Центр организационно-методической и издательско-просветительской деятельности

Редакционно-издательский отдел

С марта по июль 2013 г. в редакционно-издательском отделе вышли новые издания: 

1. Сетевое взаимодействие по освоению и внедрению развивающего образования в практику ДОУ [Текст]: методические рекомендации / Е. В. Коточигова, Т. Н. Захарова, Л. П. Сергеева, Г. В. Сергеева – Ярославль, ГОАУ ЯО ИРО, 2013. – 51 с.
В сборнике раскрываются особенности организации инновационной деятельности в дошкольном учреждении в условиях его участия в сетевом сообществе, обобщается опыт работы базовой площадки ГОАУ ЯО ИРО по данной тематике, раскрываются ведущие понятия «развивающее образование», «сетевое взаимодействие» и др.
Представлено теоретическое обоснование организации работы дошкольного образовательного учреждения по заявленной теме; анализируются концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования «Тропинки» (В. Т. Кудрявцев); описывается опыт работы сетевого сообщества педагогов дошкольных учреждений Ярославской области.
Материалы методических рекомендаций предназначены для руководителей, педагогов, специалистов детских садов, учреждений дополнительного образования, организующих инновационную деятельность и находящихся в поиске новых возможностей и ресурсов для расширения информационно-образовательного пространства учреждений развития и воспитания детей. 

2. Коточигова, Е. В., Жихарева, Ю. Н. Психолого-педагогическая диагностика детской одаренности [Текст]: учебно-методическое пособие / Е. В Коточигова, Ю. Н. Жихарева – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2013. – 56 с.
Настоящий сборник адресован педагогам, работающим в системе дошкольного и начального образования.
Пособие знакомит читателя с идеями психолого-педагогической диагностики детской одаренности, ее предметом, задачами, методами, принципами.
Центральное место отведено освоению диагностической компетентности педагогов – практиков. Авторы отдают себе отчет в сложности и непроторенности маршрута, по которому должен будет пройти воспитатель ДОУ, учитель начальных классов. А значит, не исключены отдельные сбои, порой поверхностное освоение выбранного материала. Однако формирование диагностической компетентности, особенно в работе с одаренными детьми – есть требование настоящего времени.
Использование инструментария, приведенного в пособии, поможет педагогам и воспитателям выработать оптимальный подход и систематизировать работу по реализации творческого и личностного потенциала детей с признаками одаренности.
Авторы будут благодарны читателям за вопросы и советы по улучшению пособия.

3. Соловьева, М. А. Региональный проект «Учёный – учебник – учитель – ученик : апробация новых УМК по литературе и русскому языку» : практическое пособие для учителя / под общей редакцией Н. В. Чекановой. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2013. – 16 с.
Региональный проект «Учёный – учебник – учитель – ученик: апробация новых УМК по литературе и русскому языку» включает в себя содержание, формы, методы нормативного, финансового, кадрового, методического сопровождения площадок по апробации учебников предметных линий.
Практическое пособие содержит пример проекта, действующего в течение пяти лет и направленного на сопровождение инновационной деятельности учителя, образовательного учреждения. Содержание проекта отражает опыт практической инновационной деятельности кафедры гуманитарных дисциплин института развития образования и образовательных учреждений Ярославской области.
Пособие предназначено для методистов, учителей-словесников, заместителей директоров ОУ, руководителей методических объединений учителей-словесников. 

4. Формирование универсальных учебных действий на уроке литературы: методическое пособие для учителя [Текст] / составители М. А. Соловьева, Е. В. Синотина; под общ. ред. А. Н. Смирновой. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2013. – 36 с.
Работа по введению ФГОС в практику образовательного процесса требует от учителя новых специальных знаний и умений.
Представленное пособие содержит научно-методические материалы по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроке литературы в основной школе».
Пособие предназначено для учителей-словесников, заместителей директоров ОУ, курирующих преподавание предмета «Литература», руководителей методических объединений учителей-словесников. 

5. Преемственность в преподавании литературы как главное условие реализации ФГОС: методическое пособие для учителя / сост. М. А. Соловьева, Е. В. Синотина, Е. К. Белоусова; под общ. ред. А. Н. Смирновой. – Ярославль : ГОАУ ЯО ИРО, 2013. – 43 с.
Работа по введению ФГОС в практику основной школы требует от учителя новых специальных знаний и умений.
Представленное пособие содержит научно-методические материалы по проектированию и анализу урока литературного чтения в начальной школе с учётом требований ФГОС. Изучение образовательных технологий, структуры урока и учебных заданий, используемых на уроке в начальной школе, поможет учителю литературы обеспечить преемственность и непрерывность образовательного процесса по литературе в основной школе.
Пособие предназначено для учителей-словесников, заместителей директоров ОУ, курирующих преподавание предмета «Литература», руководителей методических объединений учителей-словесников и учителей начальной школы. 

6. Соловьёва М. А. Имя поэта, писателя в культурной жизни Ярославской области. Материалы регионального проекта: практическое пособие для учителя / под общ. ред. Н. В. Чекановой. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2013. – 28 с.
Региональный проект «Имя поэта, писателя в культурной жизни Ярославской области» включает в себя содержание, формы, методы организации деятельности учителей по изучению литературного краеведения и отражает опыт работы кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО по обобщению и распространению педагогического опыта освоения регионального содержания в практике словесника.
Практическое пособие содержит пример проекта, действующего на кафедре гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО с 2008 года и имеющего большие перспективы развития. Содержание проекта раскрывает гуманитарные возможности в организации урочной и внеурочной деятельности по литературе, что особенно актуально в условиях введения ФГОС ООО.
Пособие предназначено для методистов, учителей-словесников, учителей других дисциплин и всех тех, кто интересуется вопросами литературного краеведения. 

7. Современный урок литературы : методическое пособие для учителя [Текст] / составители М. А. Соловьева, Е. В. Синотина; под общ. ред. А. Н. Смирновой. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2013. – 44 с.
Работа по введению ФГОС в практику основной школы требует от учителя новых специальных знаний и умений.
Представленное пособие содержит научно-методические материалы по проектированию и анализу урока литературы в основной школе с учётом требований ФГОС.
Пособие предназначено для учителей-словесников, заместителей директоров ОУ, курирующих преподавание предмета «Литература», руководителей методических объединений учителей-словесников. 

8. Организация современной образовательной среды в ДОУ [Текст] : в 2 ч. методические рекомендации / Е. В. Коточигова, Т. Н. Захарова, Л. П. Сергеева, Г. В. Сергеева. – Ярославль : ГОАУ ЯО ИРО, 2013. – Ч. 1. – 88 с., Ч. 2 – 84.с.
В методических рекомендациях рассматриваются особенности организации образовательной среды в дошкольном учреждении в условиях реализации новых требований к учебно-материальному обеспечению воспитательно-образовательного процесса, подробно комментируются наиболее значимые аспекты и положения Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. № 2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Раскрываются понятие «образовательная среда», ее компоненты, сущность ведущих принципов построения, особенности проектирования.
Часть 2 методических рекомендаций включает в себя перечень основных нормативных документов, регламентирующих деятельность детских садов в вопросах организации современной образовательной среды, предложен примерный перечень игрушек и пособий для разных возрастных групп.
Материалы пособия предназначены для руководителей, педагогов, специалистов детских садов, которые организуют образовательную среду ДОУ, ищут возможности для ее совершенствования, резервы амплификации детского развития на разных этапах дошкольного детства. 

9. Бородкина Н. В., Тихомирова О. В. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования: часть, формируемая участниками образовательного процесса [Текст]: методические рекомендации к разработке/ Н. В Бородкина, О. В. Тихомирова – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2013. – 60 с.
В данном пособии предлагаются общие подходы к разработке вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, раскрываются ее примерные структура и содержание, которое отбирается педагогами в соответствии со статусом образовательного учреждения, приводятся примеры оформления.
Методические рекомендации содержат материалы из опыта проектирования основных общеобразовательных программ педагогами дошкольных образовательных учреждений Ярославской области.
Пособие адресовано специалистам муниципальных методических служб, дошкольных образовательных учреждений, а также педагогам образовательных комплексов «Начальная школа – детский сад» и является третьим выпуском серии «Работаем по новым стандартам». 

10. Подходы к составлению рабочих программ для подготовительного класса специальной (коррекционной) школы VIII вида: методические рекомендации / Г. В. Отрошко, С. Н. Курзакова – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2013. – 112 с.
Настоящие методические рекомендации предназначены для учителей, работающих с детьми с нарушениями интеллекта в школе (классе-группе) VIII вида, рекомендации могут быть полезны учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений коррекционной направленности, администрации специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, широкому кругу специалистов и родителей, заинтересованных в подготовке детей с нарушениями интеллекта к обучению.
Авторы выражают искреннюю признательность за помощь в работе над настоящим изданием доценту кафедры специальной (коррекционной) педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО М. В. Чистяковой, а также рецензентам: учителю-дефектологу высшей квалификационной категории, заместителю директора СКОШИ № 1 VIII вида г. Ярославля Т. Б. Толстиковой, директору СКОШ № 38 г. Ярославля, чьи замечания были учтены и с благодарностью приняты, Е. Г. Кисловой. 

11. Посысоев Н. Н., Отрошко Г. В., Червякова Е.С. Работа учителя-логопеда ДОУ с родителями детей, имеющих речевые нарушения: методическое пособие. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2013. – 68 с.
Методическое пособие предназначено для учителей-логопедов, работающих с детьми с нарушениями речи в ДОУ (группе) компенсирующего вида, дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида, может быть полезно учителям-дефектологам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений коррекционной направленности, широкому кругу специалистов и родителей. Пособие содержит несколько разделов. Раздел «Организация коррекционно-развивающей среды для детей с речевыми нарушениями в условиях семьи» разработан к.псх.н. Н. Н. Посысоевым, разделы «Организационные формы работы с родителями детей с речевыми патологиями в ДОУ» и «Материалы для родительских собраний и консультативной работы учителя-логопеда с родителями» старшим преподавателем ГОАУ ЯО ИРО Г. В. Отрошко, раздел «В речевой уголок ДОУ (информация для родителей)» составлен старшим преподавателем ГОАУ ЯО ИРО Е. С Червяковой. 

12. Кувакина Е. В., Новикова Н. Н., Интерактивная доска ActivBoard. ПО ActivInspire и система интерактивного тестирования : практическое пособие. Часть 1. Основы работы. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2013. – 72 с.
Разработанное практическое пособие предназначено для тьюторов в области интерактивных средств обучения, но будет полезно и всем тем учителям, которые используют или планируют использовать интерактивную доску ActivBoard c ПО ActivInspire (Версия 1.6) и систему интерактивного тестирования с использованием устройств голосования ActivExpression 2 в своей профессиональной деятельности. 
К пособию прилагается компакт-диск с электронными материалами, примерами заданий, реализованных с помощью различных инструментов и функций интерактивной доски и системы тестирования, которые конкретизируют и дополняют материалы печатного пособия. 

13. Вестник ИРО [Текст] : научно-методич. журн. – Ярославль, 2013 №1 (11). 

14. Сборник практических работ по биологии (основная школа) / под ред. И. П. Комаровой, Т. В. Немцевой. – Ярославль : ГОАУ ЯО ИРО, 2013. – 68 с.
В работе представлены практикумы по естествознанию, ботанике, зоологии и физиологии человека.
В первую часть вошли теоретические материалы по методам биологических исследований. Вторая часть сборника включает практические работы, созданные коллективом педагогов школ г. Ярославля и области, возглавляемым сотрудником кафедры естественно-математических дисциплин ИРО ст. преподавателем по биологии Т. В. Немцевой и доцентом кафедры зоологии и методики ЯрГУ им. Демидова И. П. Комаровой.
Данные материалы представляют интерес для учителей общеобразовательных школ и педагогов дополнительного образования, занимающихся организацией практической деятельности обучающихся. 

15. Рожков М. И., Андрамонова И. М. История России-моя история: методическое пособие. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2012. – 25 с.
В пособии представлены рекомендации по проведению Урока России в школах Ярославской области первого сентября 2012 года, посвященного объявленному в нашей стране году истории. Оно является продолжением серии «Уроки социального выбора», выпускаемой по заказу департамента образования Ярославской области. Содержит методические рекомендации по формированию интереса к изучению истории нашей страны, воспитанию гражданской идентичности и патриотизма у детей и подростков.
В конспекты классных часов включены отрывки известных литературных произведений, авторские сочинения, предложены методы и технологические приемы по их обсуждению с учащимися разного возраста.
Данное пособие предназначено для учителей начальных классов, классных руководителей средних и старших классов, организаторов воспитательной работы в общеобразовательной школе, для педагогов дополнительного образования. 

16. Харитонова, Л.А., Чеканова, Н.В. Конституции Российской Федерации 20 лет: методическое пособие для учителя. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2013. – 72 с. 
В методическом пособии представлены разработки уроков, посвященных 20-летию Российской Конституции. Уроки разработаны с учетом возрастных особенностей обучающихся, снабжены необходимыми схемами, таблицами, дополнительными информационно-методическими материалами, которые может использовать учитель для подготовки к занятию.
Методическое пособие предназначено для учителей начальной, основной и старшей школы, классных руководителей, организаторов воспитательной работы в общеобразовательной школе, педагогов дополнительного образования. 
Скачать методическое пособие

Скачать презентации к уроку первая, вторая

 


С материалами данных пособий можно ознакомиться в муниципальных методических службах, библиотеке ГОАУ ЯО ИРО (32-16-52), а также приобрести в редакционно-издательском отделе ИРО (21-94-25).