Образован Ярославский областной институт усовершенствования учителей с целью систематического повышения профессиональной квалификации педагогов (решение исполкома Ярославского областного Совета депутатов трудящихся от 10.10.1940 года)
Подробнее
В соответствии с приказом Наркомпроса №1480 от 28.10.38г исполнительный комитет Ярославского областного Совета депутатов трудящихся 10 октября 1940 года своим решением №1562 постановил «… Организовать на базе Областного и Городского методических кабинетов в г. Ярославле Областной институт усовершенствования учителей».
Первый директор Областного института усовершенствования учителей - Нина Ивановна Веденеева(1940-1941).
Коллектив института оказывал практическую помощь в повышении квалификации педагогических кадров Ярославской области, возглавлял исследования и поиск новых форм и методов организации учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях региона.
По штатному расписанию в институте числилось 29 сотрудников, в том числе 7 человек- административно-хозяйственный персонал, 14 человек- методисты-предметники, 5 человек- научные сотрудники, 3 человека- технический персонал.
1949
Проведены первые областные педагогические чтения
Подробнее
В 1949 году состоялись первые Областные педагогические чтения ИУУ. Целью педагогических чтений было изучение, обобщение и распространение лучшего опыта педагогов области. «Педагогические чтения» подводили итог всему новому, что было выработано практикой педагогических коллективов и отдельных учителей. Лучшие сообщения учителей и других работников системы образования пересылались в Центральные педагогические чтения, которые регулярно проводились Академией педагогических наук в Москве. Материалы этих форумов широко освещались в центральной печати.
1949
Создана методическая служба профтехобразования в Ярославской области
Подробнее
21 сентября 1949 г. создается методический кабинет областного управления профтехобразования, руководителем назначен Барсенев Василий Викторович.
1950-е
Массовое повышение квалификации учителей начальных малокомплектных школ, доля которых составляла 70% школ области
1951
Состоялась областная научно-практическая конференция «Улучшение преподавания русского языка в свете марксистского учения о языке»
1956
Открыт кабинет воспитательной работы, который занимался повышением квалификации педагогов, обобщением и распространением лучшего опыта работы
1970-1980
Пилотный проект по обучению шестилеток. Созданы экспериментальные площадки по системам развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова (Лицей 2, СОШ. 43, гимназия № 8 г. Рыбинск, СОШ. 2, 37, 74 г. Ярославль).
1979
«Опыт лучших – норма работы каждого» - почин дошкольных работников Ярославской области
1982-1983
Профессиональная переподготовка учителей-предметников по направлению Начальное образование
1984
Положено начало созданию психологической службы института (научный рук.В.Д.Шадриков, д.пс.н.)
1985-1987
Массовая подготовка учителей-предметников к преподаванию нового курса «Основы информатики и вычислительной техники», подготовлено более 350 чел.
Подробнее
В 1985/86 учебного года во всех средних общеобразовательных школах и средних специальных учебных заведениях страны введено преподавание курса «Основы информатики и вычислительной техники» (Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 марта 1985 года N271 «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной тех¬ники в учебный процесс»).
В Ярославской области началась массовая подготовка учителей средних общеобразовательных школ и преподавателей средних специальных учебных заведений к преподаванию курса «Основы информатики и вычислительной техники» и к началу учебного года было подготовлено 356 чел. Обучение в соответствии с приказом МП СССР, Минвуза СССР, Госпрофорба СССР от 25.04.85 проводили вузы: Ярославский государственный педагогический институт им.К.Д.Ушинского (ЯГПИ) и Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (Яр.ГУ).
В январе 1986г. в ИУУ появился первый дисплейный класс КУВТ "YAMAHA". В сентябре 1986 года был создан кабинет информатики и ВТ, на базе ИУУ был организован постоянно действующий семинар (ведущая Ермакова В.М., канд.физ-мат.наук, доцент кафедры информатики ЯГПИ). На занятиях главное внимание уделялось методике преподавания курса, разрабатывались методические материалы, которые тиражировались и распространялись в районные и городские методические кабинеты и школы области. Это позволило выработать единый подход к преподаванию нового предмета в школах области.
10-11 апреля 1987 г. состоялась научно-практическая конференция, на которой подведены итоги первых двух лет работы по введению общеобразовательного курса «Информатика и ВТ» в школах и учреждениях НПО и СПО области.
с 1987
Переход на обучение детей с 6 лет. Массовое обучение педагогов. Бронзовая медаль «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР»
1990
Создан Ярославский региональный центр новых информационных технологий в рамках международного образовательного проекта «Пилотные школы» в соответствии с Меморандумом «Культура, Наука, Образование США – СССР»
Подробнее
В соответствии с Меморандумом “Культура, Наука, Образование США - СССР” началась реализация международного образовательного проекта “Пилотные школы”. На основании решения Яроблисполкома №301 от 19.09.90г. и приказом №53 от 12.10.90г. Министерства образования РСФСР был создан Ярославский региональный центр новых информационных технологий (РЦ НИТ). РЦ НИТ совместно с АО «КУДИЦ» (г. Москва), который проводил научно-экспериментальную работу на 32 площадках региона (Архангельской, Владимирской, Ивановской, Костромской, Тверской, Ярославской областей, республики Коми). Работа велась по двум направлениям: учебно-воспитательный процесс и управление образованием. Подготовку по вопросам использования новых информационных технологий в образовательном процессе проходили учителя-предметники и руководители школ. В проекте «Пилотные школы» впервые компьютер стал активно использоваться как средство обучения на общеобразовательных предметах, а также в делопроизводстве и управлении школой.
В июне 1991 года прошла презентация регионального центра новых информационных технологий в Ярославском институте усовершенствования учителей, на которой присутствовали Геннадий Алексеевич Ягодин –председатель Гособразования ССР, Николай Григорьевич Малышев-зам. председателя Совмина РСФСР, Петр Валерьевич Павлов –помощник председателя Гособразования СССР, Хорст Брейтенштейн –вице-президент европейского отделения фирмы IBM, Жан Даванс –директор проекта со стороны фирмы IBM, Анри ванн Гойдзенховен- менеджер фирмы IBM и другие лица.
Сотрудниками центра была разработана система курсов и спецкурсов по подготовке и переподготовке учителей информатики. В курсовой подготовке значительное внимание уделялось работе учителей на конкретном типе техники и с соответствующим программным обеспечением. Изменения материально-технической базы школ привели к изменению методики урока, методики формирования основных понятий курса, и все это находило свое отражение в курсовой подготовке. СКОЛЬКО предлагалось программ
Институт повышения квалификации (1991-2001)
1991
Ярославский областной институт усовершенствования учителей преобразован в Ярославский областной институт повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования
Подробнее
В 1991 году в соответствии с приказом Управления народного образования исполкома Ярославского областного Совета народных депутатов институт усовершенствования учителей был преобразован в Ярославский областной институт повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования.
Основные направления работы ИПК:
• повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров в рамках непрерывного образования в условиях аттестации;
• подготовка педагогических кадров по специальности " социальный педагог " на основе высшего и среднего специального образования;
• информационно-методическое обслуживание региона в целях создания развивающего образовательного пространства;
• научно-методическое и кадровое обеспечение федерального, регионального и школьного компонентов образования;
• информатизация системы образования области;
• оказание различного рода образовательных услуг.
В структуре института появилось семь научно-методических кафедр, центры, увеличилось число профильных кабинетов. В числе первых была создана кафедра педагогики, которую много лет бессменно возглавлял профессор Герман Константинович Селевко, кандидат педагогических наук, автор многочисленных научных пособий и трудов по педагогике, дидактике и психологии. Селевко Г.К. научно обосновал теорию педагогики сотрудничества. Кафедра педагогики первая взяла на себя функцию переподготовки кадров на вторую педагогическую специальность – социальный педагог-психолог. За 24 года подготовлено около 1000 специалистов, которые на сегодняшний день трудятся не только в городе Ярославле и Ярославской области, но и далеко за её пределами.
1991-1992
Эксперимент «Использование персонального компьютера как средства обучения на уроках русского языка в начальной школе»
с 1991
Реализация развивающего обучения в начальной школе: Занковское движение в Ярославской области
Подробнее
Памятная медаль «За особые заслуги в развивающем обучении» (2008 г.)
Занковское движение в Ярославской области: материалы занковских педагогических чтений. I часть- 2008 г., II часть- 2009 г.
Международная научно-практическая конференция, посвященная 55-летию системы развивающего обучения Л.В. Занкова «Система Л.В. Занкова: опережая время»: «Система Л.В. Занкова в Ярославской области» http://www.zankov.ru/center/activity/article=3457/; Урок начинается с урока [Текст]/ И.Н. Чижова // Вестник образования России– № 5. – 2012 г.
1992
Создан областной методический центр профессионального образования
Подробнее
1992 г. создан Областной методический центр профессионального образования, непосредственно подчиненный Департаменту профессионального образования.
1993
Разработана первая региональная программа информатизации образования Ярославской области. Опыт Ярославской области представлен в центральной печати.
Подробнее
Разработана первая Региональная программа информатизации образования Ярославской области (1993г.).
Опыт Ярославской области нашел признание на федеральном уровне: в решении коллегии Министерства образования Российской Федерации от 22.03.95г. «О ходе реализации Программы информатизации образования в Российской Федерации на 1994/95гг.» говорится «… Особо высокой оценки заслуживает работа Пермской и Ярославской областей, чей опыт во многом лег в основу федеральной Программы информатизации…». Опыт Ярославской области представлен в центральной печати ж. “Информатика и образование”, № 4, 1994г.
В 1993 году при поддержке лаборатории информатики Института общеобразовательной школы РАО для решения вопросов оперативного управления создается первая региональная телекоммуникационная сеть с узлом в институте повышения квалификации (подсеть TIT-BIT), объединившая 120 абонентов в основном школы гг. Ярославля и Переславля.
В марте 1993 года состоялась научно-практическая конференция «Использование персонального компьютера в учебно-воспитательном процессе школы», участниками конференции были учителя информатики Архангельской, Владимирской, Ивановской, Костромской, Ленинградской, Орловской, Саратовской, Ярославской областей и Коми республики. Участники конференции направили свои предложения в адрес Министерства образования России «…. Считаем целесообразным введение базового курса ОИВТ в 8-9 классы, а в дальнейшем в начальную школу. Считаем необходимым в штатное расписание школ ввести должности заместителя директора по внедрению НИТ и лаборанта..»
В апреле 1994 года состоялась научно-практическая конференция «Внедрение НИТ в образование», на которой обсуждались вопросы реализации программы информатизации Ярославской области 1993-1996гг.. На конференции были представлены научно-методические разработки ученых Ярославской области, новые разработки в области аппаратного и программного обеспечения и интересный практический опыт по внедрению НИТ на базе классов УК-НЦ в работах учителей. Особый интерес вызвало выступление директора сош. 28 г. Ярославля Волкова А.Н. по использованию компьютера УК-НЦ для организации школьного делопроизводства. Рекомендации конференции … ИПК «создать экспертную комиссию для оценки и анализа создаваемых программных продуктов, программно-методических комплексов, методических разработок; обобщить опыт учителей области и издать в виде сборника»
1995-1998
Реализация регионального проекта «Британоведение» при поддержке Британского Совета и мэрии города Ярославля
Подробнее
Разработка курса повышения квалификации и курса обучения школьников «Британоведению» 1995-1996.
Переподготовка учителей для работы по курсу «Британоведение». Курс ведут преподаватели университета города-побратима Эксетер, снт-окт 1996 г.
Пилотирование двух учебных курсов Британских издательств в пилотных школах № 18 и гимназия 1 г Ярославля 1996-1997.
Межрегиональная летняя школа по Британоведению и Американоведению 22-29 июня 1997. Презентация результатов проекта. Участники: учителя Ярославля и Ярославской области, Москвы и Нижнего Новгорода.
Выступление на международной конференции по Британоведению, январь 1997, Нижний Новгород.
Издание сборникаучебно-методических материалов“English for Professionals: Teacher Training Summer School in British and American Studies” Изд-во ЯГПУ им. К.Д. УшинскогоЯрославль 1998г.
Обучение учителей страноведению по разработанному в регионе курсу 1997-98 г.
1996
Создан образовательный интернет-сервер ИПК www.iro.yar.ru
Подробнее
В регионе создается инфраструктура телекоммуникационной сети. Управление информатизации и технических средств при Губернаторе Ярославской области предоставило возможность использования выделенных административных каналов связи с районами для нужд образования, удаленные сельские районы получили доступ к ресурсам и всем видам сервиса глобальных телекоммуникационных сетей.
Ярославский ИПК принимает активное участие в формировании образовательного пространства региона. В сентябре 1996 года был создан образовательный интернет-сервер (www.iro.yar.ru), который представляет собой информационную систему, содержащую образовательные и информационные ресурсы по различным образовательным областям. Интернет-сервер - учебно-методический комплекс для обеспечения дистанционной поддержки деятельности образовательных учреждений и учебного процесса ИПК.
Разработан уникальный программно-методический комплекс «Лингвист» по теории современного русского языка, который используется при подготовке студентов и в системе повышения квалификации при подготовке учителей русского языка и литературы, научный руководитель разработки и автор содержания Паршина Вера Андреевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ЯПГУ.
ИПК организовал телеконференции для учителей русского языка и литературы, ведущая телеконференций Паршина В.А.
1996
Участие в международном пилотном проекте IBD (InternationalBookDevelopment) по материалам британских издательств (Оксфорд, Кембридж, Лонгмэн, Феникс и Макмиллан)
Подробнее
В рамках Международного проекта IBD (International Book Development) ИПК совместно с Ассоциацией ИНТО реализует Пилотный проект по использованию учебных курсов пяти британских издательств (Longman, Oxford, Cambridge, Heiemann, Phoenix) (Оксфорд, Кембридж, Лонгмэн, Феникс и Макмиллан) в школах г. Ярославля. Переход на обучение по аутентичным УМК в качестве дополнительных пособий позволило подготовить учащихся к овладению английским языком на международном уровне. Проект положил начало создания ресурсной базы кабинета иностранных языков, составляющую 29 учебных курсов 3-5 уровней, обеспеченных фоно и видеоматериалами.
1997-1998
Первые курсы повышения квалификации с дистанционной поддержкой для учителей физики г. Переславля, Даниловского, Любимского, Первомайского, Переславского муниципальных районов
Подробнее
В 1997/98 году были разработаны первые курсы повышения квалификации для учителей физики с дистанционной поддержкой (Off line), курс включал лекции, систему тестов, практические и контрольные работы, авторы курса Гвоздев А.А.., Бровкин И.Б., Крайнова Т.М., Трущебин А.И., Селевко Г.К. Данные курсы были апробированы с учителями физики г. Переславля и Переславского района, Даниловского, Любимского и Первомайского районов, они стали основой для разработки учебно-методических комплексов, ориентированных на дистанционное обучение, в ИПК начался пилотный проект "Дистанционная поддержка работников образования области".
1999
Областной методический центр профессионального образования преобразован в «Научно-методический и учебный центр работников профессионального образования»
Подробнее
В 1999 г. Областной методический центр профессионального образования стал самостоятельным юридическим лицом и был переименован в «Научно-методический и учебный центр работников профессионального образования» (НМ и УЦ РПО), деятельность центра была направлена на обеспечение научно-методического сопровождения стратегических направлений развития профессионального образования. Центр создал вариативную и непрерывную систему повышения квалификации преподавателей и руководящих работников учреждений начального и среднего профессионального образования, реализуя ее через разные виды и формы:
курсы повышения квалификации;
работу 40 методических объединений преподавателей всех общеобразовательных, общепрофессиональных дисциплин, специальных дисциплинам по массовым профессиям;
Педагогические чтения;
региональные и межрегиональные конференции по актуальным педагогическим проблемам;
семинары-практикумы;
мастер-классы;
обмены опытом;
открытые уроки и их анализ;
тренинги;
стажировкина производстве преподавателей спецпредметов мастеров производственного обучения;
работа творческих групп.
Ежегодно в НМ и УЦ РПО обучалось более 3000 руководящих и педагогических работников по разным формам повышения квалификации.
2000
Начало сотрудничества с автором деятельностной теории обучения, д. псих. наук, профессором, академиком РАО Н.Ф. Талызиной
Институт развития образования (с 2001 года)
2001
Ярославский областной институт повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования преобразован в государственное образовательное учреждение Ярославской области «Институт развития образования»
Подробнее
В 2001 году ИПК преобразован в государственное образовательное учреждение Ярославской области «Институт развития образования».
В 2011 году на основании постановления Правительства области от 15.04.2011 г. №253-п «О создании государственного образовательного учреждения Ярославской области и внесении изменения в постановление Администрации области от 03.10.2001 №141» институт получил статус автономного образовательного учреждения
Ежегодно через различные формы обучения в институте проходят от 10 до 12 тысяч педагогов и руководителей. Все курсы повышения квалификации имеют разноуровневый характер, связаны с аттестацией на различные квалификационные категории. Институт располагает базовыми программами повышения квалификации, разработанными кафедрами, разноуровневыми учебно-тематическими планами курсов повышения квалификации, пакетом диагностических материалов, созданных в институте, для диагностики профессионального уровня педагогов и руководителей.
2001
Создана лаборатория развивающих технологий, научный рук. Г.К. Селевко, к.п.н., профессор, Академик МАНПО
Подробнее
В 2001 году создается лаборатория развивающих технологий, рук. Селевко Г.К., к.п.н., профессор, почетный член Международной академии наук
Приоритетные направления деятельности лаборатории:
Выполнение теоретико-аналитических, научно-исследовательских, опытно-экспериментальных, практико-внедренческих, организационно-методических работ в области развивающих технологий различного типа
Научное и научно-методическое обеспечение приоритетных направлений Программы развития региональной системы образования
Реализация перехода на блочно-модульное обучение в системе повышения квалификации
Развитие договорных отношений ИРО с муниципальными органами управления образованием и образовательными учреждениями
Реализуемые программы
Технология самоопределения школьников
Технология саморазвития личности А.А.Ухтомского-Г.К.Селевко
Технологический подход и современные инновационные технологии в образовании
2001
Участие в Российско-Нидерландском проекте «Информационная и коммуникационная поддержка учителей сельских школ» (ICT didactics)
Подробнее
В 2001 году Ярославская область стала участником Российско-Нидерландского проекта "Информационная и коммуникационная поддержка учителей сельских школ" (ICT didactics), на первом этапе проекта рассматривалась проблема – "Информационные технологии в изучении физики", был проведен полный цикла работ по внедрению информационных технологий в практику преподавания курса физики, на втором этапе – курса биологии. В проекте приняли участие педагоги СОШ. №1 г. Пошехонье, Красноткацкой и Кузнечихинской СОШ. Ярославского района и Филимоновской ООШ Переславского района.
2001
Создан региональный центр по координации предпрофильной подготовки и профильного обучения
Подробнее
В 2001 году Правительство РФ утвердило «Концепцию модернизации российского образования до 20120 года», в которой предусматривалось введение предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени, а также апробация и введение Единого государственного экзамена для выпускников средних школ. Областной департамент образования поручил ИРО научно-методическое сопровождение перехода общеобразовательных учреждений региона на предпрофильную подготовку и профильное обучение. На базе института был создан региональный центр, который координировал данное направление (рук. Центра Наумова О.Н.)
2001
Создана служба охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса
Подробнее
В 2001 году в НМ и УЦ РПО создается служба охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса, разрабатываются программы обучения по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса, по электробезопасности, безопасности тепловых энергоустановок и их дидактическое обеспечение. Ежегодно по данным программам обучалось более 4,5 тыс. работников учреждений профессионального образования, общеобразовательных школ, дошкольных учреждений.
2001-2002
Проекты «Компьютеризация сельских школ – 2001», «Компьютеризация городских и поселковых школ – 2002», обучено более 2000 педагогов.
Подробнее
В рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды 2001-2005гг» область принимала активное участие в реализации проектов «Компьютеризация сельских школ – 2001», «Компьютеризация городских и поселковых школ -2002», было оборудовано современной компьютерной техникой более 180 школ. Оба проекта имели комплексное решение, кроме поставки оборудования и учебного мультимедийного программного обеспечения, подготовки помещений для установки компьютеров впервые было организовано массовое обучение педагогов, более 2000 человек.
2001-2005
Участие во Всероссийском проекте диссеминации инновационной модели повышения квалификации учителей английского языка, при поддержке Британского Совета (YARINSET)
Подробнее
Прошли обучение более 300 учителей, которые инициировали создание региональной профессиональной Ассоциации учителей английского языка (YARTEA, 2005)
Обогащение ресурсной базы за счет приобретения справочной и методической литературы (более 150 томов).
Проект воспитал инициативных профессионалов, открыл возможности профессионального и карьерного роста. Наши «истории успеха» исчисляются десятками.
Команда тренеров курса прошла обучение в Великобритании, Красноярске, Сочи, Самаре, Москве.
Курс получил аккредитацию Британского Совета в 2004 году.
2002
Разработана информационная система мониторинга учебного процесса ИРО
Подробнее
В 2002 году разработана информационная система мониторинга учебного процесса ИРО (руководитель О.Е. Хабарова). Система внедрена и до сегодняшнего дня успешно развивается и эксплуатируется, позволяя ежедневно получать достоверную информацию о реальном состоянии образовательной деятельности в каждом структурном подразделении института.
2002
Премия губернатора в области образования за комплект материалов для ОУ НПО иСПО по реализации профессиональной направленности в преподавании физики
2002
Создан Центр образовательной политики
Подробнее
В 2002 году с целью формирования условий для системных изменений в РСО через развитие деятельности и мышления управленцев системы образования различных уровней в ИРО создан Центр образовательной политики (ЦОП). Основными задачами деятельности центра стали организация:
коммуникации субъектов образовательной политики по проблемам ресурсного обеспечения становления новой образовательной политики в регионе
комплекса консультационных услуг для управленцев школьного и муниципального уровней в региональной системе образования
vсетевого взаимодействия экспериментальных площадок региональной системы образования
межведомственной интеграции сферы социального партнерства в регионе
2002
Мультимедийный комплекс «Н.В. Гоголь» включен в Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов России
2003
Премия губернатора Ярославской области в области образования за комплект учебно-методических пособий для педагогических работников и учащихся УПО, более 100 пособий
2004
В ноябре 2004 года состоялась 3-я международная конференция «Теоретико-методологические и деятельностно-практические проблемы технологии саморазвития личности А.А. Ухтомского – Г.К. Селевко», в которой приняли участие более 200 человек, представлявших 42 региона РФ, 8 учреждений и школ Казахстана и Белоруссии. На конференции обсуждались проблемы внедрения развивающих технологий в образовании.
Международная благотворительная программа Intel «Обучение для будущего». ИРО – региональная обучающая площадка. Подготовлено 60 тьюторов, обучено более 8 тысяч педагогов Реализация программы в Ярославском регионе
Подробнее
В 2004 г. Институт развития образования стал региональной обучающей
площадкой по благотворительной программеIntel®
«Обучение для будущего» (“Teach to the Future”).
Программа была направлена на улучшение процессов преподавания
и обучения, повышение технологической грамотности субъектов
образовательного процесса, развитие системного мышления при
освоении и анализе информации, эффективное взаимодействие при
работе в группе и коллективе для решения общих задач. За период
реализации программы (2004-2009 гг) была подготовлена тьюторская
команда (60 тьюторов), которая на базе 35 обучающих площадок
обучила более 7500 педагогов, был сформирован
информационно-образовательный ресурс – база данных, включающая
учебные проекты, дидактические и методические материалы.
В основу программы легли следующие педагогические идеи:
личностно-ориентированный подход;
проектная методика;
групповые формы учебной работы;
учебно-исследовательская деятельность школьников в рамках проектов;
методы развивающего, проблемного и эвристического обучения – «сократические» беседы и организация работы над основополагающими и учебными вопросами;
оценивание материалов учителями на основе заранее определенных критериев;
создание примеров материалов учебных проектов учителями от лица учащихся (психолого-педагогические подходы);
широкое использование мультимедиа - и Интернет-ресурсов, современных программных средств для создания и представления материалов.
2005-2006
Проект «Оптимизация региональных систем начального профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда»
2005-2007
Региональный проект «Сельская начальная школа» в сотрудничестве с ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (научный рук. Л.В.Байбородова , д.п.н., профессор)
Подробнее
Байбородова Л.В., Чижова И.Н. Обучение в разновозрастных группах сельской начальной школы: математика: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2007. - 130 с.
Байбородова Л.В., Колобова Н.К., Чижова И.Н., Фурдина Л.Г. Обучение в разновозрастных группах сельской начальной школы: «Окружающий мир»: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005. – 187 с.)
Л.В. Байбородова, Т.М. Крайнова «Обучение физике в средней школе» - книга издательства ВЛАДОС
2005-2008
Федеральный эксперимент «Разработка вариативных форм организации предшкольного образования» (научный рук. – Л.М. Денякина, профессор АПКиППРО).
Подробнее
Участие в федеральном эксперименте «Разработка вариативных форм организации предшкольного образования» (руководитель – к.п.н., проф. Л.М. Денякина, заведующая кафедрой начального и дошкольного образования АПКиППРО). Опыт работы представлялся на Всероссийской научно-практической конференции «Образование старших дошкольников в преемственности с начальной школой как стратегическое направление развития образования России» (4-5июня 2008 г.)
2005-2009
Всероссийский проект обучения учителей иностранного языка работе в начальной школе «YoungLearners» при поддержке Британского Совета
2006-2008
Федеральный проект «Информатизация системы образования». Созданы межшкольные методические центры. Подготовлено 167 тьюторов, обучено более 3500 педагогов
Подробнее
С сентября 2006 года по март 2008 года Ярославская область принимала активное участие в реализации широкомасштабного федерального проекта «Информатизация системы образования» (ИСО), направление «Система межшкольных методических центров». Основной целью проекта стала трансформация методической службы системы общего образования, включая создание и развитие методического, технического и кадрового потенциала.
В рамках проекта на территории Ярославской области было создано 22 межшкольных методических центра(ММЦ) в муниципальных районах и региональный координационный центр на базе института развития образования, которые стали потенциальными «точками роста» в области использования информационных и коммуникационных технологий в образовании, стали инфраструктурой, где осуществляется регулярная методическая и техническая поддержка и систематичная организация повышения квалификации учителей.
Во время реализации проекта ИСО было подготовлено 167 тьюторов - методисты ММЦ и преподаватели школ, которые на базе ММЦ проводили обучение педагогов школ по блочно-модульной программе «Базовая ИКТ подготовка преподавателя учреждения общего и начального профессионального образования», было подготовлено более 3300 педагогов региона (25%). Одним из важных результатов проекта стало создание регионального хранилища информационно-образовательных ресурсов. Хранилище содержит более 2500 разработок: учебных проектов и тематических сайтов.
Проект ИСО инициировал создание более 170 школьных сайтов и сайтов ММЦ..
2007-2010
Региональный инновационный проект «Формирование гражданско-правовой компетентности участников образовательного процесса» Подробнее
Подробнее
В 2007-2010 гг. в рамках региональной экспериментальной площадки реализовал проект «Формирование гражданско-правовой компетентности участников образовательного процесса» на базе МОУ СОШ №21 г. Рыбинска (научное рук-во И.Г.Назарова) в рамках проекта были разработаны методические продукты:
модель школы жизненного и профессионального самоопределения школьника;
программа поддержки ребенка в образовательном учреждении;
модель и программа деятельности воспитательной структуры «Родительский университет»;
проект и программа деятельности школьного общественного объединения «ГРАЖДАНИН.RU»;
рефлексивный дневник школьника;
методический комплект «Правовой практикум для взрослых», в состав которого входит программа инвариантного модуля «Социально-педагогические условия формирования гражданско-правовой компетентности участников образовательного процесса» и пр.
Презентация, экспертиза и тиражирование данных методических продуктов происходили в рамках программ повышения квалификации педагогов Ярославской области, выездных заседаний координационного совета ЯО, проектировочных и разработческих региональных семинаров, выставок-«ярмарок» инновационных продуктов на муниципальном, региональном и международном уровнях. Общий тираж превысил 2000 экземпляров. Продукты инновационной деятельности РЭП были внедрены в практику 37 образовательных учреждений Ярославской области.
Логичным продолжением РЭП является сегодняшняя работа педагогического коллектива СОШ №21 по демократизации образовательного пространства и освоению медиативных процедур.
Успешная деятельность школы под научным руководством и в режиме тесного сотрудничества с кафедрой общей педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО позволила образовательному учреждению в 2008 году стать победителем конкурсного отбора в рамках ПНП «Образование». А в 2010 году авторский коллектив региональной экспериментальной площадки был удостоен премии Губернатора Ярославской области в сфере образования.
2007-2012
Всероссийский проект Майкрософт «Академия учителей» в рамках международной программы «Партнерство в образовании», обучено более 400 педагогов.
Подробнее
2007-2008 гг. в рамках международной программы «Партнерство в образовании» (Microsoft Partners in Learning, PiL) Ярославский регион участвовал в проекте «Академия учителей» («IT Academy for Teachers Training»). Основной целью данного проекта было обучение учителей информатики с целью расширения их предметно-ориентированной (профильной) ИКТ компетенции, умений эффективно использовать доступные средства ИКТ в своей профессиональной деятельности на основе учебных материалов и программ, разработанных Майкрософт. В рамках проекта было обучено более 400 учителей информатики.
Обучение учителей информатики было организовано по программам модулей «Основы компьютерных сетей», «Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка», «Формирование педагогического портфолио средствами информационных технологий», «Учебные проекты с использованием MicrosoftOffice», «Основы программирования на основе VisualBasic .NET».
2007-2014
Региональный эксперимент «Корнесловно-смысловой подход в преподавании основ православной культуры в образовательных организациях Ярославской области» Подробнее
С 2008
Сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения в Ярославской области Подробнее
2009
Создан Центр мониторинга и образовательной статистики
В 2009 году Ярославская область приступила к реализации проекта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет». Проект направлен на обеспечение нового качества образования за счет создания социально-педагогических сообществ (учителей, социальных педагогов, психологов, социальных работников, методистов, преподавателей системы дополнительного образования и родителей) в сети Интернет и внедрения цифровых/электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс. Подготовлено 22 сетевых методиста и консультанта, которые обучили … педагогов.
На портале «Открытый класс» (www.openclass.ru) методистами института были созданы сообщества, участниками которых стали 2999 педагогов Ярославской области
Введена и сертифицирована система менеджмента качества ИРО в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001-2008. ИРО - дипломант областного конкурса на лучшую работу в области качества (2012 г.)
Подробнее
В 2009 году введена и сертифицирована система менеджмента качества ИРО (СМК ИРО) в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001-2008.
Область распространения СМК – планирование, разработка, реализация программ повышения квалификации и научно-методических продуктов. В 2012 г. ГОАУ ЯО ИРО стал дипломантом областного конкурса на лучшую работу в области качества.
2009-2012
Российско-Австрийский проект «Разработка модели для согласования предложений по повышению квалификации учителей с потребностями школ на примере повышения квалификации директоров школ Ярославской области»
Подробнее
В 2009-2011 гг. сотрудники ИРО участвовали в реализации Российско-Австрийского проекта «Разработка модели для согласования предложений по повышению квалификации учителей с потребностями школ на примере повышения квалификации директоров школ Ярославской области»( Проект сотрудничества между Департаментом Образования Ярославской области, Комитетом по образованию федеральной земли Штирия, Педагогическим Университетом федеральной земли Штирия и КультурКонтакт Австрия)
Цели и задачи проекта:
разработка моделей проведения тренингов для директоров школ в рамках повышения квалификации;
обмен опытом на уровне преподавателей („Train the Trainer“);
разработка соответствующих потребностям предложений для повышения квалификации директоров школ;
диалог австрийских и российских партнеров о различиях и об общем в понимнии понятий «хороший урок», «хорошая школа» и «образование» на фоне разных систем образования.
Развитию социальной активности обучающихся способствуют современные информационные технологии - сетевые технологии, и, в первую очередь, социальные сервисы. Освоение социальных сервисов дает возможность участия в сетевых проектах от школьного до федерального уровней, способствует формированию коммуникативной компетентности. Сотрудники ИРО и педагоги инициировали разработку межрегиональных телекоммуникационных проектов, которые прошли экспертизу и были представлены на федеральном уровне, на Letopisi.ru: «Ярославль в истории России», «1000 стереотипов», «Путешествие к географическому Центру», «Приезжайте в гости к нам». Телекоммуникационный проект – это один из вариантов реализации внеурочной деятельности.
Проект «Путешествие к географическому Центру» (авторы Е.В. Кувакина, М.А. Соловьева, Л.Н. Хомутова) является междисциплинарным, предполагает использование знаний и умений обучающихся по географии, истории, литературе, краеведению, туризму. В процессе работы над проектом школьные команды из разных областей (районов) определяют координаты географического центра своей области (района), наносят его на карту, собирают информацию о географическом, литературном и историческом прошлом и настоящем прилегающей территории, представляют экскурсию к этому месту. Обязательным этапом является разработка макета и по возможности установка памятного знака в географическом центре.
Работа в проекте предполагает создание разновозрастных межшкольных команд, центров дополнительного образования школьников, летних оздоровительных лагерей от определенной территории (области, района). Коллективная работа направлена: на выбор методики расчета и точность расчета центральной точки территории, нанесения ее на карту, на сбор информации, на разработку материалов для экскурсии о новом туристическом бренде и установку памятного знака.
Итоговым мероприятием проекта служит презентация нового туристического бренда в режиме видеоконференции и создание общей интерактивной карты географических Центров, обследованных территорий.
С 2011
Федеральный проект «Разработка и внедрение региональной стратегии помощи школам, работающим в сложных социальных контекстах»
Федеральный проект «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения»
Подробнее
Силами тьюторов региона проведено обучение педагогов общеобразовательных школ области по программе «Использование ЭОР в образовательной деятельности. Учебный предмет» (программа НОУДПО «Институт АйТи»). Обучение педагогов проходило в очно-дистанционной форме с использованием ресурсов учебного портала НОУДПО «Институт АйТи».
2011-2013
Создан региональный ресурсный центр по направлению «Управление по результатам в сфере образования». Региональный проект «Самооценка школ»
2011-2014
Федеральный комплексный проект модернизации системы общего образования (КПМО). Массовое обучение педагогов ОО, получивших современное оборудование
Подробнее
Ярославская область вошла в число субъектов Российской Федерации, реализующих комплексный проект модернизации образования (КПМО).
В рамках реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования для общеобразовательных учреждений региона были осуществлены закупки оборудования для компьютерных классов; интерактивного оборудования; учебно-лабораторного оборудования для кабинетов физики, химии, биологии.
Было проведено массовое обучение педагогов ОУ, получивших данное оборудование. По программам повышения квалификации «Аппаратно-программный комплекс защищенного электронного взаимодействия», «Создание и первичное администрирование беспроводных Wi-Fi сетей», «Интерактивные средства обучения (основная школа)», «Проектирование сетевого учебного пространства средствами сервисов сети Интернет», «Интерактивная доска АВС Board. Программное обеспечение EasiteachNextGeneration», «Современные технические средства обучения», «Цифровая лаборатория DataHarvest» – обучено более 2000 педагогов.
Создан межмуниципальный координационный совет методических служб
Подробнее
Создано профессиональное сообщество «Школа методиста» под девизом «Мы вместе»
Проведена первая региональная научно-практическая конференция «Региональная инновационная инфраструктура: инновации и потенциал традиций»
Проведена первая межрегиональная «Летняя школа» для команд регионов, участвующих в проекте по сопровождению школ, работающих в сложных социальных контекстах
Дан старт образовательной акции «Педагогический субботник»
2015
Кафедра укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса – Лауреат Всероссийского конкурса здоровьесберегающих технологий в образовании «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ – 2014»