Кафедра педагогики и психологии

II Всероссийская научно-практическая конференция «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

Инклюзивное образование внедряется повсеместно не только в школы, но и высшие учебные заведения.

На протяжении трёх дней с 19 по 21 мая 2016 года Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» в г. Ялте стала площадкой для проведения II Всероссийской научно-практической конференции «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА».

Педагоги Ярославской области (ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования", МДОУ №109 г.Ярославль) приняли участиев этой коференции.

Директор Гуманитарно-педагогической академии, доктор педагогических наук, профессор, почётный гражданин города Ялты Глузман Александр Владимирович в приветственном слове к участникам конференции отметил, что Академия является единственным высшим учебным заведением в Крыму, которое готовит специалистов с ограниченными возможностями здоровья по всем направлениям: «Первым шагом в развитии инклюзивного образования в нашем учебном заведении стало открытие в 2003 г. специализированного факультета для лиц с инвалидностью I-III группы с нарушениями опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной и слуховой системы и создали для них все необходимые условия. Изучив зарубежный опыт в сфере инклюзивного образования, побывав в более 20 странах, мы увидели, что работа с молодежью с инвалидностью – это не только доступная образовательная и социальная среда, но и огромной труд профессорско-преподавательского состава по обеспечению социально-педагогической поддержки и реабилитации. Только в совокупности этих составляющих мы смогли сделать так, чтобы студенты-инвалиды могли получать хорошее образование и могли стать настоящими специалистами. Мы выпустили более 700 студентов различных нозологических групп инвалидности. Многие из них получили второе высшее образование, некоторые сейчас обучаются в аспирантуре, кто-то стал соискателем научных степеней" — всё это большое наше достижение и удовлетворение от работы с этими студентами» — сообщил Александр Владимирович.

От имени министра образования, науки и молодежи Крыма Натальи Георгиевны Гончаровой гостей и участников конференции приветствовала Голубева Валентина Алексеевна, заведующая отделом науки и высшего профессионального образования:
— В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальной выступает проблема, требующая включения каждого человека — это социализация личности. Одним из основных и неотъемлемых условий успешной социализации и адаптации детей молодежи с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения полноценного и системного участия их в жизни общества, реализации себя в различных видах профессиональной и социальной деятельности, является получение ими качественного и полноценного образования. Поэтому реализация права на получение образования любого ребенка с учетом разнообразия их особых потребностей и индивидуальных возможностей рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики Российской Федерации, не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития. Желаю плодотворной работы, конструктивных дискуссий, новых достижений и приобретения дружеских контактов, — резюмировала Валентина Алексеевна.

С приветственным словом от заместителя председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ Смолина Олега Николаевича к участникам конференции обратился Крюков Георгий Валерьевич – президент Ассоциации специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Московской области, член Экспертного совета по специальному и инклюзивному образованию при Комитете по образованию Государственной Думы РФ, г. Москва. Он отметил значимость опыта и результатов исследования специалистов Гуманитарно-педагогической академии в вопросах инклюзивного образования и поддержки молодежи с инвалидностью.

Конференция проходила в рамках круглых столов и секций по следующим вопросам:

  1. Условия и направления социально-педагогической поддержки детей и молодежи с ограниченными возможностями в инклюзивной образовательной среде
  2. Школа доступного образования как механизм «социального лифта» для лиц с ОВЗ и инвалидностью (теория и инновационные практики)
  3. Психолого-педагогические, медико-реабилитационные и организационные основы инклюзивного процесса в дошкольном, общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
  4. Профессиональная квалификация всех участников процесса инклюзивного образования (руководителей, педагогического коллектива, школьных и университетских специалистов и др.) в условиях преобразования инклюзивного образования
  5. Актуальные исследования молодых ученых в сфере инклюзивного образования

Содержательным было выступление гостя из Якутии Егорова Пантелеймона Романовича, кандидата педагогических наук, директора Северо-Восточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова об опыте и необходимости использования тифлооборудования для незрячих студентов.

Член-корреспондент Академии медико-технических наук Российской Федерации, директор научно-образовательного центра «Социальная защита детей и молодежи» Коростелев Борис Алексеевич (г.Москва) представил доклад-презентацию «Школа доступного образования в повестке актуальной образовательной политики», в котором раскрыл современные требования к образовательному пространству в рамках реализации федеральной программы «Доступная среда».

В актовом зале Академии была представлена выставка передового педагогического опыта и научно-исследовательских работ образовательных организаций по вопросам инклюзивного образования. Интересной, познавательной и практически ориентированной была представленная Научно-методическим центром образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ» (г. Москва) выставка-презентация специализированного оборудования, программного обеспечения и методик обучения детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья.

Участники конференции — специалисты дошкольных, общеобразовательных и высших учреждений, а также представители специализированных центров и учреждений приехали из многих регионов Российской Федерации: Якутска, Тюмени, Красноярска, Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Ростова-на-Дону, Таганрога, Орла, Ярославля, Владимира, Нижнего Новгорода и др. Всего в конференции приняло участие около 200 человек. В ходе проведения мастер-классов и круглых столов они презентовали опыт и практические разработки своих регионов в сфере инклюзивного образования.

В рамках конференции была проведена экскурсия в Региональный центр высшего образования инвалидов, где представлено различное инновационное оборудование, предназначенное для эффективного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Также прошла панельная дискуссия «Совершенствование подготовки студентов в контексте инклюзивного образования» (Руководитель: доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социально-педагогических технологий и педагогики
девиантного поведения, руководитель Регионального центра высшего образования инвалидов ГПА, Ю. В. Богинская).

Участники конференции выразили надежду на совместное сотрудничество. Итогом работы Всероссийской конференции стало предложение представителей образовательных учреждений разных регионов России о создании в Ялте на базе Регионального центра высшего образования инвалидов инновационной площадки по разработке и апробации технологий сопровождения и поддержки участников инклюзивного процесса.  После подведения итогов конференции участникам были вручены сертификаты.