10 сентября 2013 года на базе ГОАУ ЯО ИРО прошел семинар для участников конкурса образовательных учреждений, работающих в сложных социальных контекстах. В семинаре приняли участие руководители образовательных учреждений, а так же представители методических служб и органов управления образованием Ярославля, Переславля-Залесского, Данилова, а так же Ярославского, Тутаевского, Угличского, Большесельского, Рыбинского, Пошехонского, Первомайского, Некоузского, Переславского и Борисоглебского муниципальных районов. В работе семинара принимали участие более 30 человек.
Начальник информационно-аналитического отдела Департамента образования Ярославской области Алевтина Валентиновна Репина во вступительном слове акцентировала внимание собравшихся на истории реализации проекта «Школы, работающие в сложных социальных контекстах» в Ярославской области, а так же на важности его функционирования и важности сотрудничества в рамках его реализации. Так же внимание было акцентировано на положительном опыте г. Тутаева. А.В. Репина отметила наличие в регионе системы и опыта работы со школами, работающими в сложных социальных контекстах.
Начальник отдела мониторинга и анализа ГУ ЯО Центр оценки и контроля качества образования Владимир Юрьевич Горшков в своем докладе рассказал о системе исследований проблематики разрыва между результатами работы «сильных» и «слабых» школ. В качестве основного показателя развития образования в регионе, В.Ю. Горшков отметил децильный коэффициент – соотношение 10% школ с наиболее высокими образовательными результатами и 10% школ с наиболее низкими результатами.
Проведенные Отделом исследования позволили установить ряд факторов, влияющих на величину такого разрыва. К ним относятся факторы системы образования и социальные факторы. Последние, в свою очередь, делятся на ошибочные стратегические решения, принятые в прошлом и собственно социальные факторы. В качестве примеров собственно социальных факторов были приведены район, где компактно проживают мигранты; район, считающийся криминальным; территориально отделенный район и район с ограниченной транспортной доступностью.
В качестве путей улучшения ситуации, докладчик предложил проведение тщательного анализа факторов по каждому отдельно взятому образовательному учреждению (он могут отличаться от обозначенных выше); попытки что-либо сделать в социальном плане (транспорт, освещение на улицах, и т.д.) и улучшение ситуации за счет факторов системы образования (управление образовательным учреждением; улучшение качества образования, повышение профессионального мастерства, и др.). В итоге может быть сформировано понимание того, что можно делать в отношении школ, показывающих низкие образовательные результаты, а так же того, как свести к минимуму негативно влияющие на социальный контекст факторы.
Научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Геннадьевна Груничева представила информацию о функционировании проекта «Школы, работающие в сложных социальных контекстах» в России, а так ж привела данные работы аналогичных проектов за рубежом, в частности – в Великобритании. Внимание было акцентировано на несостоявшейся программе поддержки образовательных учреждений – лидеров, которые смогли бы улучшить показатели отстающих учреждений и на переходе к программе поддержки именно отстающих школ.
В качестве ключевой проблемы была отмечена проблема сокращения неравенства и социальных лифтов. Основные варианты сокращения неравенства И.Г. Груничева видит в институциональных преобразованиях, программах, направленных на расширение образовательных возможностей для отдельных групп обучающихся и в программах, направленных на выравнивание результатов в школах, работающих в разных социальных контекстах.
Докладчиком так же были перечислены модели программ сглаживания неравенства:
- Модель выбора и конкуренции, которая используется в США и Великобритании. В ходе реализации данной модели, образовательное учреждение получает только финансовую поддержку, а сможет оно выйти из сложного социального контекста или нет – зависит от самого учреждения.
- Модель стандартов и отчетности, используемая в английском Уэльсе, заключается в постоянном инспектировании образовательных учреждений.
- Модель сотрудничества, основанная на организационном взаимодействии, используется в России.
Любая из обозначенных моделей представляется как совокупность значимых элементов:
- Идентификация школ
- Конкретизация образовательных результатов (если в России используются результаты ЕГЭ, то в Англии и Америке – социальное благополучие школы) и составление на их основе своего рода рейтингов
- Региональное и дополнительное целевое финансирование программ улучшений
- Подготовка / подбор руководителей – лидеров, а так же привлечение наиболее квалифицированных педагогов
- Программы повышения квалификации, основанные на индивидуальных учебных планах профессионального развития учителей
- Партнерство со школами – лидерами, успешными в аналогичных направлениях
- Вовлечение семей и местного сообщества. Этот элемент, по мнению докладчика, является самым важным.
И.Г. Груничева привела пример функционирования систем улучшения в Англии. В этой стране, при построении программ улучшений важна ориентация на детей; чтобы каждый ребенок мог быть успешным и понимал основные моменты образовательного процесса (я учусь для того, чтобы….; меня оценивают по такой-то системе…; и т.д.). Так же в Великобритании ставка делается на учителей и родителей. Остальное, по словам докладчика, вторично. И, конечно, важно инвестирование капитала (как денежного, так и человеческого), а так же профессиональное сотрудничество учителей (ситуация, в которой учитель может являться для своего коллеги тренером в одном вопросе, а коллега для него – в другом). Наконец, директора в Соединенном Королевстве 70% своего времени тратят на управление учителями и их развитием (что говорит о важности повышения качества работы педагогов, как одного из важных элементов перехода в эффективный режим работы), а так же на улучшение качества образовательной программы. Директор в английской школе – в первую очередь ЛИДЕР.
В докладе так же обозначены характеристики школ, показывающих низкие образовательные результаты. По данным исследований ВШЭ, данные характеристики одинаковы для российских и западных школ:
- Низкий уровень ожиданий;
- Низкий уровень коммуникаций;
- Ощущение изоляции и неспособности к изменениям в коллективе;
- Низкий уровень доверия;
- Низкий уровень управления;
- Недостаток профессионального сотрудничества педагогов;
- Низкий уровень взаимоотношений;
- Акцент большей части внимания на поведении, нежели на успеваемости.
Ключевая стратегия импрувмента заключается в улучшении результатов учеников, которое потребует от учителей изменений их преподавательских практик. Главное, чтобы учителя были готовы обучаться.
Наконец, И.Г. Груничева отметила, что для того, чтобы наращивание потенциала образовательных учреждений не было уязвимым, нужно оценить готовность образовательных учреждений к изменениям; определить барьеры и возможности их преодоления, а так же продумать, как можно обеспечить устойчивость новых инициатив.
В заключение семинара, руководитель Центра развития инновационной инфраструктуры С.М. Полищук подвела итоги встречи и представила участникам информацию о конкурсе общеобразовательных учреждений, работающих в сложном социальном контексте на лучшую программу в эффективный режим работы. Участникам семинара было предложено определиться с тематикой необходимых в ходе подготовки к конкурсу консультаций.