«Формирование гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде средствами гуманитарных дисциплин»

Краткое обоснование актуальности региональной инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде средствами гуманитарных дисциплин» для региональной системы образования

Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности на современном этапе развития общества обусловлена особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуации в стране. «В мире 21 века на фоне новой расстановки экономичных, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация, быть и оставаться Россией», — с такими словами обратился Президент РФ Путин В.В. к Федеральному Собранию. Национальная и духовная идентичность является важнейшим конституирующим элементом гражданской общности, выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства.

Школа обладает огромным потенциалом для воспитания подрастающего поколения, поэтому формирование гражданской и культурной идентичности обучающихся как граждан России, духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей, формирование активной жизненной позиции заявлено в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) в качестве высшего приоритета современной российской школы.

Одним из эффективных путей формирования  гражданской идентичности обучающихся является изучение краеведческого содержания Ярославской области, которое способствует развитию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций; гарантирует право на получение нормативных знаний об истории, географии и культуре родного края каждым учащимся; повышает статус образования как фактора развития региона.

Основная идея проекта заключается в разработке системы по формированию гражданской идентичности в социально-образовательной среде на основе содержания краеведческой направленности гуманитарных предметов в соответствии с требованиями ФГОС.

ФГОС определил новые целевые и концептуальные установки: основной акцент, в первую очередь, сделан на достижение личностных (в том числе, на формирование гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа) и метапредметных результатов.

Примерный учебный план ФГОС 2010 года строится по новой структуре и состоит из двух частей: федеральной обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, которая направлена на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации. Часы, отданные под региональный компонент в базисном учебном плане 2004 года, в учебном плане 2010 года отсутствуют, что автоматически полностью перечеркивает всю существовавшую систему по изучению содержания образования краеведческой направленности, что обосновывает актуальность и значимость разработки системы по формированию гражданской идентичности на основе содержания краеведческой направленности гуманитарных предметов для РСО.

Формирование гражданской идентичности в процессе урочной деятельности может реализоваться на основе различных вариативных моделей:

1) в рамках самостоятельного интегрированного предмета «Краеведение»;

2) в рамках самостоятельных краеведческих модулей, таких как: «География Ярославского края», «История Ярославского края», «Музыкальные традиции Ярославского края», «Художественные традиции Ярославского края»;

3) в рамках распределенного краеведческого компонента на уроках предметов гуманитарного цикла (истории, обществознания, литературы и т.д.).

Формирование гражданской идентичности в процессе внеурочной деятельности может быть организовано по следующим направлениям, таким как:

  • историческое краеведение (военно-историческое, историко-культурное, историко-архивное, археологическое и др.);
  • естественнонаучное краеведение (географическое, экологическое, биологическое, геологическое и др.);
  • этнокультурное и художественное краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.);
  • туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время туристических походов);
  • оздоровительный туризм (совершение некатегорийных походов по родному краю в сочетании с проведением краеведческих наблюдений, исследований и  изучением отдельных особенностей района похода);
  • музейное краеведение (изучение родного края на базе школьного краеведческого музея);
  • экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения самодеятельных, или участия в плановых экскурсиях);

и реализовываться через программы внеурочной деятельности (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, метапредметные недели, школьные олимпиады по предметам программы основной школы); через организацию деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т.д.

Инновационность предложенной системы по формированию гражданской идентичности в социально-образовательной среде на основе содержания краеведческой направленности гуманитарных предметов заключается в следующем:

  • целевая установка на достижение личностных результатов, в частности формирование гражданской идентичности;
  • апробация вариативных моделей по формированию гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде на основе содержания краеведческой направленности (управленческий, метапредметный и предметно-методический аспекты);
  • проектировочная деятельность метапредметных объединений учителей гуманитарных дисциплин внутри ОО по определению единых подходов к формированию гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде;
  • реализация проекта в единстве урочной и внеурочной деятельности;
  • проектирование социально-образовательной среды, объединяющей внутреннюю образовательную среду школы и внешнюю социокультурную среду, направленной на формирование гражданской идентичности ярославских школьников.