Эксперимент «Корнесловно-смысловой подход в преподавании основ православной культуры в образовательных организациях Ярославской области»
Государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Институт развития образования», кафедра общей педагогики и психологии с 2007, года под научным руководством профессора-консультанта В.В. Семенцова, занимается изучением возможностей обучающей этимологии, освоением корнесловно-смыслового подхода в образовании.
Корнесловно-смысловой метод, открытый А. С. Шишковым и воплощенный в опыте работы царскосельской школы «Гуманитарий» предполагает, что развитие, формирование учащегося в соответствии с его призванием и личными способностями основывается на образовании его языковой личности посредством корнесловных образцов отечественного языка.
Корнеслов – это система народных образных представлений о мироустройстве. Обращение к этимологическим корням ключевых слов урока развивает способности образного творческого осмысления.
Цель работы учителя, применяющего на уроке методы обучающей этимологии, - познакомить каждого ученика с толкованием ключевого слова изучаемого текста, затем - с его сокровенным смыслом и далее - помочь школьнику присвоить слово как понятие в свете открывшегося смысла. По мере такой системной работы ученик может обрести опору в своем личностном душевно-духовном становлении.
Основная цель реализации проекта «Корнесловные основы современного образования» - при помощи методических приемов обучающей этимологии повысить эффективность уроков, проводимых в образовательных учреждениях Ярославской области по следующим направлениям:
- духовно-нравственное воспитание учащихся;
- укрепление психического здоровья учащихся;
- прочное усвоение и глубокое осмысление стандартных знаний.
Первыми в активную деятельность по внедрению корнесловно-смыслового подхода в образовательную практику включились учителя ОРКиСЭ школ Ярославской области. Они стали участниками эксперимента «Корнесловно-смысловой подход в преподавании основ православной культуры в образовательных организациях Ярославской области», результатами которого стали разработанные корнесловные приложения к основным текстам УМК ОРКиСЭ, пригодные как для повышения квалификации учителя, так и для повышения уровня эффективности духовно-нравственного воспитания учащихся. Все педагоги – участники эксперимента отметили, что использование корнесловно-смыслового подхода, как на уроках, так и во внеурочной деятельности значительно повышает познавательный интерес обучающихся, формирует более внимательное отношение к слову, активизирует поисковую активность, исследовательскую позицию.
Материалы данного эксперимента представлены в сборниках научно-практических конференций «Института развития образования»:
- в 2012 г. «Корнесловные основы современного образования: от значений к смыслам»;
- в 2013 г. "Корнесловно-смысловой подход в духовно-нравственном воспитании учащихся в курсе ОРКСЭ".
Большие возможности обучающей этимологии видятся в применении её на уроках русского языка и литературы, для проведения словарно-орфографической работы, развития читательской компетенции обучающихся.
Система словарно-орфографической работы с опорой на этимологию способствует формированию у обучающихся умения замечать новые слова и объяснять их значение и правописание с опорой на значение исторических корней, к которым они восходят, или элементов, из которых они состоят. Следствием этого становится повышение орфографической грамотности учащихся. Кроме того, вследствие обогащения словаря с опорой на этимологию у школьников формируется представление о языке как о развивающемся явлении, о связи языка с историей страны, народа, о взаимодействии языков мира, закладываются основы лингвистического мышления. Этимологический анализ способствует развитию логического мышления учащихся, активизации познавательных процессов, воспитанию интереса к языку.
Обучающая этимология способствует расширению общего и лингвистического кругозора обучающихся, так как позволяет рассматривать языковые факты в тесной связи с историей развития русского языка.
Знакомство школьников с этимологией вызывает у них интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями разных видов.
Организация деятельности по внедрению корнесловно-смыслового подхода в образовательные организации Ярославской области на современном этапе направлена на повышение уровня профессиональной компетенции педагогов через систему повышения квалификации, направленную на удовлетворение возрастающего спроса учителей на обучение корнесловно-смысловому методу, целенаправленное разъяснение языковых представлений при помощи обучающей этимологии, доработке и систематизации методических приемов корнесловно-смыслового подхода. Данный подход в своей практической деятельности всё чаще используют учителя самых разных предметов.
Внедрение в образовательный процесс ОУ ЯО обучающей этимологии будет содействовать оживлению образовательного процесса, более вдохновенному преподаванию и изучению стандартных учебных дисциплин, возрастанию уровня духовности, нравственности и культуры учителей, учащихся и их родителей.