Региональная научно-практическая конференция
«Региональная инновационная инфраструктура:
инновации и потенциал традиций»

16 декабря 2014 года

16 декабря 2014 года состоялась региональная конференция «Региональная инновационная инфраструктура: инновации и потенциал традиций»

Секция 1. Реализация деятельностного подхода в начальной школе средствами образовательного со-бытия.
Руководители секции
Тихомирова Ольга Вячеславовна, заведующая кафедрой начального образования ГОАУ ЯО ИРО,
Бородкина Наталия Вячеславовна, доцент КНО.

Программа секции

Смотр инновационных образовательных практик:
- «Со-бытие как инновационная образовательная практика»
Тихомирова О.В., к.п.н., заведующая кафедрой начального образования ГОАУ ЯО «Институт развития образования»
- «Тьюторское сопровождение проектирования и реализации образовательных событий»
Тьюторы Тутаевского, Даниловского, Пошехонского, Переславского, Гаврилов-Ямского МР, г. Рыбинска

Педагогический субботник «Возможности образовательного со-бытия в реализации деятельностного подхода».

Работа мастерских
- Первая линейка мастерских
- Вторая линейка мастерских
Бородкина Н.В., к.и.н., доцент кафедры начального образования ГОАУ ЯО «Институт развития образования»

Предложения по итогам работы секции

  1. Признать со-бытийный подход универсальным в реализации любых культурных практик на разных уровнях образования;
  2. Отметить, что тематика, разрабатываемая РИП «ФГОС: преемственность дошкольного, начального и основного общего образования на основе со-бытийного подхода», носит ярко выраженный инновационный характер;
  3. Признать актуальность представленного КНО, РИП инновационного опыта в условиях введения ФГОС и рекомендовать предложенные тьюторские и со-бытийные практики к широкому распространению в системе образования.
.

Секция 2. Метапредметные результаты обучения: технологии, способы организации учебного процесса, оценивание.
Руководитель секции
Киселева Наталья Витальевна, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО.

Программа секции

Презентационные площадки инновационных проектов:
Создание уровневой модели внедрения метапредметных технологий в образовательный процесс как средство реализации ФГОС

Мастерская 1. Технологии достижения метапредметных образовательных результатов

Система работы школы по достижению метапредметных образовательных результатов.
Смирнова М.Ю., заместитель директора МОУ СОШ №3. г. Тутаева

Мастер-класс «Технология метапредмета «Задача» при выполнении учебных задач».
Шомина Е.М., учитель географии МОУ СОШ №3. г. Тутаева

Организация образовательного пространства «Маршрут»: первый опыт, проблемы, перспективы.
Ершова Ж.В., заместитель директора МОУ лицей №1. г. Тутаева

Мастерская 2. Технологии достижения метапредметных образовательных результатов

Мастер-класс «Тренинг группового взаимодействия как форма проведения занятий метапредметного курса внеурочной деятельности «Проект»».
Напольских О.Н., заведующий ИБЦ. МОУ лицей №1. г. Тутаева

Метапредметный подход во внеурочной деятельности.
Манокина Е.В., директор МОУ СОШ №6,
Синягина С.А., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №6 г. Тутаева

Мастер-класс «Обучение схематизации в рамках метапредметного курса»
Коровко Е.Г., учитель географии СОШ №6 г. Тутаева

Разработка и апробация инструментария для осуществления внутришкольного мониторинга метапредметных достижений обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих ФГОС начального и основного общего образования (3-4, 5 – 6 классы).
Пятницына Н.Л., директор МОУ СОШ № 5 им.63-го Угличского пехотного полка г. Углича

Разработка механизмов реализации междисциплинарных программ в рамках образовательной программы основного общего образования
Мирошкина О.Н., заместитель директора МОУ лицей № 86 г. Ярославля
Куприянова И.А., заместитель директора МОУ СОШ № 87 г. Ярославля
Смекалова И.Н., заместитель директора МОУ СОШ № 31 г. Ярославля

Дискуссионная площадка «Совершенствование работы по формированию метапредметных результатов обучения»
Киселева Н.В., кандидат культурологии, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО «Институт развития образования»

Предложения по итогам работы секции

  1. Предложить к утверждению на уровне региона метапредметных планируемых результатов освоения ООП на каждую параллель;
  2. Проработать вопрос создания метапредметного объединения учителей Ярославской области;
  3. Разработать единые подходы к системе оценивания метапредметных результатов;
  4. Интегрировать проекты «Разработка механизмов реализации междисциплинарных программ в рамках образовательной программы основного общего образования» (ГОАУ ЯО ИРО, г.Ярославль), «Разработка и апробация инструментария для осуществления внутришкольного мониторинга метапредметных достижений обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих ФГОС начального и основного общего образования» (МОУ СОШ №5 г.Углич) и «Создание уровневой модели внедрения метапредметных технологий в образовательный процесс как средство реализации ФГОС» (МОУ ДПО ИОЦ г.Тутаев) в единый сетевой проект.
.

Секция 3. Развитие образцов субъектно-ориентированного педагогического процесса в основной школе в рамках реализации ФГОС.
Руководитель секции
Бережная Светлана Кирилловна, проректор ГОАУ ЯО ИРО.

Программа секции

Малый пленум
«Субъектно-ориентированный тип педагогического процесса – ключевое направление реализации ФГОС».
Юдин В.В., д.п.н., доцент кафедры педагогических технологий ФГБОУ ВПО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

Мастер классы «Образцы практики субъектно-ориентированного типа»
Семёнова О.Ю., заместитель директора ИОЦ г. Рыбинска
Ягодкина О.К., методист ИОЦ г. Тутаева
Гудкова О.Н., зам. руководителя ММЦ г. Углича

Презентационная площадка
Представление итоговых продуктов по направлениям Проекта:
- Рекомендации по СОПП (проектирование и реализация)
- Требования к компонентам Среда субъектно-ориентированного типа
- Требования СОПП к компетенциям педагогов
Пешкова А.В., к.п.н., доцент кафедры естественно-математических дисциплин ГОАУ ЯО «Институт развития образования»

Предложения по итогам работы секции

  1. Рассмотреть вопрос о расширении круга участников проекта, так как образовательные результаты, достигаемые при реализации субъектно-ориентированного типа педагогического процесса (СОПП) фактически совпадают с результатами, регламентируемыми ФГОС. Реализация  СОПП применима ко всем категориям обучающихся, включая учащихся с ОВЗ, универсальна не только для отдельных ступеней общего образования, но и для различных видов образования.
  2. Рекомендовать к применению разработанную в проекте карту для оценки компетентности педагогов как инструмент диагностики, который позволяет выстраивать индивидуальный и коллективный профиль, что позволяет видеть проблемы, проектировать персонифицированную программу развития педагога, планировать внутриорганизационное обучение, формировать запрос на повышение квалификации
  3. Разработать критерии оценки приращений у ребенка. Выделить конкретные качества личности, которые указывают на субъектность и которые могут быть диагностированы.
  4. Стремиться к доведению практики от фрагментарной до системной. Масштабом представления опыта реализации СОПП в рамках ФГОС должна быть организация жизнедеятельности ученика в школе.
  5. Выйти с предложением к директору ДО ЯО о необходимость введения в штатное расписание должность тьютора для сопровождения индивидуальных образовательных программ воспитанников.
.

Секция 4. Технология проблемного диалога с учетом непрерывности и преемственности.
Руководитель секции
Лаврентьева Ирина Витальевна, заместитель директора МОУ Городской центр развития образования г.Ярославль.

Программа секции

Малый пленум
Создание условий по сопровождению деятельности муниципальной инновационной площадки «Реализация ФГОС на основе использования технологии проблемного диалога с позиции непрерывности и преемственности между дошкольным и начальным общим образованием»
Лаврентьева И.В., заместитель директора МОУ ГЦРО г. Ярославля

Технология проблемного диалога как средство достижения нового образовательного результата
Мельникова Е.Л., к.п.н., доцент, доцент Академии ПКиППРО г.Москвы

Использование технологии проблемного диалога в работе педагогов дошкольных образовательных организаций: первые шаги
Сысуева Л.Ю., методист МОУ ГЦРО г. Ярославля

Эффективность использования технологии проблемного диалога в работе педагогов начального общего образования
Сидорова Н.В., методист ГЦРО, заместитель директора МОУ СОШ № 49 г. Ярославля

Предложения по итогам работы секции

Представить проект «Реализация ФГОС на основе использования технологии проблемного диалога с учётом непрерывности и преемственности между дошкольным и общим образованием» на соискание статуса региональной инновационной площадки.

Презентация Реализация ФГОС на основе использования технологии проблемного диалога с позиции непрерывности и преемственности на всех уровнях общего образования

.

Секция 5. Модели организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС дошкольного образования.
Руководители секции
Коточигова Елена Вадимовна, заведующая кафедрой дошкольного образования ГОАУ ЯО ИРО,
Усанина Наталия Сергеевна, заведующая МДОУ комбинированного вида № 109 г. Ярославля.

Программа секции

Презентационная площадка
«Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО»
Усанина Н.С., к.п.н., заведующая МДОУ комбинированного вида № 109 г. Ярославля

Дискуссионная площадка «Инклюзия - интеграция»
Коточигова Е.В., к.п.н., заведующая кафедрой дошкольного образования ГОАУ ЯО «Институт развития образования»
Усанина Н.С., к.п.н., заведующая МДОУ комбинированного вида № 109 г. Ярославля

Презентация сборников методических материалов «Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»
Усанина Н.С., к.п.н., заведующая МДОУ комбинированного вида № 109 г. Ярославля

Работа в малых группах: Эффекты введения инклюзивного образования в учреждениях реализующих программы дошкольного образования:

Предложения по итогам работы секции

  1. Рассмотреть вопрос организации специального повышения квалификации по инклюзивному образованию для команд учреждений, в том числе и в форме стажировки.
  2. Создать творческую группу по разработке предложений в региональную концепцию по инклюзивному образованию.
  3. Признать материалы работы региональной инновационной площадки актуальными, значимыми и востребованными. Данные материалы передать на экспертизу и дальнейшее тиражирование.
  4. Приглашать на конференции по инклюзивному образованию представителей ПМПК, здравоохранения, соцзащиты, родительской общественности и других социальных партнеров.
.

Секция 6. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.
Руководители секции
Назарова Инна Григорьевна, заведующая кафедрой общей педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО,
Чиркун Ольга Владимировна, старший преподаватель кафедры ОПП.

Программа секции

Дискуссионная площадка
Вопросы для обсуждения:

  1. Система работы образовательной организации по профилактике правонарушений несовершеннолетних
  2. Медиация в образовательной организации как фактор профилактики правонарушений несовершеннолетних
  3. Комплексный подход к организации профилактики правонарушений несовершеннолетних в образовательной организации
  4. Ювенальные технологии как фактор профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних
  5. Эффективные формы работы по формированию законопослушного поведения и профилактики саморазрушающего поведения у детей
  6. Правовое воспитание как основное направление профилактики правонарушений среди несовершеннолетних

Мастер-классы:

-  «Уроки доброты» как форма профилактики деструктивного поведения детей.
Хухарева Н.Ф., зам. директора,
Таврова О.А., зам. директора, Чех И.И., учитель физики,
Моржова И.А., учитель математики, Макарцова С.Ф., учитель истории и обществознания СОШ №13, г. Ярославля

- «Что мы можем и должны» Мастер – класс по правовому воспитанию, презентация программы внеурочной деятельности
Жукова Н.Н., зам. директора,
Баранова О.А., педагог - организатор ЦДЮТТ г. Рыбинска

- Сила и нежность Песочной страны, или Терпением мы можем добиться больше, чем силой»
Котельникова О.В., педагог – психолог МОУ для детей, нуждающихся в психолого – педагогической и медико – социальной помощи, Центр психолого – медико – социального сопровождения, диагностики и консультирования детей и подростков «Стимул»  г. Тутаева

Предложения по итогам работы секции

  1. Одобрить деятельность и продолжить работу стажировочной площадки по профилактике правонарушений несовершеннолетних  на базе МОУ СОШ № 13 г. Ярославля (тиражирование продуктов, консультирование и т.п.).
  2. Провести межведомственный аналитический Круглый стол «Медиация как инструмент профилактики правонарушений несовершеннолетних».
  3. Провести практико-ориентированный семинар «Демократизация образовательного пространства: медиативный аспект» на базе МОУ СОШ № 21 г. Рыбинска.
  4. Тиражирование материалов через ППК и процесс консультирования в рамках деятельности ММК (межведомственный методический кабинет) и РРЦ (региональный ресурсный центр) по профилактике жестокого обращения с детьми и подростками.
  5. Обучение педагогических работников и специалистов – субъектов профилактики по теме практике медиации и восстановительной  культуре отношений (возможен вариант вебинаров).
  6. Ознакомление  с функционированием ММК и РРЦ педагогических работников, субъектов профилактики, студентов.
  7. Развивать систему служб школьной медиации Ярославской области.
  8. Способствовать распространению инновационных практик по правовому просвещению несовершеннолетних.
.

Секция 7. Внедрение инновационных здоровьеформирующих практик в РСО.
Руководитель секции
Рощина Галина Овсеповна, заведующая кафедрой укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса ГОАУ ЯО ИРО.

Программа секции

Малый пленум

- Основные направления инновационной деятельности по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса в 2015-2020 гг. в региональной системе образования
Рощина Г.О., к.п.н., заведующая кафедрой укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса ГОАУ ЯО «Институт развития образования»

- Межведомственное взаимодействие в сферах физической культуры и спорта и образования в Ярославской области
Ведмедев Д.Ю., заместитель руководителя Агентства по физической культуре и спорту Ярославской области

- Мониторинг здоровья и физической подготовленности обучающихся в образовательной организации
Жаворонкова Л.В., заместитель начальника отдела развития общего и дополнительного образования департамента образования Ярославской области

- Концепция развития адаптивной физической культуры и спорта в Ярославской области до 2020 г.
Судаков П.К., специалист Агентства по физической культуре и спорту Ярославской области

- Повышение эффективности отбора одаренных детей в спорте на разных этапах тренировочного процесса
Семенова О.Н., к.б.н., доцент кафедры медико-биологических дисциплин ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

Предложения по итогам работы секции

  1. Одобрить проект Концепции развития адаптивной физической культуры в РСО ЯО
  2. Создать рабочую группу по реализации проекта раннего выявления одаренных детей в спорте на основе генетических маркеров (инструмент измерения – нормы ГТО)
.

Секция 8. Личностные результаты образования: содержание, показатели, формирование.
Руководитель секции
Кузнецова Ирина Вениаминовна, директор Центра профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс».

Программа секции

Круглый стол
Вопросы для обсуждения:

  1. Содержание и структура личностных результатов образования.
  2. Инструментарий для проведения мониторинга личностных результатов в начальной школе.
  3. Направления и способы формирования личностных результатов образования в начальной школе.
  4. Результаты регионального мониторинга личностных результатов образования в 2014 г.

Предложения по итогам работы секции

  1. Признать разработанные методические рекомендации «Личностные результаты образования: содержание, показатели, формирование» актуальными, значимыми и крайне востребованными.
  2. Рассмотреть возможность тиражирования методических рекомендаций «Личностные результаты образования: содержание, показатели, формирование»  для обеспечения изданием всех ООО (начальная школа) Ярославской области.
  3. Провести обучающие семинары для педагогов-психологов, организовать стажировочные площадки по вопросам  проведения мониторинга личностных результатов образования обучающихся, завершающих освоение основной образовательной программы начального общего образования.
  4. Создать творческую (рабочую) группу для дальнейшей проработки вопросов, связанных с мониторингом личностных результатов образования в основной и старшей школе.
.