«Формирование гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде средствами гуманитарных дисциплин»

Отчет о работе региональной инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде средствами гуманитарных дисциплин»

2018 год

2 квартал

Наименование задачи, мероприятия в соответствии с ТЗ

Ожидаемый результат реализации

Срок выполнения

Результаты выполнения

Корректировки

1.

Апробация различных моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде на основе содержания краеведческой направленности (управленческий и предметно-методический аспекты) с последующей корректировкой

Разработанная модель формирования гражданской идентичности ярославских школьников на основе содержания краеведческой направленности (урочная, внеурочная, внеклассная деятельность)

Январь-май  2018

Пилотная реализация моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников (в каждой школе индивидуальная)

 

2.

Обработка мониторинга личностных результатов учащихся 6 классов, отслеживание динамики, сравнение с результатами предшествующей параллели 5 классов (контрольные группы).

Динамика личностных результатов школьников по гражданской идентичности

Май 2018 года

Интерпретация результатов диагностики

 

3.

Презентация результатов работы РИП педагогическому сообществу

Участие учителей в региональном конкурсе учебных экскурсий краеведческой направленности «Моя Ярославия»

Участие учителей в региональном конкурсе учебных экскурсий краеведческой направленности «Моя Ярославия»

http://www.iro.
yar.ru/
index.php?id=2601

 

 

Апрель-май 2018 года

Участие учителей в региональном конкурсе учебных экскурсий краеведческой направленности «Моя Ярославия», получение дипломов победителей.

Итоги конкурса:

­       диплом I степени за 1-е место – Грандобоева Ирина Федоровна, учитель истории и обществознания МОУ «Средняя школа № 70» г. Ярославля - за разработку экскурсии «С любовью к городу».

Размещение работы на сайте ИРО

 

4.

Подготовка пакета методических материалов для администраторов и учителей-предметников по формированию гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде на основе содержания краеведческой направленности

Пакет методических материалов

«Региональный компонент  школьного гуманитарного образования как средство формирования гражданской идентичности обучающихся» (музыкальное, географическое, литературное, историко-обществоведческое)

«Школьное краеведение как средство формирования гражданской идентичности учащихся»

Май-июнь 2018

Подготовка методического пособия «Школьное краеведение как средство формирования гражданской идентичности учащихся» (представление моделей формирования гражданской идентичности в каждой школе)

 

5.

Публичная презентация и распространение результатов проекта на региональном уровне

Семинар «Формирование гражданской идентичности школьников в урочной и внеурочной деятельности»

10.05.2018

Программа семинара:

1.      Вступительное слово «Формирование гражданской идентичности в образовательном процессе» 

Кузнецов Виктор Васильевич, директор школы

2.      Модель по формированию гражданской идентичности школьников средней школы №88

Панфилова Татьяна Львовна, заместитель директора школы

3.      Урок литературы 9 класс Военная лирика А. Суркова

Терехова Юлия Александровна, учитель русского языка и литературы

4.      Урок музыки 4 класс Мастерство исполнителя

Кириллова Ирина Николаевна, учитель музыки

5.      Урок технологии 8 класс Ярославский характер (Сувенирная продукция городов Золотого кольца Ярославской области)

Климова Аделя Викторовна, Майорова Вера Александровна, учителя технологии

6.      Занятие внеурочной деятельности «Мы Ярославичи» 3 класс «Ярославия - среднерусская гардарика»

Журавлева Татьяна Алексеевна, учитель начальной школы

7.      Занятие внеурочной деятельности « Мир глазами художника» 4 класс «Творческий проект «Мой город Ярославль».

Захарова Ираида Викторовна,  учитель изобразительного искусства 

8.      Занятие внеурочной деятельности «Экос»  6 класс «Удивительный мир растений нашего края».

Блохина Марина Анатольевна, учитель биологии Кудрявцева Наталья  Евгеньевна, учитель биологии

9.      Клуб исторической реконструкции «Живой музей» «800-летию Ярославского княжества Ярославль в XVIII-XIX веках».

Полозов Александр Валентинович, учитель истории

 

6.

Презентация результатов работы РИП педагогическому сообществу

 

Конференция «Региональный компонент гуманитарного образования как средство формирования гражданской идентичности учащихся»

27.11-30.11

Подготовка конференции «Региональный компонент гуманитарного образования как средство формирования гражданской идентичности учащихся»

 

I квартал 2018 года

Наименование задачи, мероприятия в соответствии с ТЗ

Ожидаемый результат реализации

Срок выполнения

Результаты выполнения

Корректировки

1.

Апробация различных моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде на основе содержания краеведческой направленности (управленческий и предметно-методический аспекты) с последующей корректировкой

Разработанная модель формирования гражданской идентичности ярославских школьников на основе содержания краеведческой направленности (урочная, внеурочная, внеклассная деятельность)

Январь-май  2018

Пилотная реализация моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников (в каждой школе индивидуальная)

 

2.

Подготовка пакета методических материалов для администраторов и учителей-предметников по формированию гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде на основе содержания краеведческой направленности

Пакет методических материалов

«Региональный компонент  школьного гуманитарного образования как средство формирования гражданской идентичности обучающихся» (музыкальное, географическое, литературное, историко-обществоведческое)

«Школьное краеведение как средство формирования гражданской идентичности учащихся»

Май-июнь 2018

Подготовка методического пособия «Школьное краеведение как средство формирования гражданской идентичности учащихся» (представление моделей формирования гражданской идентичности в каждой школе)

 

3.

Презентация результатов работы РИП педагогическому сообществу

 

Конференция «Региональный компонент гуманитарного образования как средство формирования гражданской идентичности учащихся»

27.11-30.11

Подготовка конференции «Региональный компонент гуманитарного образования как средство формирования гражданской идентичности учащихся»

 

 

 

2017 год

IV квартал

Наименование задачи, мероприятия в соответствии с ТЗ

Ожидаемый результат реализации

Срок выполнения

Результаты выполнения

В случае отклонения плана предложения по корректировке

1.

Апробация различных моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде на основе содержания краеведческой направленности (управленческий и предметно-методический аспекты) с последующей корректировкой

Разработанная модель формирования гражданской идентичности ярославских школьников на основе содержания краеведческой направленности (урочная, внеурочная, внеклассная деятельность)

Апрель-май 2017

Пилотная реализация моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников (в каждой школе индивидуальная)

 

2.

Обработка мониторинга личностных результатов учащихся 6 классов, отслеживание динамики, сравнение с результатами предшествующей параллели 5 классов (контрольные группы).

Динамика личностных результатов школьников по гражданской идентичности

Сентябрь-октябрь 2017

Интерпретация результатов диагностики

 

3.

Проектировочный семинар «Проектирование социально-образовательной среды по формированию гражданской идентичности школьников»

Подведение итогов  второго года работы, обсуждение планов на третий, завершающий год проекта

7 декабря 2017 года

Скорректирован план работы на третий год проекта

 

III квартал

Наименование задачи, мероприятия в соответствии с ТЗ

Ожидаемый результат реализации

Срок выполнения

Результаты выполнения

В случае отклонения плана предложения по корректировке

1.

Апробация различных моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде на основе содержания краеведческой направленности (управленческий и предметно-методический аспекты) с последующей корректировкой

Разработанная модель формирования гражданской идентичности ярославских школьников на основе содержания краеведческой направленности (урочная, внеурочная, внеклассная деятельность)

Апрель-май 2017

Пилотная реализация моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников (в каждой школе индивидуальная)

 

2.

Мониторинг личностных результатов учащихся 6 классов, отслеживание динамики, сравнение с результатами предшествующей параллели 5 классов (контрольные группы).

Динамика личностных результатов школьников по гражданской идентичности

Сентябрь-октябрь 2017

Интерпретация результатов диагностики

 

II квартал

Наименование задачи, мероприятия в соответствии с ТЗ

Ожидаемый результат реализации

Срок выполнения

Результаты выполнения

В случае отклонения плана предложения по корректировке

1.

Апробация различных моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде на основе содержания краеведческой направленности (управленческий и предметно-методический аспекты) с последующей корректировкой

Разработанная модель формирования гражданской идентичности ярославских школьников на основе содержания краеведческой направленности (урочная, внеурочная, внеклассная деятельность)

Апрель-май 2017

Пилотная реализация моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников (в каждой школе индивидуальная)

Модели формирования гражданской идентичности ярославских школьников разработаны.

Программы предметов и курсов с использованием регионального содержания апробируются в ОО.

 

2.

Подведение промежуточных итогов апробации вариативных моделей

Видеоконференция  «Формирование гражданской идентичности ярославских школьников на основе содержания краеведческой направленности (РИП): первые результаты проекта» (приняли участие все школы РИП – 53 участника)

http://www.iro.yar.ru/index.php?id=1812

 

 

 

17 мая 2017

Опыт работы представили все школы-участники – РИП: модели организации работы; программы краеведческих курсов; новые формы развития гражданской идентичности школьников.

Программа видеоконференции

1. Формирование гражданской идентичности ярославских школьников на основе содержания краеведческой направленности (РИП): первые результаты проекта.

Результаты мониторинга личностных результатов учащихся 5 классов

Томчук С.А., зав. КГД ГАУ ДПО ЯО ИРО, руководитель РИП

2. Модель формирования гражданской идентичности школьников МОУ СОШ № 28 имени А.А. Суркова г. Рыбинска

Шальнова Ольга Николаевна, директор МОУ СОШ №28 имени А.А. Суркова г. Рыбинска

Слинина Наталя Вячеславовна, учитель русского языка, литературы и культурологии МОУ СОШ №28 имени А.А. Суркова г. Рыбинска

3. Модель формирования гражданской идентичности ярославских школьников в МОУ СОШ № 69 г. Ярославля

Анисимова Любовь Владимировна, директор «Средней школы №69» г. Ярославля

Коротаева Ирина Евгеньевна, учитель истории «Средней школы №69» г. Ярославля

4. Формирование гражданской идентичности ярославских школьников в процессе преподавания интегрированного курса «Краеведение»

Журина Ирина Николаевна, директор «Средней школы №48» г. Ярославля

Туманова Мария Сергеевна, педагог-психолог «Средней школы №48» г. Ярославля

5. «Живой музей» как опыт исторической реконструкции

Панфилова Татьяна Львовна, зам. директора «Средней школы №88» г. Ярославля

Полозов Александр Валентинович, учитель истории и обществознания «Средней школы №88» г. Ярославля

6. Школьный музей как средство формирования гражданской идентичности школьников

Мухина Мария Петровна, директор МОУ Красноткацкая СОШ Ярославского МР

Вевель Анжелика Викторовна, учитель истории и обществознания МОУ Красноткацкая СОШ Ярославского МР

7. Социально-образовательная деятельность как средство формирования гражданской идентичности школьников

Луковикова Ирина Ивановна, директор «Средней школы №70» г. Ярославля

Преснухина Наталья Александровна, зам директора «Средней школы №70»  г. Ярославля

 

 

3.

Презентация результатов работы РИП педагогическому сообществу

Участие учителей в региональном конкурсе программ краеведческой направленности «Моя Ярославия»

 

Участие учителей в региональном конкурсе программ краеведческой направленности «Моя Ярославия»

http://www.iro.yar.ru/index.php?id=2601

 

Апрель-май 2017 года

Участие учителей в региональном конкурсе программ краеведческой направленности «Моя Ярославия», получение дипломов победителей.

Итоги конкурса:

В номинации «Программы учебных курсов с включением краеведческого содержания, реализуемые в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений»:

­       диплом I степени за 1-е место - Каратаева Ирину Евгеньевну, учитель МОУ «Средняя школа № 69» г. Ярославля - за программу «Краеведение»;

­       диплом II степени за 2-е место – Туманова Мария Сергеевна, педагог МОУ «Средняя школа № 48» г. Ярославля - за программу «Мой Ярославский край».

В номинации «Программы учебных предметов с включением краеведческого содержания, реализуемые в рамках обязательной части учебного плана»:

­       диплом II степени за 2-е место – Ситникова Юлия Владимировна, учитель МОУ «Средняя школа № 28» г. Рыбинска - за программу «Литературное краеведение».

В номинации «Программы учебных курсов с включением краеведческого содержания, реализуемые во внеурочной деятельности»:

­       дипломами I степени за 1-е место – Бутусова Алексея Владимировича, учителя МОУ Красноткацкой СШ Ярославского МР - за программу «Топонимика Ярославского края».

 

 

I квартал

Наименование задачи, мероприятия в соответствии с ТЗ

Ожидаемый результат реализации

Срок выполнения

Результаты выполнения

В случае отклонения плана предложения по корректировке

1.

Апробация различных моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников на основе содержания краеведческой направленности (управленческий и предметно-методический аспекты)

Пилотная реализация моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников на основе содержания краеведческой направленности

2017 год

Апробируются программы интегрированных курсов «Краеведение» (МОУ СОШ 69, 48 г.Ярославля), программ предметов гуманитарного цикла в 5-6 классах  с включением краеведческого содержания (в соответствии с разработанной моделью каждой школы), программы внеурочной деятельности.

 

2.

Участие в региональном конкурсе программ учебных предметов и курсов краеведческой направленности «Моя Ярославия» (5-11 классы)

 

Представление программ интегрированных курсов «Краеведение», программ предметов гуманитарного цикла в 5-6 классах  с включением краеведческого содержания, программ внеурочной деятельности.

С марта 2017 года

Консультирование сотрудниками кафедры учителей школ – участников РИП

Дополнительно к плану проекта

 

 

 

2016 год

I квартал

Наименование задачи, мероприятия в соответствии с ТЗОжидаемый результат реализацииСрок выполненияРезультаты выполненияВ случае отклонения плана предложения по корректировке
1Разработка проектной документации, презентация и защита проекта РИПУтверждение статуса инновационной площадкиФевраль

Утверждение статуса инновационной площадки

Приказ ДО ЯО от 29.02.2016 №141/01-03 «О признании образовательных организаций региональными инновационными площадками»
 

II квартал

Наименование задачи, мероприятия в соответствии с ТЗОжидаемый результат реализацииСрок выполненияРезультаты выполненияВ случае отклонения плана предложения по корректировке

1.

Соорганизация участников проекта

Установочный проектировочный семинар

13 апреля 2016 года

Установочный семинар участников РИП «Формирование гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде средствами гуманитарных дисциплин».

На семинаре присутствовали представители всех образовательных организаций – соисполнителей проекта, сотрудники кафедры гуманитарных дисциплин – участники проекта.

В рамках семинара:

1) была определена содержательная и организационная модель взаимодействия всех участников проекта;

2) определены единые подходы к формированию гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде средствами гуманитарных дисциплин;

4) установлены сроки проектировочных семинаров на базе ОО по выбору модели формирования гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде;

5) согласованы позиции технического задания с ОО – участниками РИП.

 

2.

Разработка плана сопровождения инновационных площадок

Организационное и методическое сопровождение инновационных площадок сотрудниками кафедры

 

1. Закреплены кураторы из сотрудников кафедры гуманитарных дисциплин за каждой ОО:

1) МОУ «Средняя школа № 48» г. Ярославля - Киселева Н.В.

2) МОУ «Средняя школа № 69» г. Ярославля - Киселева Н.В.

3) МОУ «Средняя школа № 70» г. Ярославля  -Томчук С.А.

4) МОУ «Средняя школа № 88» г. Ярославля - Томчук С.А.

5) МОУ «Красноткацкая средняя школа» Ярославского МР (Харитонова Л.А.. - Страхова Н.В.

6) МОУ СОШ №28 имени А.А. Суркова г. Рыбинска - Соловьева М.А.

2. Разработаны планы сопровождения инновационных площадок.

 

3.

Формирование пилотных проектов в 6 образовательных организациях Ярославской области, метапредметных объединений учителей внутри ОО

Установочные проектирочные семинары на базе ОО

Апрель - май

1. Сформированы школьные команды по реализации проекта, разработаны локальные акты ОО об участии педагогов в деятельности РИП

2. Кураторами площадок проведены проектировочные семинары на базе ОО по выбору модели формирования гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде:

1) МОУ «Средняя школа № 48» г. Ярославля: семинар «Определение модели формирования гражданской идентичности ярославских школьников средствами гуманитарных дисциплин» 05.05.2016

2) МОУ «Средняя школа № 69» г. Ярославля: семинар «Определение модели формирования гражданской идентичности ярославских школьников средствами гуманитарных дисциплин» 05.05.2016

3) МОУ «Средняя школа № 70» г. Ярославля: семинар «Определение модели формирования гражданской идентичности ярославских школьников средствами гуманитарных дисциплин» 05.05.2016

4) МОУ «Средняя школа № 88» г. Ярославля: семинар «Определение модели формирования гражданской идентичности ярославских школьников средствами гуманитарных дисциплин» 12.05.2016

5) МОУ «Красноткацкая средняя школа» Ярославского МР: семинар «Определение модели формирования гражданской идентичности ярославских школьников средствами гуманитарных дисциплин» 13.05.2016

6) МОУ СОШ №28 имени А.А. Суркова г. Рыбинска: семинар «Определение модели формирования гражданской идентичности ярославских школьников средствами гуманитарных дисциплин» 10.05.2016

 

4.

Разработка различных моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде

Проектировочные семинары на базе ОО по определению модели и единых подходов к формированию гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде краеведческой направленности

Май-июнь

1. Выбор модели формирования гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде (прописаны в соглашениях ОО)

2.     Скорректированные ООП ОО школ-участников РИП

3. Подписанные соглашения между ИРО и ОО

 

5.

Формирование разработческих групп по предметным направлениям («Литература», «История», «Обществознание», «География», «Музыка», «Изобразительное искусство») по корректировке рабочих программ учителей, разработке и корректировке программ модулей краеведческой направленности, разработке и корректировке программ внеурочной деятельности

Проектировочные семинары  разработческих групп по предметным направлениям на базе ИРО и ОО

Май-июнь

1.    Проектировочные семинары:

1) МОУ СОШ №28 имени А.А. Суркова г. Рыбинска: семинар  «Изучение литературного краеведения в условиях современной школы» 15.04.2016

2) ИРО: семинар «Школьный музей и его роль в духовно-нравственном воспитании обучающихся» 18.05.2016

3) ИРО: круглый стол «Изучение литературы народов России как средство воспитания общероссийской идентичности в условиях современной школы» 16.06.2016

2.     Скорректированные программы учебных предметов («Краеведение», «Литература», «История», «Обществознание», «География», «Музыка», «Изобразительное искусство»), модулей краеведческой направленности, программ внеурочной деятельности, основанные на единых подходах ОО к формированию гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде

 

III квартал

Наименование задачи, мероприятия в соответствии с ТЗ Ожидаемый результат реализации Срок выполнения Результаты выполнения В случае отклонения плана предложения по корректировке

1.

Проектировочная деятельность метапредметных объединений учителей внутри ОО по определению единых подходов к формированию гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде краеведческой направленности

1. Определение единых подходов к формированию гражданской идентичности ярославских школьников в урочной и внеурочной деятельности 2.Программы курсов урочной и внеурочной деятельности

Август – сентябрь 2016 года

1. Определение единых подходов к формированию гражданской идентичности ярославских школьников в урочной и внеурочной деятельности

2.Программы курсов урочной и внеурочной деятельности

 

2.

Формирование разработческих групп по предметным направлениям («Литература», «История», «Обществознание», «География», «Музыка», «Изобразительное искусство») по корректировке рабочих программ учителей, разработке и корректировке программ модулей краеведческой направленности, разработке и корректировке программ внеурочной деятельности

Проектировочные семинары  разработческих групп по предметным направлениям на базе ИРО и ОО

Май-июнь

1.      Скорректированные программы учебных предметов («Краеведение», «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство»), модулей краеведческой направленности, программ внеурочной деятельности, основанные на единых подходах ОО к формированию гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде

 

3.

Проведение стартовой диагностики личностных результатов (гражданская идентичность) учащихся 5 классов (экспериментальные группы)

Диагностика личностных результатов учащихся 5 классов

С сентября

Проведение стартовой диагностики

Диагностика будет проводиться в ноябре

4.

Апробация различных моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде на основе содержания краеведческой направленности

Апробация программ учебных предметов, модулей краеведческой направленности, программ внеурочной деятельности (в зависимости от выбранной модели)

С сентября

Пилотная реализация моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде на основе содержания краеведческой направленности

 

IV квартал

 

Наименование задачи, мероприятия в соответствии с ТЗ

Ожидаемый результат реализации

Срок выполнения

Результаты выполнения

В случае отклонения плана предложения по корректировке

1.

Обработка стартовой диагностики личностных результатов (гражданская идентичность) учащихся 5 классов (экспериментальные группы)

Диагностика личностных результатов учащихся 5 классов

С сентября

Проведение стартовой диагностики

Диагностика будет проводиться в ноябре

2.

Апробация различных моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде на основе содержания краеведческой направленности

Апробация программ учебных предметов, модулей краеведческой направленности, программ внеурочной деятельности (в зависимости от выбранной модели)

Сентябрь - декабрь

Пилотная реализация моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде на основе содержания краеведческой направленности