День открытых дверей
Центр развития инновационной инфраструтктуры
14 октября 2015 года в рамках праздничных мероприятий, посвященных юбилею ГОАУ ЯО «Институт развития образования», Центр развития инновационной инфраструктуры пригласил коллег принять участие в Лаборатории идей «Педагогический лидер: какой он?».
Ведущим Лаборатории выступил Михаил Александрович Нянковский, заслуженный учитель РФ, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года – 1994».
В работе Лаборатории приняли участие 15 учителей – участников и победителей различных этапов конкурса «Учитель года», а также молодых специалистов, заинтересованных в повышении своей профессиональной компетенции.
Участники Лаборатории обсудили роль лидера в образовании, составили визуальный и вербальный образ педагогического лидера, а также выделили профессиональные и личностные черты, определяющие лидера.
По мнению участников Лаборатории, лидер в образовании может повести за собой, быть представителем коллектива, отставить интересы детей и других учителей, выдвигать новые идеи, а также работать на имидж школы и на ее будущее (например, войти в резерв управленческих кадров).
Образ педагогического лидера составлялся в трех группах, участники которых приняли на себя роли директора школы, учителей и родителей. И идеальный портрет лидера в каждой из этих групп получился свой. Так, «родители» выделили личностные черты человека, такие как доброта, отзывчивость, активная жизненная позиция. «Учителя» представили образ своего лидера как очаг, который дает тепло и опыт – педагогический лидер должен быть ответственным, опытным, харизматичным, открытым для общения. И, наконец, «администрация» представила лидера как локомотив, который ведет за собой других учителей – он ответственный, решительный, имеет авторитет и обладает даром убеждения.
В ходе семинара были проанализированы все три образа педагогического лидера и выделены повторяющиеся качества – это ответственность, авторитет, доверие.
Также участники семинара указали на проблемы, которые порождают выделенные качества лидера. В первую очередь, это отсутствие личного пространства, что обусловлено глубокой вовлеченностью в профессию, открытостью для общения. Также тревогу вызвало представление лидера как авторитарной фигуры. Однако здесь же участники Лаборатории заметили, что взгляд «родителей» оказывается более эмоциональным и человечным.
Следующим этапом работы стало выделение профессиональных и личностных черт педагогического лидера.
Профессиональные качества:
- Компетентность в профессии
- Опыт
- Умение решать проблемы
- Ответственность
- Коммуникабельность, ораторские качества
- Высокий интеллектуальный уровень
- Информационная открытость
- Владение современными технологиями
- Инициативность
- Умение работать в команде
Личностные качества:
- Ответственность
- Инициативность, целеустремленность
- Коммуникабельность, открытость к диалогу
- Харизматичность
- Человек, который умеет любить других людей
- Интеллект
- Гибкость
- Познавательная активность
- Справедливость
- Интеллигентность, честность
- Креативность
- Амбициозность
Работа Лаборатории идей будет продолжена. Какие еще качества необходимы для лидера, какие должны быть условия ситуации лидерства? Возникает вопрос о выявлении потенциальных лидеров в образовании, об их сопровождении.
На Лаборатории было принято решение о создании площадки для профессионального общения в сети Интернет.