Развитие сети служб медиации и их роль в вопросах защиты прав и интересов несовершеннолетних и профилактики социального сиротства
В соответствии с Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761«О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» в качестве мер по созданию системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия предусматривается развитие сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия, а также организация школьных служб медиации, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении.
Основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с созданием и деятельностью служб медиации, в том числе школьных, устанавливают:
- Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ);
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 года № 193-ФЗ под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.
Основные принципы восстановительной медиации:
- Добровольность участия сторон. Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.
- Информированность сторон. Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.
- Нейтральность медиатора. Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Еcли медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.
- Конфиденциальность процесса медиации. Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. Медиатор, передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.
- Ответственность сторон и медиатора. Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.
- Заглаживание вреда обидчиком. В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.
- Самостоятельность служб примирения. Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.
В Ярославской области имеется опыт организации школьных служб примирения в общеобразовательных организациях на территории городского округа города Рыбинска.
С 2012 года школьные службы примирения на базе трех общеобразовательных организаций созданы и действуют в соответствии с локальными нормативными правовыми актами: приказом директора, Уставом, Положением. В состав школьных служб примирения входят работники образовательных организаций и обучающиеся.
Необходимую подготовку и обучение основам разрешения конфликтов в образовательных организациях, профилактики правонарушений несовершеннолетних, оказания социальной, психологической и юридической помощи участники школьных служб примирения прошли в государственном казенном учреждении социального обслуживания Ярославской области Рыбинском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Наставник», муниципальном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Информационно-образовательный Центр».
Основными формами деятельности школьных служб примирения являются: информирование работников образовательной организации и обучающихся о школьной службе примирения, организация примирительных встреч, проведение просветительских мероприятий обучающихся, направленных на формирование мотивации к участию в работе школьной службы примирения, а также пропаганду правовых знаний.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2010 года № 193-ФЗ, а также письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон.
Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ярославской области в целях применения медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, в 2014 году запланировано проведение областного семинара на базе государственного образовательного автономного учреждения Ярославской области «Институт развития образования» «О методах воспитания несовершеннолетних, не связанных с применением наказания, на основе научных исследований в области психологии девиантного поведения».
В целях дальнейшей интеграции процедуры медиации не только в образовательное пространство, но и в социальную сферу для формирования гуманной и безопасной среды, в которой возможно полноценное развитие и социализация несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, необходимо решить следующие основные задачи:
- внедрение метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, создание служб школьной медиации в образовательных организациях для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка;
- внедрение социальной услуги медиации в учреждениях социального обслуживания, в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, которая будет применяться в системе комплексной реабилитации детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении;
- повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике;
- организация обучения процедурам восстановительной и семейной медиации в целях повышения уровня социальной и конфликтной компетентности специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- развитие межрегионального, межведомственного сотрудничества в области применения медиации и восстановительного правосудия.
Региональный опыт