Региональный ресурсный центр по направлению «Введение и реализация ФГОС общего образования» ФГОС начального общего образования
Информационно-аналитическая справка
Было проведено анкетирование 225 слушателей.
Цель анкетирования – определение готовности педагога к реализации требований ФГОС НОО.
По результатам анкетирования педагогов на КПК были сконструированы индивидуальные профили специалиста, отражающие дефициты и сильные стороны, на их основе каждым педагогом были определены «точки роста» и «пробелы», составлен индивидуальный план профессионального развития.
В диагностике приняли участие педагоги из различных муниципальных районов:
- Переславский МР;
- Группа ПИД июнь 2014 (ИРО)
- Тутаевский МР - 2гр;
- Даниловский МР;
- Пошехонский МР;
- г.Рыбинск
- Гаврилов-Ямский МР.
Общие сведения по учителям начальных классов, обученных по программе «ФГОС НОО: особенности организации учебной деятельности»
- Количество тьюторов, участвовавших в разработке программы: 29
- Количество групп: 8
- Количество обученных педагогов: 199
- Количество тьюторов, участвовавших в реализации программы: 16
- Количество реализованных проектов образовательных событий: 59
В результате анкетирования были выявлены следующие положительные тенденции профессионального развития
- Знание учителями методов установления контактов с детьми разных образовательных потребностей и методы управления коллективом, основанных на убеждении, аргументации своей позиции
- Готовность учителей к принятию учащихся любых образовательных возможностей
- Готовность учителей к развитию вместе со своими учениками
- Ориентированность психологических позиций учителей на развитие личности ученика
В качестве профессиональных дефицитов можно выделяются:
- Недостаточность профессиональных знаний и умений учителей в поэтапной организации деятельности учащихся
- Недостаточная сформированность собственных проектировочных умений учителей (прогнозирование результата, целеполагание, анализ полученного результата)
- Недостаточная сформированность рефлексивных умений
- Недостаточное владение технологиями личностно-развивающего образования, позволяющими реализовывать деятельностный подход
Данные анкетирования подтверждаются экспертной оценкой итоговых продуктов, разработанных учителями на КПК (см. рисунок 1). В качестве пояснения отметим, что уровень 1 соответствует базовым требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности деятельности учителя начальных классов, но недостаточен для ее осуществления в условиях действия ФГОС, 2 уровень является необходимым для реализации требований ФГОС, 3 уровень – самый высокий свидетельствует о полной готовности педагога к реализации современных требований к образованию с достижением наилучших образовательных результатов. Красными маркерами на графике выделены наиболее «проблемные точки» профессионального развития учителей.
Составители: Соловьев Я.С., Тихомирова О.В.