых материалов.    

Кафедра инклюзивного образования планирует организовать дальнейшее взаимодействие с педагогами Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения.