Кафедра дошкольного образования

Межмуниципальный семинар (вебинар)
из цикла «Эффективные практики реализации ФГОС ДО» по теме «Совершенствуем качество развивающей предметно-пространственной среды в детском саду: средовые решения для поддержки детской активности, самостоятельности, инициативности»

(опыт работы МДОУ детские сады № 30, 93, 150, г. Ярославль)

 27 апреля 2023 года

Организатор: кафедра дошкольного образования

Модераторы:

  • Захарова Татьяна Николаевна, заведующий кафедрой дошкольного образования ГАУ ДПО ЯО ИРО, к.п.н, доцент;
  • Филиппенко Елена Владимировна,  методист кафедры дошкольного образования ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования»

Спикеры:

  • МДОУ «Детский сад №93» (г. Ярославль):

Макшева Елена Викторовна, старший воспитатель;

Совина Любовь Алексеевна – старший воспитатель;

Куликова Яна Юрьевна, воспитатель;

Ефимова Екатерина Александровна – воспитатель,

Пташинская Мария Владимировна – воспитатель.

  • МДОУ «Детский сад №30» (г. Ярославль)

Зашибина Ольга Сергеевна, воспитатель

       • МДОУ «Детский сад №150» (г. Ярославль)

Попутьева Екатерина Александровна – старший воспитатель,

Лебедева Наталия Евгеньевна - воспитатель,

Тютина Наталья Сергеевна – воспитатель.

В вебинаре приняли участие более 50 педагогов дошкольного образования из  разных муниципальных районов Ярославской области. Тема встречи заинтересовала заведующих, старших воспитателей, воспитателей и специалистов ДОО региона, а также методистов муниципальных методических служб.

Были представлены практики организации различных сред в дошкольных образовательных организациях:

  1. образовательного модуля: «НАУСТИМ» - цифровая интерактивная развивающая среда для познавательного развития и инженерно-технического творчества дошкольников;
  2. пространства помещения группы детского сада;
  3. вне группового пространства в детском саду.

Первая часть встречи была посвящена вопросу насыщения РППС современным (в том числе цифровым) оборудованием, и способов его применения в ДОО для развития технического творчества старших дошкольников (опыт МДОУ №93, г. Ярославль).

Академия Наураши. «Цифровая STEAM-лаборатория» - одно из новых решений организации среды в детском саду. Образовательный модуль включает в себя «Азбуку робототехники», «Курс логики базовый», «Мультимедийную лабораторию», Блоки «Физика» и «Мультипликация».

В выступлении Е.В. Макшевой были представлены  общие подходы к использованию данного образовательного модуля в детском саду; Я.Ю. Куликова рассказало о содержании  учебно-методического комплекта «Азбука робототехники», представила варианты практики по использованию конструкторов в игровой деятельности детей («Как роботы цветок рисовали»);  Л.А.Совина ознакомила участников вебинара с содержанием комплекта «Курс логики», предложила вниманию пошаговую  модель введения в практическую деятельность детского сада данного модуля;  Е.А. Ефимова дала подробную информацию о блоке «Физика» и организации исследовательской деятельности детей с помощью оборудования комплекта; представила пример освоения детьми курса по электроприборам и составления ими совместно с воспитателем прообраза интеллект-карты;  Пташинская М.В. показала развивающие возможности Мультипликационная 3D-лаборатория и примеры созданных детьми мульфильмов («Кот-бабочка» и «Покорение Луны»).

Участниками вебинара были заданы вопросы о доступности оборудования детям в свободной деятельности, а также о способах поддержки детской инициативы в организованной и свободной деятельности детей с использованием представленного оборудования.

Во второй  части вебинара Зашибина О.С. (МДОУ №30, г. Ярославль) показала опыт внедрения в РППС ДОО практик совместного  создания среды взрослыми и детьми. Тема ее выступления  «Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду для детей, педагогов и родителей».

Были представлены примеры организации окружающего пространства группы и участка  для поддержки детской игровой активности.  Участники вебинара имели возможность увидеть конкретные способы реализации подхода, при котором в среде присутствуют «детские следы». «голос ребенка», детский дизайн; используются различные средства коммуникации; создаются  микро-среды детьми группы для удовлетворения их интересов, воплощения целей и замыслов. В работу по совершенствованию пространства детского развития включены и родители воспитанников.

В третьей части вебинара был представлен опыт МДОУ №150 по организации вне группового пространства в детском саду. Видеоролик  «Территория детства. «Говорящая раздевалка»» вызвал живой интерес у участников вебинара. На вопросы по организации такого пространства отвечали: Лебедева Наталия Евгеньевна - воспитатель, Попутьева Екатерина Александровна – старший воспитатель, Тютина Наталья Сергеевна – воспитатель данной образовательной организации.

Материалы вебинара:

Макшева Е.В. «Удивительные приключения Наураши в детском саду». Использование технологий парциальной образовательной программы «Наустим» в проектировании развивающей среды детского сада и организации педагогической деятельности

Зашибина О.С. «Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду для детей, педагогов и родителей»

Материалы МДОУ «Детский сад №150», г. Ярославль «Территория детства. «Говорящая раздевалка»»