Региональный ресурсный центр по направлению
«Реализация ФГОС дошкольного образования»

Глоссарий
к Федеральному образовательному стандарту дошкольного образования

А

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

АКТИВНОСТЬ (в психологии развития) – деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире. Активность субъекта проявляется в том, что он сам является источником изменений, как происходящих с ним, так и вызываемых им в объекте. Основные формы активности, рассматриваемые в психологии развития, – это деятельность и поведение субъекта, а также его общение с другими людьми. Различные формы активности ребенка служат движущей силой его психического развития. Снижение уровня активности (пассивность) приводит к замедлению или искажению развития.

АМПЛИФИКАЦИЯ РАЗВИТИЯ – максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развёртывания разнообразных видов деятельности, а также общения со сверстниками и взрослыми.

В

ВАРИАТИВНОСТЬ И РАЗНООБРАЗИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – обеспечение множественности отличающихся между собой форм получения образования, форм обучения, организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

ВАРИАТИВНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ – обеспечение разнообразия примерных основных образовательных программ.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.
3 признака  ведущего вида деятельности (выделены А.Н. Леонтьевым):
1. В форме ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности.
2. В этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции (например, в игре – творческое воображение).
3. От ведущей деятельности зависят наблюдаемые в это время изменения личности.
Ведущей не может стать любая деятельность, которой ребенок отдает много времени. В период младенчества ведущей деятельностью является непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослым; в раннем детстве – предметная деятельность, в дошкольном возрасте – игра, в младшем школьном возрасте – учебная деятельность, и. т.д.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – процесс воздействия различных предметов, явлений действительности друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь, обусловливающий изменения в них.
Понятие взаимодействия используется для характеристики действительных межличностных контактов людей в процессе совместной работы и для описания взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в ходе совместной работы.
Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе образовательной работы и направлен на развитие личности ребенка.

ВОЗРАСТНАЯ АДЕКВАТНОСТЬ – один из главных критериев выбора педагогами форм образовательной работы и видов детской деятельности, ведущей из которых является игра.

Г

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ – это формирование социальных ролей для мужчины и женщины, это целенаправленный, организованный и управляемый процесс формирования социокультурных механизмов конструирования мужских и женских ролей, поведения, деятельности и психологических характеристик личности, предложенных обществом своим гражданам в зависимости от их биологического пола

Д

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью, направленное на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов. Взаимно превращающимися единицами деятельности считаются: потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносимые с ними деятельность <=> действия <=> операции. Обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне осознанную человеческом цель; операция - это способ осуществления действия.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования

Е

ЕДИНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА – обеспечение единой законодательной и нормативно-правовой базы в области образования, совокупности преемственных основных образовательных программ различных уровней образования, скоординированности образовательных программ одного уровня образования в различных регионах Российской Федерации.
Единство образовательного пространства – обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования.

З

ЗОНА АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ – уровень развития, проявляющийся в индивидуальной самостоятельной деятельности ребенка. То, что ребенок может сделать самостоятельно, без чьей-либо помощи, указывает на уровень его актуального развития.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ – уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности. «Область несозревших, но созревающих процессов и составляет зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский). То, что ребенок может сделать с помощью взрослого и с пониманием того, что он делает, и указывает на зону его ближайшего развития.

И

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

ИНТЕГРАЦИЯ – объединение в единое целое отдельных частей.

К

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ – соответствие итога цели деятельности учреждения, сформированной на основе его специфики, типа, вида, профиля, образовательных и социальных потребностей населения, потенциала учреждения, государственных нормативов.

КОММУНИКАЦИЯ (от англ. communikate – сообщать, передавать) – целенаправленный процесс, который включает:
- осуществление передачи содержания социально-исторического опыта человечества;
- передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения;
- обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира, побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом для достижения результата.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ (по отношению к ребенку) – важнейшая комплексная характеристика личности, включающая в себя целый ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и др., которые отражают достижения личностного развития ребенка.

КОМПЛЕКСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – программа, направленная на разносторонне развитие детей дошкольного возраста во всех образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса. Комплекс (от лат.complexus  - связь, сочетание) – совокупность, соединение. Тематическое - посвященное какой-нибудь одной теме.

КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – (лат.«correction» переводится как «поправка, частичное исправление или изменение»). Термин «коррекция развития» означает совокупность специальных воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ РЕБЕНКА – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни. Культурные практики – это обычные для ребенка (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и со-бытия с другими людьми. Это также – апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

М

МОДЕЛИРОВАНИЕ – один из теоретических методов научного познания; воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения. Этот второй объект называется моделью.

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ – систематическая и регулярная процедура сбора данных по важнейшим образовательным аспектам на национальном, региональном и местном уровнях (С.Е. Шишова, В.А. Кальней).

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ – процесс непрерывного научно-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения. (А.С. Белкин).

Н

НОВООБРАЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ – 1) психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период; 2) обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста (Л.С. Выготский).

О

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – структурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов. Образовательная среда также обладает большой мерой сложности, поскольку имеет несколько уровней – от федерального, регионального до основного своего первоэлемента - образовательной среды конкретного учебного заведения и класса/группы. Образовательная среда также создается индивидом, поскольку каждый развивается сообразно своим индивидуальным особенностям и создает свое собственное пространство вхождения в историю и культуру, свое видение ценностей и приоритетов познания.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС – совокупность обучающего, воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.

ОБЩАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ – это комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций, творческих успехов), который позволяет личности жить в гармонии с общечеловеческой и национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности.

ОГРАНИЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЗДОРОВЬЯ – любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную или иную деятельность и препятствующие получению образования без создания специальных условий, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией.

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ООП) ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание, целевые ориентиры), организационно-педагогических условий и иных компонентов, самостоятельно разрабатываемый и утверждаемый организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ – индивидуальные потребности конкретного обучающегося, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования.

ОТКРЫТОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования, способствующий качественным изменениям в деятельности ДОО. Выражается в переходе организаций в режим открытости (открытости к жизни, миру, культуре, природе, сфере социальных действий, другим людям, открытость для различных убеждений, диалога, межличностного и межгруппового общения) и исследования новых качественных изменений соответствующих насущным потребностям детей, родителей, педагогов.

ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ (образовательные отношения) – совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.

П

ПАРТНЕРСТВО (англ. partnership; нем. Partnerschaft) – совместная деятельность, основанная на равных правах и обязанностях, направленная на достижение общей цели.

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами (В.П. Беспалько).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ – это целенаправленно созданная обстановка (среда), в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность психологических и педагогических факторов (отношений, средств и т.д.), позволяющих педагогу эффективно осуществлять воспитательную или учебную работу.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ – связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.

ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ПООП) – учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

ПРИСМОТР И УХОД – комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ – способность к сознательной целенаправленности поведения и деятельности на основе опережающего психического отражения. Произвольность поведения – способность отказаться при необходимости от того, что непосредственно привлекает, и действовать в соответствии с заранее поставленной целью.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – новообразование            субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ – опредмеченные в деятельности компетентности работника; круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав.

Р

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

РАЗВИТИЕ – 1) необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов; 2) процесс качественной смены норм мышления и деятельности, переход от одних, менее совершенных социокультурных форм, к другим, более совершенным 3) сложный неравномерный процесс поэтапного созревания и постепенного усложнения личности и ее психических функций. Движущими силами развития личности являются противоречия, которые возникают между возрастающими потребностями ребенка и возможностью их удовлетворения.

РАЗНООБРАЗИЕ ДЕТСТВА – многообразие вариантов протекания периода дошкольного детства, определяемое индивидуальными особенностями самих детей, включая их психофизиологические особенности, в том числе ограниченные возможности здоровья, а также индивидуальными особенностями и возможностями их родителей (законных представителей), социокультурными, региональными, национальными, языковыми, религиозными, экономическими и другими особенностями.

РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ – совокупный итог, объективное изменение ситуации в обществе и образовании, в качествах и свойствах личности, в среде, в динамике собственного развития, сопряженные с целью деятельности учреждения; это степень удовлетворенности участников совместной деятельности (детей, родителей, сотрудников и др.).

РЕФЛЕКСИЯ – обращение назад, отражение; анализ собственных действий и состояний; осознание себя в собственной деятельности.

С

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ – свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ – деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.

САМОЦЕННОСТЬ ДЕТСТВА – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ – сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в первую очередь, взрослыми и другими детьми.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis - общественный) – процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация  включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ – способность понимать намерения, чувства и эмоциональное состояние человека по вербальным (словесным) и невербальным проявлениям.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ – регулятивы нормативного поведения. В связи с тем, что в культурном пространстве могут одновременно существовать разнородные и противоречащие друг другу регулятивы, их выполнение может порождать разные формы поведения. Во всякой культуре одни формы поведения представляются «нормальными», общепринятыми, ожидаемыми, другие же рассматриваются как «ненормальные», отклоняющиеся от общепринятых стандартов. Поведение первого рода называют нормативным, а второго – отклоняющимся, или девиантным.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

СУБЪЕКТ – человек на высшем уровне активности (практической деятельности, общения, поведения, познания, созерцание и других видов специфически человеческой активности).
Субъект образования – не просто исполнитель, а автор своей деятельности. Важнейшая характеристика образования состоит в возможности для личности в образовательном процессе встать в субъектную позицию

Т

ТВОРЧЕСТВО – 1) деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее; 2) создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других; 3) процесс создания субъективных ценностей.

У

УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

УЧАСТНИКИ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ – участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.

Ц

ЦЕЛОСТНАЯ КАРТИНА МИРА – совокупность результатов познавательной деятельности человека. В процессе познания окружающего мира результаты познания отражаются и закрепляются в сознании человека в виде знаний, умений, навыков, типов поведения и общения.
«Картину мира» принято рассматривать как систему «пространств», отражающие смысловые отношения субъекта с миром:
- «физическое пространство» отношений к окружающей природной и рукотворной среде;
- «социальное пространство» отношений к другим людям;
- «моральное пространство» норм и ценностей;
- «личностное пространство» отношений к себе.

Э

ЭМПАТИЯ – постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия.

Литература

  1. Большая советская энциклопедия: В 30 т. – М.: «Советская энциклопедия», 1969.-1978.
  2. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.
  3. Крылова, Н.Б. Развитие культурологического похода в современной педагогике/ Личность в социокультурном измерении: история и современность»/ – М.: «Индрик», 2007. – 416 с.
  4. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.
  5. Психология развития. Словарь / Под ред. А.Л. Венгера. - М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.
  6. Психология: словарь под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского А. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
  7. Толковый словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. - М.: Издательство «Азъ», 1992. – Т. 1-4.
  8. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  9. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: ЦФКЛ РАО, 1997. – 212 с