17 октября 2022 года в 14.30. в рамках ППК «Актуальные вопросы развития региональной системы образования» для учителей химии состоялся вебинар «Типичные ошибки выпускников 11 класса на ЕГЭ-2022 года по химии и способы их устранения». В работе вебинара приняли участие из пяти муниципальных образовании области: г. Ярославль, г. Рыбинск и Рыбинский МР, Первомайский МР, г. Гаврилов-Ям, г. Переслаль-Залесский, Ярославский МР, Некрасовский МР.
Старший преподаватель кафедры общего образования ГАУ ДПО ЯО ИРО Горшкова Н.Н. познакомила педагогов с материалами статистико-аналитического отчета ЦОККО о результатах ГИА по образовательным программам СОО по химии в 2022 году в Ярославской области: количеством участников ЕГЭ по химии, динамикой результатов за последние три года. Лектором были проанализированы особенности содержания КИМов ЕГЭ-2022, ошибки выпускников в заданиях базового, повышенного и высокого уровня сложности, выявлены элементы содержания курса химии средней школы, усвоенные на недостаточном уровне.
В ходе вебинара был проведен детальный разбор заданий, вызвавших наибольшие затруднения. Внимание педагогов было обращено на проверяемые умения, приведены примеры работ учащихся с указанием ошибок в выполнении и оформлении заданий.
Приведенные данные свидетельствуют о недостаточном уровне владения выпускниками 11 класса не только предметными, но и метапредметными умениями, среди них: анализ и синтез информации, установление причинно-следственных связей, построение логических рассуждений.
Было отмечено, что особые трудности у выпускников вызвало задание №33 - комбинированная расчетная задача. Процент выполнения его стал самым низким за последние годы – всего 7 %. Выпускники неграмотно записывали данные, извлеченные из условия задания, не понимали логики расчетов, испытывали затруднения в применении математического аппарата при решении задачи, при составлении различных типов математических уравнений, совершали ошибки в расчетах, что свидетельствует о недостаточном уровне математической подготовки.
Педагоги отметили, что на уровне подготовленности выпускников 11 классов в 2021- 2022 уч. году не могли не сказаться ограничения, введенные в связи с эпидемией COVID-19, отсутствие опыта сдачи ОГЭ по химии. В течение двух лет учащиеся были лишены возможности заниматься в кабинете химии, что не могло не отразиться на уровне развития их экспериментальных и практических умений, проверяемых в ходе экзамена.
В ходе вебинара педагогам были даны методические рекомендации по подготовке выпускников к ЕГЭ-2023, рекомендации по устранению типичных ошибок, совершенствованию преподавания предмета в целом, что будет способствовать повышению качества сдачи ЕГЭ.