«Формирование гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде средствами гуманитарных дисциплин»
Отчет о работе региональной инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде средствами гуманитарных дисциплин»
2018 год
2 квартал
№ | Наименование задачи, мероприятия в соответствии с ТЗ | Ожидаемый результат реализации | Срок выполнения | Результаты выполнения | Корректировки | |
1. | Апробация различных моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде на основе содержания краеведческой направленности (управленческий и предметно-методический аспекты) с последующей корректировкой | Разработанная модель формирования гражданской идентичности ярославских школьников на основе содержания краеведческой направленности (урочная, внеурочная, внеклассная деятельность) | Январь-май 2018 | Пилотная реализация моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников (в каждой школе индивидуальная) |
| |
2. | Обработка мониторинга личностных результатов учащихся 6 классов, отслеживание динамики, сравнение с результатами предшествующей параллели 5 классов (контрольные группы). | Динамика личностных результатов школьников по гражданской идентичности | Май 2018 года | Интерпретация результатов диагностики |
| |
3. | Презентация результатов работы РИП педагогическому сообществу Участие учителей в региональном конкурсе учебных экскурсий краеведческой направленности «Моя Ярославия» | Участие учителей в региональном конкурсе учебных экскурсий краеведческой направленности «Моя Ярославия» http://www.iro.
| Апрель-май 2018 года | Участие учителей в региональном конкурсе учебных экскурсий краеведческой направленности «Моя Ярославия», получение дипломов победителей. Итоги конкурса: диплом I степени за 1-е место – Грандобоева Ирина Федоровна, учитель истории и обществознания МОУ «Средняя школа № 70» г. Ярославля - за разработку экскурсии «С любовью к городу». Размещение работы на сайте ИРО |
| |
4. | Подготовка пакета методических материалов для администраторов и учителей-предметников по формированию гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде на основе содержания краеведческой направленности | Пакет методических материалов «Региональный компонент школьного гуманитарного образования как средство формирования гражданской идентичности обучающихся» (музыкальное, географическое, литературное, историко-обществоведческое) «Школьное краеведение как средство формирования гражданской идентичности учащихся» | Май-июнь 2018 | Подготовка методического пособия «Школьное краеведение как средство формирования гражданской идентичности учащихся» (представление моделей формирования гражданской идентичности в каждой школе) |
| |
5. | Публичная презентация и распространение результатов проекта на региональном уровне | Семинар «Формирование гражданской идентичности школьников в урочной и внеурочной деятельности» | 10.05.2018 | Программа семинара: 1. Вступительное слово «Формирование гражданской идентичности в образовательном процессе» Кузнецов Виктор Васильевич, директор школы 2. Модель по формированию гражданской идентичности школьников средней школы №88 Панфилова Татьяна Львовна, заместитель директора школы 3. Урок литературы 9 класс Военная лирика А. Суркова Терехова Юлия Александровна, учитель русского языка и литературы 4. Урок музыки 4 класс Мастерство исполнителя Кириллова Ирина Николаевна, учитель музыки 5. Урок технологии 8 класс Ярославский характер (Сувенирная продукция городов Золотого кольца Ярославской области) Климова Аделя Викторовна, Майорова Вера Александровна, учителя технологии 6. Занятие внеурочной деятельности «Мы Ярославичи» 3 класс «Ярославия - среднерусская гардарика» Журавлева Татьяна Алексеевна, учитель начальной школы 7. Занятие внеурочной деятельности « Мир глазами художника» 4 класс «Творческий проект «Мой город Ярославль». Захарова Ираида Викторовна, учитель изобразительного искусства 8. Занятие внеурочной деятельности «Экос» 6 класс «Удивительный мир растений нашего края». Блохина Марина Анатольевна, учитель биологии Кудрявцева Наталья Евгеньевна, учитель биологии 9. Клуб исторической реконструкции «Живой музей» «800-летию Ярославского княжества Ярославль в XVIII-XIX веках». Полозов Александр Валентинович, учитель истории |
| |
6. | Презентация результатов работы РИП педагогическому сообществу
| Конференция «Региональный компонент гуманитарного образования как средство формирования гражданской идентичности учащихся» | 27.11-30.11 | Подготовка конференции «Региональный компонент гуманитарного образования как средство формирования гражданской идентичности учащихся» |
|
I квартал 2018 года
№ | Наименование задачи, мероприятия в соответствии с ТЗ | Ожидаемый результат реализации | Срок выполнения | Результаты выполнения | Корректировки |
1. | Апробация различных моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде на основе содержания краеведческой направленности (управленческий и предметно-методический аспекты) с последующей корректировкой | Разработанная модель формирования гражданской идентичности ярославских школьников на основе содержания краеведческой направленности (урочная, внеурочная, внеклассная деятельность) | Январь-май 2018 | Пилотная реализация моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников (в каждой школе индивидуальная) |
|
2. | Подготовка пакета методических материалов для администраторов и учителей-предметников по формированию гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде на основе содержания краеведческой направленности | Пакет методических материалов «Региональный компонент школьного гуманитарного образования как средство формирования гражданской идентичности обучающихся» (музыкальное, географическое, литературное, историко-обществоведческое) «Школьное краеведение как средство формирования гражданской идентичности учащихся» | Май-июнь 2018 | Подготовка методического пособия «Школьное краеведение как средство формирования гражданской идентичности учащихся» (представление моделей формирования гражданской идентичности в каждой школе) |
|
3. | Презентация результатов работы РИП педагогическому сообществу
| Конференция «Региональный компонент гуманитарного образования как средство формирования гражданской идентичности учащихся» | 27.11-30.11 | Подготовка конференции «Региональный компонент гуманитарного образования как средство формирования гражданской идентичности учащихся» |
|
2017 год
IV квартал
№ | Наименование задачи, мероприятия в соответствии с ТЗ | Ожидаемый результат реализации | Срок выполнения | Результаты выполнения | В случае отклонения плана предложения по корректировке |
---|---|---|---|---|---|
1. | Апробация различных моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде на основе содержания краеведческой направленности (управленческий и предметно-методический аспекты) с последующей корректировкой | Разработанная модель формирования гражданской идентичности ярославских школьников на основе содержания краеведческой направленности (урочная, внеурочная, внеклассная деятельность) | Апрель-май 2017 | Пилотная реализация моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников (в каждой школе индивидуальная) |
|
2. | Обработка мониторинга личностных результатов учащихся 6 классов, отслеживание динамики, сравнение с результатами предшествующей параллели 5 классов (контрольные группы). | Динамика личностных результатов школьников по гражданской идентичности | Сентябрь-октябрь 2017 | Интерпретация результатов диагностики |
|
3. | Проектировочный семинар «Проектирование социально-образовательной среды по формированию гражданской идентичности школьников» | Подведение итогов второго года работы, обсуждение планов на третий, завершающий год проекта | 7 декабря 2017 года | Скорректирован план работы на третий год проекта |
|
III квартал
№ | Наименование задачи, мероприятия в соответствии с ТЗ | Ожидаемый результат реализации | Срок выполнения | Результаты выполнения | В случае отклонения плана предложения по корректировке |
---|---|---|---|---|---|
1. | Апробация различных моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде на основе содержания краеведческой направленности (управленческий и предметно-методический аспекты) с последующей корректировкой | Разработанная модель формирования гражданской идентичности ярославских школьников на основе содержания краеведческой направленности (урочная, внеурочная, внеклассная деятельность) | Апрель-май 2017 | Пилотная реализация моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников (в каждой школе индивидуальная) |
|
2. | Мониторинг личностных результатов учащихся 6 классов, отслеживание динамики, сравнение с результатами предшествующей параллели 5 классов (контрольные группы). | Динамика личностных результатов школьников по гражданской идентичности | Сентябрь-октябрь 2017 | Интерпретация результатов диагностики |
|
II квартал
№ | Наименование задачи, мероприятия в соответствии с ТЗ | Ожидаемый результат реализации | Срок выполнения | Результаты выполнения | В случае отклонения плана предложения по корректировке |
---|---|---|---|---|---|
1. | Апробация различных моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде на основе содержания краеведческой направленности (управленческий и предметно-методический аспекты) с последующей корректировкой | Разработанная модель формирования гражданской идентичности ярославских школьников на основе содержания краеведческой направленности (урочная, внеурочная, внеклассная деятельность) | Апрель-май 2017 | Пилотная реализация моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников (в каждой школе индивидуальная) Модели формирования гражданской идентичности ярославских школьников разработаны. Программы предметов и курсов с использованием регионального содержания апробируются в ОО. |
|
2. | Подведение промежуточных итогов апробации вариативных моделей | Видеоконференция «Формирование гражданской идентичности ярославских школьников на основе содержания краеведческой направленности (РИП): первые результаты проекта» (приняли участие все школы РИП – 53 участника) http://www.iro.yar.ru/index.php?id=1812
| 17 мая 2017 | Опыт работы представили все школы-участники – РИП: модели организации работы; программы краеведческих курсов; новые формы развития гражданской идентичности школьников. Программа видеоконференции 1. Формирование гражданской идентичности ярославских школьников на основе содержания краеведческой направленности (РИП): первые результаты проекта. Результаты мониторинга личностных результатов учащихся 5 классов Томчук С.А., зав. КГД ГАУ ДПО ЯО ИРО, руководитель РИП 2. Модель формирования гражданской идентичности школьников МОУ СОШ № 28 имени А.А. Суркова г. Рыбинска Шальнова Ольга Николаевна, директор МОУ СОШ №28 имени А.А. Суркова г. Рыбинска Слинина Наталя Вячеславовна, учитель русского языка, литературы и культурологии МОУ СОШ №28 имени А.А. Суркова г. Рыбинска 3. Модель формирования гражданской идентичности ярославских школьников в МОУ СОШ № 69 г. Ярославля Анисимова Любовь Владимировна, директор «Средней школы №69» г. Ярославля Коротаева Ирина Евгеньевна, учитель истории «Средней школы №69» г. Ярославля 4. Формирование гражданской идентичности ярославских школьников в процессе преподавания интегрированного курса «Краеведение» Журина Ирина Николаевна, директор «Средней школы №48» г. Ярославля Туманова Мария Сергеевна, педагог-психолог «Средней школы №48» г. Ярославля 5. «Живой музей» как опыт исторической реконструкции Панфилова Татьяна Львовна, зам. директора «Средней школы №88» г. Ярославля Полозов Александр Валентинович, учитель истории и обществознания «Средней школы №88» г. Ярославля 6. Школьный музей как средство формирования гражданской идентичности школьников Мухина Мария Петровна, директор МОУ Красноткацкая СОШ Ярославского МР Вевель Анжелика Викторовна, учитель истории и обществознания МОУ Красноткацкая СОШ Ярославского МР 7. Социально-образовательная деятельность как средство формирования гражданской идентичности школьников Луковикова Ирина Ивановна, директор «Средней школы №70» г. Ярославля Преснухина Наталья Александровна, зам директора «Средней школы №70» г. Ярославля
|
|
3. | Презентация результатов работы РИП педагогическому сообществу Участие учителей в региональном конкурсе программ краеведческой направленности «Моя Ярославия»
| Участие учителей в региональном конкурсе программ краеведческой направленности «Моя Ярославия» http://www.iro.yar.ru/index.php?id=2601
| Апрель-май 2017 года | Участие учителей в региональном конкурсе программ краеведческой направленности «Моя Ярославия», получение дипломов победителей. Итоги конкурса: В номинации «Программы учебных курсов с включением краеведческого содержания, реализуемые в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений»: диплом I степени за 1-е место - Каратаева Ирину Евгеньевну, учитель МОУ «Средняя школа № 69» г. Ярославля - за программу «Краеведение»; диплом II степени за 2-е место – Туманова Мария Сергеевна, педагог МОУ «Средняя школа № 48» г. Ярославля - за программу «Мой Ярославский край». В номинации «Программы учебных предметов с включением краеведческого содержания, реализуемые в рамках обязательной части учебного плана»: диплом II степени за 2-е место – Ситникова Юлия Владимировна, учитель МОУ «Средняя школа № 28» г. Рыбинска - за программу «Литературное краеведение». В номинации «Программы учебных курсов с включением краеведческого содержания, реализуемые во внеурочной деятельности»: дипломами I степени за 1-е место – Бутусова Алексея Владимировича, учителя МОУ Красноткацкой СШ Ярославского МР - за программу «Топонимика Ярославского края».
|
|
I квартал
№ | Наименование задачи, мероприятия в соответствии с ТЗ | Ожидаемый результат реализации | Срок выполнения | Результаты выполнения | В случае отклонения плана предложения по корректировке |
---|---|---|---|---|---|
1. | Апробация различных моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников на основе содержания краеведческой направленности (управленческий и предметно-методический аспекты) | Пилотная реализация моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников на основе содержания краеведческой направленности | 2017 год | Апробируются программы интегрированных курсов «Краеведение» (МОУ СОШ 69, 48 г.Ярославля), программ предметов гуманитарного цикла в 5-6 классах с включением краеведческого содержания (в соответствии с разработанной моделью каждой школы), программы внеурочной деятельности. |
|
2. | Участие в региональном конкурсе программ учебных предметов и курсов краеведческой направленности «Моя Ярославия» (5-11 классы)
| Представление программ интегрированных курсов «Краеведение», программ предметов гуманитарного цикла в 5-6 классах с включением краеведческого содержания, программ внеурочной деятельности. | С марта 2017 года | Консультирование сотрудниками кафедры учителей школ – участников РИП | Дополнительно к плану проекта |
2016 год
I квартал
№ | Наименование задачи, мероприятия в соответствии с ТЗ | Ожидаемый результат реализации | Срок выполнения | Результаты выполнения | В случае отклонения плана предложения по корректировке |
---|---|---|---|---|---|
1 | Разработка проектной документации, презентация и защита проекта РИП | Утверждение статуса инновационной площадки | Февраль | Утверждение статуса инновационной площадки Приказ ДО ЯО от 29.02.2016 №141/01-03 «О признании образовательных организаций региональными инновационными площадками» |
II квартал
№ | Наименование задачи, мероприятия в соответствии с ТЗ | Ожидаемый результат реализации | Срок выполнения | Результаты выполнения | В случае отклонения плана предложения по корректировке |
---|---|---|---|---|---|
1. | Соорганизация участников проекта | Установочный проектировочный семинар | 13 апреля 2016 года | Установочный семинар участников РИП «Формирование гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде средствами гуманитарных дисциплин». На семинаре присутствовали представители всех образовательных организаций – соисполнителей проекта, сотрудники кафедры гуманитарных дисциплин – участники проекта. В рамках семинара: 1) была определена содержательная и организационная модель взаимодействия всех участников проекта; 2) определены единые подходы к формированию гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде средствами гуманитарных дисциплин; 4) установлены сроки проектировочных семинаров на базе ОО по выбору модели формирования гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде; 5) согласованы позиции технического задания с ОО – участниками РИП. |
|
2. | Разработка плана сопровождения инновационных площадок | Организационное и методическое сопровождение инновационных площадок сотрудниками кафедры |
| 1. Закреплены кураторы из сотрудников кафедры гуманитарных дисциплин за каждой ОО: 1) МОУ «Средняя школа № 48» г. Ярославля - Киселева Н.В. 2) МОУ «Средняя школа № 69» г. Ярославля - Киселева Н.В. 3) МОУ «Средняя школа № 70» г. Ярославля -Томчук С.А. 4) МОУ «Средняя школа № 88» г. Ярославля - Томчук С.А. 5) МОУ «Красноткацкая средняя школа» Ярославского МР (Харитонова Л.А.. - Страхова Н.В. 6) МОУ СОШ №28 имени А.А. Суркова г. Рыбинска - Соловьева М.А. 2. Разработаны планы сопровождения инновационных площадок. |
|
3. | Формирование пилотных проектов в 6 образовательных организациях Ярославской области, метапредметных объединений учителей внутри ОО | Установочные проектирочные семинары на базе ОО | Апрель - май | 1. Сформированы школьные команды по реализации проекта, разработаны локальные акты ОО об участии педагогов в деятельности РИП 2. Кураторами площадок проведены проектировочные семинары на базе ОО по выбору модели формирования гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде: 1) МОУ «Средняя школа № 48» г. Ярославля: семинар «Определение модели формирования гражданской идентичности ярославских школьников средствами гуманитарных дисциплин» 05.05.2016 2) МОУ «Средняя школа № 69» г. Ярославля: семинар «Определение модели формирования гражданской идентичности ярославских школьников средствами гуманитарных дисциплин» 05.05.2016 3) МОУ «Средняя школа № 70» г. Ярославля: семинар «Определение модели формирования гражданской идентичности ярославских школьников средствами гуманитарных дисциплин» 05.05.2016 4) МОУ «Средняя школа № 88» г. Ярославля: семинар «Определение модели формирования гражданской идентичности ярославских школьников средствами гуманитарных дисциплин» 12.05.2016 5) МОУ «Красноткацкая средняя школа» Ярославского МР: семинар «Определение модели формирования гражданской идентичности ярославских школьников средствами гуманитарных дисциплин» 13.05.2016 6) МОУ СОШ №28 имени А.А. Суркова г. Рыбинска: семинар «Определение модели формирования гражданской идентичности ярославских школьников средствами гуманитарных дисциплин» 10.05.2016 |
|
4. | Разработка различных моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде | Проектировочные семинары на базе ОО по определению модели и единых подходов к формированию гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде краеведческой направленности | Май-июнь | 1. Выбор модели формирования гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде (прописаны в соглашениях ОО) 2. Скорректированные ООП ОО школ-участников РИП 3. Подписанные соглашения между ИРО и ОО |
|
5. | Формирование разработческих групп по предметным направлениям («Литература», «История», «Обществознание», «География», «Музыка», «Изобразительное искусство») по корректировке рабочих программ учителей, разработке и корректировке программ модулей краеведческой направленности, разработке и корректировке программ внеурочной деятельности | Проектировочные семинары разработческих групп по предметным направлениям на базе ИРО и ОО | Май-июнь | 1. Проектировочные семинары: 1) МОУ СОШ №28 имени А.А. Суркова г. Рыбинска: семинар «Изучение литературного краеведения в условиях современной школы» 15.04.2016 2) ИРО: семинар «Школьный музей и его роль в духовно-нравственном воспитании обучающихся» 18.05.2016 3) ИРО: круглый стол «Изучение литературы народов России как средство воспитания общероссийской идентичности в условиях современной школы» 16.06.2016 2. Скорректированные программы учебных предметов («Краеведение», «Литература», «История», «Обществознание», «География», «Музыка», «Изобразительное искусство»), модулей краеведческой направленности, программ внеурочной деятельности, основанные на единых подходах ОО к формированию гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде |
|
III квартал
№ | Наименование задачи, мероприятия в соответствии с ТЗ | Ожидаемый результат реализации | Срок выполнения | Результаты выполнения | В случае отклонения плана предложения по корректировке |
---|---|---|---|---|---|
1. | Проектировочная деятельность метапредметных объединений учителей внутри ОО по определению единых подходов к формированию гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде краеведческой направленности | 1. Определение единых подходов к формированию гражданской идентичности ярославских школьников в урочной и внеурочной деятельности 2.Программы курсов урочной и внеурочной деятельности | Август – сентябрь 2016 года | 1. Определение единых подходов к формированию гражданской идентичности ярославских школьников в урочной и внеурочной деятельности 2.Программы курсов урочной и внеурочной деятельности |
|
2. | Формирование разработческих групп по предметным направлениям («Литература», «История», «Обществознание», «География», «Музыка», «Изобразительное искусство») по корректировке рабочих программ учителей, разработке и корректировке программ модулей краеведческой направленности, разработке и корректировке программ внеурочной деятельности | Проектировочные семинары разработческих групп по предметным направлениям на базе ИРО и ОО | Май-июнь | 1. Скорректированные программы учебных предметов («Краеведение», «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство»), модулей краеведческой направленности, программ внеурочной деятельности, основанные на единых подходах ОО к формированию гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде |
|
3. | Проведение стартовой диагностики личностных результатов (гражданская идентичность) учащихся 5 классов (экспериментальные группы) | Диагностика личностных результатов учащихся 5 классов | С сентября | Проведение стартовой диагностики | Диагностика будет проводиться в ноябре |
4. | Апробация различных моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде на основе содержания краеведческой направленности | Апробация программ учебных предметов, модулей краеведческой направленности, программ внеурочной деятельности (в зависимости от выбранной модели) | С сентября | Пилотная реализация моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде на основе содержания краеведческой направленности |
|
IV квартал
№ | Наименование задачи, мероприятия в соответствии с ТЗ | Ожидаемый результат реализации | Срок выполнения | Результаты выполнения | В случае отклонения плана предложения по корректировке |
---|---|---|---|---|---|
1. | Обработка стартовой диагностики личностных результатов (гражданская идентичность) учащихся 5 классов (экспериментальные группы) | Диагностика личностных результатов учащихся 5 классов | С сентября | Проведение стартовой диагностики | Диагностика будет проводиться в ноябре |
2. | Апробация различных моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде на основе содержания краеведческой направленности | Апробация программ учебных предметов, модулей краеведческой направленности, программ внеурочной деятельности (в зависимости от выбранной модели) | Сентябрь - декабрь | Пилотная реализация моделей формирования гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде на основе содержания краеведческой направленности |
|