Методический арсенал педагога дополнительного образования
Региональное методическое объединение специалистов дополнительного образования Ярославской области завершило работу 2022 года очным практикумом.
Какой образ вызывает слово «арсенал»? А если добавить «методический»? Одно из первых значений арсенала – мастерская оружия. А слово «методический» вызывает ассоциацию с последовательным, строгим порядком, установленными правилами. Правила изготовления педагогического «вооружения» - это интересный парафраз профессионального словосочетания.
Такая мастерская открылась 17 января в Центре детей и юношества. Светлана Валентиновна Маслова, наставник с 40-летним стажем, призналась, что ей непросто было отобрать материал, охватывающий весь огромный перечень педагогических средств, которыми может пользоваться педагог дополнительного образования. С.В. Маслова предложила часто обращаться к текстам основных нормативно-правовых актов сферы образования и разрабатывать локальные акты для закрепления отбора норм организации образовательного процесса с учетом специфики организации. Тогда педагогическому работнику будет легко соблюдать федеральные требования при составлении и реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Одно из главных умений педагога – проектирование учебного занятия. «Лучше один раз увидеть!» - так решили организаторы, методисты Центра детей и юношества Е.В. Буланова и С.Е. Сафонова, и продемонстрировали фрагмент занятия, после чего участники командой должны были ответить на обычные повседневные вопросы: какие методы организации познавательной деятельности были использованы? какие приёмы стимулирования и активизации деятельности учащихся применил педагог? Какую педагогическую ситуацию пришлось разрешить наставнику на видео и какие решения вы предложите?
Методический арсенал как туристическая экипировка, в том числе в виде «карты» дополнительной общеразвивающей программы, - такой образ продемонстрировала старший методист ГОУ ДО ЯО ЯРИОЦ «Новая школа» Елена Сергеевна Сергеева. Она рассказала о той части методического «багажа», которую составляет программно-методическое обеспечение. Благодаря групповой работе педагоги обнаружили, что методическое обеспечение проникает не только в одноимённый раздел программы, но и в другие её части: актуальность программы, её отличительные особенности, задачи и формы аттестации, методы отслеживания результатов, дидактические материалы и все приложения с контрольно-измерительными и информационными материалами. Конечно, и содержание программы, особенно описание практической деятельности, наполнено методическими формами, методами, приёмами, технологиями и другими средствами достижения результатов обучающимися.
Арсенал растёт, как склад (еще одно значение слова), с опытом педагога и его систематизация представляет большое значение. В этом помогает грамотное наполнение учебно-методического комплекса.
Как любое современное методическое занятие, семинар завершился рефлексивной частью. Участники из школ, детских садов, учреждений дополнительного образования г. Ярославля и Ярославского района назвали мероприятие образцовым, очень содержательным, системным. Организаторы поделились всеми разработками, которые подготовили для очной встречи и пригласили на новые дела РМО ДОД Ярославской области.